Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
них проводов на расстоянии 10 м для высоковольтных линий на пряжением до 20 кВ. Ширина охранных зон увеличивается с ро стом напряжения в линии. Работа и стоянка машин в охранных зонах возможны только с разрешения организаций, эксплуатирую
щих ЛЭП.
При наличии разрешения на работу расстояние между край ними точками машины или поднимаемою груза и проводом ЛЭП
при |
напряжении до 1 кВ, |
по горизонтали |
должно быть не менее |
1,5 |
м, по вертикали — 1 м. |
Эти расстояния |
возрастают с увеличе |
нием напряжения и составляют при напряжении 500 кВ, соответ
ственно 9 и 6 м.
О всех опасных зонах расчеты машин должны быть предупреж дены соответствующими надписями или отметками в нарядах на работу (путевых листах).
Безопасные условия работы людей создаются при соблюдении правил санитарии, изложенных ранее.
Чрезвычайно важным является обеспечение электробезопас ности при эксплуатации машин. Около 17% общего числа не счастных случаев на стройках является электротравмами.
По вероятности поражения рабочих электрическим током строи тельные машины с электроприводом являются большей частью объектами особо опасными и с повышенной опасностью.
Для защиты людей от поражения электрическим током при эксплуатации электроустановок должны выполняться мероприя тия, перечисленные ниже:
1.Применение в неблагоприятных условиях работы понижен ного напряжения — не выше 36 В.
2.Постоянный контроль за состоянием изоляции и работа
только при исправном ее состоянии.
3.Наличие устройств, автоматически отключающих потребите лей от источников электроэнергии при случайном повышении на пряжения на металлических частях оборудования в связи с порчей изоляции. В отдельных случаях, вместо этих автоматических уст ройств, устраивается заземление, т. е. металлическая связь корпу са потребителя с заземленной нейтралью источника тока. Это обеспечивает создание, при всяком замыкании на корпус потреби теля, цепи короткого замыкания.
4.Устройство заземления тех элементов электроустановок,
которые могут оказаться под напряжением при повреждении изо ляции. Заземление этих частей снижает на них напряжение отно сительно земли до безопасной величины.
5. Наличие устройств, автоматически разрывающих электриче скую цепь, когда рабочий может оказаться под напряжением, на пример, при открывании дверцы, снятии ограждения и т. п.
6. Наличие звуковых или световых средств сигнализации о по явлении опасности (подаче напряжения), окраска элементов элект рических цепей для лучшей ориентации в них, предупреждающих и запрещающих надписей.
261
7. Наличие индивидуальных средств защиты люден при их н меренном соприкосновении с токоведущими частями — изолирую щих штанг, изолированных плоскогубцев, клещей, диэлектриче ских перчаток, ковриков и т. и.
Наличие средств первой помощи на объектах работ является обязательным элементом комплекса мероприятий по охране труда. Состав комплектов средств первой помощи указывается в соответ ствующих официальных положениях.
Практика показывает, что наиболее часты несчастные случаи, связанные с электротравмами, потерей устойчивости машин и ава риями сосудов, находящихся под давлением. Аварии чаще всего являются следствием взрывов сосудов, при которых мгновенно вы деляется большое количество энергии. Например, мощность взры ва сосуда объемом 1 м3 с воздухом под давлением 1 2 ат при вре мени взрыва 0,1 с равна 28 100 кВт. При взрыве баллонов со сжа тыми газами их осколки разлетаются на расстояние до 150 м.
Причинами взрывов баллонов является переполнение их, повы шенное давление, удары по ним, нагрев или переохлаждение, на копление внутри металлических частиц, например, продуктов из носа резьбы вентилей, попадание туда жировых веществ, длитель ное хранение и т. д.
При повышении температуры давление внутри баллона возра стает, примерно, со скоростью 0,5 ат/'1с. Для предотвращения взрывов баллоны с сжиженными газами должны быть заполнены не более, чем на 0,9 объема.
С понижением температуры уменьшается ударная вязкость почти всех сталей, наступает явление хладноломкости и становят ся особенно опасными удары по баллонам и их падение.
При высоких температурах они также опасны потому, что внут реннее давление в баллонах увеличено и удар или падение может вызвать перенапряжение материала стенок.
При быстром открывании вентиля давление в нем быстро воз растает, что приводит к резкому повышению температуры газа до 400—500° С и это может вызвать нагрев находящихся в баллоне и вентиле ржавчины, окалины, стружки от износа резьбы и вос пламенение их в кислородной среде. Возможно также воспламе нение смазочных масел, находящихся на вентиле.
Особенно легко воспламеняются в кислородной среде пласт массовые уплотнения. Некоторые пластмассы электризуются и их электростатический заряд, создавая искру, может привести к вос пламенению смазочных масел и пластмасс. Электростатический заряд может возникнуть при быстром истечении кислорода.
Ацетилен при сжатии полимеризуется. Для исключения само произвольного взрыва ацетиленовые баллоны заполняют пористой капиллярной массой (например, древесным активизированным уг лем), пропитанной ацетоном. При наличии этой массы взрыв ное разложение ацетилена не распространяется по всему внутрен
262
нему объему, так как молекулы ацетона разобщают молекулы аце тилена.
При длительном хранении баллонов постоянно имеющаяся в них влага реагирует с газом, что может вызвать повышение внут реннего давления и в дальнейшем взрыв.
Основными причинами аварий компрессорных установок яв ляются:
— перегрев стенок цилиндров при высокой температуре сжи маемого воздуха;
—повышение давления в элементах компрессора выше допу стимого;
—низкое качество материала стенок воздухосборника;
—несоответствие смазочного масла требованиям стандартов;
—неправильный монтаж и эксплуатация установки;
—забор загрязненного воздуха.
Высокая температура сжимаемого воздуха может вызвать вос пламенение масла, перегрев и ослабление стенок. При перегреве масло разлагается, газы могут образовать взрывоопасную смесь.
Очень опасно наличие в воздухе |
пыли, особенно |
алюминиевой, |
|||
угольной, магниевой. |
до |
6 ат воздух нагревается до |
|||
При |
адиабатическом сжатии |
||||
212° С, |
при 10 ат — 288° С, а масло |
может вспыхнуть или разла |
|||
гаться |
при 200—220° С. Во избежание этого необходимо охлажде |
||||
ние цилиндров до |
140—160° С. Для |
обеспечения этого вода в си |
|||
стеме охлаждения |
не должна |
нагреваться выше |
25—30° С. На |
компрессорах следует иметь автоматическую сигнализацию, ин формирующую о недопустимом повышении температуры воды в системе охлаждения.
Загрязнение воздуха как засасываемого извне, так и находя щегося внутри цилиндров опасно, так как оно может образовать взрывоопасную смесь и, кроме того, на частицах грязи могут воз никнуть заряды статического электричества. Очистка воздуха обя зательна. Для этого воздухосборник должен очищаться от масля ных отложений, в воздуховодах между компрессором и воздухо сборником необходима установка масловодоотделвтелей.
ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Борьбе с пожарами в СССР уделяется постоянно большое вни мание. В 1918 году был издан декрет Совета Народных Комисса ров «Об организации государственных мер борьбы с огнем», после этого система борьбы с пожарами стала интенсивно разви ваться. Однако при эксплуатации строительных машин пожары еще не изжиты.
Основными причинами пожаров при этом являются:
—вспышка паров горючего;
—загорание материалов от искр и огня разного происхож
дения;
2 6 3
■— нарушение правил монтажа и эксплуатации электроустано вок (перегрузка электрических проводов, короткие замыкания, большие переходные сопротивления и т. п.).
Многие материалы, используемые при эксплуатации строитель ных машин, испаряясь в воздухе, образуют взрывоопасную, легковспыхивающую смесь. Так, в объеме 10 м3 воздуха, при темпера туре 20° С, взрывоопасная смесь получается при испарении 0,79 л ацетона в течение 12 часов, 0,39 л бензина за 2 часа, 0,4 л бен зола за 15 часов.
Причин появления открытого огня и искр может быть много, в том числе и небрежность личного состава. Часто искры обра зуются из-за разности потенциалов, получаются при электризации диэлектриков. Так, разность потенциалов при протекании бензина по трубам может быть 3000 В и более, при движении резиновой ленты конвейера до 30 000 В. Искра, образующаяся при разности потенциалов 1000 В, может воспламенять пары бензина., 3000 В — все горючие газы.
Наиболее эффективны следующие меры защиты от статическо го электричества:
—отвод зарядов через заземляющие устройства;
—увеличение относительной влажности воздуха до 70% и
более.
Расчет заземляющих устройств начинается с определения ве личины потенциала U на изолированных металлоконструкциях, например, резервуарах для горючего
в-
где q — скорость электризации или заряд в кулонах на 1 л элект ризуемого продукта;
М — количество перекаченного продукта, л;
Q — полный заряд, передаваемый электризованным бензином резервуару, Кл;
С —электрическая емкость резервуара; обычно С =10- 9 Ф. Энергия искры Е
Е = ±- CU* Дж.
Если величина Е, полученная расчетом, больше энергии, необ ходимой для воспламенения горючего вещества (например, для бензина Е = \0 ~ я Дж), то требуется заземляющее устройство.
Сопротивление R токопроводящего соединения, обеспечиваю щее безопасность, равно
UtM |
МОм, |
R = - v Q 10_6 |
где Ui — безопасная величина потенциала, В; v — скорость слива бензина, л/мин.
264
Практически сопротивление заземляющего устройства резер вуаров с горючим не должно превышать 1 МОм.
Перегрузка проводов происходит в результате подключения к электрической цепи большого количества токоприемников. От пе регрузок током и от коротких замыканий электрические цепи за щищают плавкими вставками (предохранителями) и автоматами,, включенными в цепь последовательно.
Ток плавкой вставки не должен превышать больше, чем в три раза допустимую токовую нагрузку данного участка линии. Его' допустимая величина /„ для защиты проводов, питающих группу двигателей, определяется по формуле
где /„, — наибольший пусковой ток одного |
из двигателей труп- |
||
пы, А; |
|
с наиболь |
|
/Н)- — номинальный ток i-го двигателя (двигатель |
|||
шим пусковым током при суммировании |
не |
учиты |
|
вается), А. |
горючего |
з |
складах |
Весьма опасным является воспламенение |
горючего.
Наибольшая пожарная безопасность обеспечивается при хра нении горючего под слоем земли. Толщину этого слоя X можноопределить с помощью уравнения неустойчивого теплового пото ка из условия,чтобы температура внутри резервуара /о была мень ше температуры самовоспламенения горючего или его паров при действии огня в течение времени т„.
Для решения этой задачи необходимо знание величины тем пературы поверхности земли t при пожаре того вида, на который
ведется расчет (обычно t= 12 0 0 ° С), |
и |
коэффициента |
температу |
|
ропроводности сухой земли а |
|
|
|
|
|
а = ---- м2/'ч, |
|
|
|
|
П |
|
|
|
где X— коэффициент теплопроводности |
земли, ккал/'(ч • м ■°С);. |
|||
с — удельная |
теплоемкость земли, |
ккал/(кг-°С); |
|
|
7 — удельный |
вес земли, кгс/м3. |
|
|
|
Тогда |
|
м, |
|
|
|
|
|
||
где А — величина |
коэффициента, |
определяемая по |
графику |
Основными средствами тушения пожаров, имеющимися на ма шинах и в парках, являются пенные и углекислотные огнетуши тели, а также комплекты пожарных инструментов, снаряжения и оборудования.
265