Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пружины, воздушного зазора добиваются необходимого тока срабатывания. Во время опыта следят за нагревом нагрузочных и регулировочных устройств и катушек реле. После регулировки проверяют ток срабатывания, причем измерение на каждой уставке производят не менее трех раз. Максимальная величина тока срабатывания не должна отличаться от средней при одной и той же уставке более чем на 5%. Если это отличие более значительное, следует провести дополнительную регулировку механи­

ческой части реле.

Параметры срабатывания и возврата являются важ­ нейшими характеристиками промежуточных электрома­ гнитных реле и реле времени. Проверку параметров сраба­ тывания производят по тем же схемам, что и для токовых реле. Если при проверке обнаруживают, что значение тока или напряжения срабатывания значительно отли­ чаются от номинальных, то это указывает на неисправность реле или его неправильную регулировку. Понижение напряжения срабатывания у большинства промежуточ­ ных реле бывает вызвано чрезмерным ослаблением про­ тиводействующей (возвратной) пружины или уменьшением начального зазора между якорем и сердечником реле.

Повышение же напряжения срабатывания указывает на чрезмерную затяжку пружины, неправильную сборку подвижных частей реле, обрыв одной из параллельных обмоток или закорачивание части обмотки реле, установку в реле обмотки на большее напряжение или ток. В послед­ нем случае прежде всего убеждаются в исправности обмо­ ток реле и величине ее сопротивления. Обмотку считают исправной, если ее сопротивление отличается от заводских данных не более чем на 10% при диаметре провода до

0,16 мм, 7% — при диаметре 0,17—0,25 мм и 5% — при диаметре более 0,25 мм. Кроме того, в обмотках должны отсутствовать короткозамкнутые витки.

Некоторые типы реле имеют несколько обмоток: парал­ лельные обмотки напряжения для срабатывания реле и последовательные токовые для удержания реле во вклю­ ченном положении, или, наоборот, токовая обмотка ис­ пользуется для срабатывания реле, а обмотка напряжения для удерживания реле. В первом случае проверяют на­ пряжение срабатывания и ток возврата реле, а во вто­ ром — ток срабатывания и напряжения возврата.

Настройка выдержки времени срабатывания реле вре­ мени и промежуточных реле заключается в проверке ее

117

а)

6)

Рис. 66. Схемы проверки времени срабатывания промежу­ точных реле и реле времени:

а й-» на замыкание; б — на размыкание

соответствия паспортным данным и регулировке времени срабатывания. Время срабатывания реле определяется с помощью миллисекундометра ЭМС-54 (рис. 66).

Время срабатывания и возврата реле эффективно регу­ лируется при помощи специальной демпферной обмотки, представляющей собой один или несколько короткозам­ кнутых витков из меди или алюминия. При помощи демп­ ферных обмоток получают замедление при срабатывании до нескольких десятых долей секунды, а при возврате до 4—5 с. Время срабатывания реле с электромагнитным замедлителем (демпфером) регулируют натяжением воз­ вратной пружины, так как с увеличением сжатия этой пружины увеличивается сила, необходимая для трогания якоря.

Выдержку времени можно регулировать плавно и скач­ ком. Плавную регулировку выдержек времени произво­ дят у электромагнитных реле с демпфером изменением натяжения пружины, у пневматических реле — измене­ нием сечения всасывающего отверстия, у моторных реле времени — изменением положения упоров относительно кулачков. Грубую регулировку выдержек времени у элек­ тромагнитных реле производят изменением толщины не­ магнитной прокладки, причем с уменьшением толщины

118


прокладки выдержка времени возрастает. Для электро­ магнитных реле РЭ-800 и РЭ-2100 зависимость уставки времени от толщины немагнитной прокладки приведена ниже:

Толщина прокладки в мм

0,1

0,2

0,3

уставка

времени в с . . .

2,5—5,0 1,5—3,0

1,0—2,5

Толщину

немагнитной

прокладки

выбирают не ме­

нее 0,1 мм во избежание ее расклепывания при' ударе

якоря о сердечник.

Важнейшим элементом всех реле является контактная система. Надежность срабатывания реле в значительной степени зависит от качества регулировки контактной системы и от состояния контактов. Если контакты реле вибрируют, то при работе они подгорают и разрушаются, а иногда и привариваются. Работа контактов реле харак­ теризуется значениями раствора между подвижным'и и не­ подвижными контактами, провалом и силой нажатия контактов. Раствор и провал контактов реле определяют с помощью измерительного инструмента. Силу нажатия контактов определяют по схеме на рис. 49, но в отличие от нее, для определения момента размыкания контактов используют сигнальную лампочку, включенную на на­ пряжение 2—6 В последовательно с контактами.

В этом случае силу нажатия контактов определяют по динамометру в момент погасания лампочки. Измерен­ ные величины растворов, провалов и нажатий для каж­ дого реле не должны значительно отличаться от соответ­ ствующих величин, приведенных в технических паспортах реле.

Четкая и надежная работа контактов реле без искре­ ния, приваривания, оплавления и заскакивания зависит как от их механической регулировки, так и от электри­ ческой регулировки реле в целом. Поэтому окончательно контакты регулируют под током после настройки электри­ ческих параметров реле, предварительно выполнив меха­ ническую регулировку контактов.

.Перед регулировкой грязные подгоревшие контакты промывают спиртом или зачищают бархатным напильни­ ком и полируют. Промывать их бензином, нашатырным спиртом или другим моющим составом не рекомендуется. Контактные реле регулируют таким образом, чтобы не было вибрации и заскакивания подвижных контактов на неподвижные, причем при правке неподвижных контактов

119



пинцетом избегают надломов контактных пружин. Про­ гиб пружин неподвижных контактов зависит от их упру­ гости, угла встречи и совместного хода контактов, а также от их предварительного натяжения создаваемого ограни­ чивающими упорами и антивибрационными пластинками.

Причиной недопустимо сильной вибрации контактов могут быть механические неисправности реле, не про­ являющиеся при малых токах. Обычно причиной вибра­ ции является неправильное положение мостика на оси относительно якоря или перекос оси якоря относительно оси магнитного потока из-за нарушения соосности отвер­ стий для подпятников. В первом случае устраняют боль­ шие продольные и поперечные зазоры, заменяют возврат­ ную пружину контактного мостика, устраняют перекосы оси контактного мостика или магнитной системы реле. В других случаях также проводят механическую регу­ лировку контактов.

При проверке качества регулировки контактов реле должно работать на свою нормальную нагрузку в реаль­ ной схеме (промежуточное реле, добавочный резистор и т. п.). Проверяется работа контактов при плавном уве­ личении тока (или напряжения) до срабатывания реле при 1,05/ср (или 1,05(/сР) и при больших токах вплоть до тока, в 8—10 раз превосходящего ток нормального режима, или до максимального тока (или напряжения), который может быть при авариях. Если контакты начинают вибрировать при малых токах (1,0—1,5/ср), то вибрацию устраняют путем регулировки контактов: уменьшением угла встречи, изменением величины провала в контактах, увеличением жесткости неподвижных контактов. Если контакты вибрируют при значительных токах, то регули­ руют положение подвижной системы.

После проведенных регулировок повторно проверяют параметры срабатывания и возврата. У максимальных

реле тока и

напряжения коэффициенты

возврата

kB =

= 0,85-г-0,87,

у минимальных реле kB =

1,15-4-1,25.

На­

дежность работы контактов определяется четким одно­ кратным срабатыванием того реле в схеме, в цепь питания которого эти контакты включены.

Работу замыкающих контактов проверяют во всем диапазоне токов и напряжений от номинальных величин до максимально возможных в условиях эксплуатации. У минимальных реле размыкающие контакты при сниже­ нии тока или напряжения должны быть четко, без искре-

120


Атп

Нагрузочное

устройство

в

ff. <3^0-

Рис. 67. Схема проверки тока срабатывания тепловых реле (ЭС — электросекундомер)

ний и вибрации, замкнуты при изменении тока или на­ пряжения от максимального возможного до значения сра­

батывания.

Тепловые реле перед настройкой также подвергают внешнему осмотру, при этом обращают внимание на общее состояние реле, состояние биметаллических пластин (от­ сутствие погнутости, заусениц), на состояние нагрева­ тельных элементов, надежность контактов и четкость сра­ батывания механизма, связанного с контактами реле. Для надежной защиты электроустановки необходимо, чтобы ампер-секундная характеристика теплового реле хорошо согласовывалась с ампер-секундной характери­ стикой защищаемой электроустановки. Это достигают ре­ гулировкой тока срабатывания нагревательного элемента теплового реле по схеме, приведенной на рис. 67.

Вкачестве нагрузочных устройств в схемах измерения

ирегулирования тока срабатывания теплового реле ис­ пользуют различные регуляторы: ЛАТРы, РНТ, свароч­ ные генераторы и трансформаторы, генераторы постоян­ ного тока с плавной регулировкой выходного напряжения, специальные нагрузочные трансформаторы.

Проверку тока срабатывания теплового реле выпол­ няют следующим образом. Собирают испытательную схему, с помощью нагрузочного устройства устанавливают ток через нагревательный элемент равным номинальному току защищаемой электроустановки. Заводские испытания те­

пловых реле следует проводить при температуре + (35-н ч-40)° С, поэтому если проверку реле проводят при мень­ шей температуре, устанавливают ток нагрузки на 10— 12% выше номинального тока защищаемой установки.

Считают, что для равномерного прогрева теплового элемента реле необходимо прогревать его током нагрузки в течение 2 ч. За это время не должно происходить сраба­ тывания реле, если ток через нагревательный элемент

121

не превышал номинального значения тока электроуста­ новки. По истечении 2 ч ток нагрузки поднимают на 20% выше номинального тока электроустановки, при этом не более чем через 20 мин после установки этого тока реле должно сработать. Если реле не сработало за это время, перемещают регулировочный рычаг в сторону кнопки возврата до момента срабатывания реле. Если н в этом случае срабатывания не произошло, то заменяют нагревательный элемент. По окончании регулировки ры­ чаг регулятора фиксируют с помощью шплинта, а против рычага наносят метку, соответствующую уставке сраба­ тывания реле.

Можно ускорить проверку теплового реле, если вос­ пользоваться его ампер-секундной характеристикой. На­ пример, если пропускать через тепловое реле ток, равный 5-кратному номинальному току, то время срабатывания реле будет находиться в пределах от нескольких секунд до 20—60 с. Время срабатывания реле в этом случае определяют с помощью электросекундомера. Ориентиро­

вочные

значения времени срабатывания тепловых реле

в

зависимости от кратности тока перегрузки приведены

в

табл.

17.

 

При проверке тепловых реле необходимо помнить, что

их уставку нужно выбирать с учетом температуры в поме­ щении, где они будут установлены. Если температура этого помещения отличается от номинальной для данного типа реле, проводят дополнительную регулировку тепло­ вого реле.

Для реле типа ТРП существует следующая методика регулировки уставки срабатывания реле с учетом темпе­

ратуры

окружающей среды:

 

 

 

а) определяют деление шкалы со знаком «+» или «—»

тока без учета температурной поправки

 

где

— номинальный

ток электродвигателя

в А; / 0 —

ток

нулевой уставки

реле ТРП в

А; с — коэффициент

деления

шкалы, с =

0,05 — для

открытой

установки

реле; с = 0,055 для реле, помещенных в кожухе магнит­ ных пускателей;

б) определяют поправку на температуру

122