Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
которое смело выступает со своим католическим мировоззре нием»88.
Однако социально-экономические и политические условия в буржуазной Литве действовали вопреки гуманистическим стрем лениям научного атеизма. Низкий уровень развития производи тельных сил в промышленности и особенно в сельском хозяйстве, изнурительный труд, страх перед стихией рынка, сбывающего сельскохозяйственные продукты в основном за границей, коле бание цен, зависимое от внешних торговых условий, постоянная угроза разорения бедняков и середняков, безработица, нужда, заставляющая десятки тысяч людей покидать родину,— эти и множество других причин создавали психическое напряжение, сильные эмоциональные переживания, на которых паразитиро вала религия.
Кроме того, церковь играла заметную роль в удовлетворении потребности людей, особенно разобщенных по хуторам крестьян, в общении, эстетическом наслаждении, информации и т. д., внед ряя вместе с этим религиозную идеологию.
К указанным выше факторам еще прибавлялись семейно-бы товые отношения. Дело в том, что в условиях частной собствен ности главную роль при выборе мужа пли жены играло имуще ственное положение. Проведенный опрос пожилых людей в кол хозе «Пирчюппс» Варенского района свидетельствует о том, что при господстве частной собственности на землю только 16,0 проц. браков было заключено по взаимной любви или симпатии, а 55,4 проц. опрошенных вступали в брак по имущественным со ображениям, 2,5 проц. — по другим различным причинам (нужна хозяйка, работница, нужен работник и т. п.). Положение и пра ва зятя или невестки в новой семье зависели от внесенного ими приданого. Очень часто члены семьи, созданной по расчету, особенно женщины, переживали сильное психическое угнетение, а духовное облегчение искали в религии89.
Церковь в борьбе с научно-атеистическими идеями придавала большое значение манипуляторской функции средств массовой информации и использовала их в целях безоговорочного навязы вания буржуазных и религиозных взглядов. В клерикальной ли тературе и периодических изданиях с реакционных позиций ка толицизма освещались актуальные проблемы естествознания, фи лософии, социологии, этики, искусства, истории и т. д. В 1936—
88 Там же, с. 95.
88 Конференция молодых ученых, посвященная 25-летшо Советской Лит вы, Тезисы докладов, Вильнюс, 1965, с. 91, 92.
32
1937 гг. выходила католическая периодика 29 названии90. От католической прессы требовалась высокая непримиримость к идейным противникам. «Нейтральных газет вообще не бывает и быть не может. Есть только католические или некатолические. Христос говорил: «Кто не со мной,-тот против меня». Таким об разом, газета, которая не идет с религией или чужда ее духу, тем самым ее разрушает»91, — так клерикальный журнал «Павасарис» («Весна») охарактеризовал задачи католической прес сы в идеологической борьбе. Епископ К. Палтарокас в пастыр ском послании «Католическая газета» (1932 г.), посвященном дню Франциска Салазийского, покровителя журналистов, писал: «Сегодня вряд ли найдется другое такое мощное средство управ ления людьми, каким является пресса... Читать, значит мыслить с помощью автора». Епископ резко высказывался против так называемых нейтральных, беспартийных газет, на страницах ко торых не найдешь должной оценки явлений. Под влиянием та ких газет, подчеркивал он, и читатель становится равнодушным ко всему, в том числе и к религиозной жизни. «Католики,— при зывал епископ,— гоните прочь из своего дома нейтральную пе чать. Пусть ваши семьи посещает истинно католическая газета». Он предлагал Союзу журналистов применять дисциплинарные меры против тех журналистов, которые осмеливаются критико вать в прессе деятельность церкви, Ватикана, не пишут положи тельно о пастырской деятельности ксендзов и таким образом делают пагубное для нации дело92.
Непримиримую борьбу с клерикальной прессой вела подполь ная марксистская печать Литвы.
Качественно новая социальная ситуация для научного атеиз ма создалась после восстановления в Литве Советской власти. С ликвидацией эксплуатации трудящихся отпал главный — клас совый— фактор, тормозивший освобождение сознания масс. Но не надо забывать, что объектом воздействия научно-атеистиче ских идей еще долгое время были (да п теперь есть) люди, над сознанием которых сильно довлели религиозные и буржуазные взгляды как наследство недавнего господства буржуазии. Борь бе атеизма за преодоление этих пережитков способствовали ве дущие тенденции развития социализма.
Социалистические преобразования в Советской Литве во влекли в активную общественно-политическую жизнь массу тру
90 A. Gaigalaite, Klerikalizmas Lietuvoje, V., 1970, p. 239.
91,,Pavasaris“, 1932, Nr. 11, p. 322.
92Vysk. K. Pallarokas, Ganytojo rastai, 1 d., V., 1956. p. 11, Lietuvos TSR Ateizmo muziejaus biblioleka,
3-2588 |
33 |
дящихся, благодаря чему процесс познания действительности приобрел новые масштабы. Создалась благоприятная почва для теоретического, в том числе и научно-атеистического, воздейст
вия на сознание люден.
Изменения в общественном бытие, связанные с индустриали зацией экономики, коллективизацией сельского хозяйства, разви тием культуры, внесли коренные перемены в материальную и духовную жизнь литовского народа, существенно подрывая со циальную базу «чуждой силы», обусловливающей религиозное отражение действительности.
В процессе социалистической индустриализации Советской Литвы произошли коренные изменения в структуре общества, в условиях труда, возможностях социального общения.
Выходцы из деревни, пополнившие ряды рабочего класса и других городских слоев, порывали традиционные узы с сельской церковной общиной, выходили из-под контроля того религиозного общественного мнения, которое в приходе формировали ксендзы и активисты церкви. Уход из сельского прихода ослаблял тра диционные связи с религиозными бытовыми традициями.
Дехристпанпзация сознания людей старшего поколения, ко торая проявляется в ослаблении связей с церковной организа цией, с религиозной идеологией и культом, сужает возможности воспроизводства религиозных пережитков в сознании детей.
Отделение церкви от школы нарушило единую систему рели гиозного воспитания. Начальный процесс воспитания приобрел двойственный характер. Полученные детьми в семье примитив ные религиозные представления о мире, а также религиозные знания, приобретенные путем обучения детей по желанию роди телей закону божьему, в школе не закрепляются. Таким обра зом, социально-психологическая сторона религии, связанная с обычаями, традициями, эмоциональными переживаниями, имеет ограниченные возможности оформиться идеологически. Весь процесс школьного обучения и воспитания способствует фор мированию научно-материалистических, атеистических взглядов п убеждений. Формирующаяся личность имеет возможность вы бирать между наукой и религиозной верой.
Все это облегчает решение задач, находящихся в компетенции научного атеизма.
В конкретных условиях Советской Литвы на формировании научно-атеистического мировоззрения сказывались противоречи вые факторы. Нельзя снять со счетов, например, тот факт, что трудящиеся Советской Литвы были в числе тех советских людей, которые первыми испытали удары гитлеровской Германии. Тя
34
готы войны, зверства гитлеровских оккупантов и их приспешни ков, уничтоживших за три с лишним года иа территории респуб лики около 700 тыс. литовцев, евреев, русских и представителей других национальностей93, массовые аресты, пытки, ссылки в ла геря смерти или на каторгу — все это,, с одной стороны, усиливало сопротивление оккупанту, а с другой — вселяло в сознание опре деленной части люден страх и способствовало живучести религи озности. Последствия войны не могли за короткий срок исчезнуть
из человеческого сознания.
Переживания людей усиливали развязанная империалиста ми США и Англии «холодная война» против стран социализма и атомный шантаж в послевоенный период.
В послевоенные годы, когда в республике закладывались основы социализма, антисоветское подполье навязало народу новое кровопролитие — вооруженную классовую борьбу. Террор буржуазных националистов, их антисоветская пропаганда все ляли в сознание определенных слоев населения Литвы страх, сомнения, психическую напряженность. Это создавало благопри ятную почву для влияния церкви.
Сохранению религиозности некоторых групп населения спо собствовала бесперспективность планов и иллюзий тех буржу азных и мелкобуржуазных слоев, которые свое будущее связы вали с частной собственностью и восстановлением буржуазного строя. Невозможность осуществления их планов порождала у этих людей отчаяние, чувство отчужденности.
Настроения отчужденности иногда имели место у жителей села из-за недостаточности осознания определенными группами крестьян экономической и политической необходимости коллек тивизации сельского хозяйства.
Анализируя противоречивые социальные явления, влияющие на становление материалистического мировоззрения трудящихся Советской Литвы, пресса подчеркивала ведущее значение про цесса революционного преобразования действительности, участ вуя в котором, массы обогащались личным политическим опытом, преодолевали остатки отчуждения. С другой стороны, внедряе мые системой воспитания марксистско-ленинские взгляды по могали людям по-новому воспринимать события, правильно их оценивать, осознать цену, которой достигнуты социалистические завоевания94.
93 Речь первого секретаря ЦК КП Литвы А. Сиечкуса на открытии му зея в Каунасском IX форте. «Tiesa», 1959.V.31.
94 G. Zimanas, J. Ragauskas. Bruozai biografijai, „Literature ir menas“, 1973.IX.15; A. Balsys, Praeitis ir dabartis , „Tiesa", 1969.IV.29.
35
В социалистическом обществе, отмечает польским марксист Я- Гурановский, база фантастической, иллюзорной интерпрета ции действительности сокращается по мере того, как новая ор ганизация социальной жизни делает невозможным действие общественных механизмов, направленных против человека95, ес ли, добавим к сказанному, этот человек не противопоставляет интересам социалистического общества своих корыстных, эго истических целей и стремлений.
К эффективности экономической системы социализма марк систы подходят с учетом того, как она обеспечивает постоянное улучшение материальной и духовной жизни трудящихся, усло вий их труда, как практически помогает миллионам людей в со ответствии с демократическими принципами общественного строя добиваться более высоких трудовых успехов, более глубоко и действенно осознать свою ответственность за управление п пла нирование народного хозяйства, как вдохновляет людей на обо гащение экономических, политических и специальных знаний, способствует повышению социалистической сознательности96.
Эти критерии положены в основу деятельности Коммунисти ческой партии по осуществлению научно обоснованной, целена правленной программы совершенствования эффективности эко номической и политической системы социалистического обще ства.
Развивающиеся в условиях социализма производительные силы, совершенствующиеся производственные отношения и со циальная организация общества создают возможности все боль ше подчинить действие общественных механизмов интересам человека. Благодаря социальному прогрессу, вызванному стро ительством социализма и коммунизма, во всех областях жизни общества сужается крут вопросов, которые могли бы дать по вод для возникновения потребности в религиозной, мистифици рованной интерпретации природных и социальных явлений.
Однако в условиях социализма еще не устранены полностью причины, которые могут привести к такой ситуации, когда соци альное настроение человека толкает его воспринять деформиро ванные, мистифицированные религиозные образы действитель ности.
Нельзя согласиться с теми авторами, которые быстро и легко «расправляются» с социальными причинами, детерминирующи ми существование религии, провозглашая, что «социальные кор
95 |
Ян Гурановскнй, |
Кризис религиозности, |
«Вопросы |
философии», 1967, |
№ 7, с. 42. |
и социализма», 1971, № |
11, с. 50, |
51. |
|
96 |
«Проблемы мира |
36