Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
При работе дизелей, особенно на частичных нагрузках, проис ходит заброс масла в выпускные коллекторы, его накопление и дви жение масляных капель вверх по газовыпускному трубопроводу. Для исключения возможности воспламенения этого масла, внутри трубопровода устанавливают маслоуловители, отводящие масло из системы. На случай возникновения пожара в газовыпускной системе для его эффективного тушения следует предусматривать подвод пара или углекислоты к искрогасителям и другим элементам системы, опасным в пожарном отношении.
Система сжатого воздуха* Эта система предназначена для пуска главных и вспомогательных двигателей, подачи воздуха в пневмо цистерны и к тифону, продувания кингстонов, работы пневмоинстру ментами, а также для специальных и технологических целей. От на дежности пусковых и реверсивных устройств двигателей во многом зависит маневренность судна и безопасность плавания, а от исполне ния специальных целей, которые определяются назначением судна, может зависеть выполнение его основных задач. С повышением энер говооруженности судов значение систем сжатого воздуха возрастает.
Чтобы получить сжатый воздух, обычно применяют компрессоры поршневого типа с приводом их от электродвигателя (электроком прессоры). Реже для этой цели служат компрессоры с дизельным приводом (дизель-компрессоры). По Правилам Регистра СССР на морских судах неограниченного плавания должно быть не менее двух независимых компрессоров.
Сжатый воздух хранят на судне в баллонах. Для пуска главных и вспомогательных двигателей применяют отдельные пусковые бал лоны. Давление воздуха в этих баллонах после их заполнения обычно принимают равным 3,0 МПа. Для пуска главных двигателей в каждом машинном отделении должно быть не менеедвух баллонов, а для пуска вспомогательных двигателей — не менее одного баллона на каждый двигатель.
На рис. 18 показана принципиальная схема системы сжатого воздуха дизельной установки морского судна. В главный двигатель 1 пусковой воздух подается из баллонов 2, которые заполняются элек трокомпрессорами 12. Эти же компрессоры служат для заполнения баллонов 10, воздух из которых используется для пуска вспомога тельных двигателей 6 и баллонов 9. Из баллонов 9 воздух расходуется на тифоны 8, заполнение пневмоцистерн 4 питьевой и мытьевой воды, специальные нужды и продувание кингстонов 5. Первоначальное за полнение баллонов при отсутствии на судне электроэнергии может производиться ручным компрессором 11. На магистралях, идущих к тифонам и другим потребителям, стоят редукционные клапаны 7. После компрессоров установлен влагомаслоотделитель 13, в котором сжатый воздух очищается от примесей воды и масла. На магистралях и баллонах установлены предохранительные клапаны 3, обеспечи вающие безопасность их эксплуатации.
Из перечисленных элементов наименее надежны компрессоры. Типичными отказами для компрессоров являются поломки клапанов и поршневых колец, повышенный износ и задиры рабочих втулок
69
цилиндров. По данным [43.], среднее время между переборками ком прессоров на судах с дизельными установками Т <=&1 год.
Одним из наиболее тяжелых отказов в системах сжатого воздуха являются взрывы масляных отложений и паров масла в трубопрово дах. Несмотря на применение влагомаслоотделителей 13 и специаль ных блоков осушки и очистки сжатого воздуха (на рис. 18 не пока заны) масло частично остается в системе и при некоторых условиях (быстрое открытие клапана и удар воздушной волны в тупиковых участках и др.) возникает так называемая компрессионная вспышка
масла. В результате происходит мгновенное повышение давления, что иногда приводит к разрушению некоторых элементов системы и оборудования, расположенного вблизи места вспышки. Такие отказы наиболее часто наблюдаются в системах сжатого воздуха высокого давления (20—50 МПа).
По данным наших исследований, одним из эффективных средств борьбы с такими отказами является установка в тупиковых и других опасных участках системы специальных расширителей сжатого воз духа, резко снижающих давление ударной волны.
Наиболее полно проблема борьбы с компрессионной вспышкой решается при установке компрессоров с самосмазывающимися порш невыми уплотнениями [91 ]. В этом случае сжатие воздуха в компрес сорах происходит в чистых от масла цилиндрах, что исключает его попадание в систему. Следует отметить, что наличие чистого от масла сжатого воздуха также повышает надежность обрудования, где он используется.
70
Наиболёё частыми отказами в электрокомпрессорах типа ЭК-Ю-1 й дизель-компрессорах ДК-2 и ДК-10 являются поломки пружин клапанов механизма воздухораспределения. Длительные испытания компрессоров ЭК-Ю показали [7], что средний ресурс клапанов не превышает 250 ч и лимитируется работоспособностью пружин. За мена материала марки Х18Н10Т стальной проволокой, применяемой для изготовления пружин, на более прочную проволоку из стали Х15Н9Ю повышает ресурс пружин более чем в два раза.
Поломка пружин в случае продолжения работы компрессора со сломанной пружиной приводит к повышению скорости клапана и увеличению силы его удара о седло, что в свою очередь иногда вы
зывает поломку |
тарелки и ее |
Pltj |
|
|
|
|
|
|
||||||
повышенный износ. |
Испытания |
|
|
|
|
|
|
|||||||
[7] |
показали, |
что |
наряду |
|
|
|
|
|
|
|
||||
с применением для пружин вы |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
сокопрочной |
проволоки эффек |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
тивным методом повышения на |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
дежности |
клапанов |
является |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
применение |
двойных |
пружин |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
(одна |
пружина |
располагается |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
внутри другой). Такая кон |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
струкция |
пружин |
увеличивает |
0 0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
J |
5,5 4- |
|||||
ресурс клапанов |
в |
1,5—2 раза. |
||||||||||||
|
|
|
|
|
РП3,ч |
|||||||||
Для обеспечения надежности |
Рис. 19. Вероятность безотказной работы |
|||||||||||||
систем сжатого воздуха важное |
||||||||||||||
системы |
сжатого |
воздуха |
высокого дав |
|||||||||||
значение |
имеет |
безотказность |
ления |
на |
ходовом |
режиме |
судна. |
баллонов, в которых хранится запас сжатого воздуха, и трубопроводов. Для предохранения балло
нов от коррозии, которая особенно опасна при высоком давлении, на внутреннюю поверхность баллонов наносят антикоррозионные лако красочные покрытия.
Для возможности правильной эксплуатации систем баллоны
рекомендуется |
устанавливать с |
наклоном в корму так, чтобы |
|
было удобно производить их продувку |
от осадков воды и масла. |
||
Трубопроводы |
сжатого воздуха |
обычно |
изготовляют из стальных |
бесшовных труб. Высокую надежность обеспечивают трубопроводы из биметаллических труб.
В качестве примера на рис. 19 по обобщенным нами статистиче ским данным приведена вероятность безотказной системы сжатого воздуха высокого давления специального судна на ходовом режиме. Кривая Рс1 (t) показывает вероятность безотказной работы системы по отношению к отказам первой группы класса I; Р с3 (t) — вероят ность безотказной работы по отношению к отказам третьей группы того же класса; Рс0 (t) — вероятность безотказной работы системы по отношению к отказам всех групп.
Из графика видно, что вероятность Рс1 (t) после 1000-ч работы системы постепенно повышается, т. е. отказов этой группы стано вится меньше. Это объясняется тем, что с течением времени более легкие отказы первой группы переходят в более тяжелые отказы дру
71
гих групп. Вероятность безотказной работы системы по отношению к отказам третьей группы через 1000 ч работы примерно равна 0,5, а по отношению ко всем отказам такая вероятность наступает после 500 ч работы системы.
Сравнительно низкая безотказность системы в основном объ ясняется большим числом отказов компрессорных машин высокого давления. Обеспечение необходимого уровня надежности системы достигается путем многократного резервирования компрессоров по схеме замещения, восстановления отказавших элементов, улучшения конструкции компрессоров и применения для их изготовления более прочных материалов.
Электростанция,, Назначение судовой электростанции состоит в генерации электрического тока необходимых параметров и его рас пределении между потребителями электроэнергии на всех режимах работы судна.
Из всех видов энергии электрическая является наиболее удобной для применения в самых разнообразных технических средствах и бытовыми потребителями. Современные суда отличаются высокой степенью электрификации общесудовых систем и механизмов, вспо могательного оборудования энергетической установки, средств ав томатизации, управления и связи и бытовых нужд. Кроме указан ных потребителей, электростанция также обеспечивает энергией все специальные потребители, которые определяются назначением судна.
Электростанция выполняет ряд самостоятельных задач различ ного значения и является сложной многоцелевой системой. Основ ными элементами судовой электростанции являются: источники электрической энергии (первичные двигатели и генераторы тока), распределительные устройства (главный распределительный щит — ГРЩ и ряд распределительных щитов у отдельных потребителей) и электрическая сеть.
Большинство судовых потребителей использует переменный ток напряжением 230 или 400 В с частотой 50 Гц. Для потребителей, использующих постоянный ток, устанавливают преобразователи переменного тока в постоянный.
Применение в качестве основного переменного тока объясняется тем, что синхронные генераторы и электродвигатели (асинхронные, короткозамкнутые) переменного тока просты по своей конструкции, имеют более высокий к. п. д., меньшую массу и меньшую стоимость и более надежны, чем генераторы и электродвигатели постоянного тока. Осветительная сеть переменного тока может иметь более низкое напряжение, чем силовая сеть, что повышает безопасность в условиях судовой эксплуатации.
В ДУ для привода генераторов преимущественно используются среднеоборотные четырехтактные двигатели. Наряду с ними в ряде установок применяют привод генераторов от главных двигателей и передач (навешенные генераторы), от валопровода (валогенераторы) и паровых турбин, работающих на паре утилизационных и вспомо гательных котлов.
72
Наиболее частыми отказами двигателей генераторов являются повышенный нагрев, задиры, выплавление, а иногда выкрашивание вкладышей рамовых, мотылевых и головных подшипников, питтингование и поломка шестерен передачи от коленчатого вала к распре делительному, повышенный износ клапанов и седел механизма газо распределения, нарушения в работе регуляторов частоты вращения.
В паровых турбинах, приводящих генераторы, наблюдаются отказы, связанные с вибрацией ротора и его проседанием вследствие износа подшипников и задевания бандажа о корпус. Это вызывает поломку лопаток, повышенный износ уплотнений, а следовательно, утечку пара, нарушение вакуума в конденсаторе и повышение давле ния в турбине. Большинство указанных отказов связано с наруше нием правил технической эксплуатации, некоторые отказы вызваны ошибками монтажа.
Восстановление двигателей после перечисленных отказов воз можно при наличии на судне соответствующих запасных частей (вкла дышей подшипников, клапанов, уплотнительных колец и др.). Опыт эксплуатации показывает, что во многих случаях задержка восстановления двигателей вызвана отсутствием на судне соответ ствующего комплекта ЗИП, что иногда даже приводит к простою судов.
Как упоминалось, наиболее надежными в эксплуатации являются генераторы переменного тока; для генераторов постоянного тока в связи с наличием коллекторов и токосъемного устройства с графи товыми щетками характерен ряд отказов вследствие износа этого устройства.
Кроме того, наличие в машинном отделении (МО) продуктов этого износа — угольной пыли, которая оседает на оборудовании и ухудшает условия обитаемости, требует установки специальной
вытяжной вентиляции; все это |
усложняет условия эксплуатации. |
В некоторых случаях отказы |
генераторов вызываются пробоем |
изоляции, нарушениями в работе схемы возбуждения, выплавле нием подшипников скольжения и заклиниванием подшипников каче ния и др. Причиной отказа могут быть нарушения правил технической эксплуатации, например недопустимая перегрузка генераторов. Су довые электростанции имеют сложную разветвленную по всему судну сеть, включающую коммутационные, распределительные и переклю чающие устройства. Ряд отказов может быть вызван неисправно стями этих устройств.
Электростанции являются восстанавливаемыми системами. Однако выполнение ремонта требует снятия напряжения. Поэтому отказ одного элемента может повлечь временное отключение ряда других элементов, находящихся на одном участке сети с отказавшим. Это, естественно, снижает общую надежность системы.
Одной из основных задач при проектировании электростанции является выбор оптимальной структурной схемы с минимальным числом элементов, обеспечивающих необходимый уровень надеж ности. Следует учитывать, что на каждом режиме число работающих элементов может быть различным. В качестве примера на рис. 20
7 3