Приравнивая нулю производную от выражения (7.21), получим следующее условие для определения оптимального значения вели чины К'-
Д'(К) — С’(К) = Д № ~ С№- . |
(7.22) |
Если оптимизируется также и срок службы судна Тэ, то вели чина Е в этом случае определится выражением
Е= Д ( К , Т э ) - С ( К , Т э)
аусловия для нахождения оптимальной пары (К, Тэ) будут иметь вид:
Д’К(К, ТЭ) - С ’К(К, Тэ) = Д(К’ Т* К Я & ’М
(7.23)
Дта (К, Тэ) - С'Та (К, Т 9) = д (^ Гэ)^ с (/с’ Гз)
Остановимся теперь на некоторых частных случаях сравнения критериев эффективности.
Пусть сравниваемые варианты имеют одинаковый объем удо влетворяемой потребности А, тогда при равенстве цены потребле ния Ц будем иметь постоянную величину дохода для всех вариантов. В этом случае уравнения (7.18') будут иметь вид:
dC(K) _ п . dK ’
dC(K)_ |
F. |
dK |
~ |
|
’ |
dC(K) _ |
р |
(7.24) |
, |
dK |
~ |
|
|
dC(K) |
_ |
Р |
|
dK |
~ |
с ' |
Наряду с указанными критериями рассмотрим здесь также приве денные затраты в виде ЕпК + С {К)- Тогда уравнение для опреде ления оптимальной величины капитальных вложений в транспорт ное судно при его оптимизации по критерию минимума приведен ных затрат будет иметь вид:
Рассмотрение (7.24) показывает, что критерии коэффициента рен табельности и нормы чистой прибыли, как это и следовало ожидать, в рассматриваемом частном случае являются эквивалентными и, кроме того, таким же свойством эквивалентности обладают критерии приведенных затрат и массы чистой прибыли. Последнее обстоятель ство непосредственно следует из третьего равенства в (7.18). Дей ствительно, нетрудно видеть, что
ЕК = Р - ЕНК = Д (К) - С (К) — ЕВК.
Отсюда при Д (К) = const лучшим вариантом будет являться тот, у которого С (К) — ЕНК — min.
Представим зависимость величины себестоимости эксплуатации от капитальных вложений в виде, указанном на рис. 63 [67].
Теперь, на основании уравнений (7.24) и (7.25),очевидно, что Кз (рис. 63) представляет собой оптимальную величину капитальных вложений в случае использования в качестве критерия эффектив ности массы прибыли (в точке 3 касательная к кривой С (К) гори
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зонтальна); |
/С 2 — оптимальная |
величина |
капитальных |
вложений |
в случае использования в качестве критерия |
эффективности массы |
|
|
|
чистой прибыли или приве |
|
|
|
денных |
затрат |
(в |
точке |
2 |
|
|
|
касательная к кривой С (К) |
|
|
|
имеет касательную к кривой |
|
|
|
С (К) с тангенсом наклона, |
|
|
|
равным — £ н); |
Кх — опти |
|
|
|
мальное значение |
капиталь |
|
|
|
ных вложений в случае ис |
|
|
|
пользования в качестве кри |
|
|
|
терия коэффициента |
рента |
|
|
|
бельности или нормы чистой |
|
|
|
прибыли (в точке 1 |
касатель |
Рис. 63. Характер зависимости величины |
ная к кривой С (К) имеет |
себестоимости |
эксплуатации от капитальных |
касательную с тангенсом |
на |
|
вложений. |
|
клона, |
равным — Е). |
Оче |
|
|
|
видно, что Кг < Кг < Кз. |
|
Аналогично предыдущему выполним теперь сравнительный ана |
лиз критерия удельных приведенных затрат (7.9). |
эквивалентен |
В предположении, Что Ц = |
const, |
этот |
критерий |
(оптимизация по нему дает тоже значение оптимальных капитало вложений) критерию
Дифференцируя это выражение по К и обозначая производную через а (К), путем несложных преобразований его можно привести к виду
с‘ ( К ) = Д ( е , - ~ ) + § ( Р - Е , К ) .
Определим теперь знак производной в точках К 3, |
К 2 , |
Кх- В соот- |
ветствии со |
вторым уравнением в (7.18) при К = |
К 3 |
dP |
= 0 и , |
-щ- |
следовательно, а (К3 ) > |
0, поскольку Р > ЕНК ■ Таким образом, |
в точке Кз |
величина |
удельных приведенных затрат |
возрастает. |
При К = |
|
|
|
, |
dp |
Кг в соответствии с третьим уравнением в (7.18') -щ- = |
= Еи, т. е. нетрудно убедиться, что а (Кг) > 0 и в точке Кг вели чина приведенных затрат возрастает.
При К = Ki в соответствий с первым уравнением в (7.18') |
dP |
-щ- = |
= Е и производную а (К) можно переписать: |
|
|
а(К) = Д ( Е н- Е ) + % К ( Е - Е н). |
|
После очевидных преобразований а (К) можно представить в виде: |
|
а(К) = ( Е - Е н) ( ^ К - Д ) . |
(7.25) |
Поскольку Е — £ н > 0, то знак а (К.) определится знаком |
выра |
жения |
— Д. Решение уравнения ^ |
К — Д = 0 имеет вид |
Д = р/С, |
где р — постоянный множитель. |
|
|
Таким образом, a (Ki) = 0, т. е. кривая удельных приведенных |
затрат достигает минимума в точке К\, если в этой точке Д |
растет |
линейно с |
ростом К. Если в точке КДДК) |
растет быстрее, |
чем по |
линейному закону, то ее минимум достигается при К <CKi и, нако нец, если в точке К\Д(К) растет медленнее, чем по линейному закону (следует ожидать наиболее часто на практике именно этот случай), то минимум удельных приведенных затрат будет обеспе чен на интервале (Къ Кг)-
Сравнивая на основании изложенного удельные приведенные зат раты с рассмотренными ранее величинами коэффициента рентабель ности, чистой прибыли и массы прибыли, можно видеть, что оптими зация технических решений по этому критерию дает оптимальную величину капитальных вложений (обозначим ее через Д4) меньшую, чем К 3 и Кг- Что же касается сравнения Ki и Ki, то Дф < Д4, если Д (К) в точке Ki растет медленнее, чем по линейному закону, и К 1 > Ki, если Д (К) в точке Ki растет быстрее, чем по линейному закону.
Отметим здесь, что изложенные результаты справедливы лишь в случае, если кривая удельных приведенных затрат в рассматри ваемом интервале изменения капиталовложений имеет лишь один экстремум (минимум) и кривая Д (К) не убывает. Выполнимость указанных условий здесь будет предполагаться.
Проведем теперь конкретизацию критериев экономической эф фективности применительно к судам и их ЭУ, поскольку выбор того или иного из этих критериев определяется не только их экономиче ским содержанием, различиями в результатах оптимизации, но и характером решаемой задачи.
Укажем два варианта задач, которые представляются наиболее типичными.
1-й вариант* Пусть имеется грузопоток объема А (имеется потребность в перевозке А тонн заданного груза на данном плече в течение данного времени). Требуется спроектировать серию судов для обслуживания грузопотока, обеспечивающую максималь ную экономическую эффективность перевозок. Целесообразно рас смотреть три уровня, на которых решается задача.
Уровень грузопотока. В рассматриваемом случае А — const и, следовательно, Д = const, т. е. в качестве критериев экономиче ской эффективности обеспечения грузопотока из числа перечислен ных выше могут быть использованы: удельные приведенные затраты (приведенные затраты и чистая прибыль эквивалентны критерию удельных приведенных затрат), масса прибыли и коэффициент рен табельности, т. е. имеются три критерия эффективности, оптимизация по которым дает различные значения оптимальных капиталовло жений.
Уровень судна. Пусть применительно к данному грузопотоку
сравниваются |
т вариантов |
серий судов и пусть nt — число судов |
г-й серии (i — |
1 , 2 , . . . т). |
Рассмотрим каждый из трех указанных |
в предыдущем пункте критериев). Обозначим через Kri, CTl и Рг 1 капиталовложения, себестоимость эксплуатации и величину прибыли по /-й серии судов (капиталовложения, себестоимость эксплуатации
и |
величину |
прибыли |
i-ro |
варианта обслуживания |
грузопотока) |
и |
через Kci> |
Сс1, РС 1 |
и |
at — капиталовложения, |
себестоимость |
эксплуатации, величину прибыли и провозоспособность судна /-й серии. Тогда будем иметь:
ЕдКгI ~ {~ СГ 1 |
|
Я ; |
(EnKg - j- Cci) |
EgKci 4 ~ C<U . |
А |
~ |
apt |
~ |
at |
р _ |
„ |
р . |
Рп , |
пД а |
Pci |
Tl “ |
‘ |
et' |
Kri |
чКа |
Ка • |
Рассмотрение этих выражений показывает, что на уровне судна в общем случае (при nL=р 1 для всех г) могут быть использованы два критерия экономической эффективности: удельные приведенные затраты (их минимум обеспечивает минимум таковых и по грузопо току) и коэффициент рентабельности (его минимум обеспечивает максимум такового и по грузопотоку). Критерий прибыли по судну в общем случае использован быть не может, поскольку он не обеспе чивает максимум прибыли по грузопотоку и его вычисление, следо вательно, должно производиться по всем судам серии.
Таким образом, применительно к судну возможно использование двух критериев экономической эффективности, оптимизация по которым дает различный результат.
Уровень судового оборудования. Пусть комплектация i-то судна осуществляется оборудованием I видов, имеющих в совокупности
независимые экономические характеристики. Обозначим через |
Ки и |
Сц (j = 1 , 2 , . . . , I) |
капиталовложения |
и себестоимость эксплуа- |
|
|
|
|
i |
|
тации /-го вида оборудования i-го судна, |
тогда Kci = |
S Кц, |
Cci = |
‘ |
приведенные затраты по судну |
/= 1 |
пред- |
— Zj Сц и удельные |
можно |
/= 1 |
|
|
|
|
|
ставить в виде |
I |
I |
|
|
|
|
|
|
|
PgKci ~ Ь CCj |
Eg |
Сц |
|
|
|
/=1 |
/=1 |
М -f- ЕдКй-(- С0 |
|
Ч |
|
Ч |
Ч |
|
|
Здесь ВИК о + С0 — приведенные затраты по рассматриваемому виду оборудования, М — приведенные затраты по всем другим видам оборудования. Предположим, что различия в сравниваемых вариантах рассматриваемого оборудования не влияют на величину провозоспособности судна, т. е. ct- = const. В этом случае критерий удельных приведенных затрат, как нетрудно видеть, эквивалентен критерию
ВнКо ~Ь Со,
т. е. критерию приведенных затрат, вычисленному по сравниваемому оборудованию.
Вслучае, если различия в вариантах этого оборудования влияют на величину провозоспособности судна, указанная эквивалентность будет отсутствовать и, следовательно, критерием экономической эффективности будет являться минимум удельных приведенных затрат по судну в целом.
Вкачестве иллюстрации здесь можно привести задачи выбора типа СЭУ и характеристик ее отдельных элементов. В первой из них различия в типе СЭУ определяют разницу в массо-габаритных характеристиках установки, величине запасов топлива и, следова тельно, в провозоспособности судна. Здесь в качестве критерия эко номической эффективности надо использовать минимум удельных приведенных затрат судна. При решении второй задачи, когда при выбранном типе СЭУ обеспечиваются характеристики отдельных элементов (двигателей, механизмов, теплообменных аппаратов и т. д.), влиянием различий в сравниваемых элементах на провозоспособность судна часто можно пренебречь и в качестве критерия эффективности использовать минимум приведенных затрат, вычисленных по дан ному элементу.
2-й вариант,; Пусть имеется грузопоток неограниченного (доста точно большого) объема. Используя величину капиталовложений К, требуется спроектировать серию судов для обслуживания части грузопотока, обеспечив максимальную экономическую эффектив ность перевозок.
Уровень грузопотока. В рассматриваемом случае К. = const, т. е. в качестве критериев экономической эффективности обеспече ния грузопотока из числа перечисленных выше могут быть исполь зованы: приведенные затраты, удельные приведенные затраты, чистая прибыль и коэффициент рентабельности (критерий массы прибыли эквивалентен критерию коэффициента рентабельности).
Уровень судна. Приведем, используя ранее принятые обозначе
ния, следующие очевидные соотношения: |
|
£ Л г + СГ 1 = /г,- (BHKci + |
Ссг); |
EgKr Н~ Cri |
_ п1 (ЕЯК« -f- Ссг) _ |
EnKci ~Ь СС[ . |
Ai |
|
nidi |
’ |
Рн = « Л о |
Рп - |
£ Д г = П (Pci - EHKciy, |
|
Prt _ ntPc£ _ Pc£ |
|
|
K r |
n iK<zi K cl |
|
265