ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Глава II
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СХЕМЫ ЗВУКОФИКАЦИИ
§ 5. ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОФИКАЦИИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА
Анализируя современное техническое состояние зву коцеха драматического театра, можно видеть, что имеет ся два четко различаемых комплекта аппаратуры: основ
ной— для музыкально-шумового |
оформления |
спек |
такля и вспомогательный — для |
технологической |
слу |
жебной громкоговорящей связи и телевидения. Основной комплект аппаратуры позволяет выполнять
следующие виды работ.
1.Воспроизведение фонограммы с записью музыкаль но-шумового оформления спектакля для передачи ее в зрительный зал, на сцену, в фойе.
2.Оперативное управление:
уровнем звучания, частотной коррекцией и специаль ными устройствами для обработки программы во время записи, воспроизведения и усиления звука:
несколькими одновременно передаваемыми различ ными по содержанию программами;
распределенной системой громкоговорителей зри тельного зала, сцены, фойе с помощью дистанционного устройства;
подключением и отключением основных функцио нальных блоков (магнитофонов, мощных усилителей, ре вербератора и др.);
устройствами объективного и субъективного контро ля уровня и качества передачи в каждом сквозном ка нале;
устройствами контроля за включением и работой каждого функционального блока с помощью системы световой сигнализации или светового табло.
3. Получение специальных музыкальных и шумовых эффектов в зале с помощью ревербератора (или амбно-
30
фона), системы подзвучивания, шумовых адаптирован ных агрегатов и устройств, перемещающих звук в про странстве.
4.Звуковоспроизведение при показе документаль ных или художественных фильмов.
5.Звукоусиление оркестра, хора, отдельных испол
нителей или актеров во время спектакля или репетиции. 6: Звукоусиление голоса артистов эстрады во время
концерта в арендуемом помещении театра.
7.Звукозапись речевой, музыкальной и шумовой про граммы в помещениях театра.
8.Монтаж, перезапись и наложение фонограмм, а
также трюковые записи и записи с подмешиванием искусственной реверберации, корректированием отдель ных частотных составляющих звуковой программы.
9. Проведение репетиционных работ с черновыми за писями в специальных помещениях или в фойе.
10.Звукозапись спектакля или репетиции для рабо ты актера над ролью и запись наиболее удачных спек таклей для фондового хранения.
11.Звукоусиление речи выступающих ораторов и председателя на собраниях, конференциях, съездах.
Вспомогательный комплект аппаратуры позволяет
выполнять технологическую связь между постановочны ми цехами и подчиненными звеньями, создавать систему звукоусиления для трансляции спектакля по закулисным помещениям и передачи объявлений от помощника ре жиссера.
Рассмотрим некоторые требования, предъявляемые театром к основному комплекту аппаратуры.
1. Звукотехиическое оборудование, применяемое при звуковом оформлении спектакля, должно обладать са мыми высокими качественными параметрами. Звук, воспроизводимый в зрительный зал, должен быть макси мально приближен к естественному. Только при этом условии зритель будет воспринимать звуковое оформле ние спектакля как художественное. Плохое и посредствен ное звучание вызывает раздраженней досаду у зрителя и зачеркивает большую, сложную работу всего творче ского коллектива.
2. При размещении громкоговорителей в зале необ ходимо монтировать их в специальных нишах на расстоя нии 1,5—2 м друг от друга, чтобы обеспечить плавность перехода звука, «движущегося» в пространстве.
3. Большой объем зрительного зала позволяет внед-
31
рить в театр систему амбиофонии как составной элемент музыкально-шумового оформления спектакля. Звук «ниоткуда» с изменяющейся гулкостью может создать целый каскад интересных эффектов.
4. В зрительном зале должно быть создано несколько звуковых планов, что обеспечивает лучшую оператив ность при работе над спектаклем.
Значительные размеры сцены выдвигают дополнитель ные требования по созданию сценических звуковых пла нов и размещению громкоговорителей. Рассмотрим неко торые из них.
Объем сценической части театра занят большим ко личеством мягких декораций и одеждой сцены, которые значительно поглощают звук. Площадь портальной стены со стороны сцены и площадь зеркала сцены несоизмери мы. Объемы сцены и зрительного зала связаны между собой лишь через «маленькое окно» зеркала сцены, по этому только ограниченная часть звуковой энергии может перейти от громкоговорителей в зрительный зал.
Как правило, почти все громкоговорители, размещен ные на сцене, маскируются кулисами, задниками, деко рациями. В этом случае отсутствует прямая звуковая волна (звук можно рассматривать только как диффуз ный). Маскировка громкоговорителей одеждой сцены, декорациями приводит к изменению спектральной ха рактеристики звуковой информации, т. е. к потере высо ких частот (звук теряет естественность).
Все эти особенности театра заставляют очень проду манно подходить к решению звуковых эффектов, получа емых со сцены. Например, для того чтобы создать зву ковой эффект с большим уровнем громкости в зритель ном зале (взрыв, сцена боя и др.), в некоторых театрах форсируют звук на сцене, делая уровни громкости, близ кие к «болевому порогу». Звуковой эффект получается низкого качества.
При рациональном размещении громкоговорителей и правильном подходе к пониманию задачи, поставлен ной режиссером, можно добиться такого же звукового эффекта более простыми средствами, включив систему подзвучивания (желательно амбиофопию) в зрительном зале. Соотношения между уровнем громкости на сцене и в зале подбираются так, чтоб зритель чувствовал, что звук идет со сцены. В этом варианте получается доста точно высокий уровень звучания в зале и сохраняется тембровая окраска воспроизводимого звука.
32
§ 6. ПОСТРОЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ ЗВУКОФИКАЦИИ
Рассмотрим один из возможных вариантов построе ния функциональной схемы звукофикации драматическо го театра, назначение и обоснование выбора ее основных элементов (рис. II. 1).
Рис. II. I. Функциональная схема звукофикации для драмати ческого театра: 1 — пятнканальный пульт звукорежиссера, 2 —
усилители мощности, 3 —микрофоны, 4 —магнитофоны, 5 — проигрыватель, 6 —шумовой агрегат. 7—линия городской транс ляционной сети, 8 —линия с предварительного усилителя кино проектора, 9 —громкоговорители зала, сцены, фойе, 10 —пульт
входной установочной коммутации, |
11 —пульт |
промежуточной |
коммутации, 12 — пульт выходной установочной |
коммутации, |
|
13— контрольный звуковой агрегат, |
14 —переговорное устрой |
|
ство, 15 — силовой щит |
|
М и к ш е р с к и й пульт. Одним из основных элемен тов системы звукофикации театра является пульт звуко режиссера, спомощью которого можно решать творческие и технические задачи. Количество сквозных каналов пульта определяется технологическими особенностями работы звукорежиссера над музыкально-шумовым оформлением спектакля.
При звуковом решении театральной постановки чаще всего встречаются случаи использования сразу или с короткими промежутками времени нескольких разнотип ных программ, которые могут включаться на разные зву ковые планы (арьерсцена и порталы). Если основная
2—187 |
33 |
программа записана в стереоварианте (или моновариан те со 100%-ным резервом), а две другие программы — в моноварианте, то количество сквозных каналов соот ветственно равно четырем. Если по замыслу режиссера необходимо сделать несколько одновременно звучащих программ, каждая из которых содержит много составля ющих (например, шум в деревне: лай собак, мычание коров, пение петухов, людской говор и т. д.), то целе сообразно комбинировать их так, чтобы общее количест во сквозных каналов не превышало шести. Если же ко личество каналов будет больше шести, звукорежиссер физически не сможет использовать их одновременно (да же с учетом резерва).
Усилители м о щн о ст и. Минимальное количество оконечных усилителей определяется числом сквозных каналов пульта звукорежиссера и необходимым резер вом. Мощность каждого усилителя должна быть не мень ше 40—50 Вт и не больше 100 Вт (что подтверждается театральной практикой).
Если же по ходу спектакля потребуется, чтобы в од ном канале звукового тракта в какой-то момент времени была мощность больше 100 Вт (чтобы получить звуковой эффект с увеличенным уровнем громкости), то целесо образно подключить на этот канал несколько резервных усилителей (до четырех) с соответствующими группами громкоговорителей.
Из сказанного следует, что максимальное количество усилителей мощности определяется числом сквозных ка налов плюс три-четыре запасных, которые могут быть использованы как резерв для увеличения мощности ка кого-либо канала.
Источники программ. В качестве источников программ в театре используют микрофоны, магнитофо ны, проигрыватели, шумовые агрегаты, а также переда чи, поступающие от линии городской радиосети и предва рительных усилителей кинопроектора.
Микрофоны. Количество' одновременно используемых микрофонов определяется технологическими требовани ями театра. Например, при проведении конференции на стол президиума ставят один микрофон, на трибуну — два (один как резервный). При записи оркестра или хо ра (или того и другого вместе) требуется один микрофон для подчеркивания перспективы и несколько микрофо нов для групп оркестра и солиста (могут быть и другие варианты).
34
Таким образом, минимальное количество одновремен но работающих микрофонов с учетом резерва равно четырем. Максимальное количество определяется требо ваниями высококачественной записи больших оркестро вых групп, оркестра с хором и достигает 6—8.
Магнитофоны. При звукофикации количество магни тофонов определяется следующими соображениями:
при звуковом сопровождении спектакля часто бывает необходимо дать одновременно или с малыми интерва лами по трем звуковым планам самостоятельные про граммы. Для этих целей используются три магнитофона (два — рабочих, один —■резервный);
во время репетиционной работы режиссер-постанов щик просит подготовить определенный характер музы кального куска или шумовой картины. Несколько магни тофонов позволяют звукорежиссеру продемонстрировать заранее заготовленные программы; при их прослушива нии имеется возможность одновременной подготовки дру гих программ. Кроме того, на репетициях можно экспери ментально подбирать сложную программу музыкально шумовой картины, включая сразу или в определенной последовательности нужные фонограммы;
при наложении одной программы на другую, т. е. при сведении двух фонограмм на одну, используют не менее трех магнитофонов.
Максимальное количество магнитофонов определяет ся загрузкой звукотехнического цеха. Если основной ком плект аппаратуры занят на репетициях и спектаклях, а в процессе работы требуется производить монтаж фоно граммы, то необходимо иметь дополнительно три магни тофона, которые устанавливают в радиоаппаратной.
Проигрыватель. В театральной практике желатель но применять студийный проигрыватель для воспроизве дения грамзаписей, так как хорошее качество перезапи си можно получить, используя стационарную аппарату ру на все стандартные скорости и подбирая соответствую щие записям стандарты частотных характеристик.
Шумовые агрегаты. В театрах часто применяются ме ханические шумовые агрегаты, которые могут быть адап тированы. Совместное использование их с фонограммами шумов дает возможность звукорежиссеру создавать шу мовые картины с большей достоверностью.
Линия городской радиосети (ГРС) обеспечивает ре трансляцию и запись интересующих режиссера и звуко режиссера передач местного вещания.
2* |
35 |
Линия с промежуточного усилителя кинопроектора
позволяет шире использовать кинопроекцию при оформ лении спектаклей в сочетании со звуковым сопровожде нием.
Г р о м к о г о в о р ит ел и. Число громкоговорителей определяется количеством звуковых планов на сцене, в зрительном зале, в фойе и необходимостью сосредоточе ния звуковой мощности в каком-либо конкретном плане (арьерсцена, трюм и т. д.).
Известно, что уровень громкости в каждой выбранной точке пространства зависит от подведенной к громкогово рителю электрической мощности, на которую рассчитан громкоговоритель, и его к.п.д.; полоса воспроизводимых частот определяется габаритами звуковшю—агрегата и качеством встроенных в него излучателей (низкочастот ных и высокочастотных головок).
Современная электроакустическая аппаратура позво ляет получить в зрительном зале достаточно хорошее по качеству звучание. При выборе количества громкогово рителей необходимо учитывать возможность использова ния их при мощности не больше 50% от номинальной. Запас по мощности обеспечивает надежность работы и улучшает качество звучания.
Места установки громкоговорителей определяются звуковыми планами каждого театра с учетом конкрет ных условий их работы.
Коммут а ционные устройства . В театральной практике коммутационные устройства делятся на устано вочные и оперативные.
Установочные коммутаторы позволяют из большого количества линий выбрать те, которые будут использо ваны в данном спектакле. Коммутация производится пе ред началом спектакля или репетиции и предусматривает внешние соединения основных блоков системы звукофикации. Шкафы установочной коммутации размещают вблизи основных функциональных устройств в местах, удобных для работы звукорежиссера.
Оперативная коммутация позволяет во время спек такля или репетиции производить все переключения непо средственно на рабочем месте.
Основные виды операций при работе с установочной и оперативной коммутациями должны отражаться на световом табло, которое размещается в радиоложе перед звукорежиссером и дублируется в радиоаппаратной. Зе леный свет сигнальной лампочки показывает момент
36
включения установочной коммутации, красный — опера тивной коммутации.
Рассмотрим назначения коммутационных устройств системы звукофикации (см. рис. II. 1, поз. 10, 11, 12).
Входной пульт позволяет подключать любой источник программы на любой индивидуальный канал пульта зву корежиссера. При этом предусматривается, что каждый канал пульта имеет микрофонные и линейные входы или переключатель каналов усиления для выбора программы.
Промежуточный пульт коммутирует выходы любого канала пульта звукорежиссера на вход одного или не скольких выбранных усилителей мощности. При этом предусматривается возможность подключения к каждому каналу не менее четырех усилителей для увеличения вы ходной мощности любого сквозного канала.
Выходной пульт служит для коммутации выхода лю бого усилителя мощности на вход линии, идущей на громкоговорители. Для пульта необходимо предусмотреть блокировку, которая исключает возможность ошибочно го, параллельного подключения нескольких усилителей на одну нагрузку. При несоблюдении этого условия в параллельно включенных мощных усилителях могут воз никнуть значительные нелинейные искажения.
Конт рольный |
а г р е г а т служит для прослуши |
вания записываемых |
и воспроизводимых передач, т. е. |
позволяет осуществлять субъективный контроль качест ва подготовляемой программы. Контрольный агрегат может подключаться к основным точкам функциональ ной схемы. В помещении радиоложи должны быть созда ны оптимальные акустические условия.
Пе рег оворное устройство позволяет операто ру поддерживать оперативную двустороннюю связь по основным направлениям, определяемым технологически ми требованиями театра.
Силовой р а с п р е д е л и т е л ь н ы й щит служит для питания звукотехнического комплекта от основного и резервного фидера силовой сети и позволяет выпол нять следующие операции:
осуществлять питание всей системы звукотехническо го комплекта от силовой театральной установки через ин дивидуальную и групповую защиту, которая позволяет ликвидировать неисправность отдельного звена без от ключения всей аппаратуры от сети;
подключать группы и отдельные блоки к сети пи тания;
37
регулировать напряжение сети с помощью автотран сформаторов, что особенно важно для работы студийных магнитофонов;
измерять режимы питания всего комплекта аппара туры с помощью контрольных приборов (амперметра, вольтметра).
Рассмотренная схема звукофикации (см. рис. II. 1) и выбор ее функциональных элементов показывают лишь общий подход к звукофикации действующих и вводимых в эксплуатацию драматических театров. В каждом кон кретном случае заказчиком разрабатываются свои техно логические требования и составляются соответствующие им функциональные схемы звукофикации.
§ 7. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗВУКОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
В ПОМЕЩЕНИЯХ ТЕАТРА
Прежде чем рассматривать размещение аппаратуры, необходимо познакомиться с расположением основных служебных помещений звукоцеха.
Радиоложа находится в конце зрительного зала на уровне бельэтажа или балкона с прямой видимостью в зрительный зал и на сцену. Смотровое окно радиоложи должно обеспечивать хороший обзор авансцены. Значи тельная удаленность радиоложи не дает объективной звуковой перспективы при контроле звука, поэтому звуко режиссеру приходится вводить коррективы в уровни зву чания голоса актера и звукового сопровождения. Ориен тировочные уровни звучания подбираются в репетицион ный период и записываются в партитуру спектакля.
Радиоаппаратная может быть расположена вблизи радиоложи. Это облегчает обслуживание всего комплекта радиозвукотехнической аппаратуры.
Помещение для ремонтных работ размещают в неко тором удалении от радиоложи и зрительного зала, так, чтобы работа по настройке и проверке аппаратуры не ме шала действию спектакля или репетиции.
Речевая студия может примыкать непосредственно к радиоложе или аппаратной. Если она расположена на не котором удалении, то для восстановления оперативной связи применяется громкоговорящее переговорное уст ройство.
Комнату «эхо» или комнату с аппаратурой искусствен ной реверберации (пластинчатый ревербератор) следует размещать в подвале или в любом хорошо изолированном от внешних шумов помещении.
38
Помещение для технологической связи и других вспо могательных служб должно быть расположено вблизи сцены, что дает экономический эффект при построении линейных устройств и улучшает их эксплуатацию.
Особенности размещения звукотехнической аппарату ры заключаются в следующем.
Ради олож а. При расстановке оборудования в радиоложе можно выделить:
первый план — оперативный, с минимальным количе ством аппаратуры; обеспечивает хорошую видимость сценической площадки и зрительного зала, одновременно создавая условия для работы с основной аппаратурой (пульт, магнитофоны, оперативная коммутация). Эту аппаратуру размещают таким образом, чтобы не отвле кать звукорежиссера сложностью операций от действия на сцене. Поэтому пульт управления устанавливают око ло смотрового окна, а магнитофоны — справа и слева;
второй план предназначен для вспомогательной аппа ратуры, которую звукорежиссер подключает дополни тельно к основной. Это могут быть третий и четвертый магнитофоны, проигрыватель, магнитный ревербератор и другое дополнительное оборудование;
третий план служит для монтажа остального обору дования. Это — установочная коммутация входных и вы ходных линий, промежуточная коммутация, усилительная аппаратура системы технологической связи и др. Обору дование включается и обслуживается звукорежиссером до спектакля или в антрактах.
Ра д и о а п п а р а т н а я . В этом помещении размеща ют усилители мощности, силовой щит, студийные магни тофоны, пульт для монтажа и перезаписи фонограмм, вы сококачественные контрольные агрегаты, студийный грамстол. Для оперативного контроля за работой отдель ных блоков аппаратуры на пульте звукорежиссера или около него предусмотрена установка сигнализационного устройства — светового табло (в новом здании МХАТ).
Оборудование в радиоаппаратной группируют по сле дующим типам:
1) аппаратура перезаписи и монтажа магнитных фо нограмм. В этот комплект входят: пульт перезаписи, сту дийные магнитофоны, грамстол, высококачественные контрольные агрегаты;
2) стойки усилителей мощности с системой автомати ческого перехода на резерв, контроля основных рабочих режимов и сигнализации;
39