Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
Стабильность бензинов при окислении в жидкой фазе характе ризуется в основном двумя показателями: содержанием фактиче ских смол и индукционным периодом.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
36 |
|
Содержание фак |
Пробег автомобилей |
|
Содержание фак |
Пробег |
автомоби |
|||
тических смол |
до появления неис |
|
тических смол |
лей до |
появления |
|||
в бензине, |
правностей |
в двига |
|
в бензине, |
неисправностей |
|||
мг/100 мл |
теле, |
км |
|
мг/100 мл |
в двигателе, |
км |
||
До |
10 |
Неограниченный |
! |
21-25 |
|
8000 ‘ |
|
|
11 |
-15 |
25 000 |
! |
26-50 |
Не более 5000 |
|||
16—20 |
16 000 |
|
50-120 |
Не более 2000 |
Фактическими смолами называются те смолистые вещества, которые содержатся в топливе к моменту испытания. Определе ние содержания фактических смол производится по методу Бударова и заключается в выпаривании бензина в токе водяных паров и взвешивании остатка. Содержание фактических смол выражает ся в миллиграммах на 100 мл топлива. В автобензинах фактиче ских смол должно быть не более:
—при производстве — 5—7 мг на 100 мл;
—на месте потребления — 7—15 мг на 100 мл.
Индукционным периодом называется время, выраженное в ми нутах, в течение которого испытуемый бензин в атмосфере кис лорода под давлением 8 кгс./см2 при 100° С практически не окис ляется. Индукционный период автобензинов, в зависимости от их состава, должен быть в пределах 600—900 мин. Бензины, имеющие больший индукционный период, можно хранить в течение более длительного срока.
Стабильность бензинов зависит не только от наличия, строе ния и молекулярного веса содержащихся в них углеводородов гт гетероорганических соединений, но и от внешних условий (факто ров). Среди внешних факторов важнейшее значение имеют сле дующие: температура, площадь контакта с воздухом, обмен воз духа в пространстве над топливом, контакт с металлами, продол жительность хранения, наличие воды и других примесей.
При повышении температуры процесс окисления и смолообра зования в топливах усиливается, вследствие возрастания скорости реакции окисления. Установлено, что при повышении температуры на 10° С (в определенном диапазоне) коэффициент скорости про цесса окисления увеличивается приблизительно в 2 раза.
При хранении бензинов в негерметичной таре, резервуарах и баках машин, вследствие обмена воздуха ускоряется процесс окис ления их и образования смол (табл. 37).
При опорожнении тары и вследствие разности температур днем и ночью происходит интенсивный обмен воздуха (дыхание) в ре-
2 8 7
зервуарах над поверхностью топлива. Это ускоряет процесс окис ления бензина и образование в нем смол, особенно в емкостях, заполненных частично.
Увеличение продолжительности хранения бензина также при водит к росту содержания в нем продуктов окисления и в част ности смол (табл. 38).
|
|
Т а б л и ц а 37 |
|
|
|
Г а б л и ц а 3S |
|||||
|
Содержание |
фак- |
|
|
|
Содержание смол |
|||||
Условия хранения |
тических |
смол, мг |
Степень за- |
В бензине в мг на |
|||||||
|
на 100 мл при хра- |
полнения |
100 мл при хране- |
||||||||
|
|
нении, |
месяцев |
тары |
|
нии, |
месяцев |
||||
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4,5 |
|
|
0 |
3 |
6 |
10 |
Бак негерметичный |
2 |
4 |
8 |
21 |
28 |
На |
ЮО°/0 |
4 |
6 |
8 |
18 |
Бак герметичный . . |
2 |
4 |
4 |
4 |
16 |
На |
25°/0 |
4 |
12 |
36 |
78 |
Контакт бензина с металлами и сплавами, из которых изго товлены топливная аппаратура, средства перекачки и хранения, а также с некоторыми другими веществами приводит к ускорению процессов окисления и смолообразования. Особенно интенсивно ускоряют процесс окисления горючего такие металлы, как медь, свинец, железо, а также окислы металлов и соли органических кислот (мыла).
Механические примеси, продукты окисления бензина (смолы) также интенсифицируют процесс окисления и смолообразования в бензинах, что в конечном итоге приводит к быстрой порче про дукта. Поэтому следует периодически очищать тару, резервуары и топливные баки машин, тщательно удаляя остатки старого топ лива, ржавчину, смолистые отложения, механические примеси и т. п.
Вода содержит растворенный кислород и обладает способно стью извлекать (экстрагировать) из топлива естественные и искус ственные ингибиторы окисления, особенно вещества фенольного характера. Вода является средой, способствующей развитию мик роорганизмов, находящихся в топливах. Все это неизбежно при водит к усилению процесса окисления и смолообразования в топ ливах. По этим причинам нельзя допускать попадания воды в топ ливо. При обнаружении воды ее необходимо удалить из емкости, а горючее после отстаивания профильтровать.
Для повышения антиокислительной стабильности бензинов ис пользуются следующие способы:
—применение в качестве базовых компонентов продуктов пря мой перегонки, каталитического крекинга и риформинга;
— добавление к бензинам антиокислительных присадок;
—правильное хранение и транспортирование.
Бензины, полученные на базе продуктов прямой перегонки, ка талитического крекинга и риформинга, содержат небольшое коли
288
чество непредельных углеводородов и обладают хорошей антиокислительной стабильностью. Такие бензины можно хранить в течение длительного времени.
Антиокислителями (ингибиторами окисления) называют веще ства. добавляемые к бензинам в небольших количествах и эффек тивно улучшающие их стабильность. Антиокислнтельным дейст вием обладают фенолы, ароматические амины и амино-фенолы. Практически для стабилизации автобензинов используют фе нольную фракцию древесной смолы, пиролизат и продукт ФЧ-16 (0,05—0,15%) и параоксидифениламин (0,007—0,01%).
Наиболее эффективным из указанных антиокислителей являет ся параоксидифениламин. При добавлении к бензинам он стаби лизирует не только продукт, но и защищает от окисления тетра этилсвинец.
Антиокислители вводят в бензины на заводах при их изготов лении. При добавлении присадок к бензину, в котором уже на чался процесс окисления, эффект от их действия снижается.
Механизм действия антиокислителей заключается в том, что они взаимодействуют с образующимися при окислении углеводо родов перекисями и перекисными радикалами и тормозят цепную реакцию окисления.
Большое значение для предотвращения порчи горючего от окис ления и осмоления имеет соблюдение правил хранения и транс портирования. Для снижения смолообразования емкости и тару с бензином необходимо хранить заполненными, в местах, защи щенных от воздействия солнечных лучей. При приеме и выдаче горючего нельзя допускать, чтобы в него попадали грязь, пыль и вода. При хранении бензина в баках машин следует принимать меры для защиты их от нагрева солнечными лучами.
КОРРОЗИОННОСТЬ БЕНЗИНОВ
Коррозионность бензинов обусловливается наличием в них во дорастворимых кислот и щелочей, органических кислот, сернистых соединений, этиловой жидкости и воды.
Неорганические кислоты и щелочи очень сильно коррозируют металлы и разрушают пластмассы. В бензины они могут попасть при производстве в случае недостаточной промывки водой или же в результате нарушения правил транспортирования и хранения (залив в непромытые емкости или цистерны из-под кислот и ще лочей и др.). Топлива, содержащие неорганические кислоты и ще лочи, могут быть использованы только после удаления этих при месей.
Органические кислоты содержатся в нефти и нефтепродуктах в виде нафтеновых и других органических кислот, которые очень трудно удалить при очистке. Они способны вызывать коррозию металлов и их сплавов. Наиболее сильно органические кислоты коррозируют цветные металлы (Си, РЬ); на черные металлы н
19 Заказ |
696. |
289 |
сплавы (чугун, сталь) они действуют слабее. Продукты корро зии— мыла являются катализаторами окисления бензинов и та ким образом способствуют ухудшению их качества. Содержание органических кислот характеризуется кислотностью топлив, кото рая измеряется количеством миллиграммов едкого кали (КОН), пошедшего на нейтрализацию кислот, содержащихся в 100 мл про дукта. Кислотность автобензинов не должна превышать 3 мг КОН на 100 мл.
Все сернистые соединения, содержащиеся в топливе, условна подразделяются на: активные (сера, сероводород, меркаптаны) и неактивные (сульфиды, дисульфиды, тиофаны и тиофены).
Активные сернистые соединения вызывают коррозию резервуа ров, средств перекачки, топливных баков, деталей топливной си стемы машины даже при обычной температуре. Больше всего из активных сернистых соединений в бензинах содержится меркап танов, которые сильно коррозируют металлы, особенно в присут ствии воды. Качественно наличие активных сернистых соединений в бензине обнаруживается путем испытания на медной пла стинке.
Неактивные сернистые соединения при обычных температурах металлы не коррозируют.
При сгорании всех сернистых соединений образуются сернис тые газы (SO2 и SO3), которые при высоких температурах вызы вают коррозию черных металлов (газовую коррозию). При рас творении в воде этих газов образуются сернистая и серная кислоты (H2SO3 и H2SO4), являющиеся сильными коррозионными веще ствами (кислотная коррозия). Она наблюдается в картере двига теля, в глушителе и на других участках, где возможна конденса ция воды, образующейся при сгорании топлива. Поэтому общее (суммарное) содержание сернистых соединений в топливе, выра жаемое через содержание серы в %, ограничивается. Содержание серы определяется сжиганием навески бензина в лампе. В авто мобильных бензинах содержание серы в зависимости от их мар ки не должно быть более 0,1—0,15%.
Одной из характерных особенностей этилированных бензинов является их способность коррозировать металлы в присутствии воды. Причиной коррозии является действие выносителя. Так, на пример, бромистый этил (С2Н5ВГ) вступает во взаимодействие с водой и образует бромистоводородную кислоту (НВг), которая разъедает металл.
Продукты сгорания этилированного бензина также вызывают большую коррозию, чем неэтилированного. Эго объясняется тем, что при разложении выносителя выделяются НВг или НС1, кото рые в газообразном состоянии коррозируют металлы (горячая га зовая коррозия). При контакте с влагой эти газы растворяются в ней, образуют соляную и бромистоводородную кислоты (кислот ная коррозия). Вода сама может вызвать коррозию и способетву-
290