Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
— снижение износостойкости и уменьшение долговечности де талей вследствие того, что поверхностный износостойкий слой ма териала детали отсутствует; ускоренный износ детали может вы звать уменьшение надежности узла или агрегата и сделать рацио нальной досрочную замену детали, хотя ее размеры еще не достиг ли предельного износа;
— изменение характера посадки сопряжения, которое может повлечь за собой нарушение работы узла пли агрегата.
Для отдельных сочленений существуют конкретные методы оп ределения значений предельного износа; некоторые из них будут рассмотрены в главе 5.
Время работы детали до того, как ее износ достигнет предель ной величины, называется сроком службы детали.
Г л а в а 2. СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН В ВОЙСКАХ
СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
Значительное уменьшение интенсивности изнашивания детален машин и повышение их надежности может быть достигнуто за счет своевременного проведения ряда эксплуатационных мероприятий, предупреждающих появление аварийных износов или пзносовых отказов. Эти мероприятия являются профилактическими и называ ются техническими обслужнваниями. Устранить внезапные отказы этими мероприятиями нельзя.
Техническое обслуживание является комплексом мероприятии, направленным на поддержание машин в постоянной технической готовности путем своевременного устранения и предупреждения причин, вызывающих износ и поломки деталей. Правильным вы полнением этого комплекса обеспечивается высокая надежность и долговечность машин, а также устранение причин, вызывающих
перерасход эксплуатационных |
материалов. |
В технические обслуживания |
входят работы по чистке и мойке |
машин, их заправке эксплуатационными материалами, смазке, кре пежу, контролю и регулировке узлов.
Технические обслуживания проводятся по системе, которая на зывается планово-предупредительной. Вторая часть названия обусловливается главной целью — профилактикой интенсивного из нашивания, неисправностей, поломок. Плановость системы заклю чается в том, что все мероприятия выполняются по плану, в соот ветствии с установленной периодичностью и содержанием, незави симо от состояния машины.
Одной из основ системы технических обслуживании является периодичность их проведения. При назначении последней должен приниматься во внимание ряд факторов—-изменение эксплуата ционных показателей в связи с изнашиванием деталей, соотноше ние удельных затрат на техническое обслуживание и ремонт, из менение надежности машины, сроки службы ее деталей и другие.
В процессе эксплуатации машины, в связи с изнашиванием де талей ухудшаются ее эксплуатационные показатели, в частности производительность. Следовательно, было бы выгодно как можно чаще производить замену и регулировку деталей. Но при этом возрастают затраты-времени на производство технических обслу живании и, в результате, снижается производительность. На рис. 4 представлен график изменения производительности машин-
Средняя производительность /7ор за |
период времени х равна |
V |
х |
П а, ^шах |
^ |
где х — период времени между двумя техобслуживаниями;
у— разность значений производительности до и после тех нического обслуживания;
25-
Дызх — производительность |
машины |
непосредственно |
после |
|||||||||
|
проведения технического |
обслуживания; |
|
|
|
|
||||||
а — угол наклона |
графика |
изменения производительности. |
||||||||||
Коэффициент использования времени машины |
(с учетом толь |
|||||||||||
ко потерь времени на технические |
обслуживания) |
за |
период вре |
|||||||||
мени Т |
|
|
Т — а Т_ |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
||||
|
|
k. |
|
Т |
х |
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где а — продолжительность |
простоя машин в |
одном |
техническом |
|||||||||
|
обслуживании. |
|
|
|
|
|
Т равна |
|
|
|||
Производительность машин Птза период |
|
|
||||||||||
|
Пг= |
ТПсе1гв = т ( Яшах - |
|
tg a |
|
|
|
|
|
|||
Оптимальная |
величина |
периода х |
соответствует максималь |
|||||||||
ному значению /7Т. |
Т tg а |
|
ТПшяха |
|
|
|
|
|
||||
|
|
d[JT |
|
О; |
|
|
|
|
||||
|
|
dx |
|
2 |
|
х* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
2а П т1 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
= \ / ' |
|
tgcx |
|
|
|
|
|
|
Практическое использование приведенной формулы затрудни |
||||||||||||
тельно |
вследствии недостаточной |
определенности |
величины а |
для |
||||||||
|
|
|
|
|
|
строительно - |
восстановитель |
|||||
|
|
|
|
|
|
ных машин, однако знание |
||||||
|
|
|
|
|
|
функциональных |
зависимо |
|||||
|
|
|
|
|
|
стей, описываемых формулой, |
||||||
|
|
|
|
|
|
полезно. |
учете |
соотношения |
||||
|
|
|
|
|
|
При |
||||||
|
|
|
|
|
|
удельных затрат на техниче |
||||||
|
|
|
|
|
|
ское |
обслуживание и |
ремонт |
||||
|
|
|
|
|
|
принимается во внимание то, |
||||||
|
|
|
|
|
|
что при выполнении техниче |
||||||
|
|
|
|
|
|
ских |
обслуживаний до |
начала |
||||
|
|
|
|
|
|
аварийного изнашивания дета |
||||||
|
|
|
|
|
|
лей |
(точка |
В |
на |
графике |
||
|
|
|
|
|
|
рис. 2) средняя интенсивность |
||||||
|
|
|
|
|
|
изнашивания |
снижается, |
срок |
||||
|
|
|
|
|
|
необходимого |
ремонта |
отдаля |
||||
|
|
|
|
|
|
ется, затраты на производство |
||||||
|
|
|
|
|
|
ремонта сокращаются, а на |
||||||
Рис. |
4. Зависимость |
производи- |
|
технические |
обслуживания, |
|||||||
тельности машин от периодич- |
|
вследствие увеличения их ко- |
||||||||||
ности технических обслуживаний. |
|
личества, |
возрастают. |
При бо |
лее позднем выполнении технических обслуживаний затраты на них снижаются, а на ремонт возрастают.
26
Затраты на производство обслуживании и ремонтов С(Т) за период Т равны
|
|
С(Т) = С ^ + С2^ , |
||
|
|
|
1 о |
1р |
где |
Ci— стоимость выполнения одного технического обслуживания; |
|||
|
Т0— период между |
техническими |
обслуживаниями; |
|
|
Сг— стоимость |
выполнения одного ремонта, зависящая от Т0; |
||
|
C2= f(T0)-, |
|
ремонтами; Тр — <?Т0. |
|
|
Tf — период между |
|||
Оптимальная величина периодичности технических обслужива- |
||||
ний |
определяется |
из уравнения |
|
|
|
|
d |
|
= 0. |
|
dTo |
1 О |
||
|
|
Если средняя наработка на отказ машины, полученная на осно ве опытных данных с учетом аварийного и естественного износа равна /п, а период между техническими обслуживаниями равен То, то надежность машины за время То
_Zk
R (Ta) = e - .
Например, при Го= 800 ц, /?г = 4000 ч, = 0,818, т. е. около 18%
машин откажут ранее проведения технического обслуживания.
Среднее время между |
преждевременными |
отказами |
равно |
7'0Р = |
Z ° R d T = m [ 1 - / ? (Г,,)]. |
|
|
|
о |
|
|
Б нашем примере |
Гор =4000 • 0,18 = 720 |
ч. |
наработка |
Все приведенные факторы и, прежде всего, средняя |
на отказ детали или узла должны учитываться при назначении периодичности технических обслуживании.
Эффективность системы профилактических мероприятий может быть оценена по методике И. А. Луйка [39].
Удельный вес износовых отказов, при их интенсивности Хп в общем потоке отказов с интенсивностью X равен
Профилактическими мероприятиями не удается устранить все износовые отказы. Эффективность этих мероприятий характери зуется коэффициентом кь
где Х'и — интенсивность износовых отказов, не устраняемых профилактикой.
27
Общая интенсивность отказов, не устраняемых профилакти кой, равна X'
= Х„ -j- Х'и,
где Хв — интенсивность внезапных отказов. После ряда преобразований получается
В идеальном случае ka= 1 и
\' = ц \ - к п).
Когда &„=], т. е. внезапные отказы отсутствуют, Х' = 0
ипрофилактика полностью обеспечивает надежную работу
машин. При k„ = О Х' = Х, т. е. профилактика не оказывает никакого влияния на надежность. Рассмотрение этих двух крайних случаев позволяет придти к выводу, что в военное время, когда k„ уменьшается, значение профилактики для сох ранения надежности парка машин в заданных границах умень шается. Однако, учитывая невозможность управления величи ной Х„ для уменьшения X необходимо повысить k3, т. е. улуч шить качество профилактики.
СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ
В принятую в настоящее время в Советской Армии и народном хозяйстве систему технических обслуживании входят следующие основные их виды:
— ежедневные или ежесменные (ЕТО);
—периодические (ТО-1, ТО-2);
—технические обслуживания при изменении условий эксплуа
тации;
—технические осмотры.
Содержание, периодичность, названия, порядок выполнении всех этих мероприятий могут быть различными в разных отраслях народного хозяйства и родах войск, но принципиальная осноза их одинакова.
Ежедневное техническое обслуживание производится в конце каждой смены или дня работы машины, независимо от объема выполненной работы, силами расчета машины. При ЕТО преду сматриваются следующие виды работ:
—очистка машин, инструментов, принадлежностей от пыли и
грязи;
—тщательный осмотр машин с проведением необходимых
крепежных и |
регулировочных работ; |
смазки; |
— смазка |
узлов в соответствии с картой |
|
— дозаправка машины эксплуатационными |
материалами. |
Трудоемкость ЕТО зависит от типа и состояния машины и рав на 0,45—2 чел.-часа.
28
Периодические технические обслуживания производятся после выполнения машиной определенного объема работы в часах или километрах пробега. Периодичность их характеризуется величи ной межосмотровых (межремонтных) периодов. В зависимости от объема работ, предусмотренных нормативами, технические обслу живания подразделяются на виды—№ 1 (ТО-1), № 2 (ТО-2), иногда даже № 3 (ТО-3). При каждом обслуживании высшего но мера выполняются все операции обслуживании предыдущих но меров и некоторые специальные работы.
Состав работ, обязательный при технических обслуживаниях, может определяться по методике, предложенной Е. С. Кузнецо вым [34]. При этом, статистическими наблюдениями устанавлива ется коэффициент k повторяемости операций
где М — число |
случаев |
возникновения |
потребности |
в техническом |
|
обслуживании; |
наблюдений. |
|
|
||
N — общее |
число |
технического |
обслуживания |
||
Периодичность |
каждого i-го вида |
||||
|
|
|
Т{ — nTi-i |
, |
|
где п — кратность |
межосмотровых периодов. |
|
В первое техническое обслуживание должны входить прежде
всего операции с й, = 1; при k — — операция должна включаться
в следующее техническое обслуживание. Таким образом, к ТО-1
относятся операции, у которых
1 > k , > — .
п
Мера увеличения k\ сравнительно с величиной — зависит от
п
заданной надежности. После некоторых математических преобра зований получается:
— для ТО-1
1
1 > 6 , > ( t i - l ) R ( T oy
— для ТО-2
> £о > |
1 |
||
2R ( Т0) (п — 0,5) ’ |
|||
(п — 1) R ( Т0) ^ |
~ |
||
где R(Tо) —заданная надежность |
за время То. |
29