Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
плавное изменение величины электродвижущей силы, наведенной в обмотке ротора. Обычно сельсины работают в паре: сельсин, связанный с ведомым валом, носит назва ние сельсина-приемника; а сельсин, связанный с ведущим валом, — сельсина-датчика. Сельсины бывают контакт ными и бесконтактными, однофазными и трехфазиыми. Контактные сельсины конструктивно выполняют в двух вариантах, которые в электромагнитном отношении не отличаются друг от друга. В первом варианте однофазная обмотка расположена на статоре, а трехфазная на роторе. Однофазная обмотка состоит из двух последовательно соединенных катушек, размещенных на явно выраженных полюсах статора. Трехфазная обмотка состоит из трех катушек, сдвинутых друг относительно друга на 120°. Они уложены в пазы ротора с неявно выраженными полюсами и соединены в звезду. Концы фазных обмоток выведены на три контактных кольца, расположенных на валу ротора и изолированных от него пластмассовой втулкой. С внешней цепыо роторная обмотка соединяется через три неподвижные щетки, имеющие скользящий контакт с тремя кольцами ротора. Щетки выполнены из пружинной стали с наплавкой специального контактного сплава. Во втором варианте однофазная обмотка располо жена на роторе, а трехфазная на статоре. Полюса ротора явно выраженные, в каждом полюсе имеется два круглых паза, в которые уложены короткозамкнутые витки. Эти витки служат как для успокоения колебания ротора, так и для уменьшения его индуктивного сопротивления. В пазы статора, имеющего неявно выраженные полюса, уложена трехфазная обмотка, соединенная в звезду. Катушки обмоток сдвинуты одна относительно другой на угол 120°. На роторе сельсина имеется два контактных кольца.
Различают два режима работы сельсинов. В первом случае, когда пару сельсинов применяют для дистанцион ной передачи угловых перемещений, они работают в инди каторном режиме (рис. 31). Первичные однофазные об мотки сельсинов подключают к сети однофазного пере менного тока, а вторичные трехфазные обмотки соединены друг с другом. При одинаковом положении роторов сель синов относительно статоров в обмотках роторов ток не протекает. Если сельсин-датчик повернуть на некоторый угол, то все э. д. с. роторов сельсинов сдвинутся по фазе. В результате сдвига фаз возникает разность э. д. с.,
62
Рис. 31. Индикаторный режим |
Рис. 32. Трансформаторный режим |
работы сельсинов |
работы сельсинов |
которая обуславливает протекание уравнительных токов по обмоткам роторов. При взаимодействии тока ротора с полем статора в сельсине-приемнике создается враща ющий момент, под действием которого ротор сельсинаприемника будет поворачиваться до тех пор, пока вновь не восстановится равновесие э. д. с. В результате ротор сельсина-приемника повернется на тот же угол, на ко торый был повернут ротор сельсина-датчика.
Вторым возможным режимом работы сельсинов яв
ляется трансформаторный |
режим (рис. 32). В отличие |
от индикаторного режима |
в трансформаторном режиме |
к сети переменного тока подключается только однофазная обмотка сельсина-датчика, а однофазная обмотка сель сина-приемника является выходной, с нее снимается сиг нал, пропорциональный углу рассогласования роторов сельсинной пары, и поступает на вход системы следящего привода и'ли исполнительного механизма.
Схема работает следующим образом. При подключении однофазной обмотки сельсина-датчика на переменное на пряжение по ней потечет ток, создающий пульсирующий магнитный поток. Этот поток будет наводить во вторичных обмотках сельсина-датчика э. д. с., совпадающие во вре мени по фазе. При повороте магнитного потока относи тельно неподвижной трехфазной обмотки синхронизации изменяется э. д. с. в фазах этой обмотки и тем самым воз никает неравенство э. д. с. обмоток синхронизации дат чика и приемника. В результате этого в цепях, соединя ющих обмотки синхронизации датчика и приемника, возникнут уравнительные токи, при взаимодействии кото рых с магнитным потоком обмоток возбуждения обра-
63
зуется синхронизирующий момент. Под действием этого момента ротор сельсина-приемника поворачивается до тех пор, пока не займет положение, одинаковое по значению электрического угла поворота с ротором сельсина-дат чика (при этом следует учитывать соотношение
угол |
в электрических градусах — |
||
“ |
угол |
в геометрических |
градусах |
|
2д |
’ |
|
где р — число |
пар |
полюсов). |
|
В отличие от индикаторной схемы здесь э. д. с. ничем не компенсируется, поэтому в цепи сельсина-датчика будет возникать уравнительный ток, который создает в воздушном зазоре сельсина-приемника пульсирующий магнитный поток, совпадающий по фазе с потоком первич ной обмотки сельсина-датчика. Пульсирующий поток, пересекая однофазную обмотку сельсина-приемника, на водит в ней э. д. с., пропорциональную углу рассогласо вания сельсина-датчика и сельсина-приемника.
Тахогенераторами называют электрические машины, преобразующие частоту вращения в пропорциональное ей электрическое напряжение. В схемах автоматического управления электроприводами металлорежущих станков тахогенераторы выполняют роль измерительного эле мента, фиксирующего отклонение частоты вращения якоря от заданной и вырабатывающего соответствующее напря жение, которое сравнивается с эталонным. Разность на пряжения тахогенератора и эталонного напряжения посту пает на усилители напряжения или мощности для созда ния управляющего воздействия на якорь исполнительного электродвигателя. Тахогенераторы подобны обычным электрическим генераторам и отличаются от них только повышенной точностью, незначительной снимаемой мощ ностью и в соответствии с этим незначительными габарит ными размерами и моментом, необходимым для их враще ния. Наибольшее распространение в схемах электропри вода станков имеют тахогенераторы постоянного и пере менного тока. Тахогенераторы постоянного тока по прин ципу действия и конструктивному оформлению являются электрическими коллекторными машинами постоянного тока, работающими в генераторном режиме. По исполне нию системы возбуждения тахогенераторы подразделяются на два типа: с постоянным током и с обмоткой возбуждения.
64
Для э. д. с., вырабатываемой коллекторной машиной, существует зависимость
Е = £Ф/г,
где Е — э. д. с. генератора; k — коэффициент пропор циональности, зависящий от конструктивных параметров генератора; Ф — поток возбуждения; п — частота враще ния вала генератора.
При использовании тахогеиераторов с постоянными магнитами их магнитный поток изменяется главным обра зом при изменении температуры, причем при уменьшении температуры поток увеличивается, а при увеличении уменьшается. Температурная погрешность тахогенераторов достигает 1—1,5%. Для уменьшения температурной погрешности применяют специальные компенсационные устройства, которые обычно представляют собой делители напряжения, намотанные из проводников с различными коэффициентами линейного расширения.
Известны несколько способов питания обмоток возбу ждения тахогенератора: от независимого источника со стабилизацией и без стабилизации напряжения и от на пряжения генератора. В схемах ответственных приводов наибольшее распространение получил первый способ. Погрешности тахогенератора с обмоткой возбуждения определяются конструктивными данными и величиной сопротивления обмотки Дтг возбуждения в процессе ра боты, так как при его изменении изменяется и соотноше ние между напряжением и магнитным потоком.
Выходное напряжение ненагруженного тахогенератора изменяют линейно. Если нагрузить тахогенераторы, то зависимость между напряжением тахогенератора и изме ряемой скоростью будет искажаться и может стать в зна чительной степени нелинейной, что значительно увеличи вает погрешность тахогенератора. Нелинейность харак теристики при нагрузке тахогенератора объясняется па дением напряжения в цепи якоря за счет протекающего тока и размагничивающим влиянием реакции якоря. Для уменьшения нелинейности характеристики тахогене ратора рекомендуется включать его на высокоомную на грузку. Зависимость положения кривой Е = f (п) от величины сопротивления нагрузки г показана на рис. 33.
Общими недостатками тахогеиераторов постоянного тока являются низкая эксплуатационная надежность из-за наличия щеток коллектора и возникновения помех
3 А. Ф, Комаров |
65 |
|
при |
работе |
тахогенерато |
|||
|
ра. |
Выходное напряжение |
||||
|
тахогенератора |
постоян |
||||
|
ного тока искажено зубцо |
|||||
|
выми |
и |
коллекторными |
|||
|
пульсациями, |
что |
создает |
|||
|
целый ряд трудностей при |
|||||
|
его дальнейшем усилении. |
|||||
|
В системах автоматиче |
|||||
|
ского |
управления элект |
||||
|
роприводами |
металлоре |
||||
Рис. 33. Выходные характеристики |
жущих |
станков |
широко |
|||
примениют |
|
асинхронные |
||||
тахогенератора |
тахогенераторы. |
Асин |
||||
|
хронный |
тахогенератор |
||||
состоит из статора и внутреннего |
стального |
сердеч |
ника. Короткозамкнутый ротор тахогенератора выполнен в виде полого стакана из немагнитного материала. В па зах статора расположены две обмотки таким образом, чтобы оси магнитных потоков, создаваемых этими обмот ками, были взаимно перпендикулярны. Одна из обмоток называется обмоткой возбуждения, а вторая генератор ной. Если к обмотке возбуждения подключить перемен ное напряжение и привести ротор во вращение, то на вы ходе генераторной обмотки возникнет э. д. с., пропор циональная частоте вращения ротора. С помощью асин хронного тахогенератора можно измерять ускорение дви гателя или момент на его валу в переходных процессах. Для этого одна из обмоток подключается к источнику постоянного тока. Тогда на зажимах второй возникнет напряжение, пропорциональное ускорению.
Погрешности асинхронного тахогенератора зависят от многих факторов: от неточности сборки, неперпендикулярности осей обмотки возбуждения и генераторной обмотки, от влияния температуры на сопротивление ро тора и обмоток. Асинхронные тахогенераторы просты в изготовлении и удобны в эксплуатации, однако они имеют незначительную выходную мощность, поэтому в схемах в комплексе с ними применяют усилители (элек тронные, полупроводниковые и магнитные). Сельсины и тахогенераторы испытывают в том же объеме, что и обычные электрические машины. При проверке сельси нов обращают внимание на отсутствие обрывов и корот ких замыканий в обмотках, на отсутствие пробоев изоля-
66
ции и замыканий на корпус, а также между обмотками. На нормальную работу сельсинов оказывает большое влияние обгорание контактных колец, ослабление или поломка пружин траверсы, поломка или износ щеток, коррозия подшипников, погнутость и биение вала ротора, поэтому при обнаружении таких неисправностей их не
медленно устраняют.
После соединения тахогенератора с приводным двига телем проверяют работу тахогенератора. Тщательное цен трирование необходимо для уменьшения механических вибраций, приводящих к износу тахогенератора, а также для сведения к минимуму пульсаций напряжения, про порциональных частоте вращения, которые резко снижают качество работы регуляторов, питаемых от тахогенера тора. Хорошо отцентрировать тахогенератор практи чески можно только в том случае, когда имеется возмож ность проворачивать его одновременно с двигателем и проводить контрольные измерения. При центрировании пользуются теми же приборами и инструментами, что и для нормальных электрических машин: часовым инди катором биений, виброметром.
5. Электромагниты и электромагнитные муфты
Электромагниты широко применяют в станкостроении для управления гидравлическими и пневматическими ме ханизмами (золотниками, распределителями, гидропане лями и пр.), дистанционного включения фрикционных и кулачковых муфт, а также в схемах механического торможения электродвигателей. Отечественная промыш ленность выпускает несколько типов электромагнитов переменного тока, из которых в станкостроении приме няют электромагниты типа МИС с номинальным усиле нием тяги от 10 до 84 Н (от 1 до 8,5 кгс) и ходом от 5 до 25 мм, электромагниты типа МТ с номинальными усилиями от 10 до 60 Н (от 1 до 6 кгс) и ходом от 10 до 15 мм, а также электромагниты длинноходовые серии ЭД с номинальным тяговым усилием от 4 до 250 Н (от 4 до 25 кгс) и ходом от
10 до 40 мм.
Принцип действия втяжных электромагнитов заклю чается в следующем (рис. 34). При включении катушки 2 создается магнитный поток, замыкающийся по магнитопроводу 1. В результате взаимодействия магнитного
* |
67 |
потока с током катушки возникает усилие, втягивающее якорь 4 внутрь электромагнита. Для уменьшения коэффи циента трения между якорем и магнитопроводом и устра нения перекосов имеются латунные направляющие 3. Якорь электромагнита переменного тока имеет на полюсе короткозамкнутый виток 5, назначение которого то же, что и в электромагнитах контакторов и реле переменного тока. Электромагниты постоянного тока имеют на конце якоря немагнитную прокладку, предотвращающую его залипание. Для возврата якоря в исходное положение после отключения электромагнита служит пружина.
Рассмотрим схему механического торможения привода с асинхронным двигателем (рис. 35). Электромагнит 4 включен на линейное напряжение сети после главных контактов пускателя 1К■ В момент включения пуска теля 1К электромагнит получает питание, его якорь втя гивается, преодолевая противодействие пружины 2, и приподнимает тормозную колодку 3. Вал 1 двигателя рас тормаживается. После команды на отключение двигателя электромагнит теряет питание, и пружина прижимает тормозную колодку к поверхности тормозного шкива. Происходит интенсивное торможение, и двигатель оста навливается. В отличие от электрических тормозных ре жимов в этом случае не происходит повышенного нагрева обмоток двигателей, что является важным при частых пусках и остановах привода. Основным недостатком та кого способа торможения является значительный износ тормозных приспособлений, вызывающий дополнительные затраты на их эксплуатацию.
Сета
Рис. 34. Электромагнит |
Рис. 35. Схема механического торможе |
|
ния двигателя |
68