Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
и асфальтинов, что улучшает процесс сгорания и уменьшает корро зионное влияние окислов серы, ванадия и других примесей, содер жащихся в топливе. Снижение износа выпускных клапанов дости гается их интенсивным охлаждением, а в некоторых конструкциях принудительным вращением. Для надежной работы двигателей при работе на тяжелом топливе важное значение имеет обеспечение каче ственной смазки цилиндропоршневой группы; для этой цели следует применять цилиндровые масла с щелочными присадками.
Затраты на обслуживание среднеоборотных дизелей примерно в два раза выше соответствующих затрат на обслуживание малообо ротных дизелей и оцениваются значениями 0,15—0,20 чел.ч/кВт в год [10]. О трудоемкости работ по восстановлению среднеоборот ных дизелей можно с известным приближением судить по данным о ремонте двигателей фирмы МАН (табл. 9).
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 9 |
Примерная трудоемкость работ по ремонту среднеоборотных дизелей |
|||||||
|
типа ЧРН 52/55, % общего объема работ [10] |
|
|||||
Втулки |
Топлив |
Крышки |
Поршне |
Рамовые |
Мотыле- |
Клапаны |
Остальные |
цилинд |
ная аппа |
цилиндров |
вая |
подшип |
вые под |
части |
|
ров |
ратура |
|
группа |
ники |
шипники |
|
двигателя |
20 |
20 |
10 |
10 |
8 |
7 |
5 |
20 |
Важное значение в обеспечении надежной работы ДРУ имеет качественное изготовление и монтаж эластичных соединительных муфт, защищающих зубчатую передачу от влияния неравномерности крутящего момента, ударных нагрузок и нарушения соосности, вызванного условиями морской эксплуатации.
Отказы гидромуфт и гидротрансформаторов иногда происходят вследствие кавитационных разрушений рабочих лопаток под дей ствием циркулирующей жидкости; исключить эти отказы можно соответствующим профилированием проточной части и выбором допускаемых скоростей жидкости. Данные длительной эксплуатации гидромуфт, в частности на теплоходах «Волга» и «Андреев», при их работе в сложных ледовых условиях показывают, что при правильной эксплуатации гидромуфты обладают хорошей надежностью. Их меж ремонтный ресурс без профилактических разборок и осмотров может быть оценен в 30—35 тыс. ч, что соответствует четырехлетнему периоду эксплуатации.
Длительную безотказность показывают многие гидротрансфор маторы при работе на режимах различной мощности как переднего,
так и заднего ходов. |
Например, |
гидротрансформаторы |
типа |
ГТР-172/162 при ревизии |
после 2,5 |
тыс. ч работы, в том |
числе |
500 ч при ходе судна в тяжелых льдах при неоднократной заклинке гребных винтов, не имели повреждений. Применение гидротрансфор маторов на судах ледового плавания, благодаря их способности авто матически изменять частоту вращения гребного вала, сохраняя постоянство передаваемой мощности, положительно сказывается
9 0
на надежности главных двигателей, так как не приводит к их пере грузке. При этом обеспечиваются высокие маневренные свойства судов, так как реверс движителей осуществляется без промежуточ ных положений привода. Продолжительность реверса от перекладки манипулятора до начала вращения движителя в обратную сторону составляет 12—20 с. Гидротрансформаторы удобны для дистанцион ного управления из рулевой рубки или ходового мостика.
Опыт эксплуатации гидротрансформаторов показывает, что их конструкция более надежна при отсутствии выносных опорных под шипников.
В качестве рабочей жидкости в гидротрансформаторах можно применять воду и минеральное масло. Для предотвращения отказов, связанных с коррозией, предпочтение обычно отдают маслу.
Установка с высокооборотными двигателями® Дизельные уста новки с высокооборотными двигателями наиболее часто применяют на судах легкого типа: катерах различного назначения, судах с но выми принципами поддержания — на подводных крыльях (СПК) и на воздушной подушке (СВП). С точки зрения надежности эти уста новки отличаются от других ДУ высокой форсировкой двигателей, их меньшим ресурсом и тем, что значительная часть вспомогатель ного оборудования навешена на двигатели и не имеет резерва. Поэ тому отказ даже одного из видов навешенного оборудования может явиться отказом установки.
-- На рис. 22 показаны наиболее распространенные схемы передач от высокооборотных двигателей к движителям. На катерах и неко торых СПК часто применяется прямая передача к валопроводу 2 с установкой двигателя 1 под некоторым углом наклона а к основной линии (рис. 22, а). Иногда двигатель 1 соединяют с валопроводом 3 через угловой редуктор 2 (рис. 22, б); такая передача позволяет более удобно расположить МО, сместив его в корму, и снизить ча стоту вращения гребного винта, повысив этим его к. п. д. На ряде СПК с установками относительно большой мощности для таких судов применяют передачу с вертикальным колонковым редуктором 2 (рис. 22, в). Такая передача позволяет расположить движитель в прямом потоке, что повышает его эффективность.
Как видно из функциональных схем, все главные элементы рас смотренных установок в отношении надежности соединены последо вательно и отказ любого элемента является отказом установки. На многовальных судах каждая линия, вала имеет независимый главный двигатель и отказ одной из линий является отказом класса I второй группы по отношению к установке. На многовальных судах незави симые линии вала в отношении надежности соединены параллельно (рис. 22, г). Поэтому даже наиболее тяжелый отказ класса I третьей группы одной из линий вала не приводит к необходимости оста новки судна в море.
В качестве примера высокооборотного двигателя, нашедшего широкое применение на СПК, можно привести четырехтактный ди зель с газотурбинным наддувом отечественной постройки типа 12ЧН 18/20. Последние модели этого, дизеля — двигатели марок
6 О. Р . Смирнов
Si
М401А и М401В, установленные на СПК «Метеор-18» и «Ракета-69», имеют основные характеристики, приведенные в табл. 10 [56].
Ресурс двигателей, выпускаемых в настоящее время и плани руемых после их модификации, характеризуется данными, приведен ными в табл. 11.
Рис. 22. Схемы передач от двигателя к движителю и их функциональные схемы в установках с высокооборотными двигателями: а — прямая передача; б — с угловым редук тором; в — с угловой колонкой; г — функциональная схема многовальной установки.
Таблица 10
Основные характеристики дизелей типа 12ЧН 18/20 марок М401-А
и М401-В
|
|
|
|
Средняя |
Среднее |
Удельный |
Удельный |
Мощность |
Частота |
Габариты |
Удельная |
эффектив |
расход |
||
(макс.), |
вращения, |
1 Х В Х Н , |
масса g, |
скорость |
ное |
топлива |
расход |
кВт |
об/мин |
м |
кг/(кВт) |
поршня |
давление |
Ье- |
масла Ь , |
V м/ с |
м |
||||||
|
|
|
|
р е , МПа |
кг/(кВт-ч) |
г/(кВт-ч) |
|
800 |
1600 |
2,6Х |
2,35 |
10,7 |
0,99 |
0,24 |
2,7—6 |
|
|
X 1,22Х |
|
|
|
|
|
|
|
XI ,25 |
|
|
|
|
|
82
|
|
|
Таблица 11 |
Ресурс дизелей типа 12ЧН 18/20 |
[56] |
||
|
|
Ресурс, ч |
|
Марка дизеля; |
непрерывной |
до первой |
полный при |
год выпуска |
|||
|
работы |
переборки |
двух пере |
|
|
|
борках |
М401А, (В); 1971 |
200 |
2500 |
5000 |
М401Г; 1975 |
300 |
3500 |
8000 |
Из данных следует, что по массогабаритным показателям, тепло вой экономичности и ресурсу двигатели типа 12ЧН 18/20 не уст/пают, а по некоторым показателям превосходят двигатели подобного типа зарубежных фирм (двигатели типа CRM 18Д фирмы Моторн-Марйни- Милано, двигатели МВ820Дв и другие фирмы Майбах-Мерседес- Бенц). V-e расположение цилиндров двигателей 12ЧН 18/20 и небольшая высота способствуют их удобному расположению в МО СПК и катеров и обеспечивают хорошую доступность для осмотров и профилактического обслуживания. Реверсирование движителя осу ществляется посредством реверсивной муфты, встроенной в двига тель; пуск двигателя и маневрирование осуществляются системой дистанционного автоматического управления.
Для повышения надежности двигатели указанного типа снабжены предельным выключателем по частоте вращения; в двигателях новой модификации предусматривается установка селиконового демпфера для гашения крутильных колебаний. После выработки двигателем полного ресурса он снимается с фундамента и заменяется новым двигателем или двигателем, прошедшим капитальный ремонт.
Известную конструктивную и технологическую сложность пред ставляют в настоящее время колонковые редукторы. Они должны обладать высокой безотказностью, а требования к их ресурсу до профилактического освидетельствования должны быть не ниже пол ного ресурса двигателей. В этом случае агрегатная замена двига телей будет совпадать с освидетельствованием и ремонтом передачи, валопровода и движителей.
§8. НАДЕЖНОСТЬ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК
При рассмотрении вопросов надежности судовых газотурбинных установок их целесообразно разделить на три группы:
—установки транспортных судов с развитой регенерацией, обла дающие высокой тепловой экономичностью;
—легкие малогабаритные установки авиационного типа, приме няемые на некоторых скоростных транспортных судах (контейнеро возы, трейлеровозы и др.) и на судах с новыми принципами поддер жания: СПК и СВП;
—газотурбинные установки со свободнопоршневыми генера
торами газа (ГТУ с СПГГ).
6 1 |
83 |