ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
при ремонте, настройке и регулировке аппаратуры. Проследим прохождение сигнала программы с входа магнитофона на его выход. Сигнал подается на блок уси лителя записи, где он усиливается, корректируется по частоте, смешивается с высокочастотным сигналом подмагннчивания, поступающим с генератора, и записывает ся с помощью магнитной головки на ленгу. Магнитная лента с записью фонограммы, скользя по головке воспро изведения, наводит в ней э. д. с. индукции, которая пода
ется на вход усилителя
воспроизведения, |
уси |
|
|||
ливается, |
корректиру |
|
|||
ется |
по |
частоте и по |
|
||
ступает на выход |
маг |
|
|||
нитофона. |
Генератор |
|
|||
высокой |
частоты, |
вст |
|
||
роенный |
в |
усилитель |
|
||
записи, |
вырабатывает |
|
|||
ток стирания, который, |
|
||||
проходя |
по |
обмотке |
|
||
головки |
стирания, |
соз |
|
||
дает в переднем рабо |
|
||||
чем |
зазоре |
размагни |
|
||
чивающее |
магнитное |
|
|||
поле. |
|
|
|
|
|
Лентопротяжный ме |
|
||||
ханизм |
обеспечивает |
|
|||
равномерное продвиже |
|
||||
ние ленты по головкам |
|
||||
магнитофона и ее пере |
нитофона МЭЗ-62 с открытой передней |
||||
мотку. В |
нем |
имеются |
|||
элементы |
дистанцион |
Рис. ІИ20. Внешний вид студийного маг |
|||
крышкой |
|||||
ного |
управления, |
бло |
|
||
кировка |
против |
оши |
|
бочного стирания ленты, устройства для отвода ленты от головок и поиска заданного участка фонограммы при монтаже ленты. С помощью установочных регуляторов уровня записи и воспроизведения можно установить ко эффициент передачи системы, равный единице (т. е. на пряжение входа равно напряжению выхода).
Студийный магнитофон МЭЗ.-28А прост по конструк ции, надежен в работе, но по некоторым параметрам не отвечает современным нормам.
В последние годы в театры стали поступать новые студийные магнитофоны МЭЗ-62 (рис. III. 20). Они смон
83
тированы в прямоугольном корпусе, установленном на специальной подставке. Передняя стенка откидная, она запирается специальными защелками. В средней части корпуса находится лентопротяжный механизм с блоком управления, который обеспечивает оптимальные условия работы двигателей и натяжение магнитной ленты в пре делах 70-Ь-100 г (при скорости движения ленты 19,05 и 38,1 см/с). В боковых отсеках под лентопротяжным меха низмом размещены усилители записи и воспроизведения. В правой нижней части корпуса установлена панель уп равления, на которой закреплены тумблер включения пи тания, тумблер «Запись» и два предохранителя. На дне корпуса находится вентиляционное устройство с двумя моторами, на задней стенке корпуса — разъемы для под ключения внешних линий. В магнитофоне использованы плавающие ножевые разъемы для подключения отдель ных блоков.
Магнитофон МЭЗ-62ст представляет собой совме щенную конструкцию моностереомагнитофона. В монова рианте сигнал проходит примерно так же, как и в магни тофоне типа МЭЗ-28А. В стереоварианте подключается второй канал магнитофона, для чего необходимо допол нительно поставить в соответствующие гнезда блоки записи и воспроизведения, а также заменить блок голо вок на стереоблок.
Наиболее полно блочный принцип построения магни тофона представлен в конструкциях венгерского произ водства (тип STM-210). Магнитофоны выполнены в на польной консоли, верхняя часть которой занята ленто протяжным механизмом; под ним размещены блоки усилителей, генераторов и питания. Использование тран зисторных электронных схем и вакуумных контактов в блоке управления значительно повысило надежность маг нитофонов. Их электрические параметры соответствуют международному стандарту.
Лентопротяжный механизм состоит из девяти основ ных механических блоков, каждый из которых представ ляет собой отдельный съемный элемент: левосторонний и правосторонний подмоточные узлы, направляющие бло ки, а также блоки ведущего двигателя, головок, пульта управления, соединительной панели. Каждый из перечис ленных элементов можно подключить к общей схеме ап парата с помощью соединительного разъема; после отсо единения блоков в каркасе остаются только ячейки, кон тактные гнезда и кабели.
84
Влентопротяжном механизме применяют двигатели
свнешним ротором, которые имеют большой крутящий
момент на валу при малой потребляемой мощности пи тания. Кроме того, в магнитофоне работает система сле жения за натяжением ленты. В цепь питания подмоточиого двигателя включен проволочный переменный резис тор, ось которого соединена с датчиком натяжения ленты. При изменении натяжения ленты сопротивление в цепи питания и соответственно крутящий момент на валу дви гателя изменяются; натяжение ленты поддерживается постоянным в пределах 80+10 г.
В профессиональных студиях звукозаписи применяют четырехдорожечные магнитофоны, которые позволяют звукорежиссеру при записи оркестровых произведений записывать раздельно на каждую дорожку группы ин струментов, выбирая характер их исполнения, вводя тем бровую коррекцию и, если необходимо, реверберацию, Запись фонограммы, сделанная с помощью таких маг нитофонов, позволяет получить необычное, красивое зву чание.
В театральной практике подобный магнитофон может значительно облегчить работу по звуковому решению спектакля. Записав однажды оркестр на одну из доро жек, можно многократно производить записи на другие дорожки, составляя необходимую музыкально-шумовую картину. После отработки выбранного фрагмента или всего оформления спектакля и утверждения его режиссе ром, вся программа переписывается на моноили стерео магнитофон.
В Советском Союзе разработан четырехканальный магнитофон типа МЭЗ-72. Запись производится на маг нитную ленту шириной 25,4 мм, ширина дорожки записи каждого канала — 4 мм. Магнитофон имеет четыре сквоз ных канала / — IV (рис. III. 21), в которые входят уси лители записи, магнитные головки и усилители воспро изведения. Кроме того, в каждом канале поставлен еще дополнительный усилитель воспроизведения для системы прослушивания записанной передачи в студии. С помо щью кнопочной станции прослушивания и соответствую щих реле универсальная головка записи каждого канала может отключаться от выхода усилителя записи и под ключаться на вход усилителя воспроизведения, что обес печивает полную синхронность (по времени) момента воспроизведения с одной дорожки и записи на другую. В каждом канале прослушивания находится установоч
85
ный регулятор уровня передачи, сигнал с которого по дается на контрольный агрегат системы прослушивания, расположенный в том помещении, где производится запись программы (в студии).
Рис. III. 2і. Функциональная схема четырехканального магнитофона МЭЗ-72: / —блоки записи, 2 —коммутационный блок для переключения универсальных головок с'записи на воспроизведение и высокочастотный генератор, 3 —блоки воспроизведения основных каналов, 4 —блоки воспроизведения вспомогатель ных каналов для прослушивания записанной на магнитную дорожку фонограм мы, 5 —усилитель мощности для питания контрольного громкоговорителя в студни звукозаписи, 6 — усилитель высококачественного контрольного агрегата для прослушивания передачи в аппаратной, 7 —коммутатор входных и вы
ходных линий для контроля передачи в каждом канале
Четырехкаиальный магнитофон может применяться и для записи, одновременно или в разное время, двух сте реопрограмм. Каналы прослушивания при этом должны быть отключены. Контроль записываемой программы или программ осуществляется с помощью высококачествен ных агрегатов как по входу, так и по выходу каждого канала.
86
Магнитофоны для гастрольных поездок и проведения выездных записей. Промышленность выпускает большое количество портативных полупрофессиональных и быто вых магнитофонов. В театральной практике нашли при менение магнитофоны типа «Тембр», «Яуза-10», «Яуза-5», «STM-6M», «Репортер-5М», «Репортер-6», «Юпитер-сте рео» идр. Предложенные типы переносных магнитофонов имеют достаточно большую массу, порой доставляющую много неприятностей обслуживающему персоналу. Кро ме того, эти магнитофоны не удовлетворяют театральным требованиям по транспортабельности и надежности. Зна чительно лучше в этом смысле репортажные магнитофо ны и магнитофоны от комплектов «Ритм-2», «Соната-2» и др., специально подготовленные для выездных групп киностудий.
Микрофоны применяются в театре для:
1) усиления звучания голоса актера (специальные эффекты), звучания хора и оркестра, расположенных во время действия спектакля за^кулисами;
2)звукозаписи музыкальной, речевой и шумовой программ во время работы над новым спектаклем;
3)звукозаписи спектаклей и трансляции передач по служебным помещениям и фойе.
Наибольшее применение находят конденсаторные и динамические (катушечные) микрофоны.
«По способу' преобразования звука микрофоны под разделяются на конденсаторные К (электростатические), индукционные, динамические (катушечные Д и ленточ ные Л). Основными параметрами, определяющими каче ство микрофона, являются: номинальный диапазон ча стот, неравномерность частотной характеристики, стан дартный уровень осевой чувствительности, характеристика направленности, имеющая: форму круга — для ненаправ ленных (НН), восьмерки — для двунаправленных (ДН) и кардиоиды — для однонаправленных (ОН)» [7].
Конденсаторные микрофоны обладают наиболее вы сокой чувствительностью, широким диапазоном частот и равномерной частотной характеристикой. Звукоприемный капсюль микрофона представляет собой плоский воздуш ный конденсатор, одна из обкладок которого служит ди афрагмой, воспринимающей звуковые колебания. В те атрах применяются студийные конденсаторные микрофо ны типов 19А-4, 19А-9, 19А-13 и МК-61М (последние два типа — вместе с питающим устройством). Микро фоны 19А-4 и МК-61М имеют две характеристики на
87
правленности: одну — круговую, а другую — близкую к кардиоиде.
При всех достоинствах конденсаторные микрофоны имеют общий недостаток: капсюль микрофона выраба тывает сигнал очень маленькой мощности, а потому, что бы уменьшить шум микрофона, в его корпусе монтируют первый каскад усиления на электронной лампе или на транзисторах; для питания этого каскада к микрофону придается стабилизированный блок питания. В театре подобные микрофоны широко используются для звуко усиления или записи оркестра.
Динамические (ленточные) микрофоны имеют значи тельно меньшую чувствительность, чем конденсаторные. Звукоприемник выполнен в виде очень тонкой (около 0,002 мм) гофрированной ленточки из алюминиевой фольги, он располагается в верхней части микрофона, в плоской рабочей щели магнитной системы и закрывает ся сеткой или перфорированным кожухом. Концы лен точки подключаются к первичной обмотке повышающего трансформатора, расположенного под магнитной систе мой микрофона (в его корпусе) и образующего с ним единую конструкцию. Ленточные микрофоны имеют ха рактеристику направленности в виде круга, кардиоиды или восьмерки. Микрофон типа МЛ-16 позволяет полу чить характеристику направленности типа восьмерки, а микрофон МЛ-17 — кардиоиду. Кроме того, разработан диградиентный ленточный микрофон МЛ-19 с более ост рой характеристикой направленности, чем другие ленточ ные микрофоны.
Динамические (катушечные) микрофоны имеют про стую конструкцию, небольшие габариты и массу, благо даря которым они получили в театре достаточно широкое распространение по сравнению с микрофонами других типов. Звукоприемник-—куполообразная диафрагма из тонкой полистироловой пленки, которая жестко связана со звуковой катушкой, находящейся в радиальном зазоре магнитной системы. Наибольшее распространение для систем связи и звукоусиления получили такие микрофо ны, как МД-44, МДО-1 (остронаправлеиный) и 82А-5М (кардиоидный).
Интересен по конструкции микрофон типа МДЛ, объе диняющий в себе два микрофона различных типов — ди намический (катушечный) и ленточный. Это позволило создать микрофон с изменяющейся характеристикой на правленности. При включении катушечного микрофона
88
характеристика направленности имеет вид круга, лен точного— вид восьмерки, а при включении того идругого микрофона вместе — кардиоидиую характеристику на правленности. Причем частотный диапазон остается при мерно постоянным и составляет 40—10 000 гц при нерав номерности порядка 12 дб.
В последнее время широкое распространение получа ет радиомикрофон, в котором микрофон соединен с пор тативным радиопередатчиком, работающим на фиксиро ванной частоте УКВ диапазона. Сигнал программы с радиоканала (передатчик, антенна, приемник) подклю чается на вход пульта звукорежиссера и через него в общую систему звукофикации. Недостатком радиомикро фона является возможность проникновения в звуковой канал посторонних радиопомех. Отечественная промыш ленность выпускает радиомикрофоны типа РМ-4, РМ-9, РМ-11 (КМС-11).
Проигрыватели. Механическая запись звука благодаря надежности и долговечности хранения носи теля записи, простоте конструкции и достаточно высоко му качеству воспроизведения нашла широкое применение в театрах при организации музыкально-шумовой фо нотеки.
Рассмотрим особенности конструктивного решения студийных проигрывателей венгерского производства. Они состоят из следующих основных элементов.
Ведущий узел — тяжелый точеный металлический диск диаметром 420 мм, покрытый резиной, с фланцевым приводом. Вертикальные биения по краю диска не превы шают 0,2 мм. Встроенный стробоскоп с просверленными по краю плоскости отверстиями и неоновой лампочкой для освещения этих отверстий позволяют определять от клонение скорости вращения диска. На переднюю панель выведен регулятор, который в небольших пределах изме няет скорости вращения планшайбы (диска).
Звукосниматель типа «Ортофон» —динамический, с регулируемым давлением иглы на пластинку. Для долго играющих пластинок используется алмазная игла, для обычных — сапфировая. Проигрыватель имеет сменную микроголовку и подъемный механизм, действующий во всех положениях звукоснимателя относительно диска. Проигрыватель пригоден для воспроизведения грампла стинок диаметром не свыше 400 мм.
Усилитель воспроизведения имеет трансформаторный симметричный вход. Частотная коррекция соответствует
89