Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
Таблица 14
Неисправность |
|
Причина |
|
|
|
Способ устранения |
|||||
Контактор |
не |
1. Нет напряжения в це- |
1. |
Проверить |
и |
восста- |
|||||
включается |
|
пи управления |
|
|
новить напряжение в це |
||||||
|
|
|
|
|
|
пи |
|
|
|
|
|
|
|
2. Заклинивание |
по |
2. |
Снять |
|
напряжение, |
||||
|
|
движной системы |
|
выявить |
причину |
закли |
|||||
|
|
|
|
|
|
нивания |
и устранить |
||||
|
|
3. Обрыв цепи управле |
3, 4. Проверить цепи и |
||||||||
|
|
ния катушки |
|
|
устранить неисправность. |
||||||
|
|
4. Наличие короткозам |
Катушку при обрыве за |
||||||||
|
|
кнутых витков в ка |
менить |
|
|
|
|||||
|
|
тушке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гудение |
ма- |
1. Напряжение в |
сети |
1. |
Проверить напряжение |
||||||
гннтной систе |
меньше 0,85 UU0M |
|
и |
устранить |
неисправ |
||||||
мы |
|
2. Якорь неплотно при |
ность |
|
загрязнен |
||||||
|
|
2. |
Протереть |
||||||||
|
|
легает |
к сердечнику |
ные |
рабочие |
поверхности |
|||||
|
|
|
|
|
|
или |
шабрить их |
|
|||
|
|
3. Сила нажатия в кон |
3. Проверить силу нажа |
||||||||
|
|
тактах выше допустимой |
тия контактов, отрегули |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ровать ее путем изъятия |
|||||
|
|
4. Якорь плохо прово |
регулировочных шайб |
||||||||
|
|
4. |
Устранить |
повышен |
|||||||
|
|
рачивается на |
оси |
|
ное трение или заклини |
||||||
|
|
1. Залипание |
якоря |
вание на |
оси |
|
|
||||
Якорь электро- |
1. |
Заменить |
немагнит- |
||||||||
магнита кон |
из-за износа немагнитной |
ную прокладку |
|
||||||||
тактора при от |
прокладки (у |
контактов |
|
|
|
|
|
|
|||
ключении |
не |
постоянного тока) |
|
|
|
|
|
|
|
||
отпадает |
|
2. Перекос подвижной |
2. |
Устранить |
перекос |
||||||
|
|
системы электромагнита |
3. |
Отрегулировать |
или |
||||||
|
|
3. Ослабление |
или |
по |
|||||||
|
|
ломка |
возвратной |
пру |
заменить пружину |
|
|||||
|
|
жины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Реле
Реле наряду с контакторами составляют наиболее много численную группу электрических аппаратов, применя емых для управления электроприводами металлорежу щихстанков. Реле делятся на следующие группы: элек тромагнитные, магнитоэлектрические, поляризованные реле и реле магнитные и полупроводниковые, т. е. исполь зующие нелинейные характеристики и свойства магнит ных материалов и полупроводников.
В зависимости от параметра срабатывания различают реле напряжения, тока, мощности, частоты и т. д. По
95
роду тока могут быть выделены две группы: реле постоян ного и переменного тока. По принципу воздействия на управляемую цепь различают контактные и бесконтакт ные реле. Первые своими контактами коммутируют цепь, вторые при срабатывании резко изменяют свое сопроти вление, включенное в цепь управления. До тех пор, пока бесконтактное реле не сработает, его сопротивление очень велико и ток в цепи управления не протекает. При сраба тывании бесконтактного реле его сопротивление резко падает и ток в цепи управления изменяется скачком.
К реле, установленным на металлорежущих станках, предъявляются различные требования, из которых наи более важные два: надежность срабатывания реле при изменении питающего напряжения в пределах 85—110% номинального; высокая механическая и электрическая износоустойчивость.
В схемах автоматического управления приводами металлорежущих станков наиболее широкое распростра нение получили электромагнитные реле тока и напряже ния, поляризованные реле, реле времени, тепловые реле, реле контроля скорости. Электромагнитные реле тока и напряжения в большинстве случаев имеют одинаковую конструкцию и отличаются лишь обмоточными данными катушек — у токовых реле катушка ннзкоомная, т. е. содержит малое число витков из провода сравнительно большого сечения, а у реле напряжения высокоомная, из большого числа витков провода малого сечения.
В зависимости от конкретных условий в электросхемах станков применяют реле минимального напряжения, сра батывающие при снижении напряжения ниже определен ного значения, и реле максимального напряжения, сра батывающие при максимально допустимом значении на пряжения. Токовые реле аналогично реле напряжения делят на реле максимального и минимального тока. Пер вые применяют для защиты от перегрузок асинхронных двигателей, выполняющих зажим подвижных органов, и для более надежной защиты от перегрузок двигателей постоянного тока, которые способны развивать большие перегрузочные моменты, опасные для механизмов станков.
Электромагнитные реле напряжения и тока РЭ-800 приведены на рис. 51. Основными элементами конструк ции реле являются: магнитная система, состоящая из якоря 5 в виде пластины, качающейся на призматической опоре, магнитопровода 2 в виде угольника, выполнен-
96
ного из листовой полосовой стали, и круглого сердеч ника 6. К якорю в месте расположения сердечника при креплена немагнитная прокладка 7, предназначенная для устранения возможности прилипания якоря к сердеч нику. Пружина 4 служит для возврата якоря в исходное положение при прекращении протекания тока по ка тушке 8 реле. Натяжение пружины регулируется гай кой 3. На колодке 9, связанной с якорем, укреплены по движные контакты мостикового типа, которые в комбина ции с неподвижными контактами 11 образуют замыка ющий, а с неподвижными контактами 10 — размыкающий контакт. Реле имеет электромагнитный демпфер из мед ных шайб или в виде короткозамкнутой катушки 1, на саженной на магнитопровод. Демпфер предназначен для создания выдержки времени. В зависимости от толщины немагнитной прокладки уставка.выдержки времени регу лируется от 0,1 до 0,5 с. При использовании реле РЭ-800 в качестве реле напряжения демпфер отсутствует, так как его наличие значительно уменьшает возможные пре делы регулирования напряжения срабатывания. Токовые реле, наоборот, имеют демпфер, который необходим для устранения ложных переключений под действием кратко временных увеличений тока.
4 А. Ф. Комаров |
97 |
|
|
В |
схемах |
автомати |
||
|
|
ческого управления наи |
||||
|
|
более широко использу |
||||
|
|
ются |
электромагнитные |
|||
|
|
, реле РПУ, РЭН, КДР, |
||||
|
|
РКН, РТ-40 и ЭТ-520. |
||||
|
|
Маломощные |
электро |
|||
|
|
магнитные |
реле выпол |
|||
|
|
няют |
преимущественно |
|||
|
|
с якорем |
поворотного |
|||
|
|
типа. |
В таких |
реле при |
||
|
|
протекании |
тока по ка |
|||
|
|
тушке |
возникает маг |
|||
t £ r |
ф |
нитный поток, замыкаю |
||||
щийся по неподвижному |
||||||
Рис. 52. Реле РПУ |
|
|||||
|
сердечнику, якорю ивоз |
душному зазору между ними. При взаимодействии магнитного потока с током катушки создается сила, притягивающая якорь к сердеч нику. С якорем связаны подвижные контакты, поэтому при включении реле они соединяются с неподвижными контактами. При отключении электромагнита пружина возвращает якорь реле в исходное положение и контакты размыкаются.
Конструкция реле постоянного тока РПУ приведена на рис. 52. Реле состоит из П-образной магнитной скобы, цилиндрической катушки с круглым сердечником, пла стинчатых контактных пружин с серебряными контак тами, изоляционной траверсы для крепления контактных пружин и возвратной пружины. Якорь электромагнита имеет накладку из немагнитного материала, предотвра щающую залипание якоря.
В отличие от реле постоянного тока реле переменного тока РПУ имеет Ш-образный магнитопровод, плоский шихтованный сердечник и катушку, намотанную на пря моугольном каркасе. На магнитопроводе реле размещены короткозамкнутые витки. Реле РПУ имеют четыре или восемь контактов.
Большое распространение в схемах автоматики метал лорежущих станков получили слаботочные реле РЭН-20, РЭС-6, РМУГ.
Реле типа РЭН-20 (рис. 53) состоят из корпуса, Г-об- разного сердечника, катушки, якоря и контактной си стемы. Сердечник шихтованный. Передний конец сердеч-
98
*&9гЬ
esj
NT
Рис. 54. Реле РЭС-6
f*
ника (полюс) раздвоен и на нижней его половине поме щены три короткозамкнутых витка. Якорь не имеет штифта отлипания, ток питания — переменный, потребляемая мощность 8 В -A, номинальное напряжение — до 250 В, допустимый коммутируемый ток 5 А, разрывная мощность контактов 50 Вт.
Реле РЭС-6 (рис. 54) и РМУГ (рис. 55) обеспечивают эксплуатационные данные, приведенные в табл. 15.
Технические данные реле типа РПУ-2, которые ре комендуются ЭНИМС для применения в станках, приве дены в табл. 16.
В схемах управления приводами металлорежущих станков применяют специальные электромагнитные ме ханизмы — шаговые искатели. Различают реверсивные и нереверсивные шаговые искатели. Шаговый искатель (рис. 56) состоит из контактных полей с неподвижными контактами 8, подвижных контактных щеток 9 и электро-
чехол
Рис. 55. Реле РМУГ
100
Рис. 56. Шаговый искатель
магнитного механизма; работает в импульсном режиме. При подаче напряжения на обмотку 1 электромагнитного механизма якорь 2 поднимает вверх собачку 5. Собачка передвигает храповое колесо 6, а вместе с ним контакт ную щетку 9 на соседнюю ламель контактного поля.
Таблица 15
Тип реле |
Напряжение по |
Номинальная |
Число |
стоянного тока, В |
сила тока, А |
срабатываний |
|
|
(не более) |
(не более) |
(не более) |
|
30 |
0,3 |
10е |
|
30 |
1 |
0,3-10° |
РЭС-6 |
30 |
2 |
1,5 -105 |
30 |
3 |
104 |
|
|
115_ |
1 |
5-104 |
|
250 |
0,3 |
4 - 105 |
|
300 |
0,1 |
5-106- |
РМУГ |
30 |
1 |
105 |
115_ |
1 |
ГО6 |
|
|
300 |
0,1 |
106 |
101