Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выводные концы асинхронного двигателя оказываются непромаркированными, возникает необходимость опреде­ ления начал и концов обмоток. Наиболее распространены два способа определения. По первому способу сначала определяют попарно концы обмоток отдельных фаз.

Затем собирают схему согласно рис.

18, а. «Плюс» источ­

ника присоединяют к началу одной

из фаз, «минус» —

к концу. Условно принимают Clt С2,

С3 за начало фаз /,

2, 3, а С4, С5, С„ — за концы 4, 5, 6. В момент включения

тока в обмотках других фаз (2—3) индуктируется электро­ движущая сила с полярностью «минус» на началах Са

и С3 и «плюс» на концах Сг, и Се. В момент отключения тока

вфазе 1 полярность на концах фаз 2 и 3 противоположна полярности при их включении. После маркировки фазы 1 источник постоянного тока присоединяют к фазе 3, если при этом стрелка милливольтметра или гальванометра отклоняется в ту же сторону, то все концы обмоток замар­ кированы правильно.

Для определения начал и концов по второму способу

соединяют обмотки двигателя в звезду или треугольник (рис. 18, б), а на фазу 2 подают однофазное пониженное напряжение. В этом случае между концами С, и С2, а также С2 и С3 возникает напряжение, несколько боль­ шее подведенного, а между концами Сг и С3 напряжение

оказывается равным нулю. Если концы фаз

1 и 3 вклю­

чены

неправильно, то напряжение между

концами Сг

и С2,

С2 и С3 будет меньше подведенного. После взаимного

определения маркировки первых двух фаз аналогично определяют третью.

Рис. 18. Схема определения начал и концов обмоток асин­ хронного двигателя:

а « о помощью гальванометра; 6 ■» с помощью вольтметра

36


Первоначальное включение асинхронного двигателя.

Для выяснения полной исправности двигателя испыты­ вают его в режиме холостого хода и под нагрузкой. Пред­ варительно вновь проверяют состояние механических частей, наполнение смазкой подшипников. Легкость хода двигателя проверяют путем проворачивания вала вруч­ ную, при этом не должно быть слышно треска, скрежета п тому подобных звуков, свидетельствующих о соприкос­ новении ротора и статора, а также вентилятора и кожуха, затем проверяют правильность направления вращения, для этого двигатель включают кратковременно. Продол­ жительность первого включения 1—2 с. Одновременно наблюдают величину пускового тока. Кратковременный пуск двигателя целесообразно повторить 2—3 раза, постепенно увеличивая продолжительность включения, после чего двигатель можно включить на более длитель­ ный период. За время работы двигателя на холостом ходу наладчик должен убедиться в хорошем состоянии ходовых частей: отсутствии вибраций, толчков тока, отсутствии нагрева подшипников.

При удовлетворительных результатах пробных пу­ сков двигатель включают совместно с механической частью или подвергают испытанию на специальном стенде. Время проверки работы двигателя колеблется от 5 до 8 ч, при этом контролируют температуру основных узлов и обмо­ ток машины, коэффициент мощности, состояние смазки подшипников узлов.

Устранение неисправностей асинхронных двигателей и обеспечение надежности. Вследствие наличия враща­ ющихся частей, тяжелых условий работы часты случаи выхода из строя двигателей. В табл. 6 приведены основ­ ные неисправности асинхронных двигателей и способы их устранения.

Выход из строя асинхронных электродвигателей про­ исходит в большинстве случаев в результате выработки ресурса по сроку службы, который зависит в первую оче­ редь от значения перегрева обмотки статора. Превыше­ нием температуры обмотки двигателя или перегревом называется разность между температурой обмотки и тем­ пературой охлаждающей среды. Практически установив­ шаяся температура имеет место тогда, когда изменение ее в течение 1 ч не превышает 1° С при прочих неизмен­ ных условиях. Превышение температуры обмоток является главным определяющим фактором для оценки срока

37

Таблица 6

Неисправность Причины Способ устранения

Равномерное сильное

1. Машина

перегру­

1.

Устранить

пере­

нагревание

всей ма­

жена

 

 

 

 

 

грузку, если это не­

шины. Других при­

 

 

 

 

 

 

 

возможно,

 

заменить

знаков

нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

машину новой, боль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шей мощности

 

 

 

 

 

 

 

2. Неправильное

на­

2.

Изменить

 

напра­

 

 

 

 

 

правление

вращения

вление

вращения

или

 

 

 

 

 

машины,

имеющей

переставить

 

лопасти

 

 

 

 

 

вентилятор с наклон­

вентилятора

 

 

 

 

 

 

 

 

ными

лопастями,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вследствие

чего

про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

изводительность

вен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тилятора резко падает

 

 

 

 

 

 

 

Сердечник статора ме­

Местные

замыкания

Обработать

место

за­

стами

сильно

пере­

между отдел ьными

мыкания

острым

на­

гревается

даже

при

листами

или

задева­

пильником,

 

разъеди­

холостом ходе, на­

ние

ротора

за

статор

нить листы и покрыть

пряжение

сети номи­

во время работы дви­

их

лаком.

Заменить

нальное

 

 

гателя

(при сильном

подшипник

 

 

 

 

 

 

 

 

износе

подшипников)

Исправить

 

изоля­

 

 

 

 

 

Нарушена

изоля­

 

 

 

 

 

 

ция

между

сердечни­

цию стяжных

болтов

 

 

 

 

 

ком статора и стяж­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ными болтами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель хорошо ра­

Внутренний обрыв од­

Определить

место

об­

ботает

с

номиналь­

ной

фазы

обмотки

рыва и исправить. Ес­

ной

нагрузкой,

но

статора

при соедине­

ли обрыв внутри ка­

сила

тока

в разных

нии фаз в треуголь­

тушки, то заменить ее

фазах различна (в од­

ник,

вследствие

чего

новой

или перемотать

ной фазе в 1,73 раза

получается

 

«откры­

 

 

 

 

 

 

 

больше, чем в дру­

тый»

 

треугольник.

 

 

 

 

 

 

 

гих). Частота враще­

Такая

схема

работо­

 

 

 

 

 

 

 

ния

двигателя

ниже

способна,

но

двига­

 

 

 

 

 

 

 

номинальной. Обмот­

тель

не должен

дли­

 

 

 

 

 

 

 

ка одной фазы хо­

тельно

работать

под

 

 

 

 

 

 

 

лодная

 

 

 

нагрузкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электродвигатель

Отсутствует напряже­

Найти

и

устранить

при пуске не разво­

ние в одной из фаз.

разрыв цепи или не­

рачивается, гудит

Неправильное

соеди­

правильное

 

соедине­

 

 

 

 

 

нение фаз

 

 

 

ние фаз

 

 

 

 

При вращении электродвигател ь гудит и перегревается

1. Между витковые

1.

Отремонтировать

замыкания

обмотку

2. Короткое замыка­

2.

То же

ние между двумя фа­

 

 

зами

 

 

за


 

 

Продолжение табл. 6

 

 

 

 

 

Неисправность

 

Причины

 

 

Способ устранения

Повышенным

пере-

1.

Неправильная

 

1.

Проверить

цен-

грев

подшипников

центровка

электро-

тровку.

Устранить

 

 

 

двигателя с приводом

несоосность валов

 

 

 

2.

Слишком много

2.

Проверить

коли­

 

 

 

или очень мало смаз­

чество смазки; запол­

 

 

 

ки в подшипниках

нить подшипник не­

 

 

 

 

 

 

 

обходимым

количе­

 

 

 

 

 

 

 

ством смазки

 

 

 

 

3.

Повреждение

под­

3.

Заменить

подшип­

 

 

 

шипников

 

 

ники

 

 

Стук

в подшипнике

Повреждение подшип-

Заменить

подшипник

 

 

 

ника

 

 

 

 

 

 

Повышенная

вибра-

1.

Недостаточная

 

1.

Устранить

причину

ция

 

 

жесткость

фундамен­

 

 

 

 

 

 

 

та

Грубая

сшивка

2.

То же

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

ремня

 

вала

3.

То же

 

 

 

 

 

3.

Несоосность

 

 

 

 

 

электродвигателя

с

 

 

 

 

 

 

 

валом приводного ме­

 

 

 

 

 

 

 

ханизма

 

 

 

 

 

 

службы изоляции машины. В режимах частых пусков, торможений и реверсов дополнительным фактором, сокра­ щающим срок службы изоляции, являются также знако­ переменные моменты, появляющиеся в этих режимах и вызывающие силовые деформации лобовых частей об­ моток.

Срок службы изоляции двигателей серии А2 прини­ мается равным 20 000 ч. Этот срок службы выдержи­ вается в том случае, если обеспечиваются следующие превышения температуры обмотки статора (называемые предельно допустимыми): для изоляции класса А — 60° С, для изоляции класса Е — 75° С, для изоляции класса В — 80° С, для изоляции класса F — 100° С, для изоляции класса Н — 125° С.

Превышение температуры 0пр измеряют, предположим, методом сопротивления. Метод сопротивления дает сред­ нее значение температуры обмотки. В наиболее горячей части обмотка нагревается выше примерно на 10%. Измерять превышение температуры обмотки методом со­ противления следует, сокращая до минимума интервал времени между отключением двигателя и подключением

зэ



измерительного моста. Ошибка измерения при этом также составляет примерно 10%. Превышение температуры в этих случаях

=

l£i.

(235 + 0х) +

ех- е о,

 

' X

 

 

где гр — сопротивление

обмотки в

нагретом состоянии

в Ом; гх — сопротивление обмотки в практически холод­ ном состоянии в Ом; 0Х— температура обмотки в практи­ чески холодном состоянии; 0О— температура охлажда­ ющей среды.

Обычно принимают 0Х = 0О и последние два слага­ емых в формуле исчезают. При оценке превышения тем­ пературы в расчетном режиме работы принимают, что температура окружающей среды составляет +40° С.

Для практической оценки влияния нагрева на срок службы изоляции принимают следующее правило: если превышение температуры на 8—10° С более предельно допустимого, то срок службы сокращается вдвое, если оно на эту же величину менее предельно допустимого, то срок службы увеличивается вдвое.

Асинхронные двигатели других типов. Выше рассмо­ трены асинхронные короткозамкнутые двигатели, пред­ ставленные в металлорежущих станках главным образом сериями А2, А02 и на станках прежних выпусков се­ риями А и АО.

Вдвигателях серии 4АО использованы новые изоля­ ционные материалы и поэтому они по своим размерам меньше, чем двигатели серии А02 (при той же мощности). Но все эти двигатели — трехфазного тока, короткозамкну­ тые. Кроме этих серий, в промышленности есть трехфаз­ ные короткозамкнутые двигатели малой мощности АОЛ, Ф, ФТ и ДПТ (от 50 до 400 Вт).

Двигатели с фазным ротором и контактными кольцами вообще не получили распространения в станкостроении.

Вмаломощных вспомогательных приводах иногда

применяют двухфазные двигатели, в которых возможно регулирование скорости изменением напряжения на одной из двух обмоток.

2. Синхронные и шаговые двигатели

Статор синхронного двигателя устроен точно так же, как и асинхронный. Но ротор устроен иначе. Вместо беличьей клетки установлен электромагнит, магнит постоянного

40