Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— снижение износостойкости и уменьшение долговечности де­ талей вследствие того, что поверхностный износостойкий слой ма­ териала детали отсутствует; ускоренный износ детали может вы­ звать уменьшение надежности узла или агрегата и сделать рацио­ нальной досрочную замену детали, хотя ее размеры еще не достиг­ ли предельного износа;

— изменение характера посадки сопряжения, которое может повлечь за собой нарушение работы узла пли агрегата.

Для отдельных сочленений существуют конкретные методы оп­ ределения значений предельного износа; некоторые из них будут рассмотрены в главе 5.

Время работы детали до того, как ее износ достигнет предель­ ной величины, называется сроком службы детали.

Г л а в а 2. СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН В ВОЙСКАХ

СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

Значительное уменьшение интенсивности изнашивания детален машин и повышение их надежности может быть достигнуто за счет своевременного проведения ряда эксплуатационных мероприятий, предупреждающих появление аварийных износов или пзносовых отказов. Эти мероприятия являются профилактическими и называ­ ются техническими обслужнваниями. Устранить внезапные отказы этими мероприятиями нельзя.

Техническое обслуживание является комплексом мероприятии, направленным на поддержание машин в постоянной технической готовности путем своевременного устранения и предупреждения причин, вызывающих износ и поломки деталей. Правильным вы­ полнением этого комплекса обеспечивается высокая надежность и долговечность машин, а также устранение причин, вызывающих

перерасход эксплуатационных

материалов.

В технические обслуживания

входят работы по чистке и мойке

машин, их заправке эксплуатационными материалами, смазке, кре­ пежу, контролю и регулировке узлов.

Технические обслуживания проводятся по системе, которая на­ зывается планово-предупредительной. Вторая часть названия обусловливается главной целью — профилактикой интенсивного из­ нашивания, неисправностей, поломок. Плановость системы заклю­ чается в том, что все мероприятия выполняются по плану, в соот­ ветствии с установленной периодичностью и содержанием, незави­ симо от состояния машины.

Одной из основ системы технических обслуживании является периодичность их проведения. При назначении последней должен приниматься во внимание ряд факторов—-изменение эксплуата­ ционных показателей в связи с изнашиванием деталей, соотноше­ ние удельных затрат на техническое обслуживание и ремонт, из­ менение надежности машины, сроки службы ее деталей и другие.

В процессе эксплуатации машины, в связи с изнашиванием де­ талей ухудшаются ее эксплуатационные показатели, в частности производительность. Следовательно, было бы выгодно как можно чаще производить замену и регулировку деталей. Но при этом возрастают затраты-времени на производство технических обслу­ живании и, в результате, снижается производительность. На рис. 4 представлен график изменения производительности машин-

Средняя производительность /7ор за

период времени х равна

V

х

П а, ^шах

^

где х — период времени между двумя техобслуживаниями;

уразность значений производительности до и после тех­ нического обслуживания;

25-


Дызх — производительность

машины

непосредственно

после

 

проведения технического

обслуживания;

 

 

 

 

а — угол наклона

графика

изменения производительности.

Коэффициент использования времени машины

(с учетом толь­

ко потерь времени на технические

обслуживания)

за

период вре­

мени Т

 

 

Т а Т_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

k.

 

Т

х

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где а — продолжительность

простоя машин в

одном

техническом

 

обслуживании.

 

 

 

 

 

Т равна

 

 

Производительность машин Птза период

 

 

 

Пг=

ТПсе1гв = т ( Яшах -

 

tg a

 

 

 

 

 

Оптимальная

величина

периода х

соответствует максималь­

ному значению /7Т.

Т tg а

 

ТПшяха

 

 

 

 

 

 

 

d[JT

 

О;

 

 

 

 

 

 

dx

 

2

 

х*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2а П т1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= \ / '

 

tgcx

 

 

 

 

 

 

Практическое использование приведенной формулы затрудни­

тельно

вследствии недостаточной

определенности

величины а

для

 

 

 

 

 

 

строительно -

восстановитель­

 

 

 

 

 

 

ных машин, однако знание

 

 

 

 

 

 

функциональных

зависимо­

 

 

 

 

 

 

стей, описываемых формулой,

 

 

 

 

 

 

полезно.

учете

соотношения

 

 

 

 

 

 

При

 

 

 

 

 

 

удельных затрат на техниче­

 

 

 

 

 

 

ское

обслуживание и

ремонт

 

 

 

 

 

 

принимается во внимание то,

 

 

 

 

 

 

что при выполнении техниче­

 

 

 

 

 

 

ских

обслуживаний до

начала

 

 

 

 

 

 

аварийного изнашивания дета­

 

 

 

 

 

 

лей

(точка

В

на

графике

 

 

 

 

 

 

рис. 2) средняя интенсивность

 

 

 

 

 

 

изнашивания

снижается,

срок

 

 

 

 

 

 

необходимого

ремонта

отдаля­

 

 

 

 

 

 

ется, затраты на производство

 

 

 

 

 

 

ремонта сокращаются, а на

Рис.

4. Зависимость

производи-

 

технические

обслуживания,

тельности машин от периодич-

 

вследствие увеличения их ко-

ности технических обслуживаний.

 

личества,

возрастают.

При бо­

лее позднем выполнении технических обслуживаний затраты на них снижаются, а на ремонт возрастают.

26


Затраты на производство обслуживании и ремонтов С(Т) за период Т равны

 

 

С(Т) = С ^ + С2^ ,

 

 

 

1 о

1р

где

Ci— стоимость выполнения одного технического обслуживания;

 

Т0— период между

техническими

обслуживаниями;

 

Сг— стоимость

выполнения одного ремонта, зависящая от Т0;

 

C2= f(T0)-,

 

ремонтами; Тр — <?Т0.

 

Tf — период между

Оптимальная величина периодичности технических обслужива-

ний

определяется

из уравнения

 

 

 

d

 

= 0.

 

dTo

1 О

 

 

Если средняя наработка на отказ машины, полученная на осно­ ве опытных данных с учетом аварийного и естественного износа равна /п, а период между техническими обслуживаниями равен То, то надежность машины за время То

_Zk

R (Ta) = e - .

Например, при Го= 800 ц, /?г = 4000 ч, = 0,818, т. е. около 18%

машин откажут ранее проведения технического обслуживания.

Среднее время между

преждевременными

отказами

равно

7'0Р =

Z ° R d T = m [ 1 - / ? (Г,,)].

 

 

о

 

 

Б нашем примере

Гор =4000 • 0,18 = 720

ч.

наработка

Все приведенные факторы и, прежде всего, средняя

на отказ детали или узла должны учитываться при назначении периодичности технических обслуживании.

Эффективность системы профилактических мероприятий может быть оценена по методике И. А. Луйка [39].

Удельный вес износовых отказов, при их интенсивности Хп в общем потоке отказов с интенсивностью X равен

Профилактическими мероприятиями не удается устранить все износовые отказы. Эффективность этих мероприятий характери­ зуется коэффициентом кь

где Х'и — интенсивность износовых отказов, не устраняемых профилактикой.

27


Общая интенсивность отказов, не устраняемых профилакти­ кой, равна X'

= Х„ -j- Х'и,

где Хв — интенсивность внезапных отказов. После ряда преобразований получается

В идеальном случае ka= 1 и

\' = ц \ - к п).

Когда &„=], т. е. внезапные отказы отсутствуют, Х' = 0

ипрофилактика полностью обеспечивает надежную работу

машин. При k„ = О Х' = Х, т. е. профилактика не оказывает никакого влияния на надежность. Рассмотрение этих двух крайних случаев позволяет придти к выводу, что в военное время, когда k„ уменьшается, значение профилактики для сох­ ранения надежности парка машин в заданных границах умень­ шается. Однако, учитывая невозможность управления величи­ ной Х„ для уменьшения X необходимо повысить k3, т. е. улуч­ шить качество профилактики.

СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

В принятую в настоящее время в Советской Армии и народном хозяйстве систему технических обслуживании входят следующие основные их виды:

— ежедневные или ежесменные (ЕТО);

периодические (ТО-1, ТО-2);

технические обслуживания при изменении условий эксплуа­

тации;

технические осмотры.

Содержание, периодичность, названия, порядок выполнении всех этих мероприятий могут быть различными в разных отраслях народного хозяйства и родах войск, но принципиальная осноза их одинакова.

Ежедневное техническое обслуживание производится в конце каждой смены или дня работы машины, независимо от объема выполненной работы, силами расчета машины. При ЕТО преду­ сматриваются следующие виды работ:

очистка машин, инструментов, принадлежностей от пыли и

грязи;

тщательный осмотр машин с проведением необходимых

крепежных и

регулировочных работ;

смазки;

— смазка

узлов в соответствии с картой

— дозаправка машины эксплуатационными

материалами.

Трудоемкость ЕТО зависит от типа и состояния машины и рав­ на 0,45—2 чел.-часа.

28


Периодические технические обслуживания производятся после выполнения машиной определенного объема работы в часах или километрах пробега. Периодичность их характеризуется величи­ ной межосмотровых (межремонтных) периодов. В зависимости от объема работ, предусмотренных нормативами, технические обслу­ живания подразделяются на виды—№ 1 (ТО-1), № 2 (ТО-2), иногда даже № 3 (ТО-3). При каждом обслуживании высшего но­ мера выполняются все операции обслуживании предыдущих но­ меров и некоторые специальные работы.

Состав работ, обязательный при технических обслуживаниях, может определяться по методике, предложенной Е. С. Кузнецо­ вым [34]. При этом, статистическими наблюдениями устанавлива­ ется коэффициент k повторяемости операций

где М — число

случаев

возникновения

потребности

в техническом

обслуживании;

наблюдений.

 

 

N — общее

число

технического

обслуживания

Периодичность

каждого i-го вида

 

 

 

Т{ — nTi-i

,

 

где п — кратность

межосмотровых периодов.

 

В первое техническое обслуживание должны входить прежде

всего операции с й, = 1; при k — — операция должна включаться

в следующее техническое обслуживание. Таким образом, к ТО-1

относятся операции, у которых

1 > k , > — .

п

Мера увеличения k\ сравнительно с величиной — зависит от

п

заданной надежности. После некоторых математических преобра­ зований получается:

— для ТО-1

1

1 > 6 , > ( t i - l ) R ( T oy

— для ТО-2

> £о >

1

2R ( Т0) (п — 0,5) ’

(п — 1) R ( Т0) ^

~

где R(Tо) —заданная надежность

за время То.

29