Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 727
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
Обладая фактически монархической властью, Август старался ее завуалировать, делая вид, что он только первый среди равных. Светоний пишет, что "Храмов в свою честь он не дозволял возводить в провинциях кроме как с двойным посвящением - ему и богине Роме (богине города Рима). А в самом Риме он от этой почести отказался наотрез. Даже серебряные статуи, которые были отлиты в его честь, он все перелил на монеты и на эти средства посвятил два золотых треножника Аполлону Палатинскому" Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. - М.,1990. - С.59. .
Постепенно Август усиливал и свой моральный авторитет. Он получил от сената полномочия по охране нравов и авторитета законов, был избран во многие религиозные коллегии Рима, в 13 г. до н.э. он был избран верховным понтификом - главой самой авторитетной религиозной корпорации Рима. Своего рода завершением этого процесса стало присвоение Августу особого титула "отец отечества". "Имя отца отечества было поднесено ему всем народом, внезапно и единодушно" Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. - М.,1990. - С.61.. В системе высших прерогатив Августа это титул имел особое значение в качестве своего рода моральной основы всех юридических полномочий правителя, приравнивая его как отца нации к отцу семейства единодержавно, строго, но в то же время заботливо правящего народом как своими детьми.
Новый характер в процессе формирования императорской власти приобрели отношения между правителем Октавианом и главными органами прежнего республиканского строя: народным собранием, сенатом и системой магистратур. При Октавиане народное собрание собиралось, принимало законы, в том числе многие законы о власти самого правителя, продолжало избирать традиционных магистратов, однако утратило какую-либо самостоятельную роль и превратилось в послушное орудие Октавиана.
Сложными были правовые отношения между Октавианом и римским сенатом. Сенат являлся олицетворением республиканского строя как такового, и Октавиан проводил по отношению к нему очень осторожную политику постепенного сокращения его компетенции, внешне оставляя за ним большие права". формально сенат превращается в высшее государственное учреждение, на деле же он потерял многие принадлежащие ему функции" Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. - М.-Л.,1949. - С.402. Ещё в 27 г. до н.э. он возвратил сенату верховную власть, сложив с себя чрезвычайные полномочия триумвира, а сенат, в свою очередь, наделил его новыми, так сказать, легальными полномочиями, оставив за собой значительную компетенцию. Между Октавианом - носителем новой власти и сенатом - органом традиционной республики было установлено как бы юридическое равноправие. Все римские провинции были поделены на сенатские, подлежащие компетенции сената и управляемые его ставленниками, и императорские, полностью подчиненные Октавиану, руководство которых назначалось им единолично. Традиционная римская казна - эрариум курировалась сенатом, но Октавиан располагал огромными денежными средствами, которые вскоре образовали особую императорскую казну, из которой финансировались содержание огромного римского войска, щедрые раздачи населению и другие траты. Во времена правления Октавиана сенат получил дополнительные права, в частности судебную власть. Однако при всей большой юридической компетенции сената в тех областях, которые были доверены его управлению, он оказался под полным контролем всемогущего правителя. Прежде всего, Октавиан имел право республиканского цензора проводить ревизию сенатских списков, он провёл пять таких ревизий, во время которых удалил из сената своих противников и несогласных. Сам Октавиан стоял в сенатском списке первым и имел право первым высказывать своё мнение, которое становилось руководящим для окружающих. "Сенат императорской эпохи выполнял многие функции, однако его роль в решении важных вопросов не была велика" Грант М. Римляне. - М.,2005. - С.40.. Как первоприсутствующий в сенате, принцепс сената Октавиан созывал сенатские заседания, когда ему было угодно. В результате, римский сенат при большой декларированной власти, которая была как бы равна власти Октавиана, фактически был включен в систему рождающихся монархических учреждений как его органическая часть.
Некоторые сложные и трудные проблемы трудно было обсуждать в сенате состоящем из 600 человек. "Но считал, что большинство дел и самые важные из них лучше заранее обсуждать в тишине и в тесном кругу" Дион Кассий. Римская история//Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.,1987. - С.183. Поэтому Август стал собирать для обсуждения некоторых щекотливых дел узкие собрания из своих ближайших друзей, которые получили название - совет принцепса "в состав которого входят консулы, по одному представителю от других магистратов и пятнадцать сенаторов, избранных жребием сроком на полгода" Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. - М.-Л.,1949. - С.402. Совет принцепса при Августе не был официальным государственным органом, но в кругу близких советников Октавиана обсуждались многие государственные дела.
Еще более органичным оказалось включение в структуру рождающейся монархии традиционных выборных магистратур. И во времена Августа, так же как при республиканском строе, ежегодно избирались консулы, преторы, трибуны, эдилы и квесторы, и они также осуществляли свои традиционные функции. "Но теперь они потеряли свое самодовлеющее значение в качестве суверенных органов исполнительной власти, ответственных только перед народным собранием. Они становились ответственными не столько перед народным собранием, где они продолжали избираться, или перед авторитетом сената, сколько перед принцепсом и императором" Вегнер В. Рим. Т.2. - М.,СПб.,2002. - С.212. . Ведь принцепс получил от сената очень важное право рекомендовать своего кандидата на магистратскую должность, и такая рекомендация оказывалась решающей, что фактически превращало выборы в назначение. В ряде случаев проходили и неугодные Октавиану кандидаты, но, как правило, все магистраты, начиная с низших, были обязаны своей дальнейшей карьерой покровительству принцепса. По мнению историка М. Гранта ". в целом за время своего правления он заставил замолчать голоса, высказывающие критические замечания, или, по крайней мере, приглушил их, так что не многие из этих замечаний дошли до потомков" Грант М. Римляне. - М.,2005. - С.39.
Помимо изменивших свое содержание традиционных выборных магистратур Октавиан начал формирование органов управления, не выборных, а им назначаемых. Таких как руководители новых важных ведомств по управлению городом Римом - префект Рима, префект анноны, ведающий снабжением огромного города, префект претория, т.е. командующий преторианской гвардией, префект вод, ведающий снабжением водой и канализацией, укреплением берегов Тибра и др. Для управления императорскими провинциями Август назначал наместников, носивших звание императорских легатов.
Постепенно, создавался и расширялся, постоянный аппарат управления и к нему стали, все более переходить функции государственного управления, целиком, зависимые от воли монарха.
К концу своего многолетнего правления Августу удалось создать основы будущего монархического строя. Эта форма монархии вырастала на почве собственно римских государственных структур и господствующих в римском обществе идей.
Так как монархический строй формировался на основе традиционных институтов, рождающиеся имперские структуры оказались связанными с прежними порядками, а новая монархия - пронизанной некоторыми республиканскими правовыми идеями. Власть Августа опиралась на традиционные органы, вместе с тем и сенат располагал огромной, в принципе равной императору, властью. В то же время Август стремился занимать дарованные ему магистратские должности вместе с другими коллегами, придерживаясь древнего принципа коллегиальности.
Эта своеобразная форма Римской империи получила название принципата как особой формы Империи, пронизанной республиканскими идеями.
Укреплению политического режима, который был создан при Августе, должны были предшествовать определённые социальные предпосылки, а также социальная политика самого Августа, "для которой, как и для предшествующих периодов цезаризма, характерно лавирование между различными сословиями и группами" Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. - М.-Л.,1949.- С.408.
Одной из первоочередных задач вставших перед Августом и его окружением было ослабление общественных противоречий и нейтрализация порождающих их причин, достижение возможного социального согласия. В социальной политике Августа заметны три основных направления: укрепление основ рабовладения и придание рабовладельческим отношениям, широко распространившимся по Империи, определенного юридического статуса; консолидация господствующего класса Империи; покровительство средним прослойкам общества, будь это свободные земледельцы или ремесленники. Особым направлением социальной политики стала новая организация римской армии. Решение многих сложных вопросов социальной политики осуществлялось через интенсивное правотворчество, издание множества новых указов, эдиктов, законов, которые должны были создать эффективный правопорядок и обеспечить нормальное функционирование хозяйственной и общественной жизни, в значительной степени, подорванные во время предшествующих гражданских войн.
Приступив после окончания гражданских войн к реорганизации государства, Август позаботился о том, чтобы укрепить устои рабовладения. Он сделал всё, чтобы вернуть всех беглых рабов их хозяевам и ограничил возможности отпущения рабов на волю. Он также восстановил древний закон, согласно которому подлежал смертной казни не только раб, убивший господина, но и все рабы, которые в момент убийства находились в доме.
В то же время Август принял строгие меры, препятствующие незаконному или насильственному обращению в рабство свободных людей.
Значительные усилия в социальной политике Августа были направлены на объединение господствующего класса, разделенного к этому времени на четыре важнейших социальных слоя: сенаторское сословие, всадничество, муниципальная верхушка, провинциальная знать, часто не имеющая прав римского гражданства. Октавиан как представитель одной из аристократических семей Рима и принцепс сената, естественно, считал необходимым поддерживать внешний блеск сенаторского сословия. "было постановлено сенатом, чтобы на всех общественных зрелищах первый ряд сидений всегда оставался свободным для сенаторов" Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. - М.,1990. - С.56..
Август заботился о том, чтобы сенаторы располагали хорошим достатком, "сенатором мог быть только тот, чьё состояние достигало 1 млн. 200 тыс. сестерциев" Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. - М.,1990. - С.56., а если семьи сенаторов не имели такого большого имущества, он помогал им из своих личных средств. Сенаторы и члены их семей назначались на влиятельные и доходные посты в армии и провинциальном управлении. Наиболее уважаемым сенатским семьям было пожаловано достоинство римских патрициев. Такое ярко выраженное покровительство сенаторскому сословию не только преследовало цель достичь согласия между принцепсом и сенаторами как хранителями республиканских традиций, но и было необходимо из чисто прагматических соображений: без знаний, богатства и опыта сенаторского сословия просто невозможно было управлять огромным государством. И хотя в сенате всегда существовали влиятельные противники монархического режима, а сенатская оппозиция никогда не исчезала в целом, принцепс и сенат были соучастниками высшей власти, а сенатское сословие - верной опорой новой монархии.
Лица, состояние которых достигало 400 тысяч сестерциев, официально принадлежали к так называемым всадникам. При Августе всадничество оформилось как второе после сенаторского высшее сословие римского общества.
Одним из направлений политики Августа по отношению к сенаторской знати и всадничеству была забота о их воспроизводстве и пополнении. "Август не только старался увеличить население Италии, … он в особенности хотел реорганизовать экономическую и моральную аристократическую семью, древний рассадник республики, который, наконец сделался бесплодным, древнюю, теперь упавшую школу генералов и дипломатов, завоевавших империю" Ферреро Г. Величие и падение Рима. Т.4. - М.,1922. - С.201 Светоний пишет, что он "пересмотрел старые законы и ввёл некоторые новые: например, о роскоши, о прелюбодеянии, о разврате, о подкупе, о порядке брака для всех сословий" Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. - М.,1990. - С.52.. По этим законам сенаторы и всадники должны были обязательно вступать в брак, иметь и воспитывать детей. Имеющие детей, живущие в браке получали ряд преимуществ при прохождении карьеры, имели некоторые налоговые льготы. "… всех кто мог похвастаться сыновьями или дочерями, он при своих разъездах по областям награждал тысячей сестерциев за каждого" Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. - М.,1990. - С.57..
Многочисленным социальным слоем имперского общества была верхушка римских муниципиев и колоний, разбросанных по всем провинциям Империи, но особенно в Италии. Август завершил начатую еще Юлием Цезарем работу по новому административному устройству Италии. Вся территория Италии была разделена на 11 областей, каждая из которых состояла из нескольких муниципиев и колоний. Центром муниципия и колоний, как правило, был крупный или мелкий город с приписанной к нему сельской территорией, на которой располагались земельные владения жителей муниципия. В каждом муниципии действовало местное народное собрание, на котором избирались городской совет и городские магистраты. Высшей городской магистратурой была коллегия из двух членов или из 4 членов. В члены муниципального совета городские магистраты избирали наиболее знатных и богатых граждан, как правило, владельцев крупных ремесленных мастерских, собственников пригородных поместий, людей достаточно состоятельных, чтобы нести расходы по отправлению должности, благотворительному строительству, раздачам городскому плебсу. Муниципий пользовался полной автономией в своих делах, городской совет и магистраты располагали реальной властью в своем муниципии. Муниципальная верхушка, в руки которой была передана вся власть по управлению местными делами и которая устраивала их с большой выгодой для себя, не могла не поддерживать общую политику рождающегося принципата. Вместе с тем центральное правительство рассматривало муниципальную верхушку как питательную среду для пополнения высших правящих сословий, особенно всаднического, постоянно включая в их состав наиболее энергичных и знатных муниципалов, открывая перед ними путь к блестящим карьерам. В то же время наделение провинциальных жителей правами римского гражданства стало довольно редким явлением и носило персональный характер. "Особенно важным считал он, чтобы римский народ оставался, неиспорчен и чист от примеси чужеземной или рабской крови. Поэтому гражданство он жаловал очень скупо, а отпуск рабов на волю ограничил" Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. - М.,1990. - С.54.