Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

них проводов на расстоянии 10 м для высоковольтных линий на­ пряжением до 20 кВ. Ширина охранных зон увеличивается с ро­ стом напряжения в линии. Работа и стоянка машин в охранных зонах возможны только с разрешения организаций, эксплуатирую­

щих ЛЭП.

При наличии разрешения на работу расстояние между край­ ними точками машины или поднимаемою груза и проводом ЛЭП

при

напряжении до 1 кВ,

по горизонтали

должно быть не менее

1,5

м, по вертикали — 1 м.

Эти расстояния

возрастают с увеличе­

нием напряжения и составляют при напряжении 500 кВ, соответ­

ственно 9 и 6 м.

О всех опасных зонах расчеты машин должны быть предупреж­ дены соответствующими надписями или отметками в нарядах на работу (путевых листах).

Безопасные условия работы людей создаются при соблюдении правил санитарии, изложенных ранее.

Чрезвычайно важным является обеспечение электробезопас­ ности при эксплуатации машин. Около 17% общего числа не­ счастных случаев на стройках является электротравмами.

По вероятности поражения рабочих электрическим током строи­ тельные машины с электроприводом являются большей частью объектами особо опасными и с повышенной опасностью.

Для защиты людей от поражения электрическим током при эксплуатации электроустановок должны выполняться мероприя­ тия, перечисленные ниже:

1.Применение в неблагоприятных условиях работы понижен­ ного напряжения — не выше 36 В.

2.Постоянный контроль за состоянием изоляции и работа

только при исправном ее состоянии.

3.Наличие устройств, автоматически отключающих потребите­ лей от источников электроэнергии при случайном повышении на­ пряжения на металлических частях оборудования в связи с порчей изоляции. В отдельных случаях, вместо этих автоматических уст­ ройств, устраивается заземление, т. е. металлическая связь корпу­ са потребителя с заземленной нейтралью источника тока. Это обеспечивает создание, при всяком замыкании на корпус потреби­ теля, цепи короткого замыкания.

4.Устройство заземления тех элементов электроустановок,

которые могут оказаться под напряжением при повреждении изо­ ляции. Заземление этих частей снижает на них напряжение отно­ сительно земли до безопасной величины.

5. Наличие устройств, автоматически разрывающих электриче­ скую цепь, когда рабочий может оказаться под напряжением, на­ пример, при открывании дверцы, снятии ограждения и т. п.

6. Наличие звуковых или световых средств сигнализации о по­ явлении опасности (подаче напряжения), окраска элементов элект­ рических цепей для лучшей ориентации в них, предупреждающих и запрещающих надписей.

261


7. Наличие индивидуальных средств защиты люден при их н меренном соприкосновении с токоведущими частями — изолирую­ щих штанг, изолированных плоскогубцев, клещей, диэлектриче­ ских перчаток, ковриков и т. и.

Наличие средств первой помощи на объектах работ является обязательным элементом комплекса мероприятий по охране труда. Состав комплектов средств первой помощи указывается в соответ­ ствующих официальных положениях.

Практика показывает, что наиболее часты несчастные случаи, связанные с электротравмами, потерей устойчивости машин и ава­ риями сосудов, находящихся под давлением. Аварии чаще всего являются следствием взрывов сосудов, при которых мгновенно вы­ деляется большое количество энергии. Например, мощность взры­ ва сосуда объемом 1 м3 с воздухом под давлением 1 2 ат при вре­ мени взрыва 0,1 с равна 28 100 кВт. При взрыве баллонов со сжа­ тыми газами их осколки разлетаются на расстояние до 150 м.

Причинами взрывов баллонов является переполнение их, повы­ шенное давление, удары по ним, нагрев или переохлаждение, на­ копление внутри металлических частиц, например, продуктов из­ носа резьбы вентилей, попадание туда жировых веществ, длитель­ ное хранение и т. д.

При повышении температуры давление внутри баллона возра­ стает, примерно, со скоростью 0,5 ат/'1с. Для предотвращения взрывов баллоны с сжиженными газами должны быть заполнены не более, чем на 0,9 объема.

С понижением температуры уменьшается ударная вязкость почти всех сталей, наступает явление хладноломкости и становят­ ся особенно опасными удары по баллонам и их падение.

При высоких температурах они также опасны потому, что внут­ реннее давление в баллонах увеличено и удар или падение может вызвать перенапряжение материала стенок.

При быстром открывании вентиля давление в нем быстро воз­ растает, что приводит к резкому повышению температуры газа до 400—500° С и это может вызвать нагрев находящихся в баллоне и вентиле ржавчины, окалины, стружки от износа резьбы и вос­ пламенение их в кислородной среде. Возможно также воспламе­ нение смазочных масел, находящихся на вентиле.

Особенно легко воспламеняются в кислородной среде пласт­ массовые уплотнения. Некоторые пластмассы электризуются и их электростатический заряд, создавая искру, может привести к вос­ пламенению смазочных масел и пластмасс. Электростатический заряд может возникнуть при быстром истечении кислорода.

Ацетилен при сжатии полимеризуется. Для исключения само­ произвольного взрыва ацетиленовые баллоны заполняют пористой капиллярной массой (например, древесным активизированным уг­ лем), пропитанной ацетоном. При наличии этой массы взрыв­ ное разложение ацетилена не распространяется по всему внутрен­

262


нему объему, так как молекулы ацетона разобщают молекулы аце­ тилена.

При длительном хранении баллонов постоянно имеющаяся в них влага реагирует с газом, что может вызвать повышение внут­ реннего давления и в дальнейшем взрыв.

Основными причинами аварий компрессорных установок яв­ ляются:

— перегрев стенок цилиндров при высокой температуре сжи­ маемого воздуха;

повышение давления в элементах компрессора выше допу­ стимого;

низкое качество материала стенок воздухосборника;

несоответствие смазочного масла требованиям стандартов;

неправильный монтаж и эксплуатация установки;

забор загрязненного воздуха.

Высокая температура сжимаемого воздуха может вызвать вос­ пламенение масла, перегрев и ослабление стенок. При перегреве масло разлагается, газы могут образовать взрывоопасную смесь.

Очень опасно наличие в воздухе

пыли, особенно

алюминиевой,

угольной, магниевой.

до

6 ат воздух нагревается до

При

адиабатическом сжатии

212° С,

при 10 ат — 288° С, а масло

может вспыхнуть или разла­

гаться

при 200—220° С. Во избежание этого необходимо охлажде­

ние цилиндров до

140—160° С. Для

обеспечения этого вода в си­

стеме охлаждения

не должна

нагреваться выше

25—30° С. На

компрессорах следует иметь автоматическую сигнализацию, ин­ формирующую о недопустимом повышении температуры воды в системе охлаждения.

Загрязнение воздуха как засасываемого извне, так и находя­ щегося внутри цилиндров опасно, так как оно может образовать взрывоопасную смесь и, кроме того, на частицах грязи могут воз­ никнуть заряды статического электричества. Очистка воздуха обя­ зательна. Для этого воздухосборник должен очищаться от масля­ ных отложений, в воздуховодах между компрессором и воздухо­ сборником необходима установка масловодоотделвтелей.

ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Борьбе с пожарами в СССР уделяется постоянно большое вни­ мание. В 1918 году был издан декрет Совета Народных Комисса­ ров «Об организации государственных мер борьбы с огнем», после этого система борьбы с пожарами стала интенсивно разви­ ваться. Однако при эксплуатации строительных машин пожары еще не изжиты.

Основными причинами пожаров при этом являются:

вспышка паров горючего;

загорание материалов от искр и огня разного происхож­

дения;

2 6 3


■— нарушение правил монтажа и эксплуатации электроустано­ вок (перегрузка электрических проводов, короткие замыкания, большие переходные сопротивления и т. п.).

Многие материалы, используемые при эксплуатации строитель­ ных машин, испаряясь в воздухе, образуют взрывоопасную, легковспыхивающую смесь. Так, в объеме 10 м3 воздуха, при темпера­ туре 20° С, взрывоопасная смесь получается при испарении 0,79 л ацетона в течение 12 часов, 0,39 л бензина за 2 часа, 0,4 л бен­ зола за 15 часов.

Причин появления открытого огня и искр может быть много, в том числе и небрежность личного состава. Часто искры обра­ зуются из-за разности потенциалов, получаются при электризации диэлектриков. Так, разность потенциалов при протекании бензина по трубам может быть 3000 В и более, при движении резиновой ленты конвейера до 30 000 В. Искра, образующаяся при разности потенциалов 1000 В, может воспламенять пары бензина., 3000 В — все горючие газы.

Наиболее эффективны следующие меры защиты от статическо­ го электричества:

отвод зарядов через заземляющие устройства;

увеличение относительной влажности воздуха до 70% и

более.

Расчет заземляющих устройств начинается с определения ве­ личины потенциала U на изолированных металлоконструкциях, например, резервуарах для горючего

в-

где q — скорость электризации или заряд в кулонах на 1 л элект­ ризуемого продукта;

М — количество перекаченного продукта, л;

Q — полный заряд, передаваемый электризованным бензином резервуару, Кл;

С —электрическая емкость резервуара; обычно С =10- 9 Ф. Энергия искры Е

Е = ±- CU* Дж.

Если величина Е, полученная расчетом, больше энергии, необ­ ходимой для воспламенения горючего вещества (например, для бензина Е = \0 ~ я Дж), то требуется заземляющее устройство.

Сопротивление R токопроводящего соединения, обеспечиваю­ щее безопасность, равно

UtM

МОм,

R = - v Q 10_6

где Ui — безопасная величина потенциала, В; v — скорость слива бензина, л/мин.

264


Практически сопротивление заземляющего устройства резер­ вуаров с горючим не должно превышать 1 МОм.

Перегрузка проводов происходит в результате подключения к электрической цепи большого количества токоприемников. От пе­ регрузок током и от коротких замыканий электрические цепи за­ щищают плавкими вставками (предохранителями) и автоматами,, включенными в цепь последовательно.

Ток плавкой вставки не должен превышать больше, чем в три раза допустимую токовую нагрузку данного участка линии. Его' допустимая величина /„ для защиты проводов, питающих группу двигателей, определяется по формуле

где /„, — наибольший пусковой ток одного

из двигателей труп-

пы, А;

 

с наиболь­

/Н)- — номинальный ток i-го двигателя (двигатель

шим пусковым током при суммировании

не

учиты­

вается), А.

горючего

з

складах

Весьма опасным является воспламенение

горючего.

Наибольшая пожарная безопасность обеспечивается при хра­ нении горючего под слоем земли. Толщину этого слоя X можноопределить с помощью уравнения неустойчивого теплового пото­ ка из условия,чтобы температура внутри резервуара /о была мень­ ше температуры самовоспламенения горючего или его паров при действии огня в течение времени т„.

Для решения этой задачи необходимо знание величины тем­ пературы поверхности земли t при пожаре того вида, на который

ведется расчет (обычно t= 12 0 0 ° С),

и

коэффициента

температу­

ропроводности сухой земли а

 

 

 

 

а = ---- м2/'ч,

 

 

 

П

 

 

 

где X— коэффициент теплопроводности

земли, ккал/'(ч • м ■°С);.

с — удельная

теплоемкость земли,

ккал/(кг-°С);

 

7 — удельный

вес земли, кгс/м3.

 

 

 

Тогда

 

м,

 

 

 

 

где А — величина

коэффициента,

определяемая по

графику

Основными средствами тушения пожаров, имеющимися на ма­ шинах и в парках, являются пенные и углекислотные огнетуши­ тели, а также комплекты пожарных инструментов, снаряжения и оборудования.

265