Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
скольких предложенных вариантов. По правильности этого выбо ра и судят о знаниях проверяемого. Выбор ответа производится нажатием кнопки, перфорированием карточки или просто подчер киванием нужного варианта. Выбор одного ответа из нескольких предлагаемых определяет некоторую формальность и необъектив ность оценки.
Устное изложение часто сочетается с показом, который способ ствует активизации внимания и мышления обучаемых, быстрому усвоению ими материала. Это один из наиболее экономных по времени способов обучения, основанный на использовании самого совершенного органа чувств — зрения и способности человека к подражанию.
Объектами показа могут быть натуральные образцы, макеты, модели, щиты, а также действия отдельных высококвалифициро ванных лиц (в том числе и офицера, проводящего занятия) или команд.
В последнем случае большое значение имеет темп показа. В на чале занятия темп выполнения демонстрируемых действий должен быть естественным, таким, каким он бывает практически. Это дает обучаемым представление о действии в общем виде. Затем, для усвоения действия, темп показа должен быть замедленным, а сам показ расчлененным на элементы (по разделениям).
Во время показа важно направить внимание обучаемых иа то, что им необходимо увидеть, подчеркивая это объяснением. Так, показывая разрезной двигатель внутреннего сгорания и объясняя принцип его работы, не следует говорить, например, об устройстве механизма газораспределения, а только показать места клапанов, не касаясь их устройства.
Обучение операторов машин носит ярко выраженный практи ческий характер и уровень их подготовки определяется степенью автоматизированное™ всех приемов и операций, которые им нужно выполнять. Ф. Энгельс писал: «Солдат, который все еще должен порыться в памяти или уме, чтобы понять, чего требует от него поданная команда, принесет батальону больше вреда, чем поль зы».* Это положение вполне применимо и к операторам строи тельно-восстановительных машин в современных условиях.
Для достижения автоматизма в работе оператор должен обла дать навыками: двигательными (по управлению техникой), сен сорными (по умению ориентироваться в обстановке и контролиро вать свои действия), умственными (по анализу поступающей ин формации и принятию решений).
Основным способом привития навыков является выполнение упражнений и проведение тренировок. Первые дают первоначаль ные навыки, вторые — обеспечивают их совершенствование.
Одной из отличительных особенностей упражнений является то, что в ходе их происходит многократное повторение определен
*Ф . Э н г е л ь с . Избранные военные произведения. Воениздат, 1957,
стр. 420.
272
ных действий, сопровождаемое их осмысливанием, устранением ошибок, совершенствованием, автоматизацией выполнения отдель ных элементов.
Наиболее целесообразна следующая последовательность отра ботки упражнений:
—объяснение назначения изучаемой операции;
—показ операции в целом;
—показ по разделениям с объяснением особенностей выпол нения отдельных действий, возможных ошибок и их последствий;
—отработка по разделениям;
—отработка операции в целом.
На начальном этапе упражнения важно, чтобы обучаемый вы полнил необходимые действия самостоятельно, без наблюдения руководителя, преодолевая при этом скованность, неуверенность.
Руководитель упражнения, разделяя операцию на составные части, должен добиваться простоты каждого «шага» и закончен ности отдельного действия. Слишком мелкое дробление быстро утомляет людей.
В ходе упражнения надо, прежде всего, добиваться правиль ности их выполнения и лишь после этого наращивать темп. Не следует стремиться к совершенству отделки отдельных элементов операций, являющихся единым целым. Это только тормозит ход упражнения и мешает развитию навыков, нужных в практике.
Полезно по каждому упражнению давать конкретные норма тивы (например, время цикла работы экскаватора) и постоянно показывать обучаемым их прогресс, а также ошибки, мешающие ему. Руководитель должен вести дневник выполнения упражне ний. отмечая в нем ежедневно результат каждого обучаемого, его ошибки и пути их устранения.
Следует постоянно поддерживать у обучаемых интерес к упраж нениям, не допускать безразличного повторения действий. Для этого целесообразно ставить вводные (например, указывать раз ные места постановки самосвалов под погрузку экскаватором), включать состязательный элемент, ускорять темп и т. д. На при обретение навыков оказывает влияние степень напряжения обу чаемых в каждый момент времени. Количество условностей, облег чающих выполнение упражнений, должно быть минимальным.
Самостоятельная работа операторов заключается как в изуче нии литературы, так и в работе с техникой. Для самостоятельной работы лучше всего иметь группы в 2—4 человека, составленные таким образом, чтобы были обеспечены взаимные контроль и по мощь.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА
Специальная подготовка офицерского состава по вопросам экс плуатации машин может проводиться с офицерами как механиче ской, так и других специальностей.
18 Заказ № 696. |
273 |
В обоих случаях цели, методы и формы обучения большей ча стью одинаковы. Различаться будет лишь характер изучаемых во просов и их глубина. Например, при изучении новой техники для офицеров-механиков, кроме устного объяснения и показа, прово димых для всех специальностей, необходимо и выполнение прак тических упражнений.
Занятия по изучению новой техники могут быть двух видов — ознакомительные и проводимые с целью глубокого освоения машин. Первые обычно проводятся с большой группой офицеров, знакомящейся с несколькими видами машин. Во время этих за нятий у каждой машины должен быть офицер, который проводит устное объяснение (по плану, изложенному ранее), и оператор, осуществляющий показ действия машины по команде офицера.
Углубленное изучение машин проводится путем индивидуаль ного или группового изучения инструкций по их эксплуатации с последующей учебной работой обучающихся на машине. При этом приобретение навыков управления не является целью занятий.
Как известно, очень эффективной формой занятий являются групповые упражнения, летучки, игры. Занятия этих видов по экс плуатационной тематике проводятся общепринятыми методами.
Большой интерес обычно вызывают учения па местности, в хо де которых отрабатываются эксплуатационные вопросы. К этим вопросам относятся, например, такие: «Организация перемещения тяжелой техники», «Снятие машин с консервации» и т. д. Занятия по такой тематике включают в себя планирование изучаемых ра бот и практическое руководство их выполнением.
При подготовке подобных занятий решаются следующие во просы:
— разработка исходной обстановки, из которой обучаемые должны определить условия выполнения и объем поставленных задач;
—подбор справочно-нормативных данных, которые должны быть помещены в задании на упражнение;
—создание «вводных», нарушающих плановое решение задач
изаставляющих обучаемых быстро оценивать обстановку и при нимать решения;
—составление плана проведения занятия, в котором должны указываться действия обучаемых и руководителей занятий в раз личные моменты времени.
Входе занятий обучаемые должны изучить исходную обста новку и на основе этого принять технические решения. В соответ
ствии с этими решениями ими разрабатывается план выполнения задачи. Этот план реализуется с использованием материальной части силами личного состава, план действий которого должен быть разработан заранее.
Вводные вручаются обучаемым перед началом практических работ или в ходе их.
274
Упражнение должно обязательно кончаться разбором действий обучаемых на всех этапах — при оценке обстановки, планирова нии, действиях по вводным.
Вопросы эксплуатации техники решаются не только в ходе во енных игр. Сейчас начинает применяться такая форма обучения, как деловые игры. В ходе их в гражданских учебных заведениях изучаются многие эксплуатационные вопросы.
Подобные игры, проводимые в обстановке мирного времени, могут иметь место и в военных учебных заведениях. Темой такой игры может быть, например: «Организация технического обслужи вания техники при капитальном строительстве участка железной дороги». При этом противодействие спланированной деятельности осуществляется не сознательно противником, а случайностями, не согласованными действиями смежных организаций. Очень важно, чтобы ошибки, допущенные обучаемыми при составлении планов, влияли на дальнейший ход игры.
18*
Часть III. ВЛИЯНИЕ ГОРЮЧЕГО И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ МАШИН
Г л а в а 17. БЕНЗИНЫ
ИСПАРЯЕМОСТЬ
Надежность и эффективность работы двигателей с искровым зажиганием в большой степени зависит от качества бензинов. Влияние это определяется их эксплуатационными свойствами, важнейшими из которых являются: испаряемость, детонационная стойкость, химическая стабильность и коррозионность.
Под испаряемостью горючего понимается его способность пере ходить из жидкого в парообразное состояние.
Взаимодействие горючего с кислородом воздуха происходит только в парах, т. е. топливо горит в парообразном состоянии. По этому испаряемость горючего имеет большое эксплуатационное значение. От испаряемости топлива зависит полнота перехода его в парообразное состояние и, как следствие, эффективность его сго рания в двигателе, способность разжижать масло в картере и вы зывать износ деталей цилиндро-поршневой группы. Кроме этого, от испаряемости зависят потери горючего при его хранении и транспортировании.
Испаряемость бензинов оценивается по двум показателям: фракционному составу и давлению насыщенных паров.
Фракционный состав выражает зависимость между количест вом (в %) выкипающих фракций топлива и температурой. Фрак ционный состав углеводородных топлив определяют путем разгон ки их на специальном аппарате. При разгонке бензина фиксируют наиболее характерные температуры: начала перегонки (кипения) 4.к, перегонки 10, 50 и 90% {t\0, h о, *эо) и конца перегонки (кипе ния) — t K.K.
Существует определенная связь между фракционным составом бензина и испарением его в двигателях.
Температура начала перегонки качественно характеризует на личие в топливе легких фракций углеводородов, обусловливающих его летучесть и пожароопасность.
2 7 6
Температура перегонки 10% количественно характеризует на личие легких фракций в бензине и в связи с этим его пусковые свойства и склонность к образованию паровоздушных пробок в топливной системе машины. При пуске холодного двигателя во всасывающем трубопроводе испаряется не все топливо, а только наиболее легкая часть его, а остальное находится в капельножид
ком состоянии. Если в |
горючем |
легких |
фракций |
недостаточно |
(/in — высокая), то пуск |
двигателя |
будет |
затруднен, |
или вообще |
невозможен, так как топливо-воздушная смесь будет бедной и мо жет не воспламениться.
Зависимость между температурой окружающего воздуха, при которой возможен легкий пуск холодного двигателя, и температу рой перегонки 1 0 % бензина выражается эмпирической формулой. Пуск холодного двигателя будет легким, если соблюдается условие
*10 < 1 .25 ( 4 + 59),
где г)0 — температура перегонки 10% бензина, °С;
— температура воздуха, °С.
При использовании бензина известного фракционного состава может быть определена минимальная температура воздуха, при которой возможен пуск двигателя без подогрева
* B m in = * 1 0 |
50,5. |
Экспериментально установленная зависимость между темпера турой перегонки 1 0 % бензина и минимальной температурой возду ха, при которой возможен пуск непрогретого двигателя, приведе
на в таблице 30. |
прогретого |
двигателя |
Т а б л и ц а 30 |
При работе |
|||
часть легких фракций испаряется в топ |
|
||
ливопроводах и каналах карбюратора. |
Минималь-. |
||
Образовавшиеся |
паровые |
пузырьки |
ная темпе |
(пробки) могут вызвать перебой в пода |
Температура |
ратура |
воз |
|||||
че горючего в двигатель. Это явление |
перегонки |
духа, |
при |
|||||
Ю°/0 |
бензи |
которой воз |
||||||
может наблюдаться особенно при экс |
на, °С |
можен пуск |
||||||
плуатации машин летом в горной мест |
|
|
двигателя, |
|||||
ности (повышенная |
температура и |
по |
|
|
°С |
|||
ниженное атмосферное давление). В свя |
|
40 |
- 3 0 |
|
||||
зи с этим необходимо ограничивать ниж |
|
|
||||||
ний |
температурный |
предел |
выкипания |
|
50 |
—26 |
||
10% горючего. Известна эмпирическая |
|
60 |
- 2 2 |
|
||||
зависимость между температурой выки |
|
70 |
- 1 6 |
|
||||
пания 1 0 % бензина и температурой воз |
|
80 |
- 1 2 |
|
||||
духа, при которой возможно образова |
|
90 |
- 8 |
|||||
ние паровых пробок. |
образовываться |
не |
будут |
при |
соблюдении |
|||
Паровые пробки |
||||||||
условия |
*io> |
0,5*в + |
46,5, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
где |
t„ —температура окружающего воздуха, 0 С. |
|
|
|
277