Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реле Е-525Т позволяет работать с выдержками времени от 2 до 600 с с точностью +5% .

Недостатком электронных реле времени является глав­ ным образом малый срок службы ламп из-за их старения,

 

которое

не

только

уменьшает

 

надежность, но и увеличивает

 

погрешность реле. Срок службы

 

электронных

реле времени до

 

замены ламп составляет

не бо­

 

лее 500 ч.

 

 

явля­

 

Более

долговечными

 

ются транзисторные

реле вре­

 

мени. Схема простейшего тран­

 

зисторного реле времени при­

Рис. Ь2. Транзисторное реле

ведена на рис. 62.

Выдержка

времени

времени в этом реле

осуществ­

110

ляется следующим образом. В исходном состоянии транзистор Т закрыт положительным потенциалом на базе. При подаче сигнала на включение размыкаю­ щие контакты УК размыкаются, а замыкающие замы­

каются. Происходит заряд конденсатора С

по цепи:

«+» источника — конденсатор С — резистор

R — замы­

кающие контакты УК — «—» источника, причем напряже­ ние между обкладками постепенно возрастает. Когда на правой обкладке конденсатора появится отрицательный потенциал, достаточный для открывания транзистора, последний откроется. По цепи эмиттер—коллектор поте­ чет ток и реле Р включится. Выдержка времени реле Р определяется постоянной времени заряда конденсатора

Т =RC .

Реле возвращается в исходное состояние при отключе­ нии управляющего реле, размыкающий контакт которого мгновенно разряжает конденсатор С и соединяет базу транзистора Т с «+» источника. Транзистор Т закры­ вается и реле Р отключается. Ввиду того, что параметры транзистора значительно зависят от температуры окру­ жающей среды и нестабильности питающего напряжения, иа практике применяют специальные схемы, компенси­ рующие эти зависимости.

Индукционные реле контроля скорости предназначены для работы в схемах торможения противовключением короткозамкнутых асинхронных двигателей. Принцип действия реле состоит в том, что с валом электродвигателя, частоту вращения которого необходимо контролировать, связана входная часть реле, состоящая из постоянного магнита 3 (рис. 63).

Вращение этого магнита приводит к созданию враща­ ющегося магнитного поля, увлекающего кольцо 2, в ко­ тором расположена обмотка типа «беличье колесо». Вра­ щению этого кольца противодействует пружина, позво­ ляющая ему лишь проворачиваться на угол, пропор­ циональный частоте вращения вала 4. С кольцом связана контактная система 10, являющаяся выходной частью реле. Она состоит из двух контактных групп, имеющих по одному замыкающему и одному размыкающему кон­ такту с общей средней точкой. Каждая группа контактов работает при одном направлении вращения вала реле.

Контактная часть реле защищена крышкой 1, скре­ пленной с корпусом реле винтами. На выступающем из корпуса реле конце вала помещена соединительная

111


Рис. 63. Реле контроля скорости

муфта 5, служащая для соединения с валом электродви­ гателя через эластичную муфту 6. На эластичной муфте имеется два дополнительных отверстия 7 для двух паль­ цев, находящихся на торце вала электродвигателя. Реле РКС срабатывает при определенных значениях ча­ стоты вращения. Происходит это с помощью толкателя 8, который, проворачиваясь, нажимает на контактную пла­ стину 9 и переключает контакты реле РКС.

Тепловые реле предназначены для защиты электро­ двигателей постоянного и переменного тока. Срабатыва­ ние тепловых реле определяется не мгновенной величиной тока, а количеством тепла, полученным чувствительным элементом реле при прохождении тока по нагревателю. Тепловые реле обладают большой инерционностью и их нельзя применять для защиты от коротких замыканий. Время срабатывания таких реле лежит в прелелах от нескольких секунд до нескольких минут. Наиболее ши­ роко применяют биметаллические тепловые реле.

Основным элементом биметаллических реле является биметаллическая пластина. Она состоит из двух пластин, одна из которых имеет больший коэффициент линейного расширения, а вторая — меньший. В месте прилегания пластины жестко скреплены. Широкое распространение в тепловых реле получили материалы: инвар, имеющий

Ц2.

малый коэффициент линейного расширения, и немагнит­ ная или хромоникелевая сталь, имеющая большой коэф­ фициент линейного расширения. Действие реле основано на деформации биметаллической пластины при нагрева­ нии ее током, протекающим через нее или через нагрева-1 тель, расположенный вблизи пластины.

В эксплуатации находятся тепловые реле ТРИ, ТРН. В нормальном состоянии, когда через тепловое реле ТРП (рис. 64) протекает ток, не превышающий но­ минальный, биметаллическая пластина 1 удерживается на одной стороне упора 2 пружиной 3. Подвижные кон­ такты 4, закрепленные на колодке 5, прижимаются к не­ подвижным контактам 6. Необходимое контактное давле­ ние создается пружиной 3. При прохождении по нагрева­ тельному элементу тока перегрузки биметаллическая пластина под действием температуры изгибается и, пре­ одолевая усилие пружины 3, быстро перемещается вправо. Колодка освобождается и поворачивается против часовой стрелки вокруг оси 7, осуществляя мгновенное размыка­ ние контактов. Реле в исходное положение возвращается ручкой возврата 9 (у реле, не имеющих самовозврата) или самопроизвольно по мере остывания биметаллической пластины 8, когда возвращающее усилие биметалла ста­ нет больше усилия возвратной пружины. При возврате

контактная группа также

в to 9

мгновенно замыкается.

Высокая

температура

 

срабатывания (более200°С)

 

уменьшает

зависимость

 

работы реле ТРП от темпе­

 

ратуры окружающей

сре­

 

ды. Реле ТРП позволяет

 

плавно

регулировать

ток

 

срабатывания

в

широких

 

пределах (±25% от номи­

 

нального тока установки).

 

Эта

регулировка

осущест­

 

вляется

поводком 10

при

 

переводе его по зубчатому

 

сектору. Такая регули­

 

ровка

позволяет резко

 

снизить

число

необходи­

 

мых

вариантов

нагрева­

 

телей..

 

 

 

Рис.

64. Тепловое реле ТРП

113


Тепловые реле серии ТРН — двухполюсные. Их изго­ товляют трех типов: ТРН-8, ТРН-20, ТРН-32 с наиболь­ шими номинальными токами нагревательных элементов: 8, 10, 20, 25, 32, 40 А. Малые габаритные размеры реле ТРН позволяют встраивать их в магнитные пускатели се­ рии ПМЕ.

Наладка реле. Реле являются наиболее ответственными элементами схемы автоматического управления, поэтому от их состояния зависит надежность работы схемы. На­ ладку реле выполняют по следующей программе: внешний осмотр реле; проверка сопротивления изоляции токове­ дущих частей реле; проверка сопротивления катушек постоянному току; механическая регулировка реле; элек­ трическая регулировка реле; проверка работы реле в ре­ альной схеме.

Проверку реле начинают с внешнего осмотра корпуса, целостности пломб. Наличие заводской пломбы свидетель­ ствует о том, что заводская регулировка не нарушена. При вскрытии крышки обращают внимание на качество уплотнений, защищающих от проникновения в реле пыли. Затем проводят внутренний осмотр реле, при этом пыль, капли припоя, металлические и пластмассовые опилки удаляют пылесосом или салфеткой, смоченной в раство­ рителе; проверяют чистоту контактов, целостность изоля­ ционных и антикоррозийных покрытий; пинцетом прове­ ряют качество доступных осмотру паек; контролируют затяжку винтов и гаек.

У электромагнитных реле особое внимание обращают на противодействующие пружины: устраняют перекосы пружин и сцепления отдельных витков, если усилие пру­ жины изменилось вследствие ее деформации, то изменяют ее натяжение или заменяют на новую. Лопнувшие шайбы и шплинты также подлежат замене. Подвижная часть реле должна перемещаться свободно, без заеданий. При пово­ роте или перемещении подвижной части реле должно ощущаться лишь противодействие пружины. Пружина должна возвращать подвижную систему в исходное по­ ложение даже после незначительного смещений ее рукой. У электромагнитных реле РЭ-2100, РЭ-500 подвижная часть реле должна легко поворачиваться вокруг острия призмы: поверхность призмы качения якоря и ее гнезда должны быть гладкими.

После осмотра, при условии четкой работы механизма реле, включаемого от руки, измеряют сопротивление

114

катушек реле постоянного тока омметром или мостом. Результаты измерений сравнивают с паспортными дан­ ными катушек. Сопротивление изоляции токоведущих частей реле определяют с помощью мегомметра на 500 или 1000 В. Перед проверкой изоляции все зажимы и клеммы реле очищают от окислов. Обычно измерение со­ противления изоляции обмоток реле производят совместно со вторичными цепями, причем перед измерением отклю­ чают от схемы твердые выпрямители и конденсаторы во избежание их пробоя. Сопротивление изоляции обмо­ ток реле должно быть не менее 0,5 МОм.

Механическая регулировка реле необходима для по­ вышения эксплуатационнойнадежности срабатывания реле во всем диапазоне изменяемых уставок. Особое вни­ мание при механической регулировке обращают на устра­ нение заеданий подвижных частей реле при их переме­ щениях от руки. Для большей надежности механическую регулировку производят одновременно с электрической.

При регулировке электромагнитных реле напряжения и тока фиксируют напряжение (или токи) втягивания и отпускания и на основании этих данных вычисляют коэф­ фициенты возврата реле:

Un

UО П Т ’

Уэлектромагнитных реле напряжение и ток втяги­ вания определяются начальным зазором при опущенном якоре и натяжением пружины, а напряжение и ток отпу­ скания определяются конечным зазором при втянутом якоре и натяжением пружины.

Реле напряжения и тока на втягивание или отпускание при заданной уставке настраивают путем регулирования начального и конечного зазоров б0 и бк, силы натяжения пружины и величины сопротивления (добавочного для реле напряжения) или шунтирующего (для реле тока) резисторов, если последние имеются. Изменение натяже­ ния пружины вызывает одновременное изменение как напряжения или тока срабатывания, так и напряжения или тока втягивания. Коэффициент возврата при этом также изменяется. При чрезмерно большом сопротивле­ нии пружины коэффициент возврата реле становится больше единицы и электромагнитное реле работает не­ устойчиво — якорь реле непрерывно втягивается и от­ падает.

115


r \ j

* \j

Электрическая регу­

 

 

лировка реле. Реостаты,

 

 

потенциометры,

авто­

 

 

трансформаторы, выпря­

 

 

мители и измерительные

 

 

приборы (амперметры и

 

 

вольтметры)

испыта­

 

 

тельных схем (рис. 65)

 

 

выбирают по напряже­

 

 

нию питания, току или

 

 

напряжению срабатыва­

 

 

ния, а также по необхо­

 

 

димой точности

регули­

 

 

рования.

 

 

 

При

использовании

Рис. 65. Схемы проверки реле:

схемы

автотрансформа­

а — токовых; б — напряжения

тора (рис. 65, а)

или по­

 

 

тенциометра (рис. 65, б)

для настройки малоамперных токовых реле последова­ тельно с обмоткой реле включают добавочное сопротив­ ление, превосходящее в 7—10 раз сопротивление обмотки переменному току. Это необходимо для устранения влия­ ния изменения внутреннего сопротивления реле на вели­ чину тока в обмотке реле при перемещении якоря. Потен­

циометр

должен

обеспечивать ступени

регулирования

не

более 0,5—1

В. Реостаты должны обеспечивать как

плавную

регулировку тока, так и возможность подачи

на

реле

необходимого максимального тока при проверке

тока срабатывания.

максимального

 

При

необходимости испытания реле

тока с силой тока срабатывания более 60 А в качестве регулирующего органа рекомендуется использовать на­ грузочное устройство, позволяющее плавно регулировать ток в необходимых пределах (различные трансформаторы, генератор постоянного тока, выпрямители и аккумуля­ торы стартерного типа).

Настройку максимальных токовых реле проводят в сле­ дующем порядке. Устанавливают некоторый зазор между якорем и сердечником реле, подключают к реле нагрузоч­ ное устройство и при помощи потенциометра, автотранс­ форматора, реостата или самого нагрузочного устройства увеличивают ток до тех пор, пока реле не сработает. При этом фиксируют значение тока срабатывания. Если оно отличается от заданного, то путем изменения натяжения

116