Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 725
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
Богатый материал о религии, обычаях, образе жизни и о социальной стратификации дают римские погребальные комплексы с изображениями бытовых сцен и надписями. Сохранившиеся от конца Республики и эпохи Империи колумбарии принадлежат знати, коллегиям ремесленников, членам императорских семей. Подземные галереи, использовавшиеся для захоронений (катакомбы), проясняют для нас быт и верования ранних христианских общин.
Памятником поздней Империи, напоминающим о внутренней и внешней неустойчивости империи, является городская стена в Риме, построенная в III в. Аврелианом.
Все перечисленные типы памятников материальной культуры повторяются в Италии и в провинциях.
Особым типом памятников Римской Италии являются раскопанные из-под пепла и лавы Остия, Помпеи, Геркуланум и Стабий. Благодаря невероятной сохранности эти города – великолепный источник по истории быта, экономики и социальных отношений Италии начала Империи.
Особую группу источников образуют нумизматические данные. Материал, из которого изготовлялись монеты, и их вес служат указанием на экономическое состояние общества. Находки монет вместе с другими памятниками помогают их датировке.
Надписи эпохи Империи освещают многие стороны жизни. Они подразделяются на официальные документы и надписи частного характера. К первой группе относятся прежде всего императорские надписи. Особое место среди них занимает автобиография Октавиана Августа, которую можно считать политическим манифестом Августа. К правлению Тиберия (I в. н.э.) относятся надписи о выборной реформе, указывающие на упадок народных собраний. Об усилении императорской власти свидетельствует закон об империуме Веспасиана.
Экономическое состояние Римской империи, тяжелое положение населения, попытку центральной власти установить твердые цены на продукты и заработную плату отражают эпиграфические памятники, зафиксировавшие эдикт Диоклетиана о ценах 301г., и обнаруженные в Малой Азии, Египте и в других местах Империи.
О жизни сельских общин, о структуре общественных земель, о муниципальном землевладении и росте императорского земельного фонда в Италии, а также об алиментарной политике императоров дает представление таблица из города Велейи в Лигурии.
Организация управления и труда в крупных императорских поместьях, положение там непосредственных производителей – колонов, условия колонатных отношений, определенные поместным уставом, освещены в Африканских надписях эпохи Антонинов. Тысячи надписей, посвятительных, надгробных, позволяют проследить хозяйство, социальную и культурную жизнь сельских общин разных категорий, муниципиев и колоний, составить представление о динамике развития рабовладельческих и колонатных отношений, о степени влияния римской администрации в провинциях.
Эпиграфический материал освещает религиозные воззрения жителей Империи, в частности распространение культа императоров.
Специфическую группу источников, имеющих значение для изучения Империи, составляют папирусы, происходящие почти исключительно из Египта. Часть их содержит государственные акты. Важнейшим из иих является эдикт императора Каракаллы от 212г., называемый Антонинианской конституцией. Основная масса папирусов – частноправовые документы (то есть долговые расписки, договоры о найме и т. п.) и частная переписка. Папирусы дают богатый материал о быте и социальных особенностях египетской провинции, в частности об аграрных отношениях и разных формах зависимости.
Письменные источники. Очень краткие сведения об установлении и начале Империи содержатся в извлечениях из труда Ливия. Более подробно описан этот период во второй книге труда Г. Веллея Патеркула (19г. до н.э. – 31г. н.э.), доведшего рассказ до 30г. н.э. Основное внимание автор уделяет военно-политическим событиям, но касается и истории культуры. О войнах начала Империи рассказывает во 2-й книге «Эдитом римской истории обо всех войнах за 700 лет» Луций Анней Флор, писавший во II в. н.э. в правление Адриана. События эпохи Флавиев получили освещение и в сочинении знатного иудея Иосифа Флавия «Иудейская война», участником которой он был, но перешел потом на сторону римлян.
Особое место среди историков, освещавших раннюю Империю, принадлежит Корнелию Тациту (около 55–120 гг.). Им написаны «Истории» в 14 книгах с описанием событий правления Флавиев и «Анналы» в 16 книгах – со смерти Августа до конца династии Юлиев–Клавдиев. Его интерес сосредоточен на внутренней истории, особенно на взаимоотношениях императоров с сенаторским сословием.
В худшей сохранности дошла посвященная Империи часть «Римской истории» Диона Кассия Кокцейяна. Но содержание утраченных книг известно по извлечению, сделанному в XII в. Зонарой. Наиболее подробно изложена им история Августа, но много ценных сведений содержится у Диона Кассия и по политической истории времени Антонинов и Северов.
Последние десятилетия правления Антонинов, начиная с Марка Аврелия, и эпоху Северов описал Геродиан (170–240 гг.). В «Краткой истории Рима», написанной по поручению императора Валента Евтропием, изложена канва всей истории империи, включая начало правления Валента (до 367г.).
Видным явлением римской историографии было творчество писавшего Аммиана Марцеллина (около 330-400 гг.). Он был военным и по делам службы бывал во многих провинциях, накопил множество знаний и впечатлений. Выйдя в отставку, он создал труд «Деяния» в 31 книге, стараясь подражать Тациту. Аммиан начинает свое повествование с того момента, на котором кончалась «История» Тацита, то есть с правления Нервы, и доводит до 378г. Сохранилась лишь часть книг, посвященная времени с 353 по 378г.. (книги 14–31). Но и это очень, ценно, поскольку Аммиан, будучи свидетелем и участником описываемых событий, стремился к объективному, правдивому освещению истории.
Много информации содержат в себе произведения биографического жанра, ставшего очень популярным. Апологетическая биография Августа под названием «Жизнь Цезаря» была написана после его смерти Николаем Дамаскином. Плутархом написаны лишь две императорские биографии – Гальбы и Отона. «Жизнеописания 12 цезарей», начиная с диктатора Гая Юлия Цезаря, и всех правителей династий Юлиев – Клавдиев и Флавиев принадлежат перу Г. Светония Транквилла (70–160 гг.). К IV в. относится сочинение Секста Аврелия Виктора «О цезарях» с краткими биографиями императоров от Августа до Констанция II. В IV в. появился сборник шести писателей «Истории об Августах», содержащий биографии императоров от Адриана до Нумериана (117–284 гг.).
Несколько особняком стоит сочинение Тацита «Жизнеописание Юлия Агриколы», героем которого выступает наместник в Британии (68–74 гг.). В этом труде много данных, характеризующих социальный строй и быт населения Британии, а также борьбу британцев против римского владычества.
Специальная литература, отображающая жизнь Империи, многообразна. Трактаты о сельском хозяйстве Колумеллы и Палладия рисуют состояние агрикультуры соответственно в I и IV вв. и представляют собой важный источник по истории аграрных отношений и динамике развития рабовладения. Своеобразным источником по истории аграрных отношений ранней Империи и частично Республики являются трактаты римских землемеров Юлия Фронтина, двух Гигинов, Агенния Урбика и др. На их основании определяются также системы и техника межевания полей и правила ведения земельных споров.
Представление о технике строительного дела и строительном искусстве, а также о социально– политическом аспекте развития градостроительства в эпоху Августа дают «Десять книг по архитектуре», созданные в качестве практического руководства для строителей и заказчиков Витрувием Поллионом.
«Краткий очерк военного дела» в 4 книгах по периоду Республики и особенно Империи был создан Вегецием (IV в.).
Специфическую группу источников составляют произведения художественной литературы. Произведения литературы всегда являются памятниками идей своего времени, но вместе с тем содержат множество указаний и на разные стороны жизни современного им или ушедшего в прошлое общества. Особенно интересно творчество Вергилия, Горация, Овидия.
Эпоха Империи – время расцвета сатирического жанра. Петроний создал роман «Сатирикон», в котором говорится о приключениях нескольких молодых бездельников, показывается нравственное падение разных слоев римского общества. Кроме того, сохранились произведения Марциала, Ювенала, Апулеем.
В эпоху Империи получили развитие также письма и речи. В ряду их авторов в период принципата выделяются Сенека Старший (55г. до н.э. – около 40г. н. з.), Квинтилиан (30-е годы – 96г.), Плиний Младший (61-114 гг.), Сидоний Аполлинарий (после 430-483г.).
История возникновения и развития раннего христианства и церкви – часть римской истории. Памятники этого исторического явления многообразны. Это и погребения ранних христиан, и письменные источники. Среди них канонические книги Нового завета и апокрифы, то есть тайные, секретные книги христиан, не вошедшие в канон. Письменные памятники представлены также сочинениями апологетов, или отцов церкви, – Тертуллиана (конец II – начало III в.), Оригена (начало III в.), авторов церковных историй – Евсевия Кесарийского (IV в.), Августина Блаженного (V в.), его ученика Павла Орозия, изобличавших языческий Рим. Для понимания идейных истоков раннего христианства имеют значение Кумранские документы, то есть документы религиозной общины ессеев. К нехристианским памятникам относятся свидетельства античных авторов о христианах – Тацита, Иосифа Флавия, Плиния Младшего и античных критиков христианства.
Существенное значение имеют юридические памятники. Ранние из них – учебники права, или Институции. Сохранились Институции юриста II в. Гая. Более поздними (IVв.) являются Дигесты, то есть комментарии к законодательству. К началу V в. относится первый кодекс римского права, созданный по поручению императора Феодосия II и названный его именем, к VI в. – кодекс Юстиниана. Наиболее полным собранием римского права является сборник, который в XII в. получил название «Корпус цивильного права» (Corpus iuris civilis). В него вошли: 1) институции, 2) дигесты, 3) императорские конституции, то есть установления, или кодекс Юстиниана, 4) новеллы, то есть конституции, изданные после кодекса Юстиниана. Кодексы отражают социально-экономическую и политическую жизнь Империи, а установления Юстиниана – и религиозную жизнь, в том числе значение христианства.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
Свою страну греки назвали Элладой. Она включала три региона: Балканскую Грецию (занимавшую значительную часть Балканского полуострова), западное побережье Малой Азии и многочисленные острова Эгейского моря.
Балканская Греция, или материковая, окруженная с трех сторон морем, самой природой делится на Северную Грецию, Среднюю Грецию и Южную Грецию.
Северная Греция отделяется от соседней Македонии горным хребтом, который на востоке увенчан высочайшей в Греции, покрытой вечными снегами горой Олимп. По представлениям греков, это было обиталище богов. От северной пограничной цепи гор на юг тянется хребет Пинд, который разделяет Северную Грецию на две области – Эпир и Фессалию. Труднодоступная горная областьЭпир до IV в. до н.э. остававшаяся полудикой, расположена на западе. Отсюда берет начало река Ахелой. Здесь близ Додоны находился древний храм Зевса с оракулом, предсказывавшим будущее по шелесту листьев священного дуба. На восток от Пинда, в Фессалии, находится единственная в Греции обширная долина, со всех сторон окруженная горными хребтами. Здесь были благоприятные условия для занятия коневодством. По территории Фессалии течет река Пеней, многоводная даже летом. В ее нижнем течении находится Темпейская долина, служившая «воротами» в Грецию. Эта долина, с вечнозелеными миртами и лаврами, окруженная поросшими мрачными лесами, суровыми горами с устремленными к небу вершинами, служила грекам образцом возвышенной красоты.
Среднюю Грецию отделяли от Северной Греции горные хребты, через которые существует только один проход – узкое Фермопильское ущелье, тянущееся вдоль морского берега. Территория этой области почти со всех сторон омывается водами Коринфского, Саронического и Эвбейского заливов. На западе располагались разделенные полноводным Ахелоем области Акарнания и Этолия, которые, подобно северному соседу Эпиру, долго оставались на низком уровне развития.
Далее на восток между Коринфским и Эвбейским заливами располагалась Локрида. В центре Локриды поместились крошечная Дорида, которая некогда на короткое время приютила сильное племя дорийцев. С ними соседствует Фокида с легендарной горой Парнас, на склонах которой берет начало священный Кастальский источник, посвященный музам. В Фокиде, в Дельфах, в святилище Аполлона вещал самый знаменитый в Греции оракул.