Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 688

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Античное общество. Основные черты, географические и хронологические рамки. Особенности источников.

2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.

3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.

4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).

5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.

6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).

7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).

8. Спарта как тип полиса.

9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.

10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.

11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.

12. Греко-персидские войны.

13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).

14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.

15. Кризис полиса в Элладе.

16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.

17. Эллинизм и эллинистические государства.

18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.

19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.

20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.

21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.

22. Царский Рим.

23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).

24. Завоевание Римом Италии.

25. I Пуническая и Ганнибалова войны.

26. Становление Римской Средиземноморской державы.

27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.

28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.

29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.

30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.

31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.

32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.

33. Правление Северов и период солдатских императоров.

34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.

35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.

36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.

37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.

38. Культура Римской республики. Литература, историописание.

39. Культура Рима в Ранней империи.

40. Культура Рима в Поздней империи.

1. Античное общество. Основные черты, географические и хронологические рамки. Особенности источников.

1.1. Понятие античности.

1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.

1.3. Античный полис как уникальное явление.

1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства

1.5. Географические рамки античного общества.

1.6. Хронологические рамки античного общества.

1.7. Периодизация античного общества.

1.8. Источники по истории античного мира.

2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.

2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.

2.2. Последствия дорийского переселения.

3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.

3.1. «Гомеровский вопрос».

3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.

3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.

4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).

4.1. Греческое общество.

4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.

4.3. Культура гомеровской Греции.

5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.

5.1. Предпосылки появления полиса.

5.2. Основные черты полиса

5.3. Типы полисов

5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.

6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).

6.1. Последствия Великой греческой колонизации.

7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).

7.1. Общие черты раннегреческой тирании.

7.2. Раннегреческие тирании.

7.3. Заключение.

8. Спарта как тип полиса.

8.1. Спарта в древности. 

8.2. Вторжение дорийцев.

8.3. Мессенские войны. 

8.4. Социально-экономический строй древней Спарты. 

8.5. Государственное устройство.

8.6. Законодательство Ликурга.

8.7. Образование Пелопоннесского союза.

9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.

9.1. Аттика древнейшего времени.

9.2. Обострение социальной борьбы.

9.3. Реформы Солона.

10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.

Предисловие.

Введение.

10.1. Первое «пришествие»  Писистрата.

10.2. Второе «пришествие» Писистрата.

10.3. Третье «пришествие» Писистрата.

10.4. Внутренняя политика.

10.5. Внешняя политика.

10.6. Тирания Писистратидов.

11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.

11.1. Источники.

12. Греко-персидские войны.

12.1. Персидская угроза.

12.2. Ионийское восстание.

10.3. Марафонская победа.

10.4. В ожидании нового удара.

10.5. Поход Ксеркса.

10.6. Делосский союз.

10.7. Каллиев мир.

13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).

Введение.

13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.

13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.

13.3. Пелопоннесский союз.

14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.

14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.

14.2. Архидамова война.

14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.

14.4. Декелейская (Ионийская) война.

14.5. «Тридцать тиранов».

15. Кризис полиса в Элладе.   

15.1. Причины и последствия кризиса.  

15.2. Возрождение тирании.

15.3. Позднегреческая тирания.

15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.

15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.

16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.

16.1. Филипп II

16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.

17. Эллинизм и эллинистические государства.

Введение.

17.1. Войны Диадохов.

17.2. Характеристика эпохи эллинизма.

17.3 Исторические достижения эллинизма.

17.4. Эллинистический мир.

18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.

18.1. МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.

19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.

19.2. Архитектура и искусство классической Греции.

20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.

20.1. Древнегреческая поэзия.

20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.

20.3. Прочие науки.

20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.

20.5. Ораторское искусство.

21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.

21.1. Источники.

21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.

21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.

22. Царский Рим.

22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).

22.2. Ромул.

22.3. Нума Помпилий.

22.4. Тулл Гостилий.

22.5. Анк Марций.

22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.

22.7. Сервий Туллий.

22.8. Луций Тарквиний.

23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).

23.1. Введение.

23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.

23.3. Учреждение трибуната.

23.4. Предание о Кориолане.

23.5. Первое предложение об аграрном законе.

23.6. Децемвиры.

23.7. Законы XII таблиц.

23.8. Расширение прав трибутных комиций.

23.9. Борьба за государственные должности.

23.10. Страх патрициев перед тиранией.

23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.

23.12. Возникновение нобилитета.

24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).

Хронология. 509-265 гг.

24.1. Введение.

24.3. Война с галлами.

24.4.. Войны с самнитами.

24.5. Покорение римлянами Южной Италии.

24.6. Структура Римско-италийского союза.

24.7. Заключение.

25. I Пуническая и Ганнибалова войны.

25.1. Первая Пуническая война

25.1.2. Ход войны.

25.2. Вторая Пуническая война.

26. Становление Римской Средиземноморской державы.

26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война. 

27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.

27.1. Классическое рабство и его особенности.

27.2. Классовые и социальные отношения.

27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.

27.4. Нумантинская война в Испании.

27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.

27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.

27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.

27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.

27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.

27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э

27.11. Военная реформа Гая Мария.

27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.

28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.

28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.

28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.

28.3. Восстание Спартака.

29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.

30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.

31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.

32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.

33. Правление Северов и период солдатских императоров.

34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.

35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.

36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.

37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.

38.Культура Римской республики. Литература, историописание.

39. Культура Рима в Ранней империи.

40. Культура Рима в Поздней империи.



Архитектура.

Влияние греков сказалось и на римской архитектуре. Этрурия дала римлянам арку, Древняя Греция – ордер. Римляне, соединив арку и колонну, создали так называемую римскую ячейку и ввели в строительную практику аркаду. Аркада стала излюбленным элементом для разного типа построек (мост, театр, акведук). Опираясь на строительный опыт завоеванных стран, римляне смогли создать в период республики вполне са­мобытную и величественную архитектуру. К традиционным греческим ордерам римляне добавили позаимствованный у эт­русков тосканский ордер и вычурную капитель (верхняя часть колонны), соединившую ионические волюты (скульптурное ук­рашение в виде завитка на капители) с коринфским аканфом. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть мощь, силу, величие, подавляющие человека. Именно в этой пышной архитектуре нашли наиболее полное выражение государствен­ные идеи Рима. Грандиозные храмы, амфитеатры, термы, фо­румы, триумфальные арки и колонны прославляли мощь Республики. Для них были характерны монументальность, пышная отделка множество украшений, стремление к строгой симметрии.

Безусловным достижением римской архитектуры периода Республики стало умение вписать архитектурные объекты (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) в городской, сельский пейзаж, создать ансамбль из нескольких построек. Все это также служило возвеличиванию Рима. Но стремление к выражению величия Рима в архитектурных ансамблях приводило к масштабным преувеличениям, внешним эффектам, ложному пафосу громадных сооружений, рядом с которыми теснились лачуги бедняков и городские трущобы. Римляне не смогли из­бежать и тенденции к чистому украшательству. Она нередко приводила к полному подавлению конструктивного момента, который у греков так удивительно объединялся с моментом де­коративным. Колонна здесь часто превращается в украшение и просто оживляет стены, становясь стенной при6авкой или пи­лястрами. Мозаичные полы или лепные потолки – любимая римская форма. Тут и аканфовый лист, плющ, лавр, пальма, необыкновенные человеческие фигуры, животные. Раскопки в Геркулануме и Помпее открыли нам небывалую роспись стен, к которой со всем не была способна греческая классика. Разно­образие перспективных, пейзажных, орнаментальных форм, нежность и свежесть красок, причудливость линий, роскошь, блеск, эффектность этих росписей свидетельствуют о тонко развитой римской чувственности.


Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место принадлежало сооружениям общест­венным, рассчитанным на большие массы людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по сложности инженерных решений, многообразию типов соору­жений, богатству композиционных форм, масштабу строитель­ства. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы и реализовали их в новых типах построек. Этот пе­риод развития римской культуры ознаменовался появлением базилик - зданий, где совершались торговые сделки и вершил­ся суд; амфитеатров, где устраивались гладиаторские бои; цир­ков, где происходили соревнования колесниц; терм - слож­ного комплекса сооружений, включавших в себя бани, библио­теки, места для игр и прогулок.

Возведение этих сложнейших, подчас гигантских сооруже­ний и комплексов стало возможным благодаря созданию новой конструктивной системы - монолитно-блочной, основу кото­рой составляли две узкие кирпичные стенки, заполненные щебнем и особым строительным раствором - бетоном, появившимся в IIIв. до н.э.

От периода Республики до наших дней сохранились не­многие архитектурные памятники, остальные нам знакомы лишь из описаний их историками и современниками. Самым замечательным памятником эпохи Республики стал форум Ро­мано близ Капитолия, включавший в себя все традиционные для римского города постройки: храм, посвященный Сатурну, богу урожая, базилику, построенную при Юлии Цезаре и на­званную в его честь. Обязательным для всякого форума являлся храм богини домашнего очага Весты. В нем горел вечный огонь, поддерживаемый девятью весталками, жрицами богини, которые проживали в расположенном рядом с храмом роскошном доме весталок.

Скульптура.

С самых первых шагов своего возвышения римская культу­ра стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровож­далось грабежом их художественных произведений. Из одной только Македонии были вывезены 250 повозок со статуями и картинами. После покорения Греции и захвата Коринфа Рим был буквально наводнен их памятниками искусства. Так, были привезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и других знаменитых греческих мастеров. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Влияние греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры. Поэтому в области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой классики и не создали памятни­ков столь значительных, как греческие.



Однако в отличие от греческих скульпторов римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, раз­работали бытовой и исторический рельеф, а самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета. Именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского скульптурного искусства. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить увиденное в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Своим появлением римский скульптурный портрет в значи­тельной мере обязан заимствованному римлянами у этрусков культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, в отличие от греческой иде­ально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда пре­дельно индивидуализирован. Индивидуализация черт исключа­ла возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в рим­ском обществе подвергались постоянному пересмотру, эволю­ционировал и жанр скульптурного портрета, но главными чер­тами скульптурных образов республиканской эпохи были лаконичные формы и обобщенность изображения.

В разных музеях мира, в том числе и в Эрмитаже, хранится огромное число римских портретов - императоров, полковод­цев, политических деятелей, философов, писателей и просто безымянных римлян, запечатленных с поразительным мастер­ством, во всей полноте и разнообразии человеческих характе­ров, чувств, настроений - одухотворенных и жестоких, воле­вых и прямодушных, коварных и наивных. Классическим про­изведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона - мудрого и волевого римлянина, челове­ка практичного ума, хранителя строгих нравов.


38.Культура Римской республики. Литература, историописание.


Литература.

Под влиянием заполонивших Рим греческих произведений искусства, идей, традиций творчества, под воздействием обще­ния с греческими художниками, скульпторами, музыкантами у римлян изменилось само представление о художественных ценностях. Стала цениться образованность, предполагавшая владение греческим языком и литературно-философским наследием. Поэтому развитие римской литературы началось с подражания греческим оригиналам. Но в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в Риме предпочтение отдавалось драме, причем толь­ко жанру комедии. Власти просто-напросто боялись влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением и драма­тических авторов не жаловали. Поэтому даже для наиболее вы­дающихся римских комедиографов, создавших литературный язык и выработавших стихотворную технику, были характерны уничижительная оценка собственного творчества и сознание вторичности их произведений.

Писателями, заложившими основы римской литературы, были греки, а первыми литературными произведениями на ла­тыни были переводы греческих трагедий и комедий. Одним из первых римских поэтов был Ливий Андроник, грек по происхож­дению, переведший на латынь «Одиссею» Гомера.

В 240 г. до н.э. он представил на суд слушателей свои переводы на латин­ский язык греческих трагедий и комедий. Эта дата стала считаться годом рождения римской литературы.

Следует отметить, что долгое время римское общественное мнение, ревнители римских традиций сопротивлялись проник­новению иноземных (в том числе и греческих) влияний, считая, что они развращают римлян. Это не способствовало развитию собственной художественной литературы. Прагматики ­римляне были чужды поэзии, поэтому истинно латинская литература заключается в памятниках красноречия и исторических сочинениях. А высшей поэзией римлян была поэзия их дел, поэзия их права.

Первым действительно выдающимся римским литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедийного жанра. Более психологичны были характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его «серьезная» комедия представляла собой основательную переработку греческой. При этом Теренций ставил зрителя в такое положение, когда в поведении героев его пьес всегда присутствовал элемент непредсказуемости.


Различие римской и греческой художественных культур проявлялось во всех видах искусства, жанрах и художественных образах. Это же различие мы обнаруживаем также в стадиях и качестве римского сознания. Его полноценное формирование в римской культуре началось лишь в период разложения респу6лики. Прямым признаком этого процесса стало появление лирики, которое свидетельствует, что в обществе сформировался интерес к внутреннему миру человека. Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в известные эллинистические формы. Отсюда их погружение в александрийскую ученость, использование уже разработанных изобразительных средств.

Первым из плеяды выдающихся лириков в римской поэзии стал Гай Валерий Катулл. Как и другие поэты его крута, он пи­сал большие «ученые» произведения и легкие небольшие стихо­творения - остроумные «безделки». И в тех и в других особое внимание он уделял отделке формы. Содержание его произве­дений составляли вариации на темы малоизвестных мифов, ко­торые позволяли развивать любовную тематику. Основными чертами его творчества стали отказ от гражданской героики и погружение в сферу чувств, внутренних ощущений. В целом лирика Катулла разрушала уже устоявшиеся нормы драматиче­ской поэзии и способствовала становлению того классического стиля с преобладанием типического над характерным, который стал господствующим в литературе эпохи Империи.

Развитие права и риторики

Старое римское право с его окостенелым формализмом уже не соответствовало новым условиям. Однако коренной реформе оно не подвергалось, но, как уже говорилось выше, лишь уточнялось и расширялось преторами, которые перед вступлением в должность в специальных эдиктах публиковали, как они намерены решать те или иные юридические казусы. Значительное влияние на римское право оказывало право провинций, с которыми постоянно соприкасались римляне.

В результате были упрощены ведение процессов, порядок сделок по купле-продаже, займу, аренде и т. п. Были расширены права владельцев на имущество, не являвшееся их собственностью в старом римском смысле, например, права римских граждан на находившиеся в их владении провинциальные земли. Выработалось понятие юридического лица, ранее отсутствовавшее. Такими юридическими лицами были признаны сперва муниципии, а затем и коллегии. Все эти нововведения были направлены на защиту окрепшей частной собственности.