ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
лампа 6НЗП для раскачки мощных выходных ламп Г-807. Мощный каскад работает в режиме AB. В усили теле предусмотрена система защиты от короткого замы кания в нагрузке (на половине лампы 6НЗП).
В последние годы в звукоцехах театров, концертных залов и других зрелищных помещений стали применять аппаратуру чехословацкой фирмы «Тесла». Так, в поме щении Государственного цирка установлены две усили тельные стойки по 300 Вт, в Концертном зале им. П. И. Чайковского запроектированы три усилитель ные стойки по 300 Вт.
В каждой стойке имеется поворотная рама, на кото рой смонтированы четыре блока мощных усилителей (вы ходная мощность каждого —75 Вт), контрольно-измери тельная панель и встроенный вентилятор. Конструкция поворотной рамы обеспечивает легкий доступ к основным узлам схемы, облегчает монтаж, эксплуатацию и выпол нение профилактических и ремонтных работ.
Выходная мощность усилительной стойки типа АѴС зависит от количества смонтированных в ней блоков и может изменяться от 75 до 300 Вт. Функциональная схе ма каждого усилительного блока имеет следующее по строение: входное устройство с установочным регулято ром уровня, блок усилителя напряжения, фазоинвертор, усилитель мощности, схему защиты от перегрузок и ко роткого замыкания в выходной линии. Каскады схвачены цепочкой отрицательной обратной связи. Выходное на пряжение — 100 В.
Рассмотренные типы мощных выходных усилителей отечественного и зарубежного производства имеют об щий недостаток, который заключается в полном или ча стичном отсутствии блочно-модульного принципа постро ения схем и унификации. Кроме того, все эти типы усили телей рассчитаны на работу только с постоянно подклю ченной нагрузкой. В театре же резкий сброс нагрузки — явление нередкое, оно связано с необходимостью мгно венного выключения звука за счет отключения громкого ворителей от усилителей мощности.
6. Современное направление развития звукотехники связано с унификацией и построением аппаратуры по блочно-модульному принципу. Это положение относится и к мощной аппаратуре.
При конструировании усилительных стоек используют быстросменные блоки, которые обеспечивают полную ме ханическую идентичность всех однотипных элементов,
76
узлов и деталей, что облегчает замену любого из них. Унифицированные блоки позволяют применять про
грессивные методы их производства и ремонта. В каждом зрелищном помещении может быть определенный запас подменных блоков и от дельных узлов, что в зна чительной степени умень шает проблему их ре монта.
Блочно - структурное построение усилительных стоек позволяет при даль нейшем совершенство вании аппаратуры обе спечить модернизацию комплектов с минимальными конструктивными изменениями. При умень шении количества типо размеров отдельных кон струкций желательно, что бы все блоки составляли кратные или дольные час ти одного типо-размера, принятого за единицу.
Впоследнее пятилетие
внашей стране сделаны заметные шаги в направ лении унификации аппа
ратуры. Советскими ин женерами и конструкто рами разработан новый ряд унифицированной зву ковоспроизводящей аппа ратуры; комплекты пост роены по блочному прин ципу. Каждый блок явля ется самостоятельным элементом, используемым по мере надобности в лю бом комплекте ряда. Уни фицированы не только
предварительные, оконечные усилители, блоки питания, но и объединяющие их конструкции (шкафы, стойки и т. д.). Напольная стойка оконечных усилителей помимо
77
блоков усиления содержит также панель управления, на которой имеются: переключатели громкоговорителя конт роля и сети; измерительный прибор для контроля режи мов работы усилителей; переключатель звукового контро
ля каждого усилителя и эквивалента громкоговорителя (рис. III. 16а).
Аппаратура типа «Звук» выпускается в следующих комплектах:
1) одноканальные—«Звук 1-25» и «Звук 1-25У» с выходной мощностью канала 25 Вт, рассчитанные иа об служивание кинотеатров и других зрелищных помещений вместимостью до 300 зрителей;
2) четырехканальные — «Звук 4-25» и «Звук 4-50» с выходной мощностью соответственно 6X50 и бХЮО Втf предназначенные для обслуживания залов вместимостью от 300 до 1200 зрителей;
3) шестиканальные—«Звук 6-50» и «Звук 6-100» с выходной мощностью соответственно 6x50 и 6X100 Вт, рассчитанные для залов вместимостью от 1200 до 2500 зрителей.
Каждый из комплектов звукоусиления позволяет кро ме воспроизведения кинофонограмм работать с микро фона, звукоснимателя, радиоприемника.
Встойках оконечных усилителей четырехканального
ишестиканального комплектов принято двухрядное рас положение мощных усилительных блоков. Компоновка любого модуля конкретного типа аппаратуры определяет ся габаритами блока мощного выходного усилителя. Он представляет собой объемную конструкцию, лицевая часть которой занята печатной платой. Плата может по ворачиваться на 90°, открывая доступ к деталям схемы. К общему монтажу шкафа блоки присоединяются с по мощью ножевых разъемов.
Усилители мощности, входящие в состав комплектов, имеют следующие наименования: УО-11, УО-13, УО-15, которым соответствует выходная мощность 25, 50, 100 Вт.
Все усилители построены по одинаковым схемам, за ис ключением оконечного каскада, который отличается чис лом ламп и данными трансформаторов (рис. III.16 б).
Функциональная схема усилителя мощности изобра жена на рис. III.17. С двух независимых входов сигнал приходит на трехкаскадный усилитель напряжения, в котором работает лампа 6Н2П и половина лампы 6Ф5П. Усиленный сигнал поступает на фазоинвертор, работаю щий по схеме с разделенной нагрузкой иа половине лам
78
чается в том, что в ней не используются элементы, внося щие нелинейные искажения.
При разработке аппаратуры «Звук» большое внима ние было уделено повышению качественных и эксплуата ционных показателей усилителей мощности. Выходные каскады на лампе 6РЗС работают в режиме AB, который характеризуется малыми токами покоя в паузе; на элек тродах выходных ламп мощность рассеяния значительно
ниже допустимых, в результате |
чего повышается срок |
|||||
|
|
|
службы и надежность ап |
|||
|
|
|
паратуры. Кроме того, в |
|||
|
|
|
выпрямительной |
части |
||
|
|
|
блока питания применены |
|||
|
|
|
кремниевые диоды, также |
|||
|
|
|
работающие |
в |
облегчен |
|
|
|
|
ных режимах. |
мощности |
||
|
|
|
|
Усилители |
|
|
|
|
|
системы «Звук» отличают |
|||
|
|
|
ся компактностью и удоб |
|||
|
|
|
ством в' обслуживании. |
|||
Рис. III. 18. |
Функциональная |
схема |
|
В 1969 г. |
в |
НИКФИ |
усилительного |
блока комплекта |
«Со |
были закончены разработ |
|||
|
лист» |
|
||||
|
|
|
ки и создан |
промышлен |
||
|
|
|
ный образец |
однокаиаль- |
ной звукотехнической аппаратуры «Солист», в которой применен транзисторный блок выходного усилителя мощ ностью на 25 и 50 Вт. Новое решение схемы мощного кас када на транзисторах с применением высокочастотного смещения в цепи управляющей сетки позволило значи тельно снизить величину коэффициента нелинейных иска жений на малых уровнях сигнала. Качественные пара метры транзисторного мощного выходного усилителя от вечают международному стандарту [8].
Функциональная схема блока транзисторного усили теля мощности представлена на рис. III.18. Сигнал со вхо да поступает на блок-модуль предварительных каскадов 1 и далее через согласующий трансформатор 2 — на двух тактный выходной каскад, собранный на транзисторах 3 и 4. Чтобы в цепь нагрузки 6 вместе с полезным сигна лом не проходила высокочастотная помеха, на ее пути поставлен фильтр 5. Весь усилитель охвачен глубокой отрицательной обратной связью И, чтобы уменьшить коэффициент нелинейных искажений и повысить устой чивость в работе (при изменении температуры окружаю щей среды и смены транзисторов).
80
Для того чтобы получить высокочастотное смещение, применяется специальный высокочастотный генератор 10, сигнал с которого поступает на регулятор напряжения смещения 9. Сюда же подается и управляющее напря жение с выхода мощного каскада через фильтр высоких частот 8 и соответствующий выпрямитель 7.
Рассмотренная упрощенная схема транзисторного усилителя комплекта «Солист» отличается от схемы обычного усилителя мощности наличием высокочастотно го генератора, выпрямителя в цепи управления фильтров и управляемого элемента. Внедрение в практику театров подобных транзисторных мощных усилителей с соблюде нием всех технических и технологических требований позволит значительно улучшить качество музыкально шумового оформления спектаклей во время гастрольных поездок.
§ 11. ИСТОЧНИКИ ПРОГРАММ
При работе над оформлением спектакля театральный звукорежиссер использует фонограммы, записанные на магнитную ленту или грампластинку, а при записи орке стра или отдельных исполнителей применяет различные микрофоны. Следовательно, магнитофон, микрофон и проигрыватель выполняют функции источников музы кальных, речевых и шумовых программ.
Магнитофоны. По назначению магнитофоны, ис пользуемые в театрах, условно делят на три группы:
1) магнитофоны для записи фонограмм из студии (или их перезаписи), имеющие высокие качественные показатели и необходимые приспособления для монтажа (ножницы, счетчик метража ленты и др.);
2)магнитофоны для воспроизведения на спектаклях
ирепетициях подготовленных фонограмм. Они должны
быть безотказны в работе, иметь высокое качество тракта воспроизведения, дистанционное управление лентопро тяжным механизмом и автоматическое устройство, сигна лизирующее об обрывах магнитной ленты.
Чтобы увеличить степень надежности, целесообразно вместо имеющегося в магнитофоне усилителя записи ставить дополнительный блок воспроизведения, который обеспечивает 100%-ный резерв (происходит считывание фонограммы одновременно двумя блоками с одной лен ты). Кроме того, если радиоложа располагается в
81
зале пли имеет большое открытое окно, то необходимо позаботиться о снижении уровня шума при работе лен топротяжного механизма (шум включения и выключе ния магнитофона не должен отвлекать внимания зри телей);
3) магнитофоны для выездных спектаклей и звуко записи на натуре, имеющие малые габариты и небольшую массу, вибростойкость при перевозках, батарейное и сете вое питание, высокие качественные показатели канала воспроизведения и записи (при скорости движения ленты 19 см/с), индикатор уровня, а также возможность высо
|
кокачественного слухово |
|||||
|
го контроля |
через |
голов |
|||
|
ные телефоны. |
|
||||
|
Для стационарных ус |
|||||
|
ловий в звукоцехе театров |
|||||
|
применяются |
отечествен |
||||
|
ные |
и |
зарубежные сту |
|||
|
дийные |
магнитофоны, с |
||||
|
помощью которых |
можно |
||||
|
производить |
высококаче |
||||
|
ственные |
записи |
музы |
|||
ная схема студийного магнитофона ти |
кальных, речевых и шумо |
|||||
вых программ и воспроиз |
||||||
Рнс. III. 19. Упрощенная функциональ |
водить |
их |
при оформле |
|||
па МЭЗ-28А: І —лентопротяжный ме |
||||||
ханизм. 2 — усилитель записи. 3 —вы |
нии спектаклей. . |
|
||||
сокочастотный генератор. 4 — усилитель |
|
|||||
6 —головка записи, 7 —головка воспро |
Конструктивно студий |
|||||
воспроизведения, 5—головка стирания, |
ный |
магнитофон |
выпол |
|||
изведения |
||||||
|
няется в виде шкафа-кон |
|||||
|
соли, в котором размеща |
ются механические и электрические узлы. Габариты сту дийных магнитофонов определяются рациональной ком поновкой блоков и узлов, исключающих взаимные поме хи и наводки во время работы.
В основу конструкции профессионального студийного магнитофона типа МЭЗ-28А положен принцип функцио нального разделения основных его частей (рис. III. 19). В нем находятся: блок лентопротяжного механизма, бло ки усилителя записи и воспроизведения, генератор высо кой частоты, коммутационные и сигнализационные пане ли. Функциональные блоки выполнены в виде само стоятельных конструкций, подключаемых с помощью разъемных соединений к общей схеме магнитофона. Функциональная законченность отдельных узлов упро щает технологию их изготовления и обеспечивает удобство
82