Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
пружины, воздушного зазора добиваются необходимого тока срабатывания. Во время опыта следят за нагревом нагрузочных и регулировочных устройств и катушек реле. После регулировки проверяют ток срабатывания, причем измерение на каждой уставке производят не менее трех раз. Максимальная величина тока срабатывания не должна отличаться от средней при одной и той же уставке более чем на 5%. Если это отличие более значительное, следует провести дополнительную регулировку механи
ческой части реле.
Параметры срабатывания и возврата являются важ нейшими характеристиками промежуточных электрома гнитных реле и реле времени. Проверку параметров сраба тывания производят по тем же схемам, что и для токовых реле. Если при проверке обнаруживают, что значение тока или напряжения срабатывания значительно отли чаются от номинальных, то это указывает на неисправность реле или его неправильную регулировку. Понижение напряжения срабатывания у большинства промежуточ ных реле бывает вызвано чрезмерным ослаблением про тиводействующей (возвратной) пружины или уменьшением начального зазора между якорем и сердечником реле.
Повышение же напряжения срабатывания указывает на чрезмерную затяжку пружины, неправильную сборку подвижных частей реле, обрыв одной из параллельных обмоток или закорачивание части обмотки реле, установку в реле обмотки на большее напряжение или ток. В послед нем случае прежде всего убеждаются в исправности обмо ток реле и величине ее сопротивления. Обмотку считают исправной, если ее сопротивление отличается от заводских данных не более чем на 10% при диаметре провода до
0,16 мм, 7% — при диаметре 0,17—0,25 мм и 5% — при диаметре более 0,25 мм. Кроме того, в обмотках должны отсутствовать короткозамкнутые витки.
Некоторые типы реле имеют несколько обмоток: парал лельные обмотки напряжения для срабатывания реле и последовательные токовые для удержания реле во вклю ченном положении, или, наоборот, токовая обмотка ис пользуется для срабатывания реле, а обмотка напряжения для удерживания реле. В первом случае проверяют на пряжение срабатывания и ток возврата реле, а во вто ром — ток срабатывания и напряжения возврата.
Настройка выдержки времени срабатывания реле вре мени и промежуточных реле заключается в проверке ее
117
а) |
6) |
Рис. 66. Схемы проверки времени срабатывания промежу точных реле и реле времени:
а й-» на замыкание; б — на размыкание
соответствия паспортным данным и регулировке времени срабатывания. Время срабатывания реле определяется с помощью миллисекундометра ЭМС-54 (рис. 66).
Время срабатывания и возврата реле эффективно регу лируется при помощи специальной демпферной обмотки, представляющей собой один или несколько короткозам кнутых витков из меди или алюминия. При помощи демп ферных обмоток получают замедление при срабатывании до нескольких десятых долей секунды, а при возврате до 4—5 с. Время срабатывания реле с электромагнитным замедлителем (демпфером) регулируют натяжением воз вратной пружины, так как с увеличением сжатия этой пружины увеличивается сила, необходимая для трогания якоря.
Выдержку времени можно регулировать плавно и скач ком. Плавную регулировку выдержек времени произво дят у электромагнитных реле с демпфером изменением натяжения пружины, у пневматических реле — измене нием сечения всасывающего отверстия, у моторных реле времени — изменением положения упоров относительно кулачков. Грубую регулировку выдержек времени у элек тромагнитных реле производят изменением толщины не магнитной прокладки, причем с уменьшением толщины
118
прокладки выдержка времени возрастает. Для электро магнитных реле РЭ-800 и РЭ-2100 зависимость уставки времени от толщины немагнитной прокладки приведена ниже:
Толщина прокладки в мм |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
|
уставка |
времени в с . . . |
2,5—5,0 1,5—3,0 |
1,0—2,5 |
|
Толщину |
немагнитной |
прокладки |
выбирают не ме |
нее 0,1 мм во избежание ее расклепывания при' ударе
якоря о сердечник.
Важнейшим элементом всех реле является контактная система. Надежность срабатывания реле в значительной степени зависит от качества регулировки контактной системы и от состояния контактов. Если контакты реле вибрируют, то при работе они подгорают и разрушаются, а иногда и привариваются. Работа контактов реле харак теризуется значениями раствора между подвижным'и и не подвижными контактами, провалом и силой нажатия контактов. Раствор и провал контактов реле определяют с помощью измерительного инструмента. Силу нажатия контактов определяют по схеме на рис. 49, но в отличие от нее, для определения момента размыкания контактов используют сигнальную лампочку, включенную на на пряжение 2—6 В последовательно с контактами.
В этом случае силу нажатия контактов определяют по динамометру в момент погасания лампочки. Измерен ные величины растворов, провалов и нажатий для каж дого реле не должны значительно отличаться от соответ ствующих величин, приведенных в технических паспортах реле.
Четкая и надежная работа контактов реле без искре ния, приваривания, оплавления и заскакивания зависит как от их механической регулировки, так и от электри ческой регулировки реле в целом. Поэтому окончательно контакты регулируют под током после настройки электри ческих параметров реле, предварительно выполнив меха ническую регулировку контактов.
.Перед регулировкой грязные подгоревшие контакты промывают спиртом или зачищают бархатным напильни ком и полируют. Промывать их бензином, нашатырным спиртом или другим моющим составом не рекомендуется. Контактные реле регулируют таким образом, чтобы не было вибрации и заскакивания подвижных контактов на неподвижные, причем при правке неподвижных контактов
119
пинцетом избегают надломов контактных пружин. Про гиб пружин неподвижных контактов зависит от их упру гости, угла встречи и совместного хода контактов, а также от их предварительного натяжения создаваемого ограни чивающими упорами и антивибрационными пластинками.
Причиной недопустимо сильной вибрации контактов могут быть механические неисправности реле, не про являющиеся при малых токах. Обычно причиной вибра ции является неправильное положение мостика на оси относительно якоря или перекос оси якоря относительно оси магнитного потока из-за нарушения соосности отвер стий для подпятников. В первом случае устраняют боль шие продольные и поперечные зазоры, заменяют возврат ную пружину контактного мостика, устраняют перекосы оси контактного мостика или магнитной системы реле. В других случаях также проводят механическую регу лировку контактов.
При проверке качества регулировки контактов реле должно работать на свою нормальную нагрузку в реаль ной схеме (промежуточное реле, добавочный резистор и т. п.). Проверяется работа контактов при плавном уве личении тока (или напряжения) до срабатывания реле при 1,05/ср (или 1,05(/сР) и при больших токах вплоть до тока, в 8—10 раз превосходящего ток нормального режима, или до максимального тока (или напряжения), который может быть при авариях. Если контакты начинают вибрировать при малых токах (1,0—1,5/ср), то вибрацию устраняют путем регулировки контактов: уменьшением угла встречи, изменением величины провала в контактах, увеличением жесткости неподвижных контактов. Если контакты вибрируют при значительных токах, то регули руют положение подвижной системы.
После проведенных регулировок повторно проверяют параметры срабатывания и возврата. У максимальных
реле тока и |
напряжения коэффициенты |
возврата |
kB = |
= 0,85-г-0,87, |
у минимальных реле kB = |
1,15-4-1,25. |
На |
дежность работы контактов определяется четким одно кратным срабатыванием того реле в схеме, в цепь питания которого эти контакты включены.
Работу замыкающих контактов проверяют во всем диапазоне токов и напряжений от номинальных величин до максимально возможных в условиях эксплуатации. У минимальных реле размыкающие контакты при сниже нии тока или напряжения должны быть четко, без искре-
120
Атп
Нагрузочное
устройство
в
ff. <3^0-
Рис. 67. Схема проверки тока срабатывания тепловых реле (ЭС — электросекундомер)
ний и вибрации, замкнуты при изменении тока или на пряжения от максимального возможного до значения сра
батывания.
Тепловые реле перед настройкой также подвергают внешнему осмотру, при этом обращают внимание на общее состояние реле, состояние биметаллических пластин (от сутствие погнутости, заусениц), на состояние нагрева тельных элементов, надежность контактов и четкость сра батывания механизма, связанного с контактами реле. Для надежной защиты электроустановки необходимо, чтобы ампер-секундная характеристика теплового реле хорошо согласовывалась с ампер-секундной характери стикой защищаемой электроустановки. Это достигают ре гулировкой тока срабатывания нагревательного элемента теплового реле по схеме, приведенной на рис. 67.
Вкачестве нагрузочных устройств в схемах измерения
ирегулирования тока срабатывания теплового реле ис пользуют различные регуляторы: ЛАТРы, РНТ, свароч ные генераторы и трансформаторы, генераторы постоян ного тока с плавной регулировкой выходного напряжения, специальные нагрузочные трансформаторы.
Проверку тока срабатывания теплового реле выпол няют следующим образом. Собирают испытательную схему, с помощью нагрузочного устройства устанавливают ток через нагревательный элемент равным номинальному току защищаемой электроустановки. Заводские испытания те
пловых реле следует проводить при температуре + (35-н ч-40)° С, поэтому если проверку реле проводят при мень шей температуре, устанавливают ток нагрузки на 10— 12% выше номинального тока защищаемой установки.
Считают, что для равномерного прогрева теплового элемента реле необходимо прогревать его током нагрузки в течение 2 ч. За это время не должно происходить сраба тывания реле, если ток через нагревательный элемент
121
не превышал номинального значения тока электроуста новки. По истечении 2 ч ток нагрузки поднимают на 20% выше номинального тока электроустановки, при этом не более чем через 20 мин после установки этого тока реле должно сработать. Если реле не сработало за это время, перемещают регулировочный рычаг в сторону кнопки возврата до момента срабатывания реле. Если н в этом случае срабатывания не произошло, то заменяют нагревательный элемент. По окончании регулировки ры чаг регулятора фиксируют с помощью шплинта, а против рычага наносят метку, соответствующую уставке сраба тывания реле.
Можно ускорить проверку теплового реле, если вос пользоваться его ампер-секундной характеристикой. На пример, если пропускать через тепловое реле ток, равный 5-кратному номинальному току, то время срабатывания реле будет находиться в пределах от нескольких секунд до 20—60 с. Время срабатывания реле в этом случае определяют с помощью электросекундомера. Ориентиро
вочные |
значения времени срабатывания тепловых реле |
|
в |
зависимости от кратности тока перегрузки приведены |
|
в |
табл. |
17. |
|
При проверке тепловых реле необходимо помнить, что |
их уставку нужно выбирать с учетом температуры в поме щении, где они будут установлены. Если температура этого помещения отличается от номинальной для данного типа реле, проводят дополнительную регулировку тепло вого реле.
Для реле типа ТРП существует следующая методика регулировки уставки срабатывания реле с учетом темпе
ратуры |
окружающей среды: |
|
|
||
|
а) определяют деление шкалы со знаком «+» или «—» |
||||
тока без учета температурной поправки |
|
||||
где |
1а — номинальный |
ток электродвигателя |
в А; / 0 — |
||
ток |
нулевой уставки |
реле ТРП в |
А; с — коэффициент |
||
деления |
шкалы, с = |
0,05 — для |
открытой |
установки |
реле; с = 0,055 для реле, помещенных в кожухе магнит ных пускателей;
б) определяют поправку на температуру
122