Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

держкой времени размыкается замыкающий контакт РВ

иотключается 2К.

2.Без реле напряжения (рис. 8, г). При нажатии кнопки «Стоп» отключаются контактор и реле вре­ мени РВ. Размыкающий контакт JK включает пуска­ тель 2К■После окончания торможения разрывается замы­ кающий контакт реле РВ и двигатель отключается от источника постоянного тока.

Вкачестве реле времени может быть использовано теле­ фонное реле, шунтированное R — С-цепочкой (рис. 8, д) либо пневматическое (штриховая линия на рис. 8, г).

Конденсаторное торможение двигателей осуще­ ствляется следующим образом. К зажимам обмоток ста­ тора двигателя подключают конденсаторы (рис. 9), кото­ рые в рабочем режиме повышают коэффициент мощ­ ности (cos ф) сети. После отключения пускателя К и дви­ гателя от сети возникает генераторный режим самовозбу­ ждения, тормозные механические характеристики кото­ рого для разных значений емкости показаны на рис. 10. Обычно частота токов статора низка (составляет 2—5% от частоты питающей сети), следовательно, частота враще­

ния магнитного поля статора будет невысокой (60— 150 об/мин). Скорость двигателя быстро снижается, и при скорости, равной скорости вращающегося поля токов разряда, торможение прекращается. Если на валу дви­ гателя нет достаточной механической нагрузки, конден­ саторное торможение не может обеспечить полной оста-

Сеть

нрmax

я 0,5 мртш

Рис. 9. Схема конденса-

Рис. 10. Механические характеристики

торного торможения

конденсаторного торможения

18

Таблица 1

 

 

Непосредствен­

Включение

 

 

с помощью пу­

Тип двигателя

Мощность кВт

ное подключе­

скателя кон­

ние конденса­

денсаторов

 

 

торов МБГЧ

МБ ГО 160 В,

 

 

600 В, 4 мкФ

30 мкФ

А02-11-2,(4,6)

0,8—0,4

3X32

3X30

А02-12-2,{4,6)

1,1—0,6

3X 40

3X60

А02-21-2,(4,6)

1,5—0,8

3X52

3X60

А02-22-2,(4,6)

1,1—2,2

3X 60

3X 60

А02-31-2,(4,6)

1,5—3

3X 72

3X90

А02-32-2,(4,6)

2,2—4,0

3X88

3X 90

новки двигателя, поэтому этот вид торможения исполь­ зуют совместно с другими видами, обычно с динамиче­ скими (рис. 11) или с торможением коротким замыканием обмоток статора (рис. 12). На обоих рисунках штриховой линией показано, как подключать пневматические реле времени, если необходимо исключить из схемы телефон­ ные реле, требующие установки дополнительного источ­

ника питания.

конденсаторы С под

На схеме (рис. 12) показано, что

ключаются с

помощью пускателя ЗК- Это

необходимо

в том случае,

если конденсаторы

выбраны

на низкое

напряжение. Данные конденсаторной батареи для схем рис. 11 и 12 приведены в табл. 1.

Конденсаторное торможение применяют для двигате­ лей, мощность которых не превышает 4—5 кВт, так как для более крупных двигателей значительно возрастают затраты на монтаж и эксплуатацию конденсаторных уста­ новок..

Торможение противовключением основано на исполь­ зовании наиболее тяжелого для двигателя режима: вклю­ чения его в противоположном направлении (рис. 13). Для некоторого уменьшения токов и ударных моментов в линейные провода иногда включают сопротивления по симметричной (а) или несимметричной (б) схемам. Двига­ тель от сети отключается с помощью реле контроля ско­ рости РКС. Ударные знакопеременные моменты, возни­ кающие при противовключении, могут быть устранены путем создания некоторого интервала времени между отключением пускателя прямого направления вращения и включением пускателя противовключения. В схеме

19



Рис. 12. Схемы двухсту пеичатого конденсатор ного торможения

Рис. 13. Схемы тор­ можения противовключением

 

 

РВ я

 

 

 

 

S)

рис.

13, а

для этого применено реле РВ. Поскольку

реле

РКС

работает нестабильно, в схему включено

реле

РП,

исключающее толчки, которые возникают от

случайного замыкания контактов РКС.

При нажатии на кнопку «Пуск» включается пуска­ тель 1К, который своими главными контактами включает электродвигатель, замыкающим блок-контактом блоки­ рует кнопку «Пуск», а размыкающим отключает контак­ тор 2К- Контакт реле РКС при достижении двигателем определенной частоты вращения замыкается и включается цепь самопитания реле РП.

При нажатии на кпопку «Стоп» контактор теряет питание, его размыкающий контакт замыкается, а по­ скольку контакт реле РКС при этом еще закрыт, то кон­ тактор включается и изменяет порядок чередования фаз двигателя. Электродвигатель резко тормозится, ча­ стота вращения ротора снижается. При некоторой ско­ рости вращения ротора контакт реле РКС размыкается, реле РП и контактор отключаются, и двигатель оста­ навливается. При правильно отрегулированном реле РКС остановка двигателя должна произойти при скорости дви­ гателя, близкой к нулю.

При торможении противовключением электродвига­ теля малой мощности без РКС (рис. 13, б) контроль тор­ можения можно осуществить вручную. Благодаря не­

.21

симметричному включению сопротивления С торможение происходит мягко и, если оператор своевременно не от­ ключит двигатель, разгон в противоположном направле­ нии не произойдет, а если и начнется, то очень вяло. В качестве реле времени используется телефонное реле, шунтированное R—С-цепочкой (рис. 13,5). Вариант под­

ключения пневматического реле

времени показан на

рис. 13, в пунктиром.

14) заключается в сов­

Двухтоковое торможение (рис.

мещении противовключения и динамического торможения. Контроль торможения осуществляется по времени, как при динамическом торможении, но эффективность тормо­ жения очень высока. Кроме того, если включить пуска­ тель 2К. (до включения двигатель в неподвижном состоя­ нии), то осуществляется вращение с ползучей скоростью.

Несимметричную схему (рис. 14, а) следует применять в приводах без зубчатых зацеплений (из-за вибраций ро­ тора), симметричная (рис. 14, б) может быть использо­ вана в любых приводах главного движения. Для приво­ дов подачи и позиционных лучше всего использовать схему рис. 14, в, в которой можно очень точно настроить требуемые значения постоянной и переменной составля­ ющих тока, т. е. требуемый режим работы.

22


Рис. 15. Схемы других способов торможения

Используют некоторые другие схемы торможения, допускающие контроль по времени: индукционно-динами­ ческую (рис. 15, а, б) и рекуперативно-динамическую

(рис. 15, s).

Технические и эксплуатационные показатели специаль­ ных режимов работы асинхронных короткозамкнутых двигателей приведены в табл. 2.

Электротехническая промышленность нашей страны выпускает асинхронные короткозамкнутые двигатели еди­ ной серии А2 и А02 мощностью от 0,6 до 100 кВт для стан­ ков нормальной и повышенной точности, с повышенными требованиями к уровню вибрации и точности по биению фланца. На станках нормальной точности устанавливают двигатели, соответствующие 2-му классу по вибрациям, а на станках повышенной точности — 1-му классу. К обо­ значению двигателей добавляются индексы С1 или С2, соответствующие их классу по вибрации. По способу за­ щиты от окружающей среды двигатели единой серии А2 выполняют защищенными и закрытыми обдуваемыми (А02, АОЛ2). Конструкция защищенных двигателей ис­ ключает случайное прикосновение к токоведущим и вра­ щающимся частям, а также попадание внутрь двигателя посторонних предметов и капель воды, падающих отвесно и под углом. В закрытых обдуваемых двигателях, кроме того, исключается случайное попадание внутрь пыли и влаги. На валу закрытых обдуваемых двигателей имеется вентилятор обдува.

На шлифовальных, полировальных, заточных и дере­ вообрабатывающих станках обязательна установка закры­ тых обдуваемых электродвигателей. Эти электродвига­ тели необходимо также устанавливать на всех станках, где по условиям работы образуется чугунная или абразив­ ная пыль. Условия работы двигателей вспомогательных приводов на станках являются более тяжелыми, чем

23

to

Характе­ ристика

Режим

Значение

момента на валу

Плавность

режима

Таблица 2

Технические и эксплуатационные показатели

Неуправляемый пуск (пря­

Управляемый пуск (через

Торможение противовклю-

Конденсаторное

торможе­

мой)

 

 

сопротивления,

дросселя

чением

 

ние

 

 

 

 

либо тиристоры)

 

 

 

 

 

Среднее значение момента

Среднее значение

момента

Среднее

значение момента

Среднее значение

момента

(1 .2 - 1 ,б) Мн

(0,5 -1,2) Мн

 

(1 ,5 -2 ) Мн

(0,5 — 1) Ми

 

Процесс

является недо­

Более плавный

режим,

Торможение является рез­

Торможение резкое, удар­

статочно плавным, в на­

чем прямой пуск, знако­

ким, возникают ударные

ные моменты достигают

чале

разгона возникают

переменные моменты мож­

моменты,

достигающие

5 М„

 

ударные

знакоперемен­

но устранить

 

(10-20)

Мн

 

 

ные

моменты

 

 

 

 

 

 

Потери и

Потери

за время пуска

Потерн больше, чем при

Наибольшие потери в двн-.

Наименьшие потери в дви­

нагревание

примерно

равны

энергии,

прямом

пуске.

Допусти­

гателе по сравнению с дру­

гателе по сравнению с дру­

 

запасенной ротором и при­

мое число включений

гими видами

торможения

гими

видами торможения

 

соединенными к нему де­

уменьшается

 

(примерно в 3 раза боль­

 

 

 

талями

 

 

 

 

 

 

ше, чем при прямом пуске)

 

 

Сложность

Простая

схема

легка

в

Простая схема; из-за уве­

Простая

схема

торможе­

Схема

торможения весьма

схемы

обслуживании и

ремонте,

личения

плавности стои­

ния, легка в обслуживании

проста

в обслуживании а

 

иногда увеличивается стои­

мость ремонта

механизма

и ремонте.

Увеличивается

ремонте

 

мость ремонта из-за удар­

ниже, чем при прямом

стоимость

ремонта

меха­

 

 

 

ных знакопеременных

на­

пуске

 

 

низма из-за ударной на­

 

 

 

грузок

 

 

 

 

 

 

грузки:

часто

приходится

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

настраивать реле

контро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ля скорости

 

 

 

 


 

 

Продолжение табл. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характе­

 

 

 

 

 

Технические и эксплуатационные

показатели

 

 

 

 

 

ристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надежность

Пуск

надежен

при М с <

Пуск менее надежен, так

Наименьшая

надежность

Действие

системы тормо­

 

< Мн

и

СОд о п < 50° р

как колебания сети весьма

из

всех

схем

из-за воз­

жения

прекращается

до

 

сказываются на

значении

можности

разворота

дви­

полной остановки. Тре­

 

(предельно-допустимое зна­

пускового момента (в зна­

гателя

в

противополож­

буется дополнительное

ис­

 

чение

махового момента

чительно большей степени,

ном направлении при от­

пользование одного из дру­

 

по нагреву)

 

 

чем при

прямом пуске)

казе реле контроля ско­

гих видов торможений, либо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рости

 

 

 

 

происходит свободный

вы­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бег двигателя

 

 

Достоинства

В тиристорных схемах для

Возможно автоматическое

Легко обеспечивается тор­

Конденсаторы

улучшают

 

прямого

пуска

легко

регулирование

пускового

можение

при

необходимо­

cos ср сети

 

 

 

устранить

знакоперемен­

момента в варианте с дрос­

сти

последующего ревер­

 

 

 

 

 

ные ударные

моменты

селями

насыщения или

сирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в тиристорных

схемах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостатки

При

большой

мощности

Время

разгона

намного

Большие

перегревы

дви­

Конденсаторная

батарея

 

двигателя

пусковые токи

больше зависит от колеба­

гателя снижают его долго­

очень громоздка

 

 

 

приводят

к

колебаниям

ний статического момента

вечность (малое допусти­

 

 

 

 

 

напряжения

цеховой под­

на валу, чем при прямом

мое число

включений)

 

 

 

 

 

 

станции

 

 

 

пуске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мощность

До 100 кВт

 

 

До 100

кВт

 

Мощность

двигателей, на

Эффективность

торможе­

двигателей,

 

 

 

 

 

 

 

 

которых

 

целесообразно

ния при повышении мощ­

для которых

 

 

 

 

 

 

 

 

применение

торможения,

ности более 3—5 кВт ста­

рекомен­

 

 

 

 

 

 

 

 

практически не превышает

новится

незначительной

дуется

 

 

 

 

 

 

 

 

20—30 кВт

 

 

 

 

 

 

режим