ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
В речевых помещениях, рассчитанных на 1000—>1300 мест, увеличение уровня шума в зале и его большие габа риты усложняют работу оратора (ему трудно донести информацию до последних рядов зала). В этом случае целесообразно применять звукоусиление, обеспечиваю щее хорошую слышимость на всех зрительских местах, даже если оратор имеет плохую дикцию и сла бый голос.
В системе звукоусиления предусматривается исполь зование микрофонов (перед оратором), усилителей (ос новной и резервный) и громкоговорителей. Речевая пе редача, поступающая в микрофон, усиливается и пода ется в зрительный зал через группу распределенных гром коговорителей. Если система звукоусиления спроектиро вана правильно, то повышается уровень прямой звуковой энергии на всех зрительских местах. В этих условиях первые интенсивные отражения реверберационного про цесса спадания звука играют меньшую роль.
Му з ык а л ь н о - р е ч е в ые поме ще ния . В этой группе помещений перед зрителями выступают актеры с хорошей дикцией, с поставленным голосом. Уровень шу ма в зрительном зале театрально-зрелищного учреждения меньше, чем в аудиториях, поэтому разборчивость рече вой передачи значительно повышается. В таких помеще ниях можно увеличить время реверберации до 1—1,2 с, что улучшает звучание музыкального сопровождения.
При оценке акустических условий в зрительном зале театра следует определять степень влияния на них и сце нического пространства, объем которого соизмерим с объемом зала. Портальная стена скрывает от зрителя большую часть сценического пространства, верхняя часть которого, арьерсцена и боковые карманы, занята мягки ми и жесткими декорациями. Кроме того, на планшете сцены, в зависимости от постановочного решения спек такля, монтируют различные конструкции, применяя мягкие и ворсистые материалы, активно поглощающие звуковую энергию. Поэтому, если актер находится .в глу бине сценического пространства, то к зрителю приходит только прямая звуковая волна, отраженная энергия прак тически потеряна. Чтобы уменьшить этот недостаток, же лательно при решении постановочных задач строить игро вую площадку (помост) под углом 6—10° по отношению планшета сцены и ставить сзади актера жесткие декора ционные конструкции, способствующие отражению звука в зал.
17
Для театров, клубов, эстрады очень важен эмоцио нальный контакт между актером и зрителями. Зритель должен не только хорошо слышать актера, но и видеть малейшие изменения мимики, выражения глаз.. Актер же, слыша «дыхание» зрительного зала, его реакцию, чувст вует себя увереннее. Такой контакт позволяет актеру глубже раскрыть создаваемый им образ. Эта специфи ка выдвигает справедливое требование к ограничению размеров зала и числа зрительских мест.
Зрительный зал, сцена и фойе должны быть оборудо ваны рационально расположенной системой высококаче ственных громкоговорителей, включенных в звукотехни ческий тракт. Громкоговорители следует размещать та ким образом, чтобы зритель не смог обнаружить их при сутствия; качество звучания при музыкально-шумовом оформлении спектакля не должно изменяться при перехо де от одного громкоговорителя к другому.
Цирковые помещения. По специфике работы их можно отнести к группе музыкально-речевых помеще ний. Оркестр небольшого состава располагается в спе циальной ложе, которая находится напротив актерского выхода. Цирковой артист, выступая на манеже, обраща ется с текстом к публике, расположенной вокруг него. Акустические условия для работы артистов и музыкантов в традиционном цирковом помещении обычно неудовлет ворительные, что можно объяснить следующими причи нами: круглый в плане зрительный зал и сферический ку полообразный высокий потолок создают условия для кон центрации отраженной звуковой энергии на зрительские места, что приводит к ухудшению разборчивости и четко сти музыкально-речевых передач. Кроме того, централь ное размещение цирковой арены ухудшает условия вос приятия текста клоунад и интермедий и заставляет арти ста напрягать голос и менять свое положение относительно публики. Это объясняется тем, что только часть зрите лей (до 50%) имеет прямую, видимость и необходимые условия для хорошей слышимости, к ним приходит пря мая звуковая энергия без дополнительных полезных пер вых отражений.
Условия работы циркового актера на арене можно значительно улучшить, применив систему звукоусиления с использованием радиомикрофона. В этом случае коли чество прямой звуковой энергии увеличивается за счет передачи программ через систему громкоговорителей, встроенных в зале.
18
Современные условия эксплуатации зрелищных по мещений выдвигают требования по созданию многоце левых зрительных залов как центров организации куль турно-массовых мероприятий. Это особенно важно для небольших городов, где работа цирковой труппы сезон ная. В «пассивный» период года помещение цирка мо жет быть отдано народному театру, самодеятельному коллективу, университету культуры, спортивным коллек тивам и т. д.
Для универсальности цирковых помещений желатель но предусмотреть хотя бы простейшую трансформацию части зрительских мест и смещение манежа. При проек тировании подобных помещений большое внимание уделяется естественной акустике, системе звукофикации, выбору звукотехнпческого комплекса и его разме щению.
Коллектив Гипротеатра провел большую работу по анализу состояния и перспективам развития цирковых помещений. Архитекторы разработали проекты трех но вых типов цирков на 2100 мест. Первый — традиционной формы, два других-—универсальные, со смещенными к актерскому выходу аренами и с развитыми служебными помещениями. Путем трансформации части зрительного зала и сцены (арены) можно обеспечить оптимальные условия для каждого вида работы, при этом число зри тельских мест с прямой видимостью увеличивается до 90% (в концертном варианте).
Кинотеатры. К особой группе музыкально-рече вых помещений относятся зрительные залы кинотеатров. Они имеют общий признак с драматическими театрами и клубами, который заключается в том, что в зале зву чит музыкально-речевая фонограмма. Но кинотеатры имеют и свои характерные отличия, некоторые из них не обходимо рассмотреть подробней.
Фонограмма кинофильма, состоящая -из речевой, му зыкальной и шумовой программ, записывается на кино пленку или магнитную ленту. Запись отдельных звуковых, фрагментов может происходить в различных акустиче ских условиях. В кинофильме-оригинале стремятся полу чить наилучшее качество записанной программы, но при ее воспроизведении в кинотеатрах с различными акусти ческими условиями качество звучания может отличаться одно от другого и даже стать неудовлетворительным.
В последнее время в кинотеатрах произошло заметное увеличение экрана для показа широкоэкранных фильмов,
19
который занимает почти всю площадь передней стены зрительного зала. Зритель всегда видит на экране изо бражения действующих лиц и предметов увеличенными относительно окружающей его реальной действительно сти. Гепертрофия (преувеличение) особенно заметна, когда режиссер-постановщик показывает крупным пла ном лицо актера. Закон гипертрофии отражается и на звуковом сопровождении, уровень громкости которого значительно больше, чем в реальных условиях и в усло виях театра, эстрады, клуба, когда перед зрителем вы ступают актеры.
В кинотеатре источниками звука являются громкого ворители, которые устанавливают за экраном. Их поло жение строго фиксируется. При воспроизведении моно фонической фонограммы зритель не получает пространст венного впечатления. Значительно лучший эффект создает стереофоническая система. Если аппаратура согласо вана по акустическим и электроакустическим парамет рам, то можно значительно приблизиться к реальной, пространственной картине звучания.
Известно, что кинотеатр представляет собой вторич ное помещение для воспроизводимой фонограммы при демонстрировании кинофильма. Существовало ошибоч ное мнение, что зрительный зал кинотеатра необходимо заглушить так, чтобы его акустические характеристики не влияли на качество воспроизведения фонограммы. Многочисленные экспериментальные работы и измерения, проведенные в лучших кинозалах, показали, что помеще ния (вторичные), имеющие свои оптимальные акустиче ские условия для передачи музыкальной и речевой про граммы, улучшают тембровую окраску и пространственность звучания [12].
В современных условиях работы кинотеатра часто воз никает необходимость использовать систему звукоусиле ния во время встречи зрителей с творческим коллективом, работавшим над фильмом. Хорошая слышимость и раз борчивость речи в данном случае может быть обеспечена с помощью громкоговорителей, установленных на порта ле и в зрительном зале на верхней части стен.
О п е р н о - м у з ы к а л ь н ы е т е а т р ы имеют истори чески сложившиеся формы и однотипное архитектурно акустическое решение зрительных залов. В них применя ется активное членение поверхностей зала неглубокими ложами и балконами, на барьерах — большое количество гипсовых барельефов и лепных украшений, обеспечиваю
20
щих диффузное отражение звука; основной строитель ный и облицовочный материал — дерево.
В этой группе одноцелевых помещений созданы опти мальные акустические условия для постановки оперных и музыкальных спектаклей. Примером могут служить Одесский onépi-іый театр, Большой театр, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Время реверберации в зритель ных залах этих театров зависит от объема и лежит в пре делах 1,8—2,2 с.
Концертные |
з а л ы. |
В нашей стране существует |
большое количество |
самых |
различных по назначению |
концертных залов. В них выступают отдельные исполни тели, музыкальные и хоровые коллективы, звучат камер ные, симфонические и эстрадные произведения.
Акустические условия концертного зала в сильной степени влияют на звучание музыкального произведения, на его восприятие. Например, существуют такие залы, как Домский собор (Рига), в котором созданы оптималь ные акустические условия для исполнения произведений, написанных для органа. В подобных залах большое вре мя реверберации (2,2—3 с) и хорошая диффузность зву кового поля создаются своеобразным архитектурно-аку стическим решением интерьера.
В зале Ленинградской филармонии и в Колонном зале Дома Союзов созданы оптимальные акустические усло вия для выступления симфонических оркестров, хоровых капелл и отдельных исполнителей. В этих помещениях время реверберации лежит в пределах 1,7—1,8 с. Свое образное архитектурно-акустическое решение балконов, верхних частей стен и потолка, применение рассеиваю щих мраморных колонн в зрительном зале позволяет по лучить оптимальную структуру отражений и высокую степень диффузности звукового поля.
В ряде концертных залов сценическая часть выполне на в виде акустической раковины, например в Большом зале консерватории. Сцена-раковина рассчитана на не большой по сравнению с залом объем, ее поверхности об работаны материалом, хорошо отражающим звук. На арь ерсцене смонтирован большой духовой орган. Зрительный зал имеет форму вытянутого прямоугольника и навесной балкон, но за счет акустической раковины и правильно го решения интерьера зала звуковое поле в нем достаточ но равномерно и обладает хорошей диффузностыо.
Современные концертные залы средней вместимости, рассчитанные на 1200—1500 зрителей, строятся без ярус
21
ной системы балконов и лож, например Концертный зал им. П. И. Чайковского (Москва). Сценическая площадка выполнена в виде открытой эстрады, входящей в объем зала. Места для зрителей расположены амфитеатром с крутым подъемом к задним рядам. В залах подобного ти па использование активных поглотителей звука ограни ченно; их применяют только на тех поверхностях, кото рые могут дать вредные отражения звука.
В последние годы все большую популярность завоевы
вает |
новый жанр |
музыкального |
искусства, |
в кото |
ром |
применяется |
звукотехническая |
система |
усиления. |
Использование аппаратуры для усиления звука позволя ет солисту петь вполголоса, придавая исполнению песни определенную эмоциональную окраску и выразитель ность.
При знакомстве с архитектурным решением боль шинства современных концертных залов, рассчитанных на выступление эстрадных коллективов, можно увидеть определенную тенденцию в построении эстрадной и зри тельной частей зала. Сценическая часть выполняется в ви де раскрытой раковины или эстрады, глубоко выходящей полукругом в зал. Зрительские места располагаются ам фитеатром и имеют значительный подъем к задним ря дам. Поверхности потолка и стен расчленены на секции, каждая из которых настраивается так, чтобы создать равномерное звуковое поле на всех зрительских местах. Габариты секций и их материал определяются в резуль тате акустических расчетов и построения лучевых эс кизов.
Специфика концертных залов нового типа заключает ся и в том, что зритель не слышит прямого голоса соли ста— звук идет от громкоговорителей, установленных в зале. Для сохранения единства слухового и зрительного образа систему звукоусиления настраивают так, чтобы основной звуковой поток приходил к зрителям от гром коговорителей, установленных в пределах эстрады.
Униве рса льные п о м е щ е и и я. Для дворцов культуры, крупных клубов, областных оперных и дра матических театров универсальность использования зри тельных залов стала нормой жизни. В этих помещениях организуют съезды и конференции, проводят драмати ческие спектакли и симфонические концерты. Здесь вы ступают оперные и драматические коллективы, приезжа ющие на гастроли, показывают широкоэкранные кино фильмы.
22