Файл: Панадиади, А. Д. Проблемы мелиоративного устройства нечерноземной зоны.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
волоченных земель на примыкающие к ним сельскохозяйственные угодья, облегчает транспортные условия и способствует санитар ному оздоровлению местности. Все это уже само по себе приносит народному хозяйству существенные выгоды как непосредственные, так и косвенные, которые, правда, не всегда могут быть оценены в деньгах.
Подтверждением правильности высказываемой точки зрения
являются приводимые в таблице 54 данные [64] об экономической эффективности мелиоративных работ, выполненных в бывшей Минской губернии Западной экспедицией И. И. Жилинского в 1874—1897 гг. Несмотря на то, что работы этой экспедиции за ключались только в выправлении рек-водоприемников и устрой стве редкой канализационной сети каналов, на что в бывшей Мин ской губернии было затрачено 1,5 млн. руб., доход за 36 лет со ставил 4,7 млн. руб., а все произведенные затраты полностью оку пились за 13— 15 лет.
Источники финансирования
Мероприятия по использованию водных ресурсов и по мелио рации земель, выполняемые для удовлетворения нужд промыш ленных предприятий, коммунального хозяйства и совхозов, финан сируются за счет государственного или местного бюджета. Такие мероприятия, проводимые для нужд колхозов, а также учрежде ний и предприятий потребительской кооперации и общественных организаций, финансируются за счет государственного бюджета,, возвратного банковского кредита и средств заинтересованных кол хозов и организаций.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в ап реле 1965 г. приняли Постановление о финансировании всех за трат по коренному улучшению земель в колхозах районов избы точного увлажнения за счет средств государственного бюджета, выделяемых на операционные расходы. К работам, охватывае мым понятием «коренное улучшение», согласно постановлению, относятся: строительство и переустройство закрытой и открытой внутрихозяйственной осушительной сети; все виды культуртехнических мероприятий; добыча, транспортирование и внесение на удобрение торфа; известкование кислых и гипсование засоленных почв.
Наряду с этим за счет бюджетных средств финансируются работы по строительству и технической эксплуатации водоприем ников, межхозяйственных осушительных каналов, защитных валов и дорог со всеми сооружениями на них, межхозяйственных на сосных станций, а также линий электропередач, связанных с ме лиорацией земель и использованием водных ресурсов.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию мелиорации земель и их сельско хозяйственному освоению в 1971—1975 гг.» подчеркивается целе
269
сообразность привлечения к проведению мелиоративных меро приятий заинтересованных организаций и в первую очередь колхозов. Мелиоративные мероприятия могут дать ожидаемый хо зяйственный эффект лишь при выполнении одновременно с мелио ративным строительством всех сопряженных мероприятий (жилое, культурно-бытовое и хозяйственное строительство, приобретение необходимой техники, скота и т. п.). Стоимость этих мероприятий обычно превышает стоимость мелиоративного строительства не ме нее чем в 1,5—2,0 раза. Все эти мероприятия выполняются за счет средств заинтересованных организаций, и только в Литовской ССР расходы по созданию новых сельских населенных пунктов осуществляются за счет государственного бюджета. В таких усло виях серьезное значение приобретает долгосрочное кредитование хозяйств, на землях которых проводится мелиоративное строи тельство.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Минист ров СССР от 10 января 1961 г. «О мерах по дальнейшему укреп лению экономики и финансового состояния колхозов» на проведе ние таких мероприятий колхозам выдаются возвратные ссуды на срок до 15 лет с погашением их начиная с четвертого года.
Принципы определения эффективности намечаемых мероприятий
Одна из основных задач, которые стоят перед составителями схем водно-мелиоративного устройства,— определить какая на роднохозяйственная и внутрихозяйственная эффективность, а так же рост производительности труда будут достигнуты в результате осуществления намечаемых схемой мероприятий.
Показателем экономической эффективности капиталовложений в народное хозяйство союзной республики или области, согласно «Типовой методике определения экономической эффективности ка питальных вложений», является отношение (в сопоставимых це нах) прироста годового объема национального дохода (чистая продукция) к соответствующим капиталовложениям:
|
Эн.д |
Д Н Д |
(74) |
|
|
||
где |
— коэффициент общей эффективности; |
|
|
|
ЦНЦ — прирост годового |
национального дохода от проведе |
|
|
ния мероприятий, |
предусмотренных схемой; |
|
К— капиталовложения государства и предприятий в про изводственное строительство, освоение и сопряжен ные мероприятия.
Как уже указывалось, одно из главных назначений схемы — подготовка данных, пользуясь которыми директивные и плано вые органы могли бы наметить наиболее правильные и экономи чески целесообразные пути использования земельных и водных ресурсов. Поэтому при составлении схемы вначале необходимо
2 7 0
установить коэффициенты экономической эффективности по рас сматриваемым в схеме отраслям народного хозяйства при различ ных видах и уровнях интенсивности использования земельных и водных ресурсов. Эти коэффициенты характеризуются отношением годового прироста совокупного чистого дохода к общим капита ловложениям в производственное строительство, освоение и со пряженные мероприятия, то есть
|
|
ЭЧ.д |
дчд |
(75) |
|
|
Кот |
||
|
Эчд— отраслевой |
|
|
|
где |
коэффициент эффективности; |
от |
||
Д Ч Д — прирост годового совокупного чистого дохода |
||||
|
расли; |
вложения. |
|
|
По |
/бот— капитальные |
|
||
ряду отраслей и мероприятий народное хозяйство не по |
лучает чистого дохода. В таких случаях коэффициент экономиче ской эффективности определяют по экономии, которая будет по лучена от снижения себестоимости производимой продукции
З эс —“ тг~2> |
(76) |
А ОТ |
|
где Clt С2— себестоимость продукции до и после |
капиталовложе |
ний; |
|
К0, — капиталовложения. |
земельных или |
На основе анализа вариантов использования |
водных ресурсов можно определить ожидаемую эффективность и установить, при каком сочетании этих вариантов национальный доход будет максимальным.
Наряду с этим такие коэффициенты позволяют во всех случа ях, когда при конкретном планировании будет принято иное со четание вариантов использования земельных или водных ресур сов, определить ожидаемую эффективность и оценить рациональ ность вновь принимаемого сочетания.
Срок окупаемости капиталовложений — величина, обратная коэффициенту экономической эффективности.
Помимо перечисленных определений, по всем разработанным вариантам приводятся показатели, характеризующие: ожидаемое количество дополнительной продукции, величину дополнительной прибыли, рентабельность и повышение производительности труда.
Нередки случаи, когда выполнение тех или иных мероприятий связано с нанесением народному хозяйству разового ущерба или ежегодного убытка хозяйствам. В таких случаях, кроме показа телей, характеризующих намечаемые мероприятия с положитель ной стороны, необходимо также приводить показатели, отражаю щие потери и убытки.
При исчислении эффективности капиталовложений следует пользоваться типовой методикой, утвержденной Госпланом, Гос строем и Академией наук СССР, а также ведомственными мето диками.
271
Гла в а XII. ОБЪЕМЫ РАБОТ, НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАМЕЧАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Объемы намечаемых мероприятий и ресурсы, необходимые для их выполнения
Проектных разработок, проводимых при составлении схем, недостаточно для определения предстоящих объемов работ, необ ходимых ресурсов и стоимости мероприятий. Поэтому приходится
широко пользоваться удельными |
и укрупненными показателями, |
|
а также ведомственными плановыми нормативами. |
||
Ведомственные |
нормативы, |
с какой бы подробностью они ни |
были разработаны, |
не могут отразить даже основные особенности |
отдельных республик и областей, поэтому, по мнению автора,
целесообразнее применять нормативы, устанавливаемые приме нительно к условиям республики (области), по которой состав ляется схема.
Объемные и стоимостные показатели устанавливают на осно вании отчетных данных строительных и эксплуатационных органи заций по законченным объектам, находящимся в эксплуатации. Однако таких отчетов обычно недостаточно и в этих целях прихо дится использовать также имеющиеся проектные материалы.
Основываясь на законах математической статистики, следует считать, что для получения достаточно вероятных значений укруп ненных измерителей необходимо располагать рядом не менее чем из 20—25 членов. Расчетное значение показателя устанавливается либо путем отыскания коррелятивной связи между величиной ис комого показателя и факторами, его определяющими, либо по величине средней арифметической ряда с указанием отклонений в пределах За *.
Если полученные по отчетам строительных и эксплуатацион ных организаций данные не отвечают этому требованию, следует тщательно проанализировать, чем вызваны такие отклонения. Если отклонения обусловлены специфическими особенностями объекта, которые могут повториться, то к величине измерителя, установленного по ряду с распределением, близким к нормально му, делаются соответствующие примечания.
Неоднократно проводимый автором анализ материалов, соби раемых для установления укрупненных измерителей, показывает, что для этих данных характерно большое рассеивание, 'из-за кото
* а — среднеквадратическое отклонение.
272
рого получить более или менее однородный ряд с указанным чис лом членов трудно, и поэтому приходится пользоваться более короткими рядами. В таких случаях, применяя правила ста тистики, устанавливают степень точности получаемых пока зателей.
Основные вопросы, которые приходится решать при определе нии укрупненных показателей,— выявление и оценка факторов влияния и установление измерителя, к которому следует относить определенный показатель. Разберем некоторые примеры.
Объемы и стоимость работ по строительству осушительной регулирующей сети зависят от причин заболачивания, уклонов поверхности и характера почвенно-грунтовой толщи и от намечае мого хозяйственного использования осушаемых земель. В таких случаях все показатели, очевидно, рационально относить к едини
це площади — 1 га мелиорируемой |
площади |
брутто |
(иногда при |
нимают и 1 км2). |
строительству |
ограждающих |
|
Объемы и стоимость работ по |
|||
каналов зависят от их назначения |
(нагорные |
или ловчие), протя |
женности, инженерно-геологических свойств грунтов и величины отрезаемой ими площади водосбора. Из перечисленных факторов влияния видно, что показатели в данном случае нужно относить не к единице площади, а к единице длины канала, проходящего в определенных грунтах, с учетом средневзвешенного максималь ного расчетного расхода.
Объемы и стоимость работ, связанных со строительством ре гулирующей оросительной сети, зависят от способа полива (по верхностный, дождевание, подпочвенный), конструкции сети и вида хозяйственного использования орошаемых земель. Показа тели и в этих случаях следует относить к единице мелиорируемой площади.
Стоимость водозаборных и водосбросных сооружений зависит от конструкции, материала, из которого они построены, и величи ны пропускаемого расхода. Объемный и стоимостной показатели в этих случаях следует относить к единице пропускаемого мак симального расхода с учетом конструкции основного материала.
Показатели затрат ресурсов следует устанавливать с таким расчетом, чтобы можно было определить необходимое количество рабочих по специальностям, основных и вспомогательных меха низмов, а также материалов, полуфабрикатов и изделий.
Стоимостные показатели устанавливают либо на единицу ра бот (1 м3 объема профильной выемки, 1 км длины, 1 т или 1 м3 основного конструкционного материала), либо на единицу площа ди, а иногда и на ту и на другую единицу. В этих показателях сле дует особо указывать фонд заработной платы, что облегчает в последующем решение вопросов, связанных с подготовкой кадров.
Данные об объемах работ группируют по видам мероприятий (осушение земель под сельскохозяйственные угодья; осушение земель для торфодобычи; осушение земель под леса; культуртех-
18 А. Д. Панаднадн |
273 |