Файл: Жовинский, В. Н. Корреляционные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава II

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СХЕМЫ ЗВУКОФИКАЦИИ

§ 5. ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОФИКАЦИИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

Анализируя современное техническое состояние зву­ коцеха драматического театра, можно видеть, что имеет­ ся два четко различаемых комплекта аппаратуры: основ­

ной— для музыкально-шумового

оформления

спек­

такля и вспомогательный — для

технологической

слу­

жебной громкоговорящей связи и телевидения. Основной комплект аппаратуры позволяет выполнять

следующие виды работ.

1.Воспроизведение фонограммы с записью музыкаль­ но-шумового оформления спектакля для передачи ее в зрительный зал, на сцену, в фойе.

2.Оперативное управление:

уровнем звучания, частотной коррекцией и специаль­ ными устройствами для обработки программы во время записи, воспроизведения и усиления звука:

несколькими одновременно передаваемыми различ­ ными по содержанию программами;

распределенной системой громкоговорителей зри­ тельного зала, сцены, фойе с помощью дистанционного устройства;

подключением и отключением основных функцио­ нальных блоков (магнитофонов, мощных усилителей, ре­ вербератора и др.);

устройствами объективного и субъективного контро­ ля уровня и качества передачи в каждом сквозном ка­ нале;

устройствами контроля за включением и работой каждого функционального блока с помощью системы световой сигнализации или светового табло.

3. Получение специальных музыкальных и шумовых эффектов в зале с помощью ревербератора (или амбно-

30

фона), системы подзвучивания, шумовых адаптирован­ ных агрегатов и устройств, перемещающих звук в про­ странстве.

4.Звуковоспроизведение при показе документаль­ ных или художественных фильмов.

5.Звукоусиление оркестра, хора, отдельных испол­

нителей или актеров во время спектакля или репетиции. 6: Звукоусиление голоса артистов эстрады во время

концерта в арендуемом помещении театра.

7.Звукозапись речевой, музыкальной и шумовой про­ граммы в помещениях театра.

8.Монтаж, перезапись и наложение фонограмм, а

также трюковые записи и записи с подмешиванием искусственной реверберации, корректированием отдель­ ных частотных составляющих звуковой программы.

9. Проведение репетиционных работ с черновыми за­ писями в специальных помещениях или в фойе.

10.Звукозапись спектакля или репетиции для рабо­ ты актера над ролью и запись наиболее удачных спек­ таклей для фондового хранения.

11.Звукоусиление речи выступающих ораторов и председателя на собраниях, конференциях, съездах.

Вспомогательный комплект аппаратуры позволяет

выполнять технологическую связь между постановочны­ ми цехами и подчиненными звеньями, создавать систему звукоусиления для трансляции спектакля по закулисным помещениям и передачи объявлений от помощника ре­ жиссера.

Рассмотрим некоторые требования, предъявляемые театром к основному комплекту аппаратуры.

1. Звукотехиическое оборудование, применяемое при звуковом оформлении спектакля, должно обладать са­ мыми высокими качественными параметрами. Звук, воспроизводимый в зрительный зал, должен быть макси­ мально приближен к естественному. Только при этом условии зритель будет воспринимать звуковое оформле­ ние спектакля как художественное. Плохое и посредствен­ ное звучание вызывает раздраженней досаду у зрителя и зачеркивает большую, сложную работу всего творче­ ского коллектива.

2. При размещении громкоговорителей в зале необ­ ходимо монтировать их в специальных нишах на расстоя­ нии 1,5—2 м друг от друга, чтобы обеспечить плавность перехода звука, «движущегося» в пространстве.

3. Большой объем зрительного зала позволяет внед-

31


рить в театр систему амбиофонии как составной элемент музыкально-шумового оформления спектакля. Звук «ниоткуда» с изменяющейся гулкостью может создать целый каскад интересных эффектов.

4. В зрительном зале должно быть создано несколько звуковых планов, что обеспечивает лучшую оператив­ ность при работе над спектаклем.

Значительные размеры сцены выдвигают дополнитель­ ные требования по созданию сценических звуковых пла­ нов и размещению громкоговорителей. Рассмотрим неко­ торые из них.

Объем сценической части театра занят большим ко­ личеством мягких декораций и одеждой сцены, которые значительно поглощают звук. Площадь портальной стены со стороны сцены и площадь зеркала сцены несоизмери­ мы. Объемы сцены и зрительного зала связаны между собой лишь через «маленькое окно» зеркала сцены, по­ этому только ограниченная часть звуковой энергии может перейти от громкоговорителей в зрительный зал.

Как правило, почти все громкоговорители, размещен­ ные на сцене, маскируются кулисами, задниками, деко­ рациями. В этом случае отсутствует прямая звуковая волна (звук можно рассматривать только как диффуз­ ный). Маскировка громкоговорителей одеждой сцены, декорациями приводит к изменению спектральной ха­ рактеристики звуковой информации, т. е. к потере высо­ ких частот (звук теряет естественность).

Все эти особенности театра заставляют очень проду­ манно подходить к решению звуковых эффектов, получа­ емых со сцены. Например, для того чтобы создать зву­ ковой эффект с большим уровнем громкости в зритель­ ном зале (взрыв, сцена боя и др.), в некоторых театрах форсируют звук на сцене, делая уровни громкости, близ­ кие к «болевому порогу». Звуковой эффект получается низкого качества.

При рациональном размещении громкоговорителей и правильном подходе к пониманию задачи, поставлен­ ной режиссером, можно добиться такого же звукового эффекта более простыми средствами, включив систему подзвучивания (желательно амбиофопию) в зрительном зале. Соотношения между уровнем громкости на сцене и в зале подбираются так, чтоб зритель чувствовал, что звук идет со сцены. В этом варианте получается доста­ точно высокий уровень звучания в зале и сохраняется тембровая окраска воспроизводимого звука.

32

§ 6. ПОСТРОЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ ЗВУКОФИКАЦИИ

Рассмотрим один из возможных вариантов построе­ ния функциональной схемы звукофикации драматическо­ го театра, назначение и обоснование выбора ее основных элементов (рис. II. 1).

Рис. II. I. Функциональная схема звукофикации для драмати­ ческого театра: 1 — пятнканальный пульт звукорежиссера, 2 —

усилители мощности, 3 —микрофоны, 4 —магнитофоны, 5 — проигрыватель, 6 —шумовой агрегат. 7—линия городской транс­ ляционной сети, 8 —линия с предварительного усилителя кино­ проектора, 9 —громкоговорители зала, сцены, фойе, 10 —пульт

входной установочной коммутации,

11 —пульт

промежуточной

коммутации, 12 — пульт выходной установочной

коммутации,

13— контрольный звуковой агрегат,

14 —переговорное устрой­

ство, 15 — силовой щит

 

М и к ш е р с к и й пульт. Одним из основных элемен­ тов системы звукофикации театра является пульт звуко­ режиссера, спомощью которого можно решать творческие и технические задачи. Количество сквозных каналов пульта определяется технологическими особенностями работы звукорежиссера над музыкально-шумовым оформлением спектакля.

При звуковом решении театральной постановки чаще всего встречаются случаи использования сразу или с короткими промежутками времени нескольких разнотип­ ных программ, которые могут включаться на разные зву­ ковые планы (арьерсцена и порталы). Если основная

2—187

33


программа записана в стереоварианте (или моновариан­ те со 100%-ным резервом), а две другие программы — в моноварианте, то количество сквозных каналов соот­ ветственно равно четырем. Если по замыслу режиссера необходимо сделать несколько одновременно звучащих программ, каждая из которых содержит много составля­ ющих (например, шум в деревне: лай собак, мычание коров, пение петухов, людской говор и т. д.), то целе­ сообразно комбинировать их так, чтобы общее количест­ во сквозных каналов не превышало шести. Если же ко­ личество каналов будет больше шести, звукорежиссер физически не сможет использовать их одновременно (да­ же с учетом резерва).

Усилители м о щн о ст и. Минимальное количество оконечных усилителей определяется числом сквозных каналов пульта звукорежиссера и необходимым резер­ вом. Мощность каждого усилителя должна быть не мень­ ше 40—50 Вт и не больше 100 Вт (что подтверждается театральной практикой).

Если же по ходу спектакля потребуется, чтобы в од­ ном канале звукового тракта в какой-то момент времени была мощность больше 100 Вт (чтобы получить звуковой эффект с увеличенным уровнем громкости), то целесо­ образно подключить на этот канал несколько резервных усилителей (до четырех) с соответствующими группами громкоговорителей.

Из сказанного следует, что максимальное количество усилителей мощности определяется числом сквозных ка­ налов плюс три-четыре запасных, которые могут быть использованы как резерв для увеличения мощности ка­ кого-либо канала.

Источники программ. В качестве источников программ в театре используют микрофоны, магнитофо­ ны, проигрыватели, шумовые агрегаты, а также переда­ чи, поступающие от линии городской радиосети и предва­ рительных усилителей кинопроектора.

Микрофоны. Количество' одновременно используемых микрофонов определяется технологическими требовани­ ями театра. Например, при проведении конференции на стол президиума ставят один микрофон, на трибуну — два (один как резервный). При записи оркестра или хо­ ра (или того и другого вместе) требуется один микрофон для подчеркивания перспективы и несколько микрофо­ нов для групп оркестра и солиста (могут быть и другие варианты).

34

Таким образом, минимальное количество одновремен­ но работающих микрофонов с учетом резерва равно четырем. Максимальное количество определяется требо­ ваниями высококачественной записи больших оркестро­ вых групп, оркестра с хором и достигает 6—8.

Магнитофоны. При звукофикации количество магни­ тофонов определяется следующими соображениями:

при звуковом сопровождении спектакля часто бывает необходимо дать одновременно или с малыми интерва­ лами по трем звуковым планам самостоятельные про­ граммы. Для этих целей используются три магнитофона (два — рабочих, один —■резервный);

во время репетиционной работы режиссер-постанов­ щик просит подготовить определенный характер музы­ кального куска или шумовой картины. Несколько магни­ тофонов позволяют звукорежиссеру продемонстрировать заранее заготовленные программы; при их прослушива­ нии имеется возможность одновременной подготовки дру­ гих программ. Кроме того, на репетициях можно экспери­ ментально подбирать сложную программу музыкально­ шумовой картины, включая сразу или в определенной последовательности нужные фонограммы;

при наложении одной программы на другую, т. е. при сведении двух фонограмм на одну, используют не менее трех магнитофонов.

Максимальное количество магнитофонов определяет­ ся загрузкой звукотехнического цеха. Если основной ком­ плект аппаратуры занят на репетициях и спектаклях, а в процессе работы требуется производить монтаж фоно­ граммы, то необходимо иметь дополнительно три магни­ тофона, которые устанавливают в радиоаппаратной.

Проигрыватель. В театральной практике желатель­ но применять студийный проигрыватель для воспроизве­ дения грамзаписей, так как хорошее качество перезапи­ си можно получить, используя стационарную аппарату­ ру на все стандартные скорости и подбирая соответствую­ щие записям стандарты частотных характеристик.

Шумовые агрегаты. В театрах часто применяются ме­ ханические шумовые агрегаты, которые могут быть адап­ тированы. Совместное использование их с фонограммами шумов дает возможность звукорежиссеру создавать шу­ мовые картины с большей достоверностью.

Линия городской радиосети (ГРС) обеспечивает ре­ трансляцию и запись интересующих режиссера и звуко­ режиссера передач местного вещания.

2*

35


Линия с промежуточного усилителя кинопроектора

позволяет шире использовать кинопроекцию при оформ­ лении спектаклей в сочетании со звуковым сопровожде­ нием.

Г р о м к о г о в о р ит ел и. Число громкоговорителей определяется количеством звуковых планов на сцене, в зрительном зале, в фойе и необходимостью сосредоточе­ ния звуковой мощности в каком-либо конкретном плане (арьерсцена, трюм и т. д.).

Известно, что уровень громкости в каждой выбранной точке пространства зависит от подведенной к громкогово­ рителю электрической мощности, на которую рассчитан громкоговоритель, и его к.п.д.; полоса воспроизводимых частот определяется габаритами звуковшю—агрегата и качеством встроенных в него излучателей (низкочастот­ ных и высокочастотных головок).

Современная электроакустическая аппаратура позво­ ляет получить в зрительном зале достаточно хорошее по качеству звучание. При выборе количества громкогово­ рителей необходимо учитывать возможность использова­ ния их при мощности не больше 50% от номинальной. Запас по мощности обеспечивает надежность работы и улучшает качество звучания.

Места установки громкоговорителей определяются звуковыми планами каждого театра с учетом конкрет­ ных условий их работы.

Коммут а ционные устройства . В театральной практике коммутационные устройства делятся на устано­ вочные и оперативные.

Установочные коммутаторы позволяют из большого количества линий выбрать те, которые будут использо­ ваны в данном спектакле. Коммутация производится пе­ ред началом спектакля или репетиции и предусматривает внешние соединения основных блоков системы звукофикации. Шкафы установочной коммутации размещают вблизи основных функциональных устройств в местах, удобных для работы звукорежиссера.

Оперативная коммутация позволяет во время спек­ такля или репетиции производить все переключения непо­ средственно на рабочем месте.

Основные виды операций при работе с установочной и оперативной коммутациями должны отражаться на световом табло, которое размещается в радиоложе перед звукорежиссером и дублируется в радиоаппаратной. Зе­ леный свет сигнальной лампочки показывает момент

36

включения установочной коммутации, красный — опера­ тивной коммутации.

Рассмотрим назначения коммутационных устройств системы звукофикации (см. рис. II. 1, поз. 10, 11, 12).

Входной пульт позволяет подключать любой источник программы на любой индивидуальный канал пульта зву­ корежиссера. При этом предусматривается, что каждый канал пульта имеет микрофонные и линейные входы или переключатель каналов усиления для выбора программы.

Промежуточный пульт коммутирует выходы любого канала пульта звукорежиссера на вход одного или не­ скольких выбранных усилителей мощности. При этом предусматривается возможность подключения к каждому каналу не менее четырех усилителей для увеличения вы­ ходной мощности любого сквозного канала.

Выходной пульт служит для коммутации выхода лю­ бого усилителя мощности на вход линии, идущей на громкоговорители. Для пульта необходимо предусмотреть блокировку, которая исключает возможность ошибочно­ го, параллельного подключения нескольких усилителей на одну нагрузку. При несоблюдении этого условия в параллельно включенных мощных усилителях могут воз­ никнуть значительные нелинейные искажения.

Конт рольный

а г р е г а т служит для прослуши­

вания записываемых

и воспроизводимых передач, т. е.

позволяет осуществлять субъективный контроль качест­ ва подготовляемой программы. Контрольный агрегат может подключаться к основным точкам функциональ­ ной схемы. В помещении радиоложи должны быть созда­ ны оптимальные акустические условия.

Пе рег оворное устройство позволяет операто­ ру поддерживать оперативную двустороннюю связь по основным направлениям, определяемым технологически­ ми требованиями театра.

Силовой р а с п р е д е л и т е л ь н ы й щит служит для питания звукотехнического комплекта от основного и резервного фидера силовой сети и позволяет выпол­ нять следующие операции:

осуществлять питание всей системы звукотехническо­ го комплекта от силовой театральной установки через ин­ дивидуальную и групповую защиту, которая позволяет ликвидировать неисправность отдельного звена без от­ ключения всей аппаратуры от сети;

подключать группы и отдельные блоки к сети пи­ тания;

37


регулировать напряжение сети с помощью автотран­ сформаторов, что особенно важно для работы студийных магнитофонов;

измерять режимы питания всего комплекта аппара­ туры с помощью контрольных приборов (амперметра, вольтметра).

Рассмотренная схема звукофикации (см. рис. II. 1) и выбор ее функциональных элементов показывают лишь общий подход к звукофикации действующих и вводимых в эксплуатацию драматических театров. В каждом кон­ кретном случае заказчиком разрабатываются свои техно­ логические требования и составляются соответствующие им функциональные схемы звукофикации.

§ 7. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗВУКОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

В ПОМЕЩЕНИЯХ ТЕАТРА

Прежде чем рассматривать размещение аппаратуры, необходимо познакомиться с расположением основных служебных помещений звукоцеха.

Радиоложа находится в конце зрительного зала на уровне бельэтажа или балкона с прямой видимостью в зрительный зал и на сцену. Смотровое окно радиоложи должно обеспечивать хороший обзор авансцены. Значи­ тельная удаленность радиоложи не дает объективной звуковой перспективы при контроле звука, поэтому звуко­ режиссеру приходится вводить коррективы в уровни зву­ чания голоса актера и звукового сопровождения. Ориен­ тировочные уровни звучания подбираются в репетицион­ ный период и записываются в партитуру спектакля.

Радиоаппаратная может быть расположена вблизи радиоложи. Это облегчает обслуживание всего комплекта радиозвукотехнической аппаратуры.

Помещение для ремонтных работ размещают в неко­ тором удалении от радиоложи и зрительного зала, так, чтобы работа по настройке и проверке аппаратуры не ме­ шала действию спектакля или репетиции.

Речевая студия может примыкать непосредственно к радиоложе или аппаратной. Если она расположена на не­ котором удалении, то для восстановления оперативной связи применяется громкоговорящее переговорное уст­ ройство.

Комнату «эхо» или комнату с аппаратурой искусствен­ ной реверберации (пластинчатый ревербератор) следует размещать в подвале или в любом хорошо изолированном от внешних шумов помещении.

38

Помещение для технологической связи и других вспо­ могательных служб должно быть расположено вблизи сцены, что дает экономический эффект при построении линейных устройств и улучшает их эксплуатацию.

Особенности размещения звукотехнической аппарату­ ры заключаются в следующем.

Ради олож а. При расстановке оборудования в радиоложе можно выделить:

первый план — оперативный, с минимальным количе­ ством аппаратуры; обеспечивает хорошую видимость сценической площадки и зрительного зала, одновременно создавая условия для работы с основной аппаратурой (пульт, магнитофоны, оперативная коммутация). Эту аппаратуру размещают таким образом, чтобы не отвле­ кать звукорежиссера сложностью операций от действия на сцене. Поэтому пульт управления устанавливают око­ ло смотрового окна, а магнитофоны — справа и слева;

второй план предназначен для вспомогательной аппа­ ратуры, которую звукорежиссер подключает дополни­ тельно к основной. Это могут быть третий и четвертый магнитофоны, проигрыватель, магнитный ревербератор и другое дополнительное оборудование;

третий план служит для монтажа остального обору­ дования. Это — установочная коммутация входных и вы­ ходных линий, промежуточная коммутация, усилительная аппаратура системы технологической связи и др. Обору­ дование включается и обслуживается звукорежиссером до спектакля или в антрактах.

Ра д и о а п п а р а т н а я . В этом помещении размеща­ ют усилители мощности, силовой щит, студийные магни­ тофоны, пульт для монтажа и перезаписи фонограмм, вы­ сококачественные контрольные агрегаты, студийный грамстол. Для оперативного контроля за работой отдель­ ных блоков аппаратуры на пульте звукорежиссера или около него предусмотрена установка сигнализационного устройства — светового табло (в новом здании МХАТ).

Оборудование в радиоаппаратной группируют по сле­ дующим типам:

1) аппаратура перезаписи и монтажа магнитных фо­ нограмм. В этот комплект входят: пульт перезаписи, сту­ дийные магнитофоны, грамстол, высококачественные контрольные агрегаты;

2) стойки усилителей мощности с системой автомати­ ческого перехода на резерв, контроля основных рабочих режимов и сигнализации;

39