Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 692
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
В 395–396 гг. восставшие вестготские федераты под предводительством конунга Алариха подвергли страшному разгрому Македонию и Грецию. Выступивший против вестготов полководец и опекун императора Гонория вандал Стилихон разгромил полчища Алариха на юге Греции. Тем не менее правительство Восточной империи поспешило заключить с Аларихом договор, признав его правителем и верховным военачальником иллирийских провинций (397 г.). Под знамена Алариха со всех концов Восточной империи стекались отряды варваров, беглые рабы и колоны. К началу V в. он располагал уже внушительным войском.
В 401 г. Аларих во главе своих полчищ двинулся на Италию. В следующем году ценой крайнего напряжения сил (в частности, для защиты Италии были вызваны войска из провинций, в легионы записывали освобожденных рабов и колонов) Стилихону удалось дважды нанести поражение вестготам и вытеснить их из Италии. По случаю побед Стилихона над полчищами Алариха в Риме в последний раз был отпразднован триумф. Тем не менее правительство Гонория было вынуждено согласиться на поселение вестготов в Иллирии. В 405 г. Италия подверглась нашествию союза германских племен под предводительством конунга Радагайса. В кровопролитной битве близ Флоренции Стилихон разгромил варварское войско (сам Радагайс погиб). Тем временем оставшиеся без защиты западные провинции были легко захвачены германскими племенами. Стилихон попытался склонить Алариха к союзу с Гонорием, однако в 408 г. был оклеветан перед императором и при попустительстве ничтожного Гонория предательски убит. В его лице Италия потеряла своего единственного защитника.
Узнав о гибели Стилихона, Аларих двинулся на Рим и осадил Вечный город. Получив в качестве выкупа 5 тыс. фунтов золота и 30 тыс. фунтов серебра, он ушел из Италии. В следующем году Аларих вновь осадил Рим, но стены города были неприступны, поэтому предводитель вестготов вместе с узурпатором Атталом (409–410 гг.) отправился в поход на Равенну, где укрылся Гонорий. Равенну варварам тоже не удалось взять, и Аларих в третий раз осадил Рим, брошенный императором на произвол судьбы. В отрезанной от снабжения столице империи стали свирепствовать голод и болезни. В августе 410 г. обреченный город пал (рабы ночью открыли городские ворота) и был разграблен варварами. Падение Рима произвело сильнейшее впечатление на современников. Аларих двинулся на юг Италии, но в пути заболел и умер на 40-м году жизни. Спустя несколько лет вестготы осели в Аквитании, где создали свое королевство (419 г.).
Бездарного императора Гонория, умершего от водянки, сменил узурпатор Иоанн (423–425 гг.), после которого престол перешел к племяннику Гонория, сыну его соправителя Констанция III и сестры Галлы Плацидии, Валентиниану III (425–455 гг.). Тем временем Западная Римская империя разваливалась на глазах. В 407 г. римские войска узурпатора Константина III покинули Британию, и остров обрел независимость. В юго-восточной Галлии (формально на положении федератов) обосновались бургунды, в северо-западной части Испании осели свевы, в Африке возникло королевство вандалов со столицей в Карфагене (439 г.).
Большую опасность для погибающей империи представляли гунны, расселившиеся в Паннонии. В 451 г. они под предводительством Аттилы вторглись в Галлию. В «битве народов» на Каталаунских полях полководец Валентиниана III Флавий Аэций, под знаменами которого сражались вестготы, франки и бургунды, нанес поражение полчищам Аттилы. В следующем году гунны вторглись в Северную Италию и опустошили ее. В 453 г. Аттила внезапно умер, и кочевой союз гуннов распался. В следующем году Аэций пал жертвой придворных интриг. Несколько месяцев спустя был убит и Валентиниан III. В июне 455 г. под предлогом мщения за убийство императора конунг вандалов Гейзерих захватил Рим. Преемник Валентиниана III Петроний Максим погиб в уличной схватке, а вандалы в течение двух недель грабили и опустошали Вечный город, в связи с чем позднее возник термин «вандализм», означающий бессмысленное уничтожение культурных ценностей.
Вскоре после ухода вандалов фактическая власть над Римом и Италией перешла в руки полководца Флавия Рицимера. Всесильный временщик по своей воле назначал и смещал императоров: так, один за другим на престоле сменились галл Авит (455–456 гг.), Юлий Майориан (457–461 гг.), Либий Север (461–465 гг.) и грек Прокопий Антемий (467–472 гг.). Все они были убиты. В 472 г. сначала Рицимер, а затем император Олибрий умерли от чумы. Племянник Рицимера Гундебальд в марте 473 г. провозгласил императором Глицерия (473–474 гг.), которого вынудил отречься от власти далматинец Юлий Пепот, возложивший на себя императорскую диадему (474–475 гг.). Его низложил иллириец Орест, сделавший императором своего сына-подростка Ромула Августа (475–476 гг.), который по иронии судьбы носил имена основателя Вечного города и создателя системы принципата. Малолетнего императора римляне насмешливо прозвали «августенком» (Augustulus).
В августе 476 г. предводитель скиров Одоакр захватил власть в Риме и стал властителем Италии. Орест был убит, а Ромул Августул низложен (23 августа) и отправлен в ссылку на виллу Лукулла близ Неаполя, где и умер в том же году. Одоакр добился официального постановления сената о ликвидации титула императора Западной Римской империи и отослал императорские регалии в Константинополь (формально речь шла о восстановлении единства Римской империи под скипетром императора Востока). Этим незаметным событием завершилась история античного Рима.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
Культура эпохи Республики
В первые века Римской республики ее культура развивалась под определяющим влиянием культуры этрусков, уровень культурного развития которых был для VI в. До н.э. очень высок.
Города этрусков были прекрасно укреплены - окружены зубчатыми стенами и оборонительным рвом, строились по единому плану, две улицы пересекались под прямым углом и делили город на четыре квартала. Архитектура этрусков была близка греческой, но этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены - из сырцового кирпича. Этрусские храмы стояли на высоком постаменте - подиуме, к колоннаде портика вела лестница. Как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и терракотовыми статуями. Эти скульптуры по стилю соответствовали греческой пластике времен архаики, но были много условнее, орнаментальнее и динамичнее.
У этрусков рано развилась портретная скульптура, что было связано с заупокойным ритуалом. На погребальных урнах, в которых хранился пепел умерших, крышки делались с изображением фигуры или бюста умершего, всегда портретного характера. Если римский портрет достиг небывалого прежде художественного совершенства, то этим он был обязан усвоению римскими мастерами этрусского наследия. Римляне многое восприняли у этрусков и в области архитектуры. Конструкция римского храма Пантеона была продолжением этрусского зодчества. Так называемый ложный купол (постепенно сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей) применялся в архитектуре уже в минойский и микенский периоды, но только этруски начали возводить стены из клиновидных балок, создав таким образом купол в собственном смысле слова. Римляне же, воспользовавшись этрусскими образцами, создали новую архитектурную форму - свободно держащийся свод, переходящий в обширный купол. Его создание было отражением ценностных ориентиров римской культуры, римской модели социального космоса. Купол говорит нам о мощи, единстве империи, о вселенском владычестве. Купол - это могучее полушарие, которое одновременно и покоится, и как бы плавает в пространстве, и объединяет, и венчает вселенную. Купол - космичен, но при этом вполне социален, так как предполагает большое здание с большим количеством людей. В этом его отличие от греческого храма, который был просто обиталищем того или иного божества, народ же должен был молиться перед храмом, под открытым небом.
Не менее сильным оказалось также влияние греческой культуры. Во II в. До н.э. Рим подчинил себе Грецию, победа над которой обернулась для Рима своего рода культурным поражением: сильный в военном отношении, он оказался бессильным перед высококультурным противником.
Религия.
Прежде всего, римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Основные религиозные культы сложились в римской культуре задолго до завоевания Греции, и они были вполне самостоятельны, но атрибуты многих богов и их функции были взяты у греков. В ранней римской религии поражают бедность фантазии, схематичность мифологических образов, отсутствие самой потребности в живых образах богов. В римских богах того времени явно чувствуется олицетворение абстрактных представлений, с помощью которых скрупулезно регламентировались все стороны человеческой жизни. Эта детальная регламентация, по убеждению римлян, должна была гарантировать их от несчастий и невзгод. Совершение многочисленных обрядов рассматривалось римлянами как заключение сделки между ними и богами, выполнение обряда надлежащим образом обязывало соответствующего бога исполнить просьбы и пожелания, высказанные человеком.
Но сами боги несмотря на свою абстрактность были очень близки к людям, к государству, к семье. Все они имеют своих покровителей - Ларов, Гениев, Пенатов. Многие боги, которым поклонялись римляне, никогда не имели человеческого облика. Так, Веста, богиня домашнего очага, одна из самых почитаемых в Риме, всегда отождествлялась с огнем, Марс – с копьем и т.д. Некоторая часть римских богов приобрела человеческий облик лишь под греческим влиянием, когда им были найдены греческие эквиваленты (Зевс - Юпитер, Афродита – Венера и т.д.) и приспособлена греческая мифология. Однако знакомство с греческой мифологией обогатило римскую религию, но не затронуло ее основ.
По мере расширения границ римского государства религиозные представления развивались и усложнялись, черты божеств многих других народов сливались с чертами римских богов. Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги лишь усиливают мощь римлян. Однако, несмотря на эти процессы, религиозная мифология римлян не стала поэтически одухотворенной, как у греков. Но и в таком своем качестве римская религия играла очень важную роль в жизни римлян.