Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
выводные концы асинхронного двигателя оказываются непромаркированными, возникает необходимость опреде ления начал и концов обмоток. Наиболее распространены два способа определения. По первому способу сначала определяют попарно концы обмоток отдельных фаз.
Затем собирают схему согласно рис. |
18, а. «Плюс» источ |
ника присоединяют к началу одной |
из фаз, «минус» — |
к концу. Условно принимают Clt С2, |
С3 за начало фаз /, |
2, 3, а С4, С5, С„ — за концы 4, 5, 6. В момент включения |
тока в обмотках других фаз (2—3) индуктируется электро движущая сила с полярностью «минус» на началах Са
и С3 и «плюс» на концах Сг, и Се. В момент отключения тока
вфазе 1 полярность на концах фаз 2 и 3 противоположна полярности при их включении. После маркировки фазы 1 источник постоянного тока присоединяют к фазе 3, если при этом стрелка милливольтметра или гальванометра отклоняется в ту же сторону, то все концы обмоток замар кированы правильно.
Для определения начал и концов по второму способу
соединяют обмотки двигателя в звезду или треугольник (рис. 18, б), а на фазу 2 подают однофазное пониженное напряжение. В этом случае между концами С, и С2, а также С2 и С3 возникает напряжение, несколько боль шее подведенного, а между концами Сг и С3 напряжение
оказывается равным нулю. Если концы фаз |
1 и 3 вклю |
|
чены |
неправильно, то напряжение между |
концами Сг |
и С2, |
С2 и С3 будет меньше подведенного. После взаимного |
определения маркировки первых двух фаз аналогично определяют третью.
Рис. 18. Схема определения начал и концов обмоток асин хронного двигателя:
а « о помощью гальванометра; 6 ■» с помощью вольтметра
36
Первоначальное включение асинхронного двигателя.
Для выяснения полной исправности двигателя испыты вают его в режиме холостого хода и под нагрузкой. Пред варительно вновь проверяют состояние механических частей, наполнение смазкой подшипников. Легкость хода двигателя проверяют путем проворачивания вала вруч ную, при этом не должно быть слышно треска, скрежета п тому подобных звуков, свидетельствующих о соприкос новении ротора и статора, а также вентилятора и кожуха, затем проверяют правильность направления вращения, для этого двигатель включают кратковременно. Продол жительность первого включения 1—2 с. Одновременно наблюдают величину пускового тока. Кратковременный пуск двигателя целесообразно повторить 2—3 раза, постепенно увеличивая продолжительность включения, после чего двигатель можно включить на более длитель ный период. За время работы двигателя на холостом ходу наладчик должен убедиться в хорошем состоянии ходовых частей: отсутствии вибраций, толчков тока, отсутствии нагрева подшипников.
При удовлетворительных результатах пробных пу сков двигатель включают совместно с механической частью или подвергают испытанию на специальном стенде. Время проверки работы двигателя колеблется от 5 до 8 ч, при этом контролируют температуру основных узлов и обмо ток машины, коэффициент мощности, состояние смазки подшипников узлов.
Устранение неисправностей асинхронных двигателей и обеспечение надежности. Вследствие наличия враща ющихся частей, тяжелых условий работы часты случаи выхода из строя двигателей. В табл. 6 приведены основ ные неисправности асинхронных двигателей и способы их устранения.
Выход из строя асинхронных электродвигателей про исходит в большинстве случаев в результате выработки ресурса по сроку службы, который зависит в первую оче редь от значения перегрева обмотки статора. Превыше нием температуры обмотки двигателя или перегревом называется разность между температурой обмотки и тем пературой охлаждающей среды. Практически установив шаяся температура имеет место тогда, когда изменение ее в течение 1 ч не превышает 1° С при прочих неизмен ных условиях. Превышение температуры обмоток является главным определяющим фактором для оценки срока
37
Таблица 6
Неисправность Причины Способ устранения
Равномерное сильное |
1. Машина |
перегру |
1. |
Устранить |
пере |
|||||||||||||
нагревание |
всей ма |
жена |
|
|
|
|
|
грузку, если это не |
||||||||||
шины. Других при |
|
|
|
|
|
|
|
возможно, |
|
заменить |
||||||||
знаков |
нет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
машину новой, боль |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
шей мощности |
|
|
||||
|
|
|
|
|
2. Неправильное |
на |
2. |
Изменить |
|
напра |
||||||||
|
|
|
|
|
правление |
вращения |
вление |
вращения |
или |
|||||||||
|
|
|
|
|
машины, |
имеющей |
переставить |
|
лопасти |
|||||||||
|
|
|
|
|
вентилятор с наклон |
вентилятора |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
ными |
лопастями, |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
вследствие |
чего |
про |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
изводительность |
вен |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
тилятора резко падает |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Сердечник статора ме |
Местные |
замыкания |
Обработать |
место |
за |
|||||||||||||
стами |
сильно |
пере |
между отдел ьными |
мыкания |
острым |
на |
||||||||||||
гревается |
даже |
при |
листами |
или |
задева |
пильником, |
|
разъеди |
||||||||||
холостом ходе, на |
ние |
ротора |
за |
статор |
нить листы и покрыть |
|||||||||||||
пряжение |
сети номи |
во время работы дви |
их |
лаком. |
Заменить |
|||||||||||||
нальное |
|
|
гателя |
(при сильном |
подшипник |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
износе |
подшипников) |
Исправить |
|
изоля |
|||||||||
|
|
|
|
|
Нарушена |
изоля |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
ция |
между |
сердечни |
цию стяжных |
болтов |
|||||||||
|
|
|
|
|
ком статора и стяж |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
ными болтами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Двигатель хорошо ра |
Внутренний обрыв од |
Определить |
место |
об |
||||||||||||||
ботает |
с |
номиналь |
ной |
фазы |
обмотки |
рыва и исправить. Ес |
||||||||||||
ной |
нагрузкой, |
но |
статора |
при соедине |
ли обрыв внутри ка |
|||||||||||||
сила |
тока |
в разных |
нии фаз в треуголь |
тушки, то заменить ее |
||||||||||||||
фазах различна (в од |
ник, |
вследствие |
чего |
новой |
или перемотать |
|||||||||||||
ной фазе в 1,73 раза |
получается |
|
«откры |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
больше, чем в дру |
тый» |
|
треугольник. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
гих). Частота враще |
Такая |
схема |
работо |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ния |
двигателя |
ниже |
способна, |
но |
двига |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
номинальной. Обмот |
тель |
не должен |
дли |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ка одной фазы хо |
тельно |
работать |
под |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
лодная |
|
|
|
нагрузкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Электродвигатель |
Отсутствует напряже |
Найти |
и |
устранить |
||||||||||||||
при пуске не разво |
ние в одной из фаз. |
разрыв цепи или не |
||||||||||||||||
рачивается, гудит |
Неправильное |
соеди |
правильное |
|
соедине |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
нение фаз |
|
|
|
ние фаз |
|
|
|
|
При вращении электродвигател ь гудит и перегревается
1. Между витковые |
1. |
Отремонтировать |
замыкания |
обмотку |
|
2. Короткое замыка |
2. |
То же |
ние между двумя фа |
|
|
зами |
|
|
за
|
|
Продолжение табл. 6 |
|
|
|
|
||||
|
Неисправность |
|
Причины |
|
|
Способ устранения |
||||
Повышенным |
пере- |
1. |
Неправильная |
|
1. |
Проверить |
цен- |
|||
грев |
подшипников |
центровка |
электро- |
тровку. |
Устранить |
|||||
|
|
|
двигателя с приводом |
несоосность валов |
||||||
|
|
|
2. |
Слишком много |
2. |
Проверить |
коли |
|||
|
|
|
или очень мало смаз |
чество смазки; запол |
||||||
|
|
|
ки в подшипниках |
нить подшипник не |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
обходимым |
количе |
||
|
|
|
|
|
|
|
ством смазки |
|
||
|
|
|
3. |
Повреждение |
под |
3. |
Заменить |
подшип |
||
|
|
|
шипников |
|
|
ники |
|
|
||
Стук |
в подшипнике |
Повреждение подшип- |
Заменить |
подшипник |
||||||
|
|
|
ника |
|
|
|
|
|
|
|
Повышенная |
вибра- |
1. |
Недостаточная |
|
1. |
Устранить |
причину |
|||
ция |
|
|
жесткость |
фундамен |
|
|
|
|
||
|
|
|
та |
Грубая |
сшивка |
2. |
То же |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|||||
|
|
|
ремня |
|
вала |
3. |
То же |
|
|
|
|
|
|
3. |
Несоосность |
|
|
||||
|
|
|
электродвигателя |
с |
|
|
|
|
||
|
|
|
валом приводного ме |
|
|
|
|
|||
|
|
|
ханизма |
|
|
|
|
|
|
службы изоляции машины. В режимах частых пусков, торможений и реверсов дополнительным фактором, сокра щающим срок службы изоляции, являются также знако переменные моменты, появляющиеся в этих режимах и вызывающие силовые деформации лобовых частей об моток.
Срок службы изоляции двигателей серии А2 прини мается равным 20 000 ч. Этот срок службы выдержи вается в том случае, если обеспечиваются следующие превышения температуры обмотки статора (называемые предельно допустимыми): для изоляции класса А — 60° С, для изоляции класса Е — 75° С, для изоляции класса В — 80° С, для изоляции класса F — 100° С, для изоляции класса Н — 125° С.
Превышение температуры 0пр измеряют, предположим, методом сопротивления. Метод сопротивления дает сред нее значение температуры обмотки. В наиболее горячей части обмотка нагревается выше примерно на 10%. Измерять превышение температуры обмотки методом со противления следует, сокращая до минимума интервал времени между отключением двигателя и подключением
зэ
измерительного моста. Ошибка измерения при этом также составляет примерно 10%. Превышение температуры в этих случаях
= |
l£i. |
(235 + 0х) + |
ех- е о, |
|
' X |
|
|
где гр — сопротивление |
обмотки в |
нагретом состоянии |
в Ом; гх — сопротивление обмотки в практически холод ном состоянии в Ом; 0Х— температура обмотки в практи чески холодном состоянии; 0О— температура охлажда ющей среды.
Обычно принимают 0Х = 0О и последние два слага емых в формуле исчезают. При оценке превышения тем пературы в расчетном режиме работы принимают, что температура окружающей среды составляет +40° С.
Для практической оценки влияния нагрева на срок службы изоляции принимают следующее правило: если превышение температуры на 8—10° С более предельно допустимого, то срок службы сокращается вдвое, если оно на эту же величину менее предельно допустимого, то срок службы увеличивается вдвое.
Асинхронные двигатели других типов. Выше рассмо трены асинхронные короткозамкнутые двигатели, пред ставленные в металлорежущих станках главным образом сериями А2, А02 и на станках прежних выпусков се риями А и АО.
Вдвигателях серии 4АО использованы новые изоля ционные материалы и поэтому они по своим размерам меньше, чем двигатели серии А02 (при той же мощности). Но все эти двигатели — трехфазного тока, короткозамкну тые. Кроме этих серий, в промышленности есть трехфаз ные короткозамкнутые двигатели малой мощности АОЛ, Ф, ФТ и ДПТ (от 50 до 400 Вт).
Двигатели с фазным ротором и контактными кольцами вообще не получили распространения в станкостроении.
Вмаломощных вспомогательных приводах иногда
применяют двухфазные двигатели, в которых возможно регулирование скорости изменением напряжения на одной из двух обмоток.
2. Синхронные и шаговые двигатели
Статор синхронного двигателя устроен точно так же, как и асинхронный. Но ротор устроен иначе. Вместо беличьей клетки установлен электромагнит, магнит постоянного
40