Файл: Жовинский, В. Н. Корреляционные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лампа 6НЗП для раскачки мощных выходных ламп Г-807. Мощный каскад работает в режиме AB. В усили­ теле предусмотрена система защиты от короткого замы­ кания в нагрузке (на половине лампы 6НЗП).

В последние годы в звукоцехах театров, концертных залов и других зрелищных помещений стали применять аппаратуру чехословацкой фирмы «Тесла». Так, в поме­ щении Государственного цирка установлены две усили­ тельные стойки по 300 Вт, в Концертном зале им. П. И. Чайковского запроектированы три усилитель­ ные стойки по 300 Вт.

В каждой стойке имеется поворотная рама, на кото­ рой смонтированы четыре блока мощных усилителей (вы­ ходная мощность каждого —75 Вт), контрольно-измери­ тельная панель и встроенный вентилятор. Конструкция поворотной рамы обеспечивает легкий доступ к основным узлам схемы, облегчает монтаж, эксплуатацию и выпол­ нение профилактических и ремонтных работ.

Выходная мощность усилительной стойки типа АѴС зависит от количества смонтированных в ней блоков и может изменяться от 75 до 300 Вт. Функциональная схе­ ма каждого усилительного блока имеет следующее по­ строение: входное устройство с установочным регулято­ ром уровня, блок усилителя напряжения, фазоинвертор, усилитель мощности, схему защиты от перегрузок и ко­ роткого замыкания в выходной линии. Каскады схвачены цепочкой отрицательной обратной связи. Выходное на­ пряжение — 100 В.

Рассмотренные типы мощных выходных усилителей отечественного и зарубежного производства имеют об­ щий недостаток, который заключается в полном или ча­ стичном отсутствии блочно-модульного принципа постро­ ения схем и унификации. Кроме того, все эти типы усили­ телей рассчитаны на работу только с постоянно подклю­ ченной нагрузкой. В театре же резкий сброс нагрузки — явление нередкое, оно связано с необходимостью мгно­ венного выключения звука за счет отключения громкого­ ворителей от усилителей мощности.

6. Современное направление развития звукотехники связано с унификацией и построением аппаратуры по блочно-модульному принципу. Это положение относится и к мощной аппаратуре.

При конструировании усилительных стоек используют быстросменные блоки, которые обеспечивают полную ме­ ханическую идентичность всех однотипных элементов,

76

Рис. III. 16а. Внешний внд усилитель­ ной стойки комплекта «Звук 6-100*

узлов и деталей, что облегчает замену любого из них. Унифицированные блоки позволяют применять про­

грессивные методы их производства и ремонта. В каждом зрелищном помещении может быть определенный запас подменных блоков и от­ дельных узлов, что в зна­ чительной степени умень­ шает проблему их ре­ монта.

Блочно - структурное построение усилительных стоек позволяет при даль­ нейшем совершенство­ вании аппаратуры обе­ спечить модернизацию комплектов с минимальными конструктивными изменениями. При умень­ шении количества типо­ размеров отдельных кон­ струкций желательно, что­ бы все блоки составляли кратные или дольные час­ ти одного типо-размера, принятого за единицу.

Впоследнее пятилетие

внашей стране сделаны заметные шаги в направ­ лении унификации аппа­

ратуры. Советскими ин­ женерами и конструкто­ рами разработан новый ряд унифицированной зву­ ковоспроизводящей аппа­ ратуры; комплекты пост­ роены по блочному прин­ ципу. Каждый блок явля­ ется самостоятельным элементом, используемым по мере надобности в лю­ бом комплекте ряда. Уни­ фицированы не только

предварительные, оконечные усилители, блоки питания, но и объединяющие их конструкции (шкафы, стойки и т. д.). Напольная стойка оконечных усилителей помимо

77


блоков усиления содержит также панель управления, на которой имеются: переключатели громкоговорителя конт­ роля и сети; измерительный прибор для контроля режи­ мов работы усилителей; переключатель звукового контро­

ля каждого усилителя и эквивалента громкоговорителя (рис. III. 16а).

Аппаратура типа «Звук» выпускается в следующих комплектах:

1) одноканальные—«Звук 1-25» и «Звук 1-25У» с выходной мощностью канала 25 Вт, рассчитанные иа об­ служивание кинотеатров и других зрелищных помещений вместимостью до 300 зрителей;

2) четырехканальные — «Звук 4-25» и «Звук 4-50» с выходной мощностью соответственно 6X50 и бХЮО Втf предназначенные для обслуживания залов вместимостью от 300 до 1200 зрителей;

3) шестиканальные—«Звук 6-50» и «Звук 6-100» с выходной мощностью соответственно 6x50 и 6X100 Вт, рассчитанные для залов вместимостью от 1200 до 2500 зрителей.

Каждый из комплектов звукоусиления позволяет кро­ ме воспроизведения кинофонограмм работать с микро­ фона, звукоснимателя, радиоприемника.

Встойках оконечных усилителей четырехканального

ишестиканального комплектов принято двухрядное рас­ положение мощных усилительных блоков. Компоновка любого модуля конкретного типа аппаратуры определяет­ ся габаритами блока мощного выходного усилителя. Он представляет собой объемную конструкцию, лицевая часть которой занята печатной платой. Плата может по­ ворачиваться на 90°, открывая доступ к деталям схемы. К общему монтажу шкафа блоки присоединяются с по­ мощью ножевых разъемов.

Усилители мощности, входящие в состав комплектов, имеют следующие наименования: УО-11, УО-13, УО-15, которым соответствует выходная мощность 25, 50, 100 Вт.

Все усилители построены по одинаковым схемам, за ис­ ключением оконечного каскада, который отличается чис­ лом ламп и данными трансформаторов (рис. III.16 б).

Функциональная схема усилителя мощности изобра­ жена на рис. III.17. С двух независимых входов сигнал приходит на трехкаскадный усилитель напряжения, в котором работает лампа 6Н2П и половина лампы 6Ф5П. Усиленный сигнал поступает на фазоинвертор, работаю­ щий по схеме с разделенной нагрузкой иа половине лам­

78

79
5 —блок питания, О О С —цепочка отри­ цательной обратной связи
усилитель, 2 —фазоннвертор, 3 —усилитель
мощности. 4 —блок защиты от перегрузок и короткого замыкания в выходной линии,
Рнс. III. 17. Функциональная схема унифи­ цированного усилительного блока типа УО комплекта «Звук»: / —предварительный
0 0 С
ного усилительного блока УО-11 комплекта «Звук 4-25»
Рнс. III. 166. Внешний вид унифицирован*
пы 6Ф5П. С фазоинвертора напряжение подается на око­ нечный усилитель, построенный на одной, двух и трех выходных лампах 6РЗС, что соответствует усилителям УО-11, УО-13, УО-15. Блок питания содержит силовой трансформатор и два выпрямителя.
В усилителе применяется выходной трансформатор с секционированными обмотками, что дает возможность
получить малую индук­ тивность рассеяния трансформатора и по­ высить стабильность работы оконечного кас­ када. Чтобы умень­ шить частотные и нели­ нейные искажения, с выхода усилителя мощ­ ности в катод третьего каскада подается отри­ цательная обратная связь, глубина которой составляет примерно 25—30 дб.
Блоки оконечных усилителей снабжены системой защиты эк­ ранных сеток оконеч­ ных ламп от перегруз­ ки по входу. Для этой цели использована схе­ ма ограничения в цепи управляющей сетки третьего каскада уси­ ления, которая умень­ шает амплитуду сигна­ ла при увеличении его относительно номи­ нального на 2—3 дб. Кроме того, в усилите­ лях УО-13 и УО-15 пре­ дусмотрена система за­ щиты анодов оконеч­ ных ламп от короткого замыкания в выходной линии. Достоинство схемы защиты заклю-


чается в том, что в ней не используются элементы, внося­ щие нелинейные искажения.

При разработке аппаратуры «Звук» большое внима­ ние было уделено повышению качественных и эксплуата­ ционных показателей усилителей мощности. Выходные каскады на лампе 6РЗС работают в режиме AB, который характеризуется малыми токами покоя в паузе; на элек­ тродах выходных ламп мощность рассеяния значительно

ниже допустимых, в результате

чего повышается срок

 

 

 

службы и надежность ап­

 

 

 

паратуры. Кроме того, в

 

 

 

выпрямительной

части

 

 

 

блока питания применены

 

 

 

кремниевые диоды, также

 

 

 

работающие

в

облегчен­

 

 

 

ных режимах.

мощности

 

 

 

 

Усилители

 

 

 

 

системы «Звук» отличают­

 

 

 

ся компактностью и удоб­

 

 

 

ством в' обслуживании.

Рис. III. 18.

Функциональная

схема

 

В 1969 г.

в

НИКФИ

усилительного

блока комплекта

«Со­

были закончены разработ­

 

лист»

 

 

 

 

ки и создан

промышлен­

 

 

 

ный образец

однокаиаль-

ной звукотехнической аппаратуры «Солист», в которой применен транзисторный блок выходного усилителя мощ­ ностью на 25 и 50 Вт. Новое решение схемы мощного кас­ када на транзисторах с применением высокочастотного смещения в цепи управляющей сетки позволило значи­ тельно снизить величину коэффициента нелинейных иска­ жений на малых уровнях сигнала. Качественные пара­ метры транзисторного мощного выходного усилителя от­ вечают международному стандарту [8].

Функциональная схема блока транзисторного усили­ теля мощности представлена на рис. III.18. Сигнал со вхо­ да поступает на блок-модуль предварительных каскадов 1 и далее через согласующий трансформатор 2 — на двух­ тактный выходной каскад, собранный на транзисторах 3 и 4. Чтобы в цепь нагрузки 6 вместе с полезным сигна­ лом не проходила высокочастотная помеха, на ее пути поставлен фильтр 5. Весь усилитель охвачен глубокой отрицательной обратной связью И, чтобы уменьшить коэффициент нелинейных искажений и повысить устой­ чивость в работе (при изменении температуры окружаю­ щей среды и смены транзисторов).

80


Для того чтобы получить высокочастотное смещение, применяется специальный высокочастотный генератор 10, сигнал с которого поступает на регулятор напряжения смещения 9. Сюда же подается и управляющее напря­ жение с выхода мощного каскада через фильтр высоких частот 8 и соответствующий выпрямитель 7.

Рассмотренная упрощенная схема транзисторного усилителя комплекта «Солист» отличается от схемы обычного усилителя мощности наличием высокочастотно­ го генератора, выпрямителя в цепи управления фильтров и управляемого элемента. Внедрение в практику театров подобных транзисторных мощных усилителей с соблюде­ нием всех технических и технологических требований позволит значительно улучшить качество музыкально­ шумового оформления спектаклей во время гастрольных поездок.

§ 11. ИСТОЧНИКИ ПРОГРАММ

При работе над оформлением спектакля театральный звукорежиссер использует фонограммы, записанные на магнитную ленту или грампластинку, а при записи орке­ стра или отдельных исполнителей применяет различные микрофоны. Следовательно, магнитофон, микрофон и проигрыватель выполняют функции источников музы­ кальных, речевых и шумовых программ.

Магнитофоны. По назначению магнитофоны, ис­ пользуемые в театрах, условно делят на три группы:

1) магнитофоны для записи фонограмм из студии (или их перезаписи), имеющие высокие качественные показатели и необходимые приспособления для монтажа (ножницы, счетчик метража ленты и др.);

2)магнитофоны для воспроизведения на спектаклях

ирепетициях подготовленных фонограмм. Они должны

быть безотказны в работе, иметь высокое качество тракта воспроизведения, дистанционное управление лентопро­ тяжным механизмом и автоматическое устройство, сигна­ лизирующее об обрывах магнитной ленты.

Чтобы увеличить степень надежности, целесообразно вместо имеющегося в магнитофоне усилителя записи ставить дополнительный блок воспроизведения, который обеспечивает 100%-ный резерв (происходит считывание фонограммы одновременно двумя блоками с одной лен­ ты). Кроме того, если радиоложа располагается в

81

зале пли имеет большое открытое окно, то необходимо позаботиться о снижении уровня шума при работе лен­ топротяжного механизма (шум включения и выключе­ ния магнитофона не должен отвлекать внимания зри­ телей);

3) магнитофоны для выездных спектаклей и звуко­ записи на натуре, имеющие малые габариты и небольшую массу, вибростойкость при перевозках, батарейное и сете­ вое питание, высокие качественные показатели канала воспроизведения и записи (при скорости движения ленты 19 см/с), индикатор уровня, а также возможность высо­

 

кокачественного слухово­

 

го контроля

через

голов­

 

ные телефоны.

 

 

Для стационарных ус­

 

ловий в звукоцехе театров

 

применяются

отечествен­

 

ные

и

зарубежные сту­

 

дийные

магнитофоны, с

 

помощью которых

можно

 

производить

высококаче­

 

ственные

записи

музы­

ная схема студийного магнитофона ти­

кальных, речевых и шумо­

вых программ и воспроиз­

Рнс. III. 19. Упрощенная функциональ­

водить

их

при оформле­

па МЭЗ-28А: І —лентопротяжный ме­

ханизм. 2 — усилитель записи. 3 —вы­

нии спектаклей. .

 

сокочастотный генератор. 4 — усилитель

 

6 —головка записи, 7 —головка воспро­

Конструктивно студий­

воспроизведения, 5—головка стирания,

ный

магнитофон

выпол­

изведения

 

няется в виде шкафа-кон­

 

соли, в котором размеща­

ются механические и электрические узлы. Габариты сту­ дийных магнитофонов определяются рациональной ком­ поновкой блоков и узлов, исключающих взаимные поме­ хи и наводки во время работы.

В основу конструкции профессионального студийного магнитофона типа МЭЗ-28А положен принцип функцио­ нального разделения основных его частей (рис. III. 19). В нем находятся: блок лентопротяжного механизма, бло­ ки усилителя записи и воспроизведения, генератор высо­ кой частоты, коммутационные и сигнализационные пане­ ли. Функциональные блоки выполнены в виде само­ стоятельных конструкций, подключаемых с помощью разъемных соединений к общей схеме магнитофона. Функциональная законченность отдельных узлов упро­ щает технологию их изготовления и обеспечивает удобство

82