Файл: Особенности развития франчайзинга в современных условиях мировой опыт и российская практика.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с точки зрения франчайзи. Очевидными достоинствами такого соглашения являются:
Франчайзи получает готовую, действующую и проверенную схему готового бизнеса. Он получает готовую марку со сформировавшимся имиджем и проложенными путями становления и развития дела. Поэтому предприниматель входит на рынок стремительно, хоть и с нуля, в максимально сжатые сроки выходя на окупаемость. Мало того, он имеет возможность получать товар по максимально низким ценам и в нужном количестве. Как правило, ему могут предоставить контакты поставщиков, клиентов. Франшиза обычно включает обучение персонала и руководства компании, причем за счет паушального взноса. Иногда фр
анчайзер может выделить кредит на организацию открытия франшизы и/или выступить гарантом при оформлении целевых кредитов в банках. Все это сводит риски банкротства к минимуму, увеличивая шансы на успех.
Однако существуют и не менее очевидные минусы для покупателя франшизы:
Первым камнем преткновения может стать паушальный взнос. Иногда он настолько высокий, что сроки окупаемости проекта растягиваются во времени. При этом предприниматель сильно привязан к догово
ру. Он обязан неукоснительно соблюдать все положения, которые франчайзер прописал в своих интересах, хотя и имеет право выступать со своими предложениями по его изменению. Но это очень сковывает ему руки, когда надо быстро реагировать на изменения на рынке. Еще одна сложность – сотрудничество, которого он обязан придерживаться в работе с другими франчайзи. Также существует некоторый риск, что владелец главной компании перепродаст свой бизнес или компания вовсе обанкротится. В последнем случае франчайзинг фактически вынужден сворачивать бизнес, каким бы успешным он до этого ни был.13
Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзи отражены на рисунке 3.
Прибыль
Рис. 3. Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзи
Перейдем к преимуществам франчайзинга для франчайзера. К ним относятся прежде всего:
При такой форме организации бизнеса проще освоить новые рынки, в том числе зарубежные. Ведь не всегда удается адекватно оценить особенности иностранного рынка. А если отдать дело в руки местного специалиста, который четко ориентируется в них и может быстро р
еагировать на изменения, у бизнеса появляется намного больше возможностей выйти на окупаемость в самые короткие сроки и грамотно презентовать марку на новом рынке. Кроме того, часто продажа франшизы помогает вывести на новый уровень окупаемости малоприбыльные направления бизнеса.14
Очень важной является возможность получения от франчайзи дополнительного дохода в виде платежей, которые он должен платить согласно договору.
Компания может проводить экспансию рынков, при этом не вкладывая в процесс денег. Бизнес гарантировано имеет успех, так как держатель франшизы сам заинтересован в его процветании и больше мотивирован, чем наемный управляющий.
Франчайзинг о
-
снижение затрат на маркетинг и консалтинг, так как эти услуги предоставляются франчайзером; -
гарантия поставок товаров, сырья, материалов от франчайзера; -
снижение предпринимательского риска и т.п.
Франчайзи получает готовую, действующую и проверенную схему готового бизнеса. Он получает готовую марку со сформировавшимся имиджем и проложенными путями становления и развития дела. Поэтому предприниматель входит на рынок стремительно, хоть и с нуля, в максимально сжатые сроки выходя на окупаемость. Мало того, он имеет возможность получать товар по максимально низким ценам и в нужном количестве. Как правило, ему могут предоставить контакты поставщиков, клиентов. Франшиза обычно включает обучение персонала и руководства компании, причем за счет паушального взноса. Иногда фр
анчайзер может выделить кредит на организацию открытия франшизы и/или выступить гарантом при оформлении целевых кредитов в банках. Все это сводит риски банкротства к минимуму, увеличивая шансы на успех.
Однако существуют и не менее очевидные минусы для покупателя франшизы:
-
ограничение самостоятельности и свободы, т.к. франчайзи обязан придерживаться определенных правил, предусмотренных договором; -
ограничения финансовой базы, т.к. роялти чаще всего устанавливаются в процентах не от прибыли, а от оборота; -
вынужденная прозрачность бизнеса; -
затруднения при выходе из договора (например, в договоре может быть предусмотрена бесплатная переуступка прав на аренду помещения) и т.д.
Первым камнем преткновения может стать паушальный взнос. Иногда он настолько высокий, что сроки окупаемости проекта растягиваются во времени. При этом предприниматель сильно привязан к догово
ру. Он обязан неукоснительно соблюдать все положения, которые франчайзер прописал в своих интересах, хотя и имеет право выступать со своими предложениями по его изменению. Но это очень сковывает ему руки, когда надо быстро реагировать на изменения на рынке. Еще одна сложность – сотрудничество, которого он обязан придерживаться в работе с другими франчайзи. Также существует некоторый риск, что владелец главной компании перепродаст свой бизнес или компания вовсе обанкротится. В последнем случае франчайзинг фактически вынужден сворачивать бизнес, каким бы успешным он до этого ни был.13
Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзи отражены на рисунке 3.
Прибыль
Рис. 3. Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзи
Перейдем к преимуществам франчайзинга для франчайзера. К ним относятся прежде всего:
-
возможность расширения сбыта продукции; -
рост стоимости бизнеса; -
проведение региональной (территориальной) экспансии с меньшими рисками; -
эффективный способ борьбы с конкурентами (а счет наращивания сбыт и вытеснения конкурентов с рынка и/или за счет перевода конкурентов, в том числе потенциальных, во франчайзи); -
эффективный и, по сути, единственный способ борьбы с пиратским копированием формата бизнеса.
При такой форме организации бизнеса проще освоить новые рынки, в том числе зарубежные. Ведь не всегда удается адекватно оценить особенности иностранного рынка. А если отдать дело в руки местного специалиста, который четко ориентируется в них и может быстро р
еагировать на изменения, у бизнеса появляется намного больше возможностей выйти на окупаемость в самые короткие сроки и грамотно презентовать марку на новом рынке. Кроме того, часто продажа франшизы помогает вывести на новый уровень окупаемости малоприбыльные направления бизнеса.14
Очень важной является возможность получения от франчайзи дополнительного дохода в виде платежей, которые он должен платить согласно договору.
Компания может проводить экспансию рынков, при этом не вкладывая в процесс денег. Бизнес гарантировано имеет успех, так как держатель франшизы сам заинтересован в его процветании и больше мотивирован, чем наемный управляющий.
Франчайзинг о