Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для них не существует. Мы все сегодня вступили в атеистиче­ ский век н переживаем атеизм истории»'16.

Что является этим роковым действием, которое «превратило человека в богоубийцу»? Что превратило атеизм в наше исто­ рическое состояние? Видимо, сам человек совершил что-то, что умертвило в нем бога? Ведь со стороны бога не изменилось ничто! На эти нм самим поставленные вопросы католический идеолог пытается дать ответы. Причин для этого он видит много. Например, и поворот философии от бытия к сознанию, возвыше­ ние роли отдельной личности, техническое овладение миром, и рост уверенности в силе человека, нравственный упадок челове­ чества в последнее столетие, неудача церкви в претворении свое­ го учения в жизнь... Но это, по мнению А. Мацейиы, не основ­ ные причины467.

Одной из главных причин, пишет А. Мацейна, ссылаясь па мысли Ж. Лакруа48, является тот факт, что в сознании людей умер бог как распорядитель социальных отношений. На заводе господствуют не религиозные, а экономические, социальные за­ коны. Хотя и рабочий, и фабрикант являются христианами и принимают в свои сердца того же самого бога, но это религиоз­ ное действие не имеет никакого значения для их отношений на заводе, которыми управляет не вера в бога, а экономическая действительность и даже классовая борьба: одни борются за увеличение прибыли, другие добиваются лучших заработков49. Успех марксизма, пишет А. Мацейна, ведь и заключается в том, что он раскрыл закономерности социально-экономической жизни с вытекающей из них своей проблематикой, разрешить которую возможно не призывами правителей к доброй воле, а пробуж­ дением у управляемых стремления к осознанию своего положе­ ния. «О нищете, бедствии рабочих христиане знали и до Маркса. Но они надеялись, что такое положение можно улучшить по­ даянием богатых, и поэтому постоянно призывали последних к милосердию. Так предпринималась попытка разрешить социаль­ ный вопрос религиозным способом. Маркс был первым, кто решение этого вопроса освободил от религии, доверяя его соз­ нанию пролетариата и призывая рабочих к борьбе. Таким обра­ зом, религиозная идея и религиозное чувство в этой области действительно умерли»50.

46

A. Maceina, Ateizmas

ir komunizmas, ,,Aidai“, 1969, Nr. 8, p. 342.

47 Там же, с. 393.

l'atheisme moderne. p. 13.

4S

J. Lacroix. Le sens de

49

A. Maceina, Ateizmas ir komunizmas, „Aidai“, 1969, Nr. 8, p. 342.

50

Там же, с. 343.

 

18


Следующей важной причиной смерти бога в сознании людей и распространения атеизма А. Мацейна считает превращение бога в высшую ценность. Обосновывая эту мысль, он прибегает к высказыванию М. Хейдеггера, который писал, что бог умер в то мгновение, когда был объявлен высшей ценностью. «Послед­ ний удар по богу и сверхчувственному миру заключается в том, что бог, бытие бытнев, был понижен возведением в ранг высшей ценности. То, что бога считали непознаваемым, а его существо­ вание недоказуемым, не было для него сильным ударом: Бог потерпел сильнейшее поражение тогда, когда он, признанный действительно существующим, был объявлен высшей ценно­ стью»51. Объявление бога высшей ценностью, пишет А. Мацейна, означает: а) подчинение бога человеку, б) возвышение человека над богом52. До тех пор, пока бог воспринимается как бытие, он от человека независим. Человек перед ним преклоняется, его прославляет. Все переворачивается вверх ногами, если человек

воспринимает

бога как ценность. Каждая ценность есть или

ч ь я - л и б о ,

или для к о г о - л и б о . Не может быть ценности

в себе или для себя. Оценивая что-либо, человек возвышается над мим, становится его судьей и выносит свой приговор. Значит, существование бога ставится в зависимость от человеческого решения. Таким образом, бог как ценность включается в сферу человеческих дел. Признание бога в качестве ценности «означа­ ет понижение онтологического вопроса о боге до антропологи­ ческого и утопление его в общем вопросе о человеке»53.

А. Мацейна подчеркивает, что «бог является ценностью толь­ ко в том случае, если он бытие, а не наоборот»54. Он критикует взгляды современных теологов, которые отстаивают точку зре­ ния превращения бога из «чистой объективности», не касаю­ щейся человека, его экзистенции, в ценность, что, по их мнению, позволяет открыть путь для более глубоких отношений между че­ ловеком и богом55. Сторонники ценностного подхода к богу, пи­ шет А. Мацейна, «онтологический вопрос бога превращают в ант­ ропологический и, значит, бога как бытие в себе все более превра­ щают в воплощение сущности человеческой жизни и деятельно­ сти»56. Подобные взгляды А. Мацейна называет заблуждением, подготавливающим почву для атеизма. Если рассматривать бога

51

Martin Heidegger, Holzwege, Frankfurt

am Main, 1950, S. 239—240.

52

A. Maceina, Ateizmas ir komunizmas, „Aidai",

1969, Nr. 9, p.

395.

. 53 Там же. с. 396.

 

 

 

 

54

Там же.

Glauben?

,,\Vort und

Wahrheit

55

J. Blank. Verandert Interpretation den

fiir Religion und I\ullur“, 1969, Nr. 1, S. 11;

Wer

ist

das eigentlich — Gott?,

Miinchen, 1968.

 

 

 

 

19



лишь как ценность, не акцентируя, что он бытие, не зависящее от человека, тогда человек сам решает вопрос о его ценности. Он может отнестись к богу критически и признать его неценност­ ным. Осмысление бога не как бытия, а как ценности последова­ тельно и неизбежно привело Запад к коммунистическому атеиз­ му как вершине всего атеистического движения67.5 Коммунизм, «практически объявив бога не представляющим ценности явле­ нием58, борется с ним во всех областях жизни... в семье, школе, науке, искусстве, литературе и особенно в философии. И это со­ вершенно логично. Ведь если человек, оценивая бога, находит, что в нем нет никакой ценности и что связь с этим не имеющим ценности явлением влечет за собой деформацию человеческого бытия, значит, с этой деформацией необходимо бороться, пыта­ ясь просвещать сознание гражданина...»59. Таким образом, утверждает А. Мацейна, ценностный подход к богу коммунизм поворачивает негативной стороной. Свое отношение к богу и религии как к лишенным ценности предметам он распространяет на все общество и тем наносит решительный удар по религиоз­ ному сознанию. Коммунистический атеизм превращается в образ жизни общества60.

Как видно из приведенных высказываний, А. Мацейна пра­ вильно замечает, что атеизация марксистами решения социаль­ ного вопроса, научное обоснование альтернативы революцион­ ного преобразования социальной действительности является одним из решающих факторов секуляризации сознания людей. Но рассуждения католического идеолога о том, почему «бог объяв­ ляется неценностыо», оторваны от объективных социальных при­ чин, связанных с изменениями в общественном бытие людей, с научно-техническим прогрессом, которые заставляют теологов — обновителей церкви рассматривать бога «не как бытие, а как ценность».

Основой веры, утверждает А. Мацейна, является признание существования бога. В целях сохранения веры нецелесообразно подвергать бытие бога каким-либо сомнениям. «Бог есть! А если он есть, тогда всякая наша разобщенность в вопросах веры бес­ смысленна. Она не опирается на ту единственно возможную основу — существование бога, которое не зависит от наших пере­

56 A. Maceina, Aleizmas ir komunizmas, „Aidai“, 1969, Nr. 9, p. 397. 57 Там же, с. 397, 398, 400.

58 Мацейна на литовском языке употребляет слово nevertybe — неценность в смысле предмета, явления, не представляющего никакой ценности: «бог объявляется неценностыо».

53 Там же, с. 397, 400.

60 Там же, с. 401.

20


живаний, чувств, воспламенений или охлаждении, от критично­ сти или догматичности. Действительность бога — вот что толкает нас падать на колени для прославления и покаяния. Ведь мы т в о ­ рения , и к этому г р е ш н ы е творения... Церковь должна по­ казать миру пут ь к богу, которого он не находит. Это веха на всем д а л ь н е й ш е м пут и ц е р к в и » 61.

Как видим, католические мыслители не в состоянии наметить серьезные позитивные вехи для преодоления кризиса религиозной идеологии.

К анализу причин успеха научного атеистического мировоз­ зрения направлены усилия известного теолога и видного като­ лического деятеля Джулио Джирарди. Выступая со статьей в первом томе энциклопедического издания папского Салазийского университета «Современный атеизм», теолог пытается объяснить сущность современного атеизма: что он собой представляет, является ли модой, временным явлением или движением, глу­ боко затрагивающим современность и будущее? Дж. Джирарди пишет, что атеизм — это не только отрицание бога, но и ответ на проблему человека. Это не мода времени. Он выражает новую объективную и субъективную ситуацию человечества и прони­ кает во все сферы личной и общественной жизни: философию, мораль, науку, искусство, литературу, историю, политику, эко­ номику, право и т. д. По мнению католического теолога, распро­ странение атеизма обусловлено следующими факторами: вспом­ ним, пишет Джирарди, постоянно растущий прогресс науки (как физики, математики, так и психосоциологии); прогресс техники и глубокий процесс, который меняет отношение человека к при­ роде, а также отношения между людьми; разнообразнейшие со­ циальные движения — политические (деколонизация, распрост­ ранение демократии), экономическое и социальное (движения трудовых классов, цветных народов, женщин, молодежи); ин­ теллектуальное (мысль и свобода ее изъявления); религиозное (нарушение религиозного единства, секуляризация государства и его институций); процесс социализации; демографический взрыв. Синтез и результат всех этих факторов заключается в том, что перемены мирового масштаба осуществляются ускорен­ ным темпом62. Названные существенные факторы, отмечает Джи­ рарди, пробуждают у современного человека критическое мышле­ ние. А это облегчает распространение атеизма. Атеизм католи-

61 A. Maceina, Ateizmas ir komunizmas, ,,Aidai“, 1969, Nr. 9, p. 401; A. Maceina, Baznycia ir pasaulis, Chicago, 1970, p. 147. 148.

62 L’ateismo contemporaneo, Volume 1, L’ateismo nella vita e nella cultura contemporauea, Torino, 1967, p. 3, 4, 7.