ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
100
Ai+i — 2 /4х;і(1 qx —z x)
■— в отношении численности и как f 100
A t + l — S .4 X(' l ( l qx Zx) • Rx;t
X
—в отношении суммы выплат.
Эти показатели означают размер выплат в каждом последую
щем году. Это и есть прогнозируемые величины в отношении пен сионеров по старости.
При расчете перспективной численности инвалидов и соответ ствующих выплат в качестве исходных величин служат другие показатели (отдельно для мужчин и женщин): число инвалидов в возрасте х лет в /-м году соответствующие средние пенсии по инвалидности в базисном году Rx\ вероятности выбытия из группы инвалидов вследствие смерти, перехода в активную группу или вследствие выезда за границу aXit- На основе этих показателей осуществляется прогноз численности инвалидов и соответствующих выплат согласно рассмотренной схеме.
Все расчеты осуществляются с учетом возможного перехода пенсий по инвалидности в пенсии по старости и с учетом изменения групп инвалидности. Рассмотренная методика может быть приме
нена и у нас. |
прогнозные расчеты необ |
|
В заключение следует указать, что |
||
ходимы в настоящее время не только с |
точки зрения |
развития и |
улучшения функционирования системы |
социального |
страхования |
и обеспечения, но и с точки зрения ее увязки с трудовыми ресур сами, со статистикой труда.
Г Л А В А 11
СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИИ
§ 1. Статистика финансов промышленных предприятий изуча ет сложный комплекс вопросов, связанных с конечными результа тами хозяйственной деятельности предприятий. Эти результаты отражаются в доходах предприятий, состоянии платежных и рас четных взаимоотношений предприятий с поставщиками и покупа телями, банками и финансовыми органами, в образовании и ис пользовании поощрительных фондов, эффективности использова ния фондов и амортизационных отчислений. Статистика не только характеризует выполнение планов по отдельным финансовым по казателям, но и позволяет проникнуть в глубь происходящих про цессов, вскрыть имеющиеся резервы и наметить перспективу.
Для экономико-статистического исследования и рационального управления показатели финансов промышленного предприятия должны быть тесно увязаны с показателями производства. Важ нейшее требование советской финансовой статистики — обеспече ние единства системы показателей отчетности и показателей пла нов предприятий и всего народного хозяйства.
Среди показателей, утверждаемых предприятиям в настоящее ' время, важнейшее место занимает объем реализованной продук ции. Введение этого показателя в практику вызвано следующими обстоятельствами. Полный цикл воспроизводства завершается тогда, когда за произведенный и проданный товар поступают сред ства на расчетный счет производителя. Тем самым подчеркивается, что в процессе воспроизводства завершающим этапом является реализация продукции, а не сдача изделий на склад. Превращение товарной формы результатов труда в денежную имеет особенно важное значение не только потому, что реализация является необ ходимой стадией в процессе воспроизводства, но и потому, что она является подтверждением соответствия произведенного товара требованиям конкретного потребителя.
В объем реализованной продукции включается реализованная товарная продукция, т. е. стоимость готовых изделий, полуфабри катов, продукции вспомогательных цехов, произведенных и реали зованных на сторону, а также своему капитальному строительству
и |
непромышленным |
хозяйствам своего предприятия |
Кроме |
этого, |
в |
объем реализации, |
как и в товарную продукцию, |
входит |
стои |
мость реализованных работ промышленного характера, выполнен ных как по заказам со стороны, так и по заказам непромышленных
202
хозяйств и организаций своего предприятия, стоимость капиталь ного и среднего ремонта своего оборудования и транспортных средств, проведенного за счет средств амортизации.
Необходимо подчеркнуть, что реализованной продукцией мо жет быть только товарная продукция, являющаяся результатом промышленно-производственной деятельности данного предприя тия. Реализованные материальные ценности (сырье и др.), не яв ляющиеся результатом производственной деятельности данного предприятия, в состав произведенной данным предприятием товар ной, а следовательно, и реализованной продукции не включаются. Не включается в объем реализованной продукции и брак, даже если забракованное изделие реализовано на сторону.
Впроцессе производства образуются отходы (опилки, стружка
ит. д.)\ Будучи результатом неполного использования исходного сырья, они также не являются продукцией предприятия и в объем реализации не входят. Реализованные отходы, материалы, забра кованные изделия, непромышленные услуги отражаются по статье «Прочая реализация».
Таким образом, реализованная продукция по составу тождест венна товарной. Различия между ними вытекают из различий в стадиях кругооборота. Реализованная продукция — это продукция, которая оплачена покупателем. Момент реализации наступает с поступления средств на расчетный счет изготовителя, а по продук ции и работам для собственных нужд, своему капитальному строи тельству и другим хозяйствам — со времени отражения данной хо зяйственной операции предприятием-изготовителем на счете «Реа лизация». Продукция и работы, расчеты за которые производятся путем зачета взаимных требований, считаются оплаченными с мо мента отражения результатов зачета на расчетном или спецссудном счете.
Реализованная продукция планируется и учитывается в опто вых ценах. Для ряда предприятий, находящихся в сложных природ но-климатических условиях или отдаленных местах, введены ра счетные цены, позволяющие им компенсировать повышенные рас ходы по производству продукции. Введены надбавки и скидки к оптовым ценам за качественные характеристики выпускаемых из делий. Это способствует выпуску более качественной продукции, новых видов изделий на уровне мировых образцов. Сфера дейст вия надбавок и скидок расширяется. Для большей дифференциа ции оптовых цен используются поясные цены.
Ежегодно промышленными предприятиями осваиваются новые виды продукции. На вновь осваиваемую продукцию устанавлива ются более высокие оптовые цены, а на устаревшие образцы изде лий, товары, пользующиеся слабым спросом, оптовые цены, наобо рот, снижаются.
Перед финансовой статистикой стоит задача исчисления и со вершенствования техники расчета индексов оптовых цен. Такие
203
индексы могут исчисляться по обычным формулам агрегатного ин декса планируемого изменения цены
2 |
Р а л ‘ Qn л |
Л»" ■ |
> |
*->ро '(Jrл
где р — цены;
q — количества
и индекса фактической динамики оптовой цены
Р~ 2 ра-Ці
С 1 января 1973 г. введены новые оптовые цены в легкой про мышленности и в машиностроении.
В некоторых отраслях, где нет прейскуранта оптовых цен, на пример в швейной промышленности, для оценки объема реализо ванной продукции применяют розничные цены за вычетом торго вой скидки и налога с оборота.
Финансовая статистика следит за динамикой объема реализо ванной продукции, исчисляет индексы реализованной товарной продукции. Значение обоснованного расчета этих индексов в на стоящее время возрастает, так как от роста реализации зависят отчисления в экономические фонды предприятия.
Важнейшие формулы индексов реализованной продукции име ют следующий вид.
Индекс планового задания по объему реализации
|
2 Рп Л |
1 |
Л |
'планового = |
' V |
п |
’ |
задания |
" "пл•чо |
|
Для предприятий, работающих по новой системе планирования и экономического стимулирования, в качестве сопоставимых цен при определении роста реализации выступают оптовые цены, при нятые в плане ( р Пл ) , знаменатель 2рпл-<7о в этом случае будет оце нивать продукцию базисного периода в ценах плана.
Индекс характеризует изменение физического объема реализо ванной продукции в планируемом периоде по сравнению с базис ным в ценах базисного периода или неизменных оптовых ценах. Разница между числителем и знаменателем показывает увеличе ние (уменьшение) объема реализованной продукции в планируе мом периоде по сравнению с предшествующим периодом. Этот ин декс исчисляется при составлении плана и обосновании объема реализации и показателей финансовой деятельности предприятия.
Индекс выполнения плана по |
объему реализации исчисляется |
|
в ценах, принятых при расчете планового |
объема реализации и |
|
индекса планового задания: |
|
|
|
2 Рпл-<7і |
|
■'выполнения — |
“т;--------------- |
■ |
плана |
" PilJl 'Яил |
|
Он характеризует степень выполнения плана по объему реализа ции в отчетном периоде без учета влияния изменения цен.
204
Тот лее индекс в фактических оптовых ценах имеет вид:
/' |
|
____ - , |
|
* |
|
выполнения— Vi |
|
|
плана |
^Рап’Чал |
Он исчисляется для оценки выполнения плана по реализованной продукции с учетом изменения оптовых цен в отчетном периоде.
Индекс динамики физического объема реализованной товарной продукции
2 po-qi
Iдхга —
2 ро-<?о
Этот индекс характеризует изменение физического объема реали зованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным в ценах базисного периода или неизменных оптовых ценах. Он ис числяется, как правило, для сопоставлений объемов реализации за длительный период времени (несколько лет).
Индекс динамики физического объема реализации может быть получен и как произведение индекса планового задания на индекс выполнения плана в неизменных, базисных ценах.
Представляют интерес и индексы стоимости реализованной про дукции, которые могут быть рассчитаны по формулам:
, |
2 |
p i - q i |
1 р д ~ |
2 |
p 0 -qo |
И |
ѵ |
Рпл ' Q u i t |
|
2j |
|
Рч = |
2 p o - q o .... |
Эти индексы характеризуют изменение объема реализованной про дукции в отчетном или планируемом периоде по сравнению с ба зисным, происшедшее под влиянием двух факторов — изменения оптовых цен и количества реализованной продукции.
В числителе индекса выражение h p rq \ представляет собой стоимость фактически реализованной продукции в отчетном перио де в действующих оптовых ценах; 2рпл-<7пл — стоимость планового объема реализованной продукции в плановых ценах. В знамена теле 2ро-7о — стоимость реализованной продукции в базисном пе риоде. Индекс стоимости реализованной продукции может быть получен и на основе использования взаимосвязи индексов физиче ского объема реализованной продукции, цен и стоимости.
Показатель реализованной продукции относится к важнейшим индикаторам статистики финансов, применяемым для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий. Он стиму лирует перестройку ассортимента выпускаемой продукции в поль зу продукции, пользующейся повышенным спросом потребителей. Но этот показатель имеет и недостатки, свойственные объемным показателям, — он зависит от материалоемкости продукции. От сюда понятно, почему на некоторых предприятиях происходят сдвиги в пользу изделий из относительно более дорогих видов сырья и материалов.
Систематическое наблюдение динамики и структуры реализа-
205