Файл: Панадиади, А. Д. Проблемы мелиоративного устройства нечерноземной зоны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

волоченных земель на примыкающие к ним сельскохозяйственные угодья, облегчает транспортные условия и способствует санитар­ ному оздоровлению местности. Все это уже само по себе приносит народному хозяйству существенные выгоды как непосредственные, так и косвенные, которые, правда, не всегда могут быть оценены в деньгах.

Подтверждением правильности высказываемой точки зрения

являются приводимые в таблице 54 данные [64] об экономической эффективности мелиоративных работ, выполненных в бывшей Минской губернии Западной экспедицией И. И. Жилинского в 1874—1897 гг. Несмотря на то, что работы этой экспедиции за­ ключались только в выправлении рек-водоприемников и устрой­ стве редкой канализационной сети каналов, на что в бывшей Мин­ ской губернии было затрачено 1,5 млн. руб., доход за 36 лет со­ ставил 4,7 млн. руб., а все произведенные затраты полностью оку­ пились за 13— 15 лет.

Источники финансирования

Мероприятия по использованию водных ресурсов и по мелио­ рации земель, выполняемые для удовлетворения нужд промыш­ ленных предприятий, коммунального хозяйства и совхозов, финан­ сируются за счет государственного или местного бюджета. Такие мероприятия, проводимые для нужд колхозов, а также учрежде­ ний и предприятий потребительской кооперации и общественных организаций, финансируются за счет государственного бюджета,, возвратного банковского кредита и средств заинтересованных кол­ хозов и организаций.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в ап­ реле 1965 г. приняли Постановление о финансировании всех за­ трат по коренному улучшению земель в колхозах районов избы­ точного увлажнения за счет средств государственного бюджета, выделяемых на операционные расходы. К работам, охватывае­ мым понятием «коренное улучшение», согласно постановлению, относятся: строительство и переустройство закрытой и открытой внутрихозяйственной осушительной сети; все виды культуртехнических мероприятий; добыча, транспортирование и внесение на удобрение торфа; известкование кислых и гипсование засоленных почв.

Наряду с этим за счет бюджетных средств финансируются работы по строительству и технической эксплуатации водоприем­ ников, межхозяйственных осушительных каналов, защитных валов и дорог со всеми сооружениями на них, межхозяйственных на­ сосных станций, а также линий электропередач, связанных с ме­ лиорацией земель и использованием водных ресурсов.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию мелиорации земель и их сельско­ хозяйственному освоению в 1971—1975 гг.» подчеркивается целе­

269


сообразность привлечения к проведению мелиоративных меро­ приятий заинтересованных организаций и в первую очередь колхозов. Мелиоративные мероприятия могут дать ожидаемый хо­ зяйственный эффект лишь при выполнении одновременно с мелио­ ративным строительством всех сопряженных мероприятий (жилое, культурно-бытовое и хозяйственное строительство, приобретение необходимой техники, скота и т. п.). Стоимость этих мероприятий обычно превышает стоимость мелиоративного строительства не ме­ нее чем в 1,5—2,0 раза. Все эти мероприятия выполняются за счет средств заинтересованных организаций, и только в Литовской ССР расходы по созданию новых сельских населенных пунктов осуществляются за счет государственного бюджета. В таких усло­ виях серьезное значение приобретает долгосрочное кредитование хозяйств, на землях которых проводится мелиоративное строи­ тельство.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Минист­ ров СССР от 10 января 1961 г. «О мерах по дальнейшему укреп­ лению экономики и финансового состояния колхозов» на проведе­ ние таких мероприятий колхозам выдаются возвратные ссуды на срок до 15 лет с погашением их начиная с четвертого года.

Принципы определения эффективности намечаемых мероприятий

Одна из основных задач, которые стоят перед составителями схем водно-мелиоративного устройства,— определить какая на­ роднохозяйственная и внутрихозяйственная эффективность, а так­ же рост производительности труда будут достигнуты в результате осуществления намечаемых схемой мероприятий.

Показателем экономической эффективности капиталовложений в народное хозяйство союзной республики или области, согласно «Типовой методике определения экономической эффективности ка­ питальных вложений», является отношение (в сопоставимых це­ нах) прироста годового объема национального дохода (чистая продукция) к соответствующим капиталовложениям:

 

Эн.д

Д Н Д

(74)

 

 

где

— коэффициент общей эффективности;

 

 

ЦНЦ — прирост годового

национального дохода от проведе­

 

ния мероприятий,

предусмотренных схемой;

 

К— капиталовложения государства и предприятий в про­ изводственное строительство, освоение и сопряжен­ ные мероприятия.

Как уже указывалось, одно из главных назначений схемы — подготовка данных, пользуясь которыми директивные и плано­ вые органы могли бы наметить наиболее правильные и экономи­ чески целесообразные пути использования земельных и водных ресурсов. Поэтому при составлении схемы вначале необходимо

2 7 0


установить коэффициенты экономической эффективности по рас­ сматриваемым в схеме отраслям народного хозяйства при различ­ ных видах и уровнях интенсивности использования земельных и водных ресурсов. Эти коэффициенты характеризуются отношением годового прироста совокупного чистого дохода к общим капита­ ловложениям в производственное строительство, освоение и со­ пряженные мероприятия, то есть

 

 

ЭЧ.д

дчд

(75)

 

 

Кот

 

Эчд— отраслевой

 

 

где

коэффициент эффективности;

от­

Д Ч Д — прирост годового совокупного чистого дохода

 

расли;

вложения.

 

По

/бот— капитальные

 

ряду отраслей и мероприятий народное хозяйство не по­

лучает чистого дохода. В таких случаях коэффициент экономиче­ ской эффективности определяют по экономии, которая будет по­ лучена от снижения себестоимости производимой продукции

З эс —“ тг~2>

(76)

А ОТ

 

где Clt С2— себестоимость продукции до и после

капиталовложе­

ний;

 

К0, — капиталовложения.

земельных или

На основе анализа вариантов использования

водных ресурсов можно определить ожидаемую эффективность и установить, при каком сочетании этих вариантов национальный доход будет максимальным.

Наряду с этим такие коэффициенты позволяют во всех случа­ ях, когда при конкретном планировании будет принято иное со­ четание вариантов использования земельных или водных ресур­ сов, определить ожидаемую эффективность и оценить рациональ­ ность вновь принимаемого сочетания.

Срок окупаемости капиталовложений — величина, обратная коэффициенту экономической эффективности.

Помимо перечисленных определений, по всем разработанным вариантам приводятся показатели, характеризующие: ожидаемое количество дополнительной продукции, величину дополнительной прибыли, рентабельность и повышение производительности труда.

Нередки случаи, когда выполнение тех или иных мероприятий связано с нанесением народному хозяйству разового ущерба или ежегодного убытка хозяйствам. В таких случаях, кроме показа­ телей, характеризующих намечаемые мероприятия с положитель­ ной стороны, необходимо также приводить показатели, отражаю­ щие потери и убытки.

При исчислении эффективности капиталовложений следует пользоваться типовой методикой, утвержденной Госпланом, Гос­ строем и Академией наук СССР, а также ведомственными мето­ диками.

271


Гла в а XII. ОБЪЕМЫ РАБОТ, НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАМЕЧАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Объемы намечаемых мероприятий и ресурсы, необходимые для их выполнения

Проектных разработок, проводимых при составлении схем, недостаточно для определения предстоящих объемов работ, необ­ ходимых ресурсов и стоимости мероприятий. Поэтому приходится

широко пользоваться удельными

и укрупненными показателями,

а также ведомственными плановыми нормативами.

Ведомственные

нормативы,

с какой бы подробностью они ни

были разработаны,

не могут отразить даже основные особенности

отдельных республик и областей, поэтому, по мнению автора,

целесообразнее применять нормативы, устанавливаемые приме­ нительно к условиям республики (области), по которой состав­ ляется схема.

Объемные и стоимостные показатели устанавливают на осно­ вании отчетных данных строительных и эксплуатационных органи­ заций по законченным объектам, находящимся в эксплуатации. Однако таких отчетов обычно недостаточно и в этих целях прихо­ дится использовать также имеющиеся проектные материалы.

Основываясь на законах математической статистики, следует считать, что для получения достаточно вероятных значений укруп­ ненных измерителей необходимо располагать рядом не менее чем из 20—25 членов. Расчетное значение показателя устанавливается либо путем отыскания коррелятивной связи между величиной ис­ комого показателя и факторами, его определяющими, либо по величине средней арифметической ряда с указанием отклонений в пределах За *.

Если полученные по отчетам строительных и эксплуатацион­ ных организаций данные не отвечают этому требованию, следует тщательно проанализировать, чем вызваны такие отклонения. Если отклонения обусловлены специфическими особенностями объекта, которые могут повториться, то к величине измерителя, установленного по ряду с распределением, близким к нормально­ му, делаются соответствующие примечания.

Неоднократно проводимый автором анализ материалов, соби­ раемых для установления укрупненных измерителей, показывает, что для этих данных характерно большое рассеивание, 'из-за кото­

* а — среднеквадратическое отклонение.

272


рого получить более или менее однородный ряд с указанным чис­ лом членов трудно, и поэтому приходится пользоваться более короткими рядами. В таких случаях, применяя правила ста­ тистики, устанавливают степень точности получаемых пока­ зателей.

Основные вопросы, которые приходится решать при определе­ нии укрупненных показателей,— выявление и оценка факторов влияния и установление измерителя, к которому следует относить определенный показатель. Разберем некоторые примеры.

Объемы и стоимость работ по строительству осушительной регулирующей сети зависят от причин заболачивания, уклонов поверхности и характера почвенно-грунтовой толщи и от намечае­ мого хозяйственного использования осушаемых земель. В таких случаях все показатели, очевидно, рационально относить к едини­

це площади — 1 га мелиорируемой

площади

брутто

(иногда при­

нимают и 1 км2).

строительству

ограждающих

Объемы и стоимость работ по

каналов зависят от их назначения

(нагорные

или ловчие), протя­

женности, инженерно-геологических свойств грунтов и величины отрезаемой ими площади водосбора. Из перечисленных факторов влияния видно, что показатели в данном случае нужно относить не к единице площади, а к единице длины канала, проходящего в определенных грунтах, с учетом средневзвешенного максималь­ ного расчетного расхода.

Объемы и стоимость работ, связанных со строительством ре­ гулирующей оросительной сети, зависят от способа полива (по­ верхностный, дождевание, подпочвенный), конструкции сети и вида хозяйственного использования орошаемых земель. Показа­ тели и в этих случаях следует относить к единице мелиорируемой площади.

Стоимость водозаборных и водосбросных сооружений зависит от конструкции, материала, из которого они построены, и величи­ ны пропускаемого расхода. Объемный и стоимостной показатели в этих случаях следует относить к единице пропускаемого мак­ симального расхода с учетом конструкции основного материала.

Показатели затрат ресурсов следует устанавливать с таким расчетом, чтобы можно было определить необходимое количество рабочих по специальностям, основных и вспомогательных меха­ низмов, а также материалов, полуфабрикатов и изделий.

Стоимостные показатели устанавливают либо на единицу ра­ бот (1 м3 объема профильной выемки, 1 км длины, 1 т или 1 м3 основного конструкционного материала), либо на единицу площа­ ди, а иногда и на ту и на другую единицу. В этих показателях сле­ дует особо указывать фонд заработной платы, что облегчает в последующем решение вопросов, связанных с подготовкой кадров.

Данные об объемах работ группируют по видам мероприятий (осушение земель под сельскохозяйственные угодья; осушение земель для торфодобычи; осушение земель под леса; культуртех-

18 А. Д. Панаднадн

273