Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
тока или просто магнитопривод, который намагничивается в поле статора. В последнем случае двигатели называются синхронно-реактивными. Именно этот тип синхронных двигателей применяется в станкостроении.
Синхронно-реактивные двигатели серии PC приме няют в приводах зубошлифовальных станков. Эти двига тели изготовляют в корпусах асинхронных двигателей серии А02. Все пять типоразмеров двигателей этой серии
(РС-32-4, 41-4, 51-4, 52-4 и 61-4 на мощности соответ ственно 1,1; 1,5; 3,0; 4,0 и 5,5 кВт) при подключении к сети вращаются с частотой 1500 об/мин. Обозначения типораз мера, длины и числа полюсов (например, 41-4) соответ ствует тому типоразмеру асинхронного двигателя, на базе которого выполнен синхронный. Из этого следует, что мощность синхронного двигателя в 2—3 раза меньше, чем мощность асинхронного двигателя, имеющего те же размеры. Так получилось из-за стремления использовать серийные асинхронные двигатели как конструктивную базу. Эти двигатели отличаются от базового асинхронного только ротором.
Сердечник ротора набирают из листов электротехни ческой стали, в- которой вырубают большие пазы, обра зующие междуполюсные пространства, их заливают алю минием, создавая беличью клетку. Перегрузочная спо собность таких двигателей составляет 1,2—1,5 от номи нального момента. Кратности значений пускового тока составляют 8—10 при кратности пускового момента 2—4. Если момент нагрузки у таких двигателей превышает максимальный синхронный, то они переходят в асинхрон ный режим и работают с небольшим скольжением, а при снятии перегрузки они автоматически втягиваются в син хронизм. Коэффициент мощности этих двигателей не пре вышает 0,5. Цены на эти двигатели в 2—4 раза выше, чем цены на асинхронные короткозамкнутые двигатели того же размера и в 5 раз выше, чем цены на асинхронные двигатели той же мощности. Поэтому эти двигатели полу чили распространение только в приводах небольшой мощности, где требуется синхронная скорость вращения и где простота обслуживания и надежность эксплуатации важнее экономических показателей. Простейшие кон струкции синхронно-реактивных двигателей обеспечивают очень хорошие режимы работы при питании их от пре образователей частоты. Синхронно-реактивные двигатели усовершенствованной конструкции оказываются близкими
41
|
по |
весу, размерам и экономическим |
|||
|
показателям к асинхронным двига |
||||
|
телям. Одним из путей к «улучшен |
||||
|
ной» машине является использование |
||||
|
в |
конструкции |
ротора |
постоянных |
|
|
магнитов. Разновидностью синхрон |
||||
|
но-реактивных двигателей являются |
||||
|
шаговые двигатели. У них очень |
||||
|
много |
конструктивных |
отличий и |
||
Рис. 19. Шаговый дви |
поэтому их выделяют в отдельную |
||||
группу машин. |
|
|
|||
гатель в разрезе |
|
Шаговый двигатель |
представляет |
||
|
собой |
машину |
с реактивным рото |
ром с сосредоточенными обмотками. Шаговые двигатели могут быть однофазными и трехфазными. Статор трехфаз ного шагового двигателя (рис. 19) имеет шесть полю сов, на которых расположены обмотки А, В и С. Если
подать |
постоянный |
ток в |
обмотку А —а, то, |
при отсут |
ствии |
тока в двух |
других |
обмотках, ротор |
установится |
напротив полюсов обмотки |
А —а. Если затем |
отключить |
ток в первой обмотке и подать ток во вторую (В—в), ротор вновь повернется (сделает шаг) и установится про тив полюсов этой обмотки и т. д. Таким образом, при последовательной подаче импульсов тока на обмотки А —а, В—в и С—с ротор будет поворачиваться по часовой стрелке. При изменении порядка включения фаз обмоток
ротор |
будет вращаться в противоположную сторону. |
Для |
улучшения характеристик шагового двигателя |
применяют шеститактную систему, при которой, в отли чие от рассмотренной выше трехтактной, ротор может занимать и промежуточные между полюсами соседних обмоток положения. Шеститактный режим получается при последовательной подаче тока в обмотку А —а, затем одновременно в первую и во вторую, затем только во вто рую и т. д.
В общем случае величина шага (в механических гра дусах)
360
а = рп ’
где р — число пар полюсов или, что то же, число зубьев; п — число тактов коммутации, равное обычно 3 или 6.
Величина шага двигателей ШД-4 и ШД-5 при трех тактной работе составляет 3°, а при шеститактной — 1,5°.
42
Точность отработки шага на холостом ходу для двига теля ШД-5 составляет ±30 мин. Статический опрокиды вающий момент при двух включенных фазах составляет 3 кгс-см. Если на валу двигателя имеется статический момент 0,6 кгс-см и добавочный момент инерции 0,1 гс-см-с2, то частота приемистости (т. е. такая частота, при которой разгон шагового двигателя из состояния покоя осуществляется без потери импульса) составляет 2000 Гц. Двигатель питается от источника 40 В (можно питать его от сети 48 В), при этом ток в фазе 2,8 А. По следовательность переключения обмоток такова: 12—123— 23—234 и т. д. В указанных условиях двигатель потреб ляет от сети 25,5 Вт.
Отечественная промышленность выпускает серийно большое количество шаговых двигателей, из которых
впрограммных станках применяют: ШД-4, ШД-5, ШД-4Б
иШД-6а. В наиболее распространенных станках с СЧПУ используют шаговые двигатели с гидроусилителем мо мента. Конструкция шагового двигателя содержит демп фер, сглаживающий пульсации скорости, которые стано вятся заметными на малых скоростях вращения. В прак тике эксплуатации и наладки могут встретиться также шаговые двигатели других типов, некоторые данные об этих машинах сведены в табл. 7.
Блоки управления (коммутаторы) для шаговых двига телей строят по тем же принципам, что и приводы для частотного управления асинхронными двигателями.
Шаговые двигатели являются наиболее ответственными элементами СЧПУ, поэтому их проверке уделяют особое
внимание. |
Подобно |
другим |
электрическим |
двигателям |
||
у шаговых двигателей проверяют легкость |
вращения; |
|||||
|
Таблица 7 |
|
|
|
|
|
Тип |
Угол а |
•Число |
Момент |
Частота |
Масса, |
|
шагового |
фаз |
максималь |
приемисто |
кг |
||
двигателя |
|
|
ный, гс«см |
сти, Гд |
|
|
ДИ Р |
36 |
4 |
240 |
150 |
|
0,16 |
ДШ |
22,5 |
4 |
200— 6-103 |
500— 800 |
0,22— 3 |
|
д ш |
18 |
4 |
26 000 |
100 |
|
11,5 |
ДШ А |
22,5 |
4 |
7 500 |
230 |
|
1,5 |
ШДР |
9 |
4 |
540 |
1500 |
|
0,45 |
ш д |
15 |
2 |
750 |
150 |
|
0,46 |
43
целость обмоток, правильность схемы их соединения. Для проверки правильности коммутации обмоток необ ходимо подавать на них трехили шеститактную систему импульсов напряжения положительной полярности от генератора устройства. Целесообразно изготовить от дельно генератор импульсов и кольцевой коммутатор и проверять с их помощью шаговые двигатели еще до установки двигателей на станок. Величина импульсов напряжения должна быть такой, чтобы по обмоткам ша гового двигателя протекал номинальный ток (для наи более распространенного шагового двигателя ШД-4 но минальный ток равен 2,8 А).
3. Двигатели постоянного тока
Двигатели постоянного тока применяют в тех приводах, где требуется большой диапазон регулирования скорости, большая точность поддержания скорости вращения при вода, регулирования скорости вверх от номинальной. Работа электрического двигателя постоянного тока осно вана на явлении электромагнитной индукции. Из основ электротехники известно, что на проводник с током, поме щенный в магнитное поле, действует сила, определяемая по правилу левой руки F — ВП, где I — ток, протека ющий по проводнику,; В — индукция магнитного поля; I — длина проводника.
При пересечении проводником магнитных силовых линий машины в нем наводится электродвижущая сила, которая по отношению к току в проводнике направлена против него, поэтому она называется обратной или про тиводействующей (противо-э. д. с). Электрическая мощ ность в двигателе преобразуется в механическую и ча стично тратится на нагревание проводника.
Конструктивно все электрические двигатели постоян ного тока состоят из индуктора и якоря, разделенных воздушным зазором. Индуктор служит для создания не подвижного магнитного поля машины и состоит из ста нины, главных и добавочных полюсов. Станина служит для крепления основных и добавочных полюсов и является элементом магнитной цепи машины. На главных полюсах расположены обмотки возбуждения, предназначенные для создания магнитного поля машины, на добавочных полю сах — специальная обмотка, служащая для улучшения условий коммутации. Якорь машины постоянного тока
44
состоит из магнитной системы, набранной из отдельных листов, рабочей обмотки, уложенной в пазы, и коллек тора, служащего для подвода к рабочей обмотке постоян ного тока. Коллектор представляет собой цилиндр, наса женный на вал двигателя и набранный из изолированных друг от друга медных пластин. На коллекторе имеются выступы-петушки, к которым припаяны концы секций обмотки якоря. Съем тока с коллектора осуществляется
спомощью щеток, обеспечивающих скользящий контакт
сколлектором. Щетки закреплены в щеткодержателях, которые удерживают их в определенном положении и обеспечивают необходимое нажатие щетки на поверхность коллектора. Щетки и щеткодержатели закреплены на траверсе, связанной с корпусом машины.
Коммутация в машинах постоянного тока. В процессе работы электрической машины постоянного тока щетки, скользя по поверхности вращающегося коллектора, по следовательно переходят с одной коллекторной пластины на другую. При этом происходит переключение парал лельных секций обмотки якоря и изменение тока в них. Изменение тока происходит в то время, когда виток об мотки замкнут щеткой накоротко. Этот процесс переклю чения и явления, связанные с ним, называются коммута цией. В момент коммутации в короткозамкнутой секции обмотки под влиянием собственного магнитного поля на водится э. д. с. самоиндукции. Результирующая э. д. с. вызывает в короткозамкнутой секции дополнительный ток, который создает неравномерное распределение плот ности тока на контактной поверхности щеток. Это обстоя тельство считается основной причиной искрения коллек тора под щеткой. Качество коммутации оценивается по степени искрения под сбегающим краем щетки и определяется по шкале степеней искрения, согласно ГОСТ 183—66 (табл. 8).
Способы возбуждения двигателей постоянного тока. Под возбуждением электрических машин понимают созда ние в них магнитного поля, необходимого для работы машины. Схемы возбуждения двигателей постоянного
тока приведены на рис. 20. По способу возбуждения электрические двигатели постоянного тока делят на че тыре группы.
1. С независимым возбуждением, у которых обмотк возбуждения НОВ питается от постороннего источника постоянного тока.
45
й) |
6) |
Рис. 20. Схемы возбуждения двигателей постоянного тока:
а — независимое; б параллельное; в —» последовательное, г — сме шанное
2. С параллельным возбуждением (шунтовые), у к торых обмотка возбуждения ШОВ включается парал лельно источнику питания обмотки якоря.
Степеньискрения 1
Таблица 8 |
|
|
|
|
|
|
|
Допустимая степень |
|
Характер искрения |
Влияние искрения |
искрения при |
||
разных условиях |
||||
|
|
|
работы |
|
Отсутствие искре- |
При |
длительной |
Допускается |
для |
ния (темная ком- |
работе |
коллектор |
всех номинальных |
|
мутация) |
и щетки остаются |
режимов |
работы |
iv4 Слабое точечное в состоянии, при машины
искрение под не годном для даль
|
большой |
частью |
нейшей |
работы. |
|
|
|
|
|
|||
|
щеток |
(прибли |
При |
этих |
усло |
|
|
|
|
|
||
|
зительно у четвер |
виях |
считается, |
|
|
|
|
|
||||
|
ти |
числа щеток) |
что практически |
|
|
|
|
|
||||
Р/г |
Слабое |
искрение |
искренне |
отсут |
|
|
|
|
|
|||
|
под |
большей |
|
ствует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
частью щеток (при |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
мерно у половины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
щеток) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Искрение |
|
под |
При |
длительной |
Допускается |
при |
|||||
|
большей |
частью |
работе |
па |
коллек- |
кратковременных |
|
|||||
|
щеток (у больший- |
торе остаются еле- |
перегрузках, |
толч- |
||||||||
|
ства |
или |
у |
всех |
ды почернения, а |
ках и реверсах |
|
|||||
3 |
щеток) |
|
ис- |
на щетках—подгар |
Допускается |
для |
||||||
Значительное |
При длительной |
|||||||||||
|
крение всех |
ще- |
работе |
возникает |
моментов |
безрео- |
||||||
|
ток, |
недопустимое |
почернение кол- |
статного пуска или |
||||||||
|
при |
длительной |
лектор ных |
пла- |
реверсирования |
|
||||||
|
работе |
|
|
стин, а также под |
машины, |
если |
при |
|||||
|
|
|
|
|
горание и |
разру |
этом |
коллектор |
и |
|||
|
|
|
|
|
шение щеток |
щетки остаются |
в |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
состоянии, пригод |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ном |
для |
дальней |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
шего |
использова |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ния |
|
|
|
|
46
Степень 1 искрения
Продолжение табл. 8 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Допустимая степень |
||||
Характер пскрейня |
Влияние искрения |
искрения при |
|||||||||||
разных условиях |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работы |
|
||
На холостом ходу |
1. |
Неправильная |
1. Установить щет- |
||||||||||
искрения нет. |
По |
установка |
щеток, |
ки на нейтраль, от- |
|||||||||
мере роста нагруз- |
неисправность ще- |
регулировать |
ще- |
||||||||||
ки искрение |
уве- |
точного |
аппарата |
точный |
аппарат |
||||||||
личивается |
и |
мо- |
|
2. |
Неправиль- |
2. Проверить и пе- |
|||||||
жет достичь |
недо- |
ное |
чередование |
ресоедииить |
выво- |
||||||||
пустимой |
вели- |
главных |
и допол- |
ды |
обмоток |
полю- |
|||||||
чины |
|
|
нительных |
полю- |
сов |
|
|
|
|
||||
|
|
|
сов; |
неправиль |
3. Найти место со |
||||||||
|
|
|
ная |
полярность |
единения |
сериес |
|||||||
|
|
|
полюсов |
|
|
нон |
или |
шунтовой |
|||||
|
|
|
3. |
|
Шунтирование |
обмотки |
|
с |
обмот |
||||
|
|
|
части дополнитель |
кой |
дополнитель |
||||||||
|
|
|
ной |
обмотки |
за |
ных полюсов и вы |
|||||||
|
|
|
счет соединения ее |
полнить |
|
соедине |
|||||||
|
|
|
с |
сериеснон |
или |
ние правильно |
|||||||
|
|
|
шунтовой обмоткой |
1. Снять часть на- |
|||||||||
Равномерный |
пе- |
1. |
Машина |
пере- |
|||||||||
регрев машины |
гружена |
|
|
грузки |
или |
заме- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нить машину на бо |
||||
|
|
|
2. |
Засорение |
вен |
лее мощную |
|
||||||
|
|
|
2. Прочистить вен |
||||||||||
|
|
|
тиляционных |
ка |
тиляционные |
ка |
|||||||
|
|
|
налов |
|
|
|
налы |
|
|
|
|||
|
|
|
3. |
Неправильное |
3. Изменить напра |
||||||||
|
|
|
направление |
вра |
вление |
|
вращения |
||||||
|
|
|
щения |
машины, |
или |
переставить |
|||||||
|
|
|
имеющей вентиля |
лопасти |
|
вентиля |
|||||||
|
|
|
тор с наклонными |
тора |
|
|
|
|
|||||
Круговой |
огонь |
лопастями |
|
|
I. Прочистить кол- |
||||||||
1. |
Коллектор |
за- |
|||||||||||
по коллектору |
грязнен |
|
|
|
лектор, при необ- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ходимости прочи |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стить его и про- |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дор ожить |
|
|
||
|
|
|
2. |
|
Неправильная |
2. Установить щет |
|||||||
|
|
|
установка щеток |
ки правильно |
3. С последовательным возбуждением (сериесные), у ко торых обмотка возбуждения СОВ включена последова тельно с якорной обмоткой.
4. Двигатели со смешаным возбуждением (компаундньте), у которых имеется последовательная СОВ и парал лельная ШОВ обмотки возбуждения.
47