Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 726
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
Больше информации содержат элогии, то есть надгробные надписи из семейных и родовых усыпальниц, воздвигавшихся в римском предместье по Аппиевой дороге. Это надписи на саркофагах с восхвалением умерших, содержащие данные о почетных должностях, строительной деятельности, внешней политике, религиозных и этических воззрениях римлян.
Большую ценность представляют собой римские государственные акты II–I вв. до н.э. От 187г. до н.э. дошло постановление сената о запрещении Вакханалий, от 45г. до н.э. – так называемая Гераклейская таблица с законом Юлия Цезаря, регулирующим устройство городов, получивших статут самоуправляющихся муниципиев. Ряд надписей характеризует состояние аграрных отношений. Это 1) судебное решение арбитров Минуциев в споре о земле; 2) закон 111г. до н.э., отменявший неотчуждаемость земель, полученных по реформам Гракхов. От I в. до н.э. дошли многочисленные посвятительные надписи богам от имени торговых и ремесленных коллегий, в числе которых были плебеи, вольноотпущенники и рабы. Эти надписи освещают экономику и социальную структуру римской Италии. Значение эпиграфических источников определяется их документальным характером.
Язык и письменность также являются историческими источниками, позволяющими датировать тексты и устанавливать по появлению греческих, иллирийских, этрусских слов и имен культурные влияния на Рим.
Однако особое значение имеют письменные источники. Прежде всего, это сочинения античных писателей разных жанров. В совокупности они составляют античную традицию. До наших дней сохранились сравнительно поздние тексты, не ранее VI в. до н.э. Но в рассказах о древнейшем периоде их авторы основываются на утраченных для нас, но содержавших важные сведения материалах. В основе данной исторической традиции лежат: 1) официальные записи, касающиеся жизни всей римской общины, 2) устное народное творчество, родовые и семейные предания, передававшиеся из поколения в поколение, 3) отклики греков на события в дальней Гесперии (Вечерней, Западной стране), как они называли Италию.
К официальным актам относятся царские, большая часть которых признается современной наукой достоверными, первые договоры Рима с другими общинами и государствами – с латинскими городами и Карфагеном, историчность которых также не оспаривается, и записи, ведшиеся жреческими коллегиями.
Вероятно, уже в царскую эпоху глава коллегии, великий понтифик, наряду с фастами стал записывать выдающиеся события года – затмения светил, войны, празднества. Это положило начало летописанию, которое развилось уже в республиканскую эпоху. С началом Республики год стали определять по правлению высших должностных лиц – консулов. Тогда понтифики начали составлять их списки, а затем и списки других магистратов. Погодные списки консулов называются консульскими фастами. На их основе выросла запись консульских триумфов, которая именуется триумфальными фастами. Консульские и триумфальные фасты были собраны и опубликованы в начале нашей эры. На основе фаст сложилась официальная летопись – понтификальные анналы (от латинского annus – год). Около 130г. до н.э. они были опубликованы великим понтификом П. Муцием Сцеволой в восьмидесяти книгах, которые получили название «Великие анналы» (Annatos maximi). В XIX в. фасты удалось почти полностью восстановить. В древнейшей части дошли до нас лишь незначительные фрагменты гимна жрецов-пахарей, Арвальских братьев и песни жрецов-салиев.
Самые ранние представления греков о жителях Италии можно найти в «Одиссее» Гомера. Гесиод первым упоминает героя римской истории Латина. Первое греческое упоминание Рима принадлежит Гелланику Лесбосскому. Наиболее осведомленными о Риме из ранних греческих авторов были сицилийские историки, список которых открывается Антиохом Сиракузским (конец V в. до н.э.). Их сочинения не дошли до нашего времени, но составили фундамент ранней римской литературы III–II вв. до н.э.
Сначала римское прошлое воспевалось поэтами. Кампанский уроженец Гней Невий (III в. до н.э.), участник 1– й Пунической войны, посвятил ей поэму, упомянув в ней о древнейшей истории Рима. Его младший современник Энний сочинил поэму «Анналы», охватывающую время от возникновения Рима до его времени. В III же в. до н.э. в условиях внешних успехов Рима и в связи с распространением греческой культуры в среде образованных римлян возникла прозаическая анналистическая литература. Первым анналистом был Кв. Фабий Пиктор, писавший по-гречески. Но уже следовавший за ним М. Порций Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) стал писать по латыни. В его «Началах» («Origines») история основания Рима излагается в связи с историей других племен и народностей Италии. Анналисты III в. до н.э. именуются старшими.
В отличие от них анналисты, писавшие в конце II – в первой половине I в. до н.э., называются младшими. К сухому, в целом достоверному изложению истории, которое они нашли у своих предшественников, младшие анналисты многое прибавили, а главное, внесли в изображение древности идеи, волновавшие современную им эпоху. Для всей анналистической литературы характерна патриотическая тенденция, унаследованная дальнейшей римской историографией.
Произведения обоих поколений анналистов почти полностью утрачены. Но ими пользовались те античные авторы, сочинения которых сохранились. Прежде всего, это историческая литература. История доимператорского Рима нашла место среди античных трудов по всемирной истории. Выдающимся историком был Полибий (201-120 гг. до н.э.), проживший 16 лет в качестве заложника в Риме. Его «Всеобщая история» в 40 книгах на греческом языке охватила период с 264 по 146г.до н.э., то есть период трех Пунических войн. Основное внимание Полибий уделяет политической истории.
Продолжателем его был грек Посидоний (конец II – первая половина I в. до н.э.), отрицательно относившийся к римскому господству в завоеванных странах. Он описал в труде «История» Рим во взаимоотношениях главным образом с эллинистическими городами. Его труд не сохранился. Но он был учтен Диодором Сицилийским (90–21 гг. до н.э.), написавший всеобщую историю в 40 книгах под названием «Историческая библиотека». Сохранившиеся части труда охватывают историю Рима V– IV вв., а также конца II–начала I в. до н.э. Особое значение имеют его сообщения о сословной борьбе в Риме и о восстаниях рабов в Сицилии и Италии под руководством Спартака.
Собственно римской истории посвятила свои труды целая плеяда писателей. Наиболее популярным в древности был труд Тита Ливия (59г. до н.э. – 17г. н.э.). Он называется «История Рима от основания города» и состоит из 142 книг, из которых в основном дошла часть от царского периода до 168г. до н.э. Остальное сохранилось в кратких извлечениях. Это самый полный античный свод по римской истории, изложенный увлекательно, с ярко выраженной патриотической тенденцией и восхвалением Республики. Внимание Ливия сосредоточено на внутренней и внешней политике, религиозной жизни Рима.
Историю от основания Рима до 30г. н.э. написал в двух книгах в I в. н.э. Веллей Патеркул. В ней Рим изображается как центр всемирной истории. Труд Веллея пронизан монархической идеей. Очень подробно рассмотрена ранняя этническая, социальная, политическая и культурная история Лация в труде проримски настроенного ритора Дионисия Галикарнасского, жившего в Риме в последней трети I в. до н.э. Его «Римские древности» включали 20 книг, из которых полностью сохранились 9, где излагаются события до 442г. до н.э. Ценность труда заключается в том, что в нем детально зафиксирована греческая традиция, которая в главных своих чертах подтвержденная новыми археологическими и языковыми данными.
Огромный труд в 80 книгах представляет собой написанная по–гречески «Римская история» Диона Кассия Кокцейяна (около 155–235 гг.). Он восхвалял Римскую республику и одновременно императора, правящего в согласии с сенатом. В наилучшей сохранности дошли до нас книги, содержащие историю с 60-х годов I в. до н.э. и до падения Республики. В них подробно освещены перипетии гражданских войн.
Кроме этих сочинений, излагавших полную историю Рима в хронологическом порядке, были созданы труды, построенные в систематическом плане: «Римская история» Аппиана (II в. н.э.), «Эпитомы римской истории» Л. Анней Флора и т.д. Краткое изложение истории Рима содержится у писателей IV в. н.э. Аврелия Виктора и Евтропия, основывавшихся на трудах своих предшественников, в первую очередь Ливия.
Особняком в римской историографии стоят труды Г. Саллюстия Криспа (86–35 гг. до и. э.), представляющие собой монографии, – «Заговор Катилины», «Югуртинская война», «История» (о событиях 70–60–х годов I в. до н.э.). Саллюстий был противником сенатской олигархии и сторонником Цезаря, которому был лично многим обязан. Его идеал – умеренно демократическая республика.
Существенное значение для истории поздней Республики имеют мемуары Цезаря(101–44 гг. до н.э.), а особенно «Записки о галльской войне» – важный источник по этнографии, социальной истории Галлии, по военной и провинциальной политике Рима.
Огромное литературное наследство оставил Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Его письма к родным и друзьям вводят нас в круг политической и идейной борьбы того времени. В его записях публичных речей встает яркая картина повседневной политической жизни Рима (например, речи против Катилины) и провинций (против Верреса). В его трактатах «О законах», «О государстве» множество данных о религии, государственном устройстве, праве, а также сообщения о древнейших римских порядках и событиях. Исключительная образованность Цицерона делает его труды важнейшим историческим источником.
Сочинения биографического характера содержат богатые сведения не только о жизни и деятельности героев, но и по истории. Плутарх (46–126 гг.) создал 23 парные сравнительные биографии знаменитых греков и римлян, начиная с легендарного Ромула. Гай Светоний Транквилл (II в. н.э.) создал 12 биографий римских правителей.
Из специальной научной литературы необходимо упомянуть трактаты о сельскоком хозяйстве, принадлежащие перу Катона и Варрона. Они дают богатейший материал по экономике, социальному строю и быту Италии II и I вв. до н.э., позволяют проследить динамику развития рабовладельческих отношений и структуры производственных единиц в италийском сельском хозяйстве.
В «Географии» Страбона (около 65г. до н.э.) собраны сведения не только географического, но и экономического, исторического и этнографического характера.
Античная традиция получила отражение в художественной литературе. Особенно значимы комедии Плавта (III – начала II в. до н.э.), сочинения Вергилия, Лукана, Гая Валерия Катулла, Кв. Горация Флакка.
Особую группу сохранившихся документальных источников составляют юридические памятники. Сведения о социальной структуре, хозяйстве, системе управления, судопроизводстве и культе начала Республики и частично царского времени содержатся в архаических законах XII таблиц. В трудах римских юристов эпохи Империи зафиксированы и объяснены многие нормы гражданской жизни, восходящие к архаическому и республиканскому периоду.
1.8.2.2. Источники по истории Империи.
Памятники материальной культуры. Территория современного Рима полна руин императорского времени. Это множество парадных, одетых мрамором площадей, сооруженных императорами и названных их именами – форумы Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна. Большого размаха достигло храмовое строительство, в том числе и на старом форуме. Сохранилось несколько колонн фасадов храмов Веспасиана и Диоскуров, часть храма Антонина и Фаустины и других сооружений. Поражает фундаментальностью и вместе с тем простором и устремленностью ввысь храм в честь всех богов – Пантеон на Марсовом поле.
Примечательной особенностью императорского Рима, отражающей расширение его державы и синкретизм его культуры являются храмы в честь иноземных божеств – Митреум и Серапеум. К специфически римским памятникам относятся триумфальные арки. В южной части форума возвышается арка Тита, воздвигнутая в честь победы над иудеями; в северной части – арка Септимия Севера в память победы над парфянами; близ форума – огромная арка Константина с изображением многочисленных фигур окружающих императора подданных.
Памятниками императорских деяний являются алтари и колонны. Алтарь мира был воздвигнут при Августе, который изображен на нем вместе со своей семьей. Святилище было также украшено барельефами, символизирующими благоденствие Италии в правление Августа. Колонна Траяна, возвышающаяся на его форуме, опоясана рельефом, который представляет собой каменную летопись дакийских походов.
Типично римским атрибутом культуры являются термы. Все они сильно разрушены. Но даже развалины огромных терм Каракаллы у подножья Авентина впечатляют. Они занимали площадь в 12 га и были рассчитаны на 1600 посетителей. Еще грандиознее, судя по руинам, были термы Диоклетиана, вмещавшие вдвое больше людей.
Представление о культурных потребностях римлян дают зрелищные предприятия. Еще от Помпея идет традиция постройки каменных театров. Но от первого театра его имени остались лишь незначительные фрагменты. Следующим за ним был театр Марцелла, вмещавший до 14 000 человек. Об особой популярности зрелищ кровавых гладиаторских игр и травли зверей свидетельствуют амфитеатры, самым грандиозным из которых является Колизей, возведенный в правление Флавиев (I в. н.э.). Колизей вмещал 50 000 человек. В эпоху ранней Империи был благоустроен знаменитый Большой цирк, основанный еще в царское время для состязаний колесниц.
В качестве исторического источника выступает и портретная скульптура. Это парадные статуи императоров, а также скульптуры знатных и простых римлян и даже рельефные изображения вольноотпущенников и рабов на надгробиях.