Файл: Статистика финансов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

100

Ai+i — 2 /4х;і(1 qx z x)

■— в отношении численности и как f 100

A t + l — S .4 X(' l ( l qx Zx) Rx;t

X

в отношении суммы выплат.

Эти показатели означают размер выплат в каждом последую­

щем году. Это и есть прогнозируемые величины в отношении пен­ сионеров по старости.

При расчете перспективной численности инвалидов и соответ­ ствующих выплат в качестве исходных величин служат другие показатели (отдельно для мужчин и женщин): число инвалидов в возрасте х лет в /-м году соответствующие средние пенсии по инвалидности в базисном году Rx\ вероятности выбытия из группы инвалидов вследствие смерти, перехода в активную группу или вследствие выезда за границу aXit- На основе этих показателей осуществляется прогноз численности инвалидов и соответствующих выплат согласно рассмотренной схеме.

Все расчеты осуществляются с учетом возможного перехода пенсий по инвалидности в пенсии по старости и с учетом изменения групп инвалидности. Рассмотренная методика может быть приме­

нена и у нас.

прогнозные расчеты необ­

В заключение следует указать, что

ходимы в настоящее время не только с

точки зрения

развития и

улучшения функционирования системы

социального

страхования

и обеспечения, но и с точки зрения ее увязки с трудовыми ресур­ сами, со статистикой труда.

Г Л А В А 11

СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИИ

§ 1. Статистика финансов промышленных предприятий изуча­ ет сложный комплекс вопросов, связанных с конечными результа­ тами хозяйственной деятельности предприятий. Эти результаты отражаются в доходах предприятий, состоянии платежных и рас­ четных взаимоотношений предприятий с поставщиками и покупа­ телями, банками и финансовыми органами, в образовании и ис­ пользовании поощрительных фондов, эффективности использова­ ния фондов и амортизационных отчислений. Статистика не только характеризует выполнение планов по отдельным финансовым по­ казателям, но и позволяет проникнуть в глубь происходящих про­ цессов, вскрыть имеющиеся резервы и наметить перспективу.

Для экономико-статистического исследования и рационального управления показатели финансов промышленного предприятия должны быть тесно увязаны с показателями производства. Важ­ нейшее требование советской финансовой статистики — обеспече­ ние единства системы показателей отчетности и показателей пла­ нов предприятий и всего народного хозяйства.

Среди показателей, утверждаемых предприятиям в настоящее ' время, важнейшее место занимает объем реализованной продук­ ции. Введение этого показателя в практику вызвано следующими обстоятельствами. Полный цикл воспроизводства завершается тогда, когда за произведенный и проданный товар поступают сред­ ства на расчетный счет производителя. Тем самым подчеркивается, что в процессе воспроизводства завершающим этапом является реализация продукции, а не сдача изделий на склад. Превращение товарной формы результатов труда в денежную имеет особенно важное значение не только потому, что реализация является необ­ ходимой стадией в процессе воспроизводства, но и потому, что она является подтверждением соответствия произведенного товара требованиям конкретного потребителя.

В объем реализованной продукции включается реализованная товарная продукция, т. е. стоимость готовых изделий, полуфабри­ катов, продукции вспомогательных цехов, произведенных и реали­ зованных на сторону, а также своему капитальному строительству

и

непромышленным

хозяйствам своего предприятия

Кроме

этого,

в

объем реализации,

как и в товарную продукцию,

входит

стои­

мость реализованных работ промышленного характера, выполнен­ ных как по заказам со стороны, так и по заказам непромышленных

202


хозяйств и организаций своего предприятия, стоимость капиталь­ ного и среднего ремонта своего оборудования и транспортных средств, проведенного за счет средств амортизации.

Необходимо подчеркнуть, что реализованной продукцией мо­ жет быть только товарная продукция, являющаяся результатом промышленно-производственной деятельности данного предприя­ тия. Реализованные материальные ценности (сырье и др.), не яв­ ляющиеся результатом производственной деятельности данного предприятия, в состав произведенной данным предприятием товар­ ной, а следовательно, и реализованной продукции не включаются. Не включается в объем реализованной продукции и брак, даже если забракованное изделие реализовано на сторону.

Впроцессе производства образуются отходы (опилки, стружка

ит. д.)\ Будучи результатом неполного использования исходного сырья, они также не являются продукцией предприятия и в объем реализации не входят. Реализованные отходы, материалы, забра­ кованные изделия, непромышленные услуги отражаются по статье «Прочая реализация».

Таким образом, реализованная продукция по составу тождест­ венна товарной. Различия между ними вытекают из различий в стадиях кругооборота. Реализованная продукция — это продукция, которая оплачена покупателем. Момент реализации наступает с поступления средств на расчетный счет изготовителя, а по продук­ ции и работам для собственных нужд, своему капитальному строи­ тельству и другим хозяйствам — со времени отражения данной хо­ зяйственной операции предприятием-изготовителем на счете «Реа­ лизация». Продукция и работы, расчеты за которые производятся путем зачета взаимных требований, считаются оплаченными с мо­ мента отражения результатов зачета на расчетном или спецссудном счете.

Реализованная продукция планируется и учитывается в опто­ вых ценах. Для ряда предприятий, находящихся в сложных природ­ но-климатических условиях или отдаленных местах, введены ра­ счетные цены, позволяющие им компенсировать повышенные рас­ ходы по производству продукции. Введены надбавки и скидки к оптовым ценам за качественные характеристики выпускаемых из­ делий. Это способствует выпуску более качественной продукции, новых видов изделий на уровне мировых образцов. Сфера дейст­ вия надбавок и скидок расширяется. Для большей дифференциа­ ции оптовых цен используются поясные цены.

Ежегодно промышленными предприятиями осваиваются новые виды продукции. На вновь осваиваемую продукцию устанавлива­ ются более высокие оптовые цены, а на устаревшие образцы изде­ лий, товары, пользующиеся слабым спросом, оптовые цены, наобо­ рот, снижаются.

Перед финансовой статистикой стоит задача исчисления и со­ вершенствования техники расчета индексов оптовых цен. Такие

203


индексы могут исчисляться по обычным формулам агрегатного ин­ декса планируемого изменения цены

2

Р а л ‘ Qn л

Л»" ■

>

*->ро '(Jrл

где р — цены;

q — количества

и индекса фактической динамики оптовой цены

Р~ 2 ра-Ці

С 1 января 1973 г. введены новые оптовые цены в легкой про­ мышленности и в машиностроении.

В некоторых отраслях, где нет прейскуранта оптовых цен, на­ пример в швейной промышленности, для оценки объема реализо­ ванной продукции применяют розничные цены за вычетом торго­ вой скидки и налога с оборота.

Финансовая статистика следит за динамикой объема реализо­ ванной продукции, исчисляет индексы реализованной товарной продукции. Значение обоснованного расчета этих индексов в на­ стоящее время возрастает, так как от роста реализации зависят отчисления в экономические фонды предприятия.

Важнейшие формулы индексов реализованной продукции име­ ют следующий вид.

Индекс планового задания по объему реализации

 

2 Рп Л

1

Л

'планового =

' V

п

задания

" "пл•чо

 

Для предприятий, работающих по новой системе планирования и экономического стимулирования, в качестве сопоставимых цен при определении роста реализации выступают оптовые цены, при­ нятые в плане ( р Пл ) , знаменатель 2рпл-<7о в этом случае будет оце­ нивать продукцию базисного периода в ценах плана.

Индекс характеризует изменение физического объема реализо­ ванной продукции в планируемом периоде по сравнению с базис­ ным в ценах базисного периода или неизменных оптовых ценах. Разница между числителем и знаменателем показывает увеличе­ ние (уменьшение) объема реализованной продукции в планируе­ мом периоде по сравнению с предшествующим периодом. Этот ин­ декс исчисляется при составлении плана и обосновании объема реализации и показателей финансовой деятельности предприятия.

Индекс выполнения плана по

объему реализации исчисляется

в ценах, принятых при расчете планового

объема реализации и

индекса планового задания:

 

 

 

2 Рпл-<7і

 

■'выполнения —

“т;---------------

плана

" PilJl 'Яил

 

Он характеризует степень выполнения плана по объему реализа­ ции в отчетном периоде без учета влияния изменения цен.

204


Тот лее индекс в фактических оптовых ценах имеет вид:

/'

 

____ - ,

*

 

выполнения— Vi

 

плана

^Рап’Чал

Он исчисляется для оценки выполнения плана по реализованной продукции с учетом изменения оптовых цен в отчетном периоде.

Индекс динамики физического объема реализованной товарной продукции

2 po-qi

Iдхга —

2 ро-<?о

Этот индекс характеризует изменение физического объема реали­ зованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным в ценах базисного периода или неизменных оптовых ценах. Он ис­ числяется, как правило, для сопоставлений объемов реализации за длительный период времени (несколько лет).

Индекс динамики физического объема реализации может быть получен и как произведение индекса планового задания на индекс выполнения плана в неизменных, базисных ценах.

Представляют интерес и индексы стоимости реализованной про­ дукции, которые могут быть рассчитаны по формулам:

,

2

p i - q i

1 р д ~

2

p 0 -qo

И

ѵ

Рпл ' Q u i t

 

2j

Рч =

2 p o - q o ....

Эти индексы характеризуют изменение объема реализованной про­ дукции в отчетном или планируемом периоде по сравнению с ба­ зисным, происшедшее под влиянием двух факторов — изменения оптовых цен и количества реализованной продукции.

В числителе индекса выражение h p rq \ представляет собой стоимость фактически реализованной продукции в отчетном перио­ де в действующих оптовых ценах; 2рпл-<7пл — стоимость планового объема реализованной продукции в плановых ценах. В знамена­ теле 2ро-7о — стоимость реализованной продукции в базисном пе­ риоде. Индекс стоимости реализованной продукции может быть получен и на основе использования взаимосвязи индексов физиче­ ского объема реализованной продукции, цен и стоимости.

Показатель реализованной продукции относится к важнейшим индикаторам статистики финансов, применяемым для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий. Он стиму­ лирует перестройку ассортимента выпускаемой продукции в поль­ зу продукции, пользующейся повышенным спросом потребителей. Но этот показатель имеет и недостатки, свойственные объемным показателям, — он зависит от материалоемкости продукции. От­ сюда понятно, почему на некоторых предприятиях происходят сдвиги в пользу изделий из относительно более дорогих видов сырья и материалов.

Систематическое наблюдение динамики и структуры реализа-

205