Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приравнивая нулю производную от выражения (7.21), получим следующее условие для определения оптимального значения вели­ чины К'-

Д'(К) — С’(К) = Д № ~ С№- .

(7.22)

Если оптимизируется также и срок службы судна Тэ, то вели чина Е в этом случае определится выражением

Е= Д ( К , Т э ) - С ( К , Т э)

аусловия для нахождения оптимальной пары (К, Тэ) будут иметь вид:

Д’К(К, ТЭ) - С ’К(К, Тэ) = Д(К’ Т* К Я & ’М

(7.23)

Дта (К, Тэ) - С'Та (К, Т 9) = д (^ Гэ)^ с (/с’ Гз)

Остановимся теперь на некоторых частных случаях сравнения критериев эффективности.

Пусть сравниваемые варианты имеют одинаковый объем удо­ влетворяемой потребности А, тогда при равенстве цены потребле­ ния Ц будем иметь постоянную величину дохода для всех вариантов. В этом случае уравнения (7.18') будут иметь вид:

dC(K) _ п . dK

dC(K)_

F.

dK

~

 

dC(K) _

р

(7.24)

,

dK

~

 

 

dC(K)

_

Р

 

dK

~

с '

Наряду с указанными критериями рассмотрим здесь также приве­ денные затраты в виде ЕпК + С {К)- Тогда уравнение для опреде­ ления оптимальной величины капитальных вложений в транспорт­ ное судно при его оптимизации по критерию минимума приведен­ ных затрат будет иметь вид:

dC (К) _

р

dK ~

*'

Рассмотрение (7.24) показывает, что критерии коэффициента рен­ табельности и нормы чистой прибыли, как это и следовало ожидать, в рассматриваемом частном случае являются эквивалентными и, кроме того, таким же свойством эквивалентности обладают критерии приведенных затрат и массы чистой прибыли. Последнее обстоятель­ ство непосредственно следует из третьего равенства в (7.18). Дей­ ствительно, нетрудно видеть, что

ЕК = Р - ЕНК = Д (К) - С (К) — ЕВК.

261


Отсюда при Д (К) = const лучшим вариантом будет являться тот, у которого С (К) ЕНК — min.

Представим зависимость величины себестоимости эксплуатации от капитальных вложений в виде, указанном на рис. 63 [67].

Теперь, на основании уравнений (7.24) и (7.25),очевидно, что Кз (рис. 63) представляет собой оптимальную величину капитальных вложений в случае использования в качестве критерия эффектив­ ности массы прибыли (в точке 3 касательная к кривой С (К) гори­

зонтальна);

/С 2 — оптимальная

величина

капитальных

вложений

в случае использования в качестве критерия

эффективности массы

 

 

 

чистой прибыли или приве­

 

 

 

денных

затрат

точке

2

 

 

 

касательная к кривой С (К)

 

 

 

имеет касательную к кривой

 

 

 

С (К) с тангенсом наклона,

 

 

 

равным — £ н);

Кх — опти­

 

 

 

мальное значение

капиталь­

 

 

 

ных вложений в случае ис­

 

 

 

пользования в качестве кри­

 

 

 

терия коэффициента

рента­

 

 

 

бельности или нормы чистой

 

 

 

прибыли (в точке 1

касатель­

Рис. 63. Характер зависимости величины

ная к кривой С (К) имеет

себестоимости

эксплуатации от капитальных

касательную с тангенсом

на­

 

вложений.

 

клона,

равным — Е).

Оче­

 

 

 

видно, что Кг < Кг < Кз.

 

Аналогично предыдущему выполним теперь сравнительный ана­

лиз критерия удельных приведенных затрат (7.9).

эквивалентен

В предположении, Что Ц =

const,

этот

критерий

(оптимизация по нему дает тоже значение оптимальных капитало­ вложений) критерию

ЕцЕ Ч~ С

min.

Д

 

Дифференцируя это выражение по К и обозначая производную через а (К), путем несложных преобразований его можно привести к виду

с‘ ( К ) = Д ( е , - ~ ) + § ( Р - Е , К ) .

Определим теперь знак производной в точках К 3,

К 2 ,

Кх- В соот-

ветствии со

вторым уравнением в (7.18) при К =

К 3

dP

= 0 и ,

-щ-

следовательно, а (К3 ) >

0, поскольку Р > ЕНК ■ Таким образом,

в точке Кз

величина

удельных приведенных затрат

возрастает.

При К =

 

 

 

,

dp

Кг в соответствии с третьим уравнением в (7.18') -щ- =

= Еи, т. е. нетрудно убедиться, что а (Кг) > 0 и в точке Кг вели­ чина приведенных затрат возрастает.

262


При К = Ki в соответствий с первым уравнением в (7.18')

dP

-щ- =

= Е и производную а (К) можно переписать:

 

 

а(К) = Д ( Е н- Е ) + % К ( Е - Е н).

 

После очевидных преобразований а (К) можно представить в виде:

 

а(К) = ( Е - Е н) ( ^ К - Д ) .

(7.25)

Поскольку Е — £ н > 0, то знак а (К.) определится знаком

выра­

жения

— Д. Решение уравнения ^

К Д = 0 имеет вид

Д = р/С,

где р — постоянный множитель.

 

 

Таким образом, a (Ki) = 0, т. е. кривая удельных приведенных

затрат достигает минимума в точке К\, если в этой точке Д

растет

линейно с

ростом К. Если в точке КДДК)

растет быстрее,

чем по

линейному закону, то ее минимум достигается при К <CKi и, нако­ нец, если в точке К\Д(К) растет медленнее, чем по линейному закону (следует ожидать наиболее часто на практике именно этот случай), то минимум удельных приведенных затрат будет обеспе­ чен на интервале (Къ Кг)-

Сравнивая на основании изложенного удельные приведенные зат­ раты с рассмотренными ранее величинами коэффициента рентабель­ ности, чистой прибыли и массы прибыли, можно видеть, что оптими­ зация технических решений по этому критерию дает оптимальную величину капитальных вложений (обозначим ее через Д4) меньшую, чем К 3 и Кг- Что же касается сравнения Ki и Ki, то Дф < Д4, если Д (К) в точке Ki растет медленнее, чем по линейному закону, и К 1 > Ki, если Д (К) в точке Ki растет быстрее, чем по линейному закону.

Отметим здесь, что изложенные результаты справедливы лишь в случае, если кривая удельных приведенных затрат в рассматри­ ваемом интервале изменения капиталовложений имеет лишь один экстремум (минимум) и кривая Д (К) не убывает. Выполнимость указанных условий здесь будет предполагаться.

Проведем теперь конкретизацию критериев экономической эф­ фективности применительно к судам и их ЭУ, поскольку выбор того или иного из этих критериев определяется не только их экономиче­ ским содержанием, различиями в результатах оптимизации, но и характером решаемой задачи.

Укажем два варианта задач, которые представляются наиболее типичными.

1-й вариант* Пусть имеется грузопоток объема А (имеется потребность в перевозке А тонн заданного груза на данном плече в течение данного времени). Требуется спроектировать серию судов для обслуживания грузопотока, обеспечивающую максималь­ ную экономическую эффективность перевозок. Целесообразно рас­ смотреть три уровня, на которых решается задача.

263


Уровень грузопотока. В рассматриваемом случае А — const и, следовательно, Д = const, т. е. в качестве критериев экономиче­ ской эффективности обеспечения грузопотока из числа перечислен­ ных выше могут быть использованы: удельные приведенные затраты (приведенные затраты и чистая прибыль эквивалентны критерию удельных приведенных затрат), масса прибыли и коэффициент рен­ табельности, т. е. имеются три критерия эффективности, оптимизация по которым дает различные значения оптимальных капиталовло­ жений.

Уровень судна. Пусть применительно к данному грузопотоку

сравниваются

т вариантов

серий судов и пусть nt — число судов

г-й серии (i —

1 , 2 , . . . т).

Рассмотрим каждый из трех указанных

в предыдущем пункте критериев). Обозначим через Kri, CTl и Рг 1 капиталовложения, себестоимость эксплуатации и величину прибыли по /-й серии судов (капиталовложения, себестоимость эксплуатации

и

величину

прибыли

i-ro

варианта обслуживания

грузопотока)

и

через Kci>

Сс1, РС 1

и

at — капиталовложения,

себестоимость

эксплуатации, величину прибыли и провозоспособность судна /-й серии. Тогда будем иметь:

ЕдКгI ~ {~ СГ 1

 

Я ;

(EnKg - j- Cci)

EgKci 4 ~ C<U .

А

~

apt

~

at

р _

р .

Рп ,

пД а

Pci

Tl

et'

Kri

чКа

Ка

Рассмотрение этих выражений показывает, что на уровне судна в общем случае (при nL=р 1 для всех г) могут быть использованы два критерия экономической эффективности: удельные приведенные затраты (их минимум обеспечивает минимум таковых и по грузопо­ току) и коэффициент рентабельности (его минимум обеспечивает максимум такового и по грузопотоку). Критерий прибыли по судну в общем случае использован быть не может, поскольку он не обеспе­ чивает максимум прибыли по грузопотоку и его вычисление, следо­ вательно, должно производиться по всем судам серии.

Таким образом, применительно к судну возможно использование двух критериев экономической эффективности, оптимизация по которым дает различный результат.

Уровень судового оборудования. Пусть комплектация i-то судна осуществляется оборудованием I видов, имеющих в совокупности

независимые экономические характеристики. Обозначим через

Ки и

Сц (j = 1 , 2 , . . . , I)

капиталовложения

и себестоимость эксплуа-

 

 

 

 

i

 

тации /-го вида оборудования i-го судна,

тогда Kci =

S Кц,

Cci =

приведенные затраты по судну

/= 1

пред-

— Zj Сц и удельные

можно

/= 1

 

 

 

 

 

ставить в виде

I

I

 

 

 

 

 

 

 

PgKci ~ Ь CCj

Eg

Сц

 

 

 

/=1

/=1

М -f- ЕдКй-(- С0

 

Ч

 

Ч

Ч

 

 

264


Здесь ВИК о + С0 — приведенные затраты по рассматриваемому виду оборудования, М — приведенные затраты по всем другим видам оборудования. Предположим, что различия в сравниваемых вариантах рассматриваемого оборудования не влияют на величину провозоспособности судна, т. е. ct- = const. В этом случае критерий удельных приведенных затрат, как нетрудно видеть, эквивалентен критерию

ВнКо ~Ь Со,

т. е. критерию приведенных затрат, вычисленному по сравниваемому оборудованию.

Вслучае, если различия в вариантах этого оборудования влияют на величину провозоспособности судна, указанная эквивалентность будет отсутствовать и, следовательно, критерием экономической эффективности будет являться минимум удельных приведенных затрат по судну в целом.

Вкачестве иллюстрации здесь можно привести задачи выбора типа СЭУ и характеристик ее отдельных элементов. В первой из них различия в типе СЭУ определяют разницу в массо-габаритных характеристиках установки, величине запасов топлива и, следова­ тельно, в провозоспособности судна. Здесь в качестве критерия эко­ номической эффективности надо использовать минимум удельных приведенных затрат судна. При решении второй задачи, когда при выбранном типе СЭУ обеспечиваются характеристики отдельных элементов (двигателей, механизмов, теплообменных аппаратов и т. д.), влиянием различий в сравниваемых элементах на провозоспособность судна часто можно пренебречь и в качестве критерия эффективности использовать минимум приведенных затрат, вычисленных по дан­ ному элементу.

2-й вариант,; Пусть имеется грузопоток неограниченного (доста­ точно большого) объема. Используя величину капиталовложений К, требуется спроектировать серию судов для обслуживания части грузопотока, обеспечив максимальную экономическую эффектив­ ность перевозок.

Уровень грузопотока. В рассматриваемом случае К. = const, т. е. в качестве критериев экономической эффективности обеспече­ ния грузопотока из числа перечисленных выше могут быть исполь­ зованы: приведенные затраты, удельные приведенные затраты, чистая прибыль и коэффициент рентабельности (критерий массы прибыли эквивалентен критерию коэффициента рентабельности).

Уровень судна. Приведем, используя ранее принятые обозначе­

ния, следующие очевидные соотношения:

 

£ Л г + СГ 1 = /г,- (BHKci +

Ссг);

EgKr Н~ Cri

_ п1 (ЕЯК« -f- Ссг) _

EnKci СС[ .

Ai

 

nidi

Рн = « Л о

Рп -

£ Д г = П (Pci - EHKciy,

 

Prt _ ntPc£ _ Pc£

 

 

K r

n iK<zi K cl

 

265