Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Важнейшей характеристикой электромагнита является механическая (тяговая) характеристика (рис. 36), пред ставляющая собой зависимость усилия развиваемого элек тромагнитом, от положения якоря (хода б). Вид механи ческой характеристики определяется главным образом конструкцией электромагнита: характером изменения за зора, жесткостью противодействующей пружины, гео метрией магнитной системы.
Электромагнитные муфты применяют в станкострое нии для переключения кинематических цепей в переда чах вращательного движения, например в коробках ско ростей и подач, а также для пуска, реверсирования и торможения главного привода. Широкое распростране ние получили электромагнитные многодисковые муфты типа ЭМТ, которые делят на муфты нормального исполне ния и быстродействующие. Конструктивные исполнения электромагнитных муфт позволяют приспосабливать их к особенностям конструкции пневматической цепи станка. Могут быть муфты с магнитопроводящимн и вынесенными дисками, с токоподводящим кольцом и без него.
Электромагнитная муфта нормального исполнения типа ЭМТ (рис. 37) состоит из корпуса 3 с размещенной внутри него катушкой 4, пакета фрикционных дисков 8 и 9, нажимного диска 10, поводка 11. Указанные выше части муфты объединены втулкой 2, выполненной из не магнитного материала. На корпус 3 насажено кольцо из изоляционного материала 5, в котором запрессовано контактное кольцо 6, соединенное с одним концом ка тушки. Второй конец катушки присоединен к корпусу
69
станка. Ток к кольцу подводится через контактную щетку 7. Для предотвращения замыкания магнитного потока через диски в радиальном направлении в них выре зают отверстия, расположенные по окружности напротив катушки. Муфта работает следующим образом. При по даче напряжения на катушку создается магнитное поле, которое, замыкаясь через фрикционные диски, создает усилие, притягивающее нажимной диск 9 к корпусу 3. Фрикционные диски 5 и 9 при этом сцепляются. Два вала соединены между собой за счет того, что диски 8 связаны с входным валом 1 через втулку 2, а диски 9 с выходным валом 12 через поводок 11. После отключения катушки нажимной диск под действием пружинящих фрикционов отталкивается, и валы расцепляются.
В отличие от муфт нормального исполнения у быстро действующих муфт фрикционные диски вынесены за пре делы магнитной системы, якорь расположен перед фрик ционными дисками и весь магнитный поток замыкается через него. Материал магнитопровода имеет малые потери на размагничивание, а катушка муфты допускает форси ровку возбуждения. Фрикционные диски быстродейству ющих муфт имеют покрытия из металлокерамики, дающей
в паре со сталью большой коэффициент |
трения. Все |
это позволяет значительно снизить время |
срабатывания |
муфты.
Муфты с контактным токоподводом имеют невысокую надежность из-за наличия скользящего контакта, поэтому в наиболее ответственных приводах используют муфты с неподвижным токоподводом. Такие муфты имеют до полнительные воздушные зазоры. Муфты ЭТМ могут быть контактного (рис. 38, а) и бесконтактного (рис. 38, б) исполнения. Муфты первого исполнения состоят из кор пуса 1 с катушкой 2 и токоподводящим кольцом 3, пакета фрикционных магнитопроводящих дисков 4, 5, работа ющих со смазкой, якоря 6 и общей втулки 7 Внутренние диски 4 расположены на эвольвентных шлицах втулки 7, наружные диски 5 имеют пазы для зацепления с повод ком. При подаче напряжения на катушку 2 рабочий ма гнитный поток замыкается по контуру Ф, якорь и пакет дисков притягиваются к полюсам корпуса /, и между сжа тыми дисками возникает фрикционное сцепление. Момент передается по цепи: втулка — внутренние диски — наруж ные диски ■— поводок. Расцепление фрикционного пакета при отключении муфты обеспечивается упругими нар уж-
70
Рис. 38. Электромагнитные муфты ЭТМ
ными дисками с «жесткой» волной. Подвод тока осущест вляется с помощью щеткодержателя при окружной ско рости не более 20 м/с. Муфты бесконтактного исполне ния а отличаются наличием составного магнитопровода, образуемого корпусом 1 и катушкодержателем 2, которые разделены так называемыми балластными зазорами. Катушкодержатель смонтирован неподвижно, при этом исключаются элементы контактного токоподвода, а за счет зазора снижается теплопередача от фрикционных дисков к катушке. Последнее обстоятельство увеличивает надеж ность муфты в тяжелых режимах работы.
Кроме электромагнитных сцепных муфт, некоторое распространение в станках получили электромагнитные муфты скольжения и порошковые муфты. Электромагнит ная муфта скольжения (рис. 39) состоит из якоря 2 и индуктора 3 с катушкой возбуждения 1. Если вращать индуктор и подать возбуждение на катушку, то возни кает магнитный поток, замыкающийся через зубья в ра диальном направлении и якорь. Этот поток индуктирует в якоре вихревые токи. При взаимодействии магнитного потока и индуктированных вихревых токов в якоре воз никает вращающий момент. Якорь начинает вращаться, однако частота его вращения будет меньше частоты вра щения индуктора, точно так же, как и у асинхронных двигателей, ротор отстает от магнитного поля статора. Изменяя ток возбуждения катушки индуктора, можно изменять частоту вращения якоря, т. е. ведомого вала. Электромагнитные муфты скольжения обладают целым рядом недостатков: низким к. п. д. при малых скоростях,
71
малым передаваемым моментом, низкой надежностью при резком изменении нагрузки и значительной инерцион ностью.
У электромагнитных порошковых муфт соединение между ведущей и ведомой частями осуществляется за счет увеличения вязкости смесей, заполняющих зазор между поверхностями сцепления муфты при возрастании магнит ного потока в этом зазоре. Главным компонентом таких смесей являются ферромагнитные порошки, например карбонильное железо. Для устранения механического разрушения частиц железа из-за сил трения или их сли пания добавляются специальные наполнители. Они могут быть жидкими (синтетические жидкости, индустриальные масла) или сыпучими (окиси цинка или магния, кварце вый порошок и т. д.). Такие муфты обладают высокой скоростью срабатывания, однако эксплуатационная на дежность их недостаточна для широкого применения в станкостроении.
Известно несколько схем включения электромагнит ных муфт. Если к муфте не предъявляют повышенных требований с точки зрения быстродействия ее катушку подключают непосредственно к источнику рабочего на пряжения. Для ускорения срабатывания электромагнит ных муфт применяют различные схемы. Для повышения быстродействия электромагнитных муфт применяют схему, позволяющую в момент включения подать повышенное напряжение на катушку муфты (рис. 40, а). В рабочем ре жиме конденсатор С заряжен, на резисторе R создается падение напряжения, и к катушке прикладывается но
минальное |
напряжение. |
г |
7 |
Рис. 39. Электромагнитная муфта скольже ния
Рис. 40. Схемы включения электромагнит ных муфт
72
Катушки электромагнитных муфт обладают значитель ной индуктивностью, поэтому для улучшения условий работы контактов реле, командоаппаратов, переключа
телей параллельно обмотке |
муфты включают цепочку |
|||
из разрядного резистора R и диода Д (рис. 40, |
б). Иногда |
|||
параллельно |
катушке подключают только |
один диод. |
||
Наладку |
электромагнитов |
выполняют |
в |
следующем |
объеме: внешний осмотр; измерение сопротивления ка тушки постоянному току; измерение сопротивлений изо ляции катушки и листов магнитопровода; снятие меха нической характеристики и регулировка на месте уста
новки.
При внешнем осмотре проверяют состояние магнитной системы, катушки и ее выводов, нет ли короткозамкну того витка (у электромагнитов переменного тока), нема гнитной прокладки (у электромагнитов постоянного тока), проверяют легкость перемещения якоря, надежность его плотного прилегания к сердечнику магнитной системы. Последнее обстоятельство является очень важным, осо бенно для электромагнитов переменного тока. Известно, что индуктивность катушки, незначительна, если якорь находится в исходном положении и ток в катушке дости гает величины, опасной для катушки и контактов пу скателя. По мере втягивания якоря индуктивность ка тушки увеличивается и ток уменьшается. В момент пол ного втягивания якоря ток становится минимальным. Однако, если якорь остановился по какой-либо причине в промежуточном положении, то величина тока в катушке может оказаться значительной и катушка сгорит.
Сопротивление катушки постоянному току измеряют теми же приборами, что и для других электрических аппа ратов и машин. Индуктивность катушек электромагнитов переменного тока может быть измерена непосредственно с помощью моста RLC или косвенным методом с помощью амперметра и вольтметра переменного тока. При этом величина индуктивности катушки в Гн
_ y i
|
Ь ~ |
2лf * |
|
|
|
где z |
U |
|
|
т, |
|
= -j---- полное сопротивление катушки; и |
— пока |
||||
зание |
вольтметра в В; |
I |
— показание |
амперметра в А; |
|
г — замеренное ранее |
сопротивление |
катушки |
постоян |
||
ному току; f — частота питающей сети в Гц. |
|
73
Сопротивление изоляции катушек электромагнитов R a:i измеряют совместно с цепями управления и другими электрически связанными аппаратами. Величина Rm должна быть не менее 0,5 МОм. Сопротивление изоляции листов магнитопровода от стяжных шпилек проверяют мегомметром на 500 В. Величина сопротивления изоля ции не нормируется.
Для правильной настройки наиболее ответственных электромагнитов целесообразно снимать эксперименталь ные кривые втягивающего и противодействующего уси лий в зависимости от величины зазора. Делается это сле дующим образом: снимают противодействующую пру жину, с помощью реостата устанавливают некоторый ток в катушке электромагнита, затем, помещая между яко рем и сердечником немагнитные прокладки определенной толщины, измеряют с помощью динамометра усилие, втягивающее якорь. На основании показаний опыта строят кривую электромагнитного усилия в зависимости от величины зазора. Противодействующее усилие сни
мается |
при установленной пружине |
и отсутствии тока |
в катушке якоря. |
муфт следует изме |
|
При |
проверке электромагнитных |
рить биение контактных колец, нажатие контактных щеток, величину тока в катушке при установившемся режиме. Для электромагнитных муфт ЭМТ величина биения контактного кольца не должна превышать 0,02 мм для муфт 5—12 габарита и 0,03 мм для муфт 13—15 габарита. Значения номинальных токов, потреб ляемых катушками муфт ЭМТ, приведены в табл. 10.
Силу нажатия контактных щеток проверить очень трудно, поэтому контролируют величину переходного сопротивления R n между щеткой и кольцом при различ ных положениях контактного кольца. Среднее значение
измеренного Rn не должно отличаться |
от минимального |
||||
|
Таблица 10 |
|
|
|
|
Габарит |
Сила |
Габарит |
Сила |
Габарит |
Сила |
муфты |
тока, А |
муфты |
тока, А |
муфты |
тока, А |
5 |
0,4 |
9 |
0,8 |
13 |
2,9 |
6 |
0,5 |
10 |
1,2 |
14 |
4,3 |
7 |
0,6 |
11 |
1,5 |
15 |
6,0 |
8 |
0,7 |
12 |
2,3 |
|
|
74