Файл: Жовинский, В. Н. Корреляционные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В речевых помещениях, рассчитанных на 1000—>1300 мест, увеличение уровня шума в зале и его большие габа­ риты усложняют работу оратора (ему трудно донести информацию до последних рядов зала). В этом случае целесообразно применять звукоусиление, обеспечиваю­ щее хорошую слышимость на всех зрительских местах, даже если оратор имеет плохую дикцию и сла­ бый голос.

В системе звукоусиления предусматривается исполь­ зование микрофонов (перед оратором), усилителей (ос­ новной и резервный) и громкоговорителей. Речевая пе­ редача, поступающая в микрофон, усиливается и пода­ ется в зрительный зал через группу распределенных гром­ коговорителей. Если система звукоусиления спроектиро­ вана правильно, то повышается уровень прямой звуковой энергии на всех зрительских местах. В этих условиях первые интенсивные отражения реверберационного про­ цесса спадания звука играют меньшую роль.

Му з ык а л ь н о - р е ч е в ые поме ще ния . В этой группе помещений перед зрителями выступают актеры с хорошей дикцией, с поставленным голосом. Уровень шу­ ма в зрительном зале театрально-зрелищного учреждения меньше, чем в аудиториях, поэтому разборчивость рече­ вой передачи значительно повышается. В таких помеще­ ниях можно увеличить время реверберации до 1—1,2 с, что улучшает звучание музыкального сопровождения.

При оценке акустических условий в зрительном зале театра следует определять степень влияния на них и сце­ нического пространства, объем которого соизмерим с объемом зала. Портальная стена скрывает от зрителя большую часть сценического пространства, верхняя часть которого, арьерсцена и боковые карманы, занята мягки­ ми и жесткими декорациями. Кроме того, на планшете сцены, в зависимости от постановочного решения спек­ такля, монтируют различные конструкции, применяя мягкие и ворсистые материалы, активно поглощающие звуковую энергию. Поэтому, если актер находится .в глу­ бине сценического пространства, то к зрителю приходит только прямая звуковая волна, отраженная энергия прак­ тически потеряна. Чтобы уменьшить этот недостаток, же­ лательно при решении постановочных задач строить игро­ вую площадку (помост) под углом 6—10° по отношению планшета сцены и ставить сзади актера жесткие декора­ ционные конструкции, способствующие отражению звука в зал.

17

Для театров, клубов, эстрады очень важен эмоцио­ нальный контакт между актером и зрителями. Зритель должен не только хорошо слышать актера, но и видеть малейшие изменения мимики, выражения глаз.. Актер же, слыша «дыхание» зрительного зала, его реакцию, чувст­ вует себя увереннее. Такой контакт позволяет актеру глубже раскрыть создаваемый им образ. Эта специфи­ ка выдвигает справедливое требование к ограничению размеров зала и числа зрительских мест.

Зрительный зал, сцена и фойе должны быть оборудо­ ваны рационально расположенной системой высококаче­ ственных громкоговорителей, включенных в звукотехни­ ческий тракт. Громкоговорители следует размещать та­ ким образом, чтобы зритель не смог обнаружить их при­ сутствия; качество звучания при музыкально-шумовом оформлении спектакля не должно изменяться при перехо­ де от одного громкоговорителя к другому.

Цирковые помещения. По специфике работы их можно отнести к группе музыкально-речевых помеще­ ний. Оркестр небольшого состава располагается в спе­ циальной ложе, которая находится напротив актерского выхода. Цирковой артист, выступая на манеже, обраща­ ется с текстом к публике, расположенной вокруг него. Акустические условия для работы артистов и музыкантов в традиционном цирковом помещении обычно неудовлет­ ворительные, что можно объяснить следующими причи­ нами: круглый в плане зрительный зал и сферический ку­ полообразный высокий потолок создают условия для кон­ центрации отраженной звуковой энергии на зрительские места, что приводит к ухудшению разборчивости и четко­ сти музыкально-речевых передач. Кроме того, централь­ ное размещение цирковой арены ухудшает условия вос­ приятия текста клоунад и интермедий и заставляет арти­ ста напрягать голос и менять свое положение относительно публики. Это объясняется тем, что только часть зрите­ лей (до 50%) имеет прямую, видимость и необходимые условия для хорошей слышимости, к ним приходит пря­ мая звуковая энергия без дополнительных полезных пер­ вых отражений.

Условия работы циркового актера на арене можно значительно улучшить, применив систему звукоусиления с использованием радиомикрофона. В этом случае коли­ чество прямой звуковой энергии увеличивается за счет передачи программ через систему громкоговорителей, встроенных в зале.

18


Современные условия эксплуатации зрелищных по­ мещений выдвигают требования по созданию многоце­ левых зрительных залов как центров организации куль­ турно-массовых мероприятий. Это особенно важно для небольших городов, где работа цирковой труппы сезон­ ная. В «пассивный» период года помещение цирка мо­ жет быть отдано народному театру, самодеятельному коллективу, университету культуры, спортивным коллек­ тивам и т. д.

Для универсальности цирковых помещений желатель­ но предусмотреть хотя бы простейшую трансформацию части зрительских мест и смещение манежа. При проек­ тировании подобных помещений большое внимание уделяется естественной акустике, системе звукофикации, выбору звукотехнпческого комплекса и его разме­ щению.

Коллектив Гипротеатра провел большую работу по анализу состояния и перспективам развития цирковых помещений. Архитекторы разработали проекты трех но­ вых типов цирков на 2100 мест. Первый — традиционной формы, два других-—универсальные, со смещенными к актерскому выходу аренами и с развитыми служебными помещениями. Путем трансформации части зрительного зала и сцены (арены) можно обеспечить оптимальные условия для каждого вида работы, при этом число зри­ тельских мест с прямой видимостью увеличивается до 90% (в концертном варианте).

Кинотеатры. К особой группе музыкально-рече­ вых помещений относятся зрительные залы кинотеатров. Они имеют общий признак с драматическими театрами и клубами, который заключается в том, что в зале зву­ чит музыкально-речевая фонограмма. Но кинотеатры имеют и свои характерные отличия, некоторые из них не­ обходимо рассмотреть подробней.

Фонограмма кинофильма, состоящая -из речевой, му­ зыкальной и шумовой программ, записывается на кино­ пленку или магнитную ленту. Запись отдельных звуковых, фрагментов может происходить в различных акустиче­ ских условиях. В кинофильме-оригинале стремятся полу­ чить наилучшее качество записанной программы, но при ее воспроизведении в кинотеатрах с различными акусти­ ческими условиями качество звучания может отличаться одно от другого и даже стать неудовлетворительным.

В последнее время в кинотеатрах произошло заметное увеличение экрана для показа широкоэкранных фильмов,

19


который занимает почти всю площадь передней стены зрительного зала. Зритель всегда видит на экране изо­ бражения действующих лиц и предметов увеличенными относительно окружающей его реальной действительно­ сти. Гепертрофия (преувеличение) особенно заметна, когда режиссер-постановщик показывает крупным пла­ ном лицо актера. Закон гипертрофии отражается и на звуковом сопровождении, уровень громкости которого значительно больше, чем в реальных условиях и в усло­ виях театра, эстрады, клуба, когда перед зрителем вы­ ступают актеры.

В кинотеатре источниками звука являются громкого­ ворители, которые устанавливают за экраном. Их поло­ жение строго фиксируется. При воспроизведении моно­ фонической фонограммы зритель не получает пространст­ венного впечатления. Значительно лучший эффект создает стереофоническая система. Если аппаратура согласо­ вана по акустическим и электроакустическим парамет­ рам, то можно значительно приблизиться к реальной, пространственной картине звучания.

Известно, что кинотеатр представляет собой вторич­ ное помещение для воспроизводимой фонограммы при демонстрировании кинофильма. Существовало ошибоч­ ное мнение, что зрительный зал кинотеатра необходимо заглушить так, чтобы его акустические характеристики не влияли на качество воспроизведения фонограммы. Многочисленные экспериментальные работы и измерения, проведенные в лучших кинозалах, показали, что помеще­ ния (вторичные), имеющие свои оптимальные акустиче­ ские условия для передачи музыкальной и речевой про­ граммы, улучшают тембровую окраску и пространственность звучания [12].

В современных условиях работы кинотеатра часто воз­ никает необходимость использовать систему звукоусиле­ ния во время встречи зрителей с творческим коллективом, работавшим над фильмом. Хорошая слышимость и раз­ борчивость речи в данном случае может быть обеспечена с помощью громкоговорителей, установленных на порта­ ле и в зрительном зале на верхней части стен.

О п е р н о - м у з ы к а л ь н ы е т е а т р ы имеют истори­ чески сложившиеся формы и однотипное архитектурно­ акустическое решение зрительных залов. В них применя­ ется активное членение поверхностей зала неглубокими ложами и балконами, на барьерах — большое количество гипсовых барельефов и лепных украшений, обеспечиваю­

20


щих диффузное отражение звука; основной строитель­ ный и облицовочный материал — дерево.

В этой группе одноцелевых помещений созданы опти­ мальные акустические условия для постановки оперных и музыкальных спектаклей. Примером могут служить Одесский onépi-іый театр, Большой театр, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Время реверберации в зритель­ ных залах этих театров зависит от объема и лежит в пре­ делах 1,8—2,2 с.

Концертные

з а л ы.

В нашей стране существует

большое количество

самых

различных по назначению

концертных залов. В них выступают отдельные исполни­ тели, музыкальные и хоровые коллективы, звучат камер­ ные, симфонические и эстрадные произведения.

Акустические условия концертного зала в сильной степени влияют на звучание музыкального произведения, на его восприятие. Например, существуют такие залы, как Домский собор (Рига), в котором созданы оптималь­ ные акустические условия для исполнения произведений, написанных для органа. В подобных залах большое вре­ мя реверберации (2,2—3 с) и хорошая диффузность зву­ кового поля создаются своеобразным архитектурно-аку­ стическим решением интерьера.

В зале Ленинградской филармонии и в Колонном зале Дома Союзов созданы оптимальные акустические усло­ вия для выступления симфонических оркестров, хоровых капелл и отдельных исполнителей. В этих помещениях время реверберации лежит в пределах 1,7—1,8 с. Свое­ образное архитектурно-акустическое решение балконов, верхних частей стен и потолка, применение рассеиваю­ щих мраморных колонн в зрительном зале позволяет по­ лучить оптимальную структуру отражений и высокую степень диффузности звукового поля.

В ряде концертных залов сценическая часть выполне­ на в виде акустической раковины, например в Большом зале консерватории. Сцена-раковина рассчитана на не­ большой по сравнению с залом объем, ее поверхности об­ работаны материалом, хорошо отражающим звук. На арь­ ерсцене смонтирован большой духовой орган. Зрительный зал имеет форму вытянутого прямоугольника и навесной балкон, но за счет акустической раковины и правильно­ го решения интерьера зала звуковое поле в нем достаточ­ но равномерно и обладает хорошей диффузностыо.

Современные концертные залы средней вместимости, рассчитанные на 1200—1500 зрителей, строятся без ярус­

21


ной системы балконов и лож, например Концертный зал им. П. И. Чайковского (Москва). Сценическая площадка выполнена в виде открытой эстрады, входящей в объем зала. Места для зрителей расположены амфитеатром с крутым подъемом к задним рядам. В залах подобного ти­ па использование активных поглотителей звука ограни­ ченно; их применяют только на тех поверхностях, кото­ рые могут дать вредные отражения звука.

В последние годы все большую популярность завоевы­

вает

новый жанр

музыкального

искусства,

в кото­

ром

применяется

звукотехническая

система

усиления.

Использование аппаратуры для усиления звука позволя­ ет солисту петь вполголоса, придавая исполнению песни определенную эмоциональную окраску и выразитель­ ность.

При знакомстве с архитектурным решением боль­ шинства современных концертных залов, рассчитанных на выступление эстрадных коллективов, можно увидеть определенную тенденцию в построении эстрадной и зри­ тельной частей зала. Сценическая часть выполняется в ви­ де раскрытой раковины или эстрады, глубоко выходящей полукругом в зал. Зрительские места располагаются ам­ фитеатром и имеют значительный подъем к задним ря­ дам. Поверхности потолка и стен расчленены на секции, каждая из которых настраивается так, чтобы создать равномерное звуковое поле на всех зрительских местах. Габариты секций и их материал определяются в резуль­ тате акустических расчетов и построения лучевых эс­ кизов.

Специфика концертных залов нового типа заключает­ ся и в том, что зритель не слышит прямого голоса соли­ ста— звук идет от громкоговорителей, установленных в зале. Для сохранения единства слухового и зрительного образа систему звукоусиления настраивают так, чтобы основной звуковой поток приходил к зрителям от гром­ коговорителей, установленных в пределах эстрады.

Униве рса льные п о м е щ е и и я. Для дворцов культуры, крупных клубов, областных оперных и дра­ матических театров универсальность использования зри­ тельных залов стала нормой жизни. В этих помещениях организуют съезды и конференции, проводят драмати­ ческие спектакли и симфонические концерты. Здесь вы­ ступают оперные и драматические коллективы, приезжа­ ющие на гастроли, показывают широкоэкранные кино­ фильмы.

22