Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

которое смело выступает со своим католическим мировоззре­ нием»88.

Однако социально-экономические и политические условия в буржуазной Литве действовали вопреки гуманистическим стрем­ лениям научного атеизма. Низкий уровень развития производи­ тельных сил в промышленности и особенно в сельском хозяйстве, изнурительный труд, страх перед стихией рынка, сбывающего сельскохозяйственные продукты в основном за границей, коле­ бание цен, зависимое от внешних торговых условий, постоянная угроза разорения бедняков и середняков, безработица, нужда, заставляющая десятки тысяч людей покидать родину,— эти и множество других причин создавали психическое напряжение, сильные эмоциональные переживания, на которых паразитиро­ вала религия.

Кроме того, церковь играла заметную роль в удовлетворении потребности людей, особенно разобщенных по хуторам крестьян, в общении, эстетическом наслаждении, информации и т. д., внед­ ряя вместе с этим религиозную идеологию.

К указанным выше факторам еще прибавлялись семейно-бы­ товые отношения. Дело в том, что в условиях частной собствен­ ности главную роль при выборе мужа пли жены играло имуще­ ственное положение. Проведенный опрос пожилых людей в кол­ хозе «Пирчюппс» Варенского района свидетельствует о том, что при господстве частной собственности на землю только 16,0 проц. браков было заключено по взаимной любви или симпатии, а 55,4 проц. опрошенных вступали в брак по имущественным со­ ображениям, 2,5 проц. — по другим различным причинам (нужна хозяйка, работница, нужен работник и т. п.). Положение и пра­ ва зятя или невестки в новой семье зависели от внесенного ими приданого. Очень часто члены семьи, созданной по расчету, особенно женщины, переживали сильное психическое угнетение, а духовное облегчение искали в религии89.

Церковь в борьбе с научно-атеистическими идеями придавала большое значение манипуляторской функции средств массовой информации и использовала их в целях безоговорочного навязы­ вания буржуазных и религиозных взглядов. В клерикальной ли­ тературе и периодических изданиях с реакционных позиций ка­ толицизма освещались актуальные проблемы естествознания, фи­ лософии, социологии, этики, искусства, истории и т. д. В 1936—

88 Там же, с. 95.

88 Конференция молодых ученых, посвященная 25-летшо Советской Лит­ вы, Тезисы докладов, Вильнюс, 1965, с. 91, 92.

32


1937 гг. выходила католическая периодика 29 названии90. От католической прессы требовалась высокая непримиримость к идейным противникам. «Нейтральных газет вообще не бывает и быть не может. Есть только католические или некатолические. Христос говорил: «Кто не со мной,-тот против меня». Таким об­ разом, газета, которая не идет с религией или чужда ее духу, тем самым ее разрушает»91, — так клерикальный журнал «Павасарис» («Весна») охарактеризовал задачи католической прес­ сы в идеологической борьбе. Епископ К. Палтарокас в пастыр­ ском послании «Католическая газета» (1932 г.), посвященном дню Франциска Салазийского, покровителя журналистов, писал: «Сегодня вряд ли найдется другое такое мощное средство управ­ ления людьми, каким является пресса... Читать, значит мыслить с помощью автора». Епископ резко высказывался против так называемых нейтральных, беспартийных газет, на страницах ко­ торых не найдешь должной оценки явлений. Под влиянием та­ ких газет, подчеркивал он, и читатель становится равнодушным ко всему, в том числе и к религиозной жизни. «Католики,— при­ зывал епископ,— гоните прочь из своего дома нейтральную пе­ чать. Пусть ваши семьи посещает истинно католическая газета». Он предлагал Союзу журналистов применять дисциплинарные меры против тех журналистов, которые осмеливаются критико­ вать в прессе деятельность церкви, Ватикана, не пишут положи­ тельно о пастырской деятельности ксендзов и таким образом делают пагубное для нации дело92.

Непримиримую борьбу с клерикальной прессой вела подполь­ ная марксистская печать Литвы.

Качественно новая социальная ситуация для научного атеиз­ ма создалась после восстановления в Литве Советской власти. С ликвидацией эксплуатации трудящихся отпал главный — клас­ совый— фактор, тормозивший освобождение сознания масс. Но не надо забывать, что объектом воздействия научно-атеистиче­ ских идей еще долгое время были (да п теперь есть) люди, над сознанием которых сильно довлели религиозные и буржуазные взгляды как наследство недавнего господства буржуазии. Борь­ бе атеизма за преодоление этих пережитков способствовали ве­ дущие тенденции развития социализма.

Социалистические преобразования в Советской Литве во­ влекли в активную общественно-политическую жизнь массу тру­

90 A. Gaigalaite, Klerikalizmas Lietuvoje, V., 1970, p. 239.

91,,Pavasaris“, 1932, Nr. 11, p. 322.

92Vysk. K. Pallarokas, Ganytojo rastai, 1 d., V., 1956. p. 11, Lietuvos TSR Ateizmo muziejaus biblioleka,

3-2588

33


дящихся, благодаря чему процесс познания действительности приобрел новые масштабы. Создалась благоприятная почва для теоретического, в том числе и научно-атеистического, воздейст­

вия на сознание люден.

Изменения в общественном бытие, связанные с индустриали­ зацией экономики, коллективизацией сельского хозяйства, разви­ тием культуры, внесли коренные перемены в материальную и духовную жизнь литовского народа, существенно подрывая со­ циальную базу «чуждой силы», обусловливающей религиозное отражение действительности.

В процессе социалистической индустриализации Советской Литвы произошли коренные изменения в структуре общества, в условиях труда, возможностях социального общения.

Выходцы из деревни, пополнившие ряды рабочего класса и других городских слоев, порывали традиционные узы с сельской церковной общиной, выходили из-под контроля того религиозного общественного мнения, которое в приходе формировали ксендзы и активисты церкви. Уход из сельского прихода ослаблял тра­ диционные связи с религиозными бытовыми традициями.

Дехристпанпзация сознания людей старшего поколения, ко­ торая проявляется в ослаблении связей с церковной организа­ цией, с религиозной идеологией и культом, сужает возможности воспроизводства религиозных пережитков в сознании детей.

Отделение церкви от школы нарушило единую систему рели­ гиозного воспитания. Начальный процесс воспитания приобрел двойственный характер. Полученные детьми в семье примитив­ ные религиозные представления о мире, а также религиозные знания, приобретенные путем обучения детей по желанию роди­ телей закону божьему, в школе не закрепляются. Таким обра­ зом, социально-психологическая сторона религии, связанная с обычаями, традициями, эмоциональными переживаниями, имеет ограниченные возможности оформиться идеологически. Весь процесс школьного обучения и воспитания способствует фор­ мированию научно-материалистических, атеистических взглядов п убеждений. Формирующаяся личность имеет возможность вы­ бирать между наукой и религиозной верой.

Все это облегчает решение задач, находящихся в компетенции научного атеизма.

В конкретных условиях Советской Литвы на формировании научно-атеистического мировоззрения сказывались противоречи­ вые факторы. Нельзя снять со счетов, например, тот факт, что трудящиеся Советской Литвы были в числе тех советских людей, которые первыми испытали удары гитлеровской Германии. Тя­

34


готы войны, зверства гитлеровских оккупантов и их приспешни­ ков, уничтоживших за три с лишним года иа территории респуб­ лики около 700 тыс. литовцев, евреев, русских и представителей других национальностей93, массовые аресты, пытки, ссылки в ла­ геря смерти или на каторгу — все это,, с одной стороны, усиливало сопротивление оккупанту, а с другой — вселяло в сознание опре­ деленной части люден страх и способствовало живучести религи­ озности. Последствия войны не могли за короткий срок исчезнуть

из человеческого сознания.

Переживания людей усиливали развязанная империалиста­ ми США и Англии «холодная война» против стран социализма и атомный шантаж в послевоенный период.

В послевоенные годы, когда в республике закладывались основы социализма, антисоветское подполье навязало народу новое кровопролитие — вооруженную классовую борьбу. Террор буржуазных националистов, их антисоветская пропаганда все­ ляли в сознание определенных слоев населения Литвы страх, сомнения, психическую напряженность. Это создавало благопри­ ятную почву для влияния церкви.

Сохранению религиозности некоторых групп населения спо­ собствовала бесперспективность планов и иллюзий тех буржу­ азных и мелкобуржуазных слоев, которые свое будущее связы­ вали с частной собственностью и восстановлением буржуазного строя. Невозможность осуществления их планов порождала у этих людей отчаяние, чувство отчужденности.

Настроения отчужденности иногда имели место у жителей села из-за недостаточности осознания определенными группами крестьян экономической и политической необходимости коллек­ тивизации сельского хозяйства.

Анализируя противоречивые социальные явления, влияющие на становление материалистического мировоззрения трудящихся Советской Литвы, пресса подчеркивала ведущее значение про­ цесса революционного преобразования действительности, участ­ вуя в котором, массы обогащались личным политическим опытом, преодолевали остатки отчуждения. С другой стороны, внедряе­ мые системой воспитания марксистско-ленинские взгляды по­ могали людям по-новому воспринимать события, правильно их оценивать, осознать цену, которой достигнуты социалистические завоевания94.

93 Речь первого секретаря ЦК КП Литвы А. Сиечкуса на открытии му­ зея в Каунасском IX форте. «Tiesa», 1959.V.31.

94 G. Zimanas, J. Ragauskas. Bruozai biografijai, „Literature ir menas“, 1973.IX.15; A. Balsys, Praeitis ir dabartis , „Tiesa", 1969.IV.29.

35


В социалистическом обществе, отмечает польским марксист Я- Гурановский, база фантастической, иллюзорной интерпрета­ ции действительности сокращается по мере того, как новая ор­ ганизация социальной жизни делает невозможным действие общественных механизмов, направленных против человека95, ес­ ли, добавим к сказанному, этот человек не противопоставляет интересам социалистического общества своих корыстных, эго­ истических целей и стремлений.

К эффективности экономической системы социализма марк­ систы подходят с учетом того, как она обеспечивает постоянное улучшение материальной и духовной жизни трудящихся, усло­ вий их труда, как практически помогает миллионам людей в со­ ответствии с демократическими принципами общественного строя добиваться более высоких трудовых успехов, более глубоко и действенно осознать свою ответственность за управление п пла­ нирование народного хозяйства, как вдохновляет людей на обо­ гащение экономических, политических и специальных знаний, способствует повышению социалистической сознательности96.

Эти критерии положены в основу деятельности Коммунисти­ ческой партии по осуществлению научно обоснованной, целена­ правленной программы совершенствования эффективности эко­ номической и политической системы социалистического обще­ ства.

Развивающиеся в условиях социализма производительные силы, совершенствующиеся производственные отношения и со­ циальная организация общества создают возможности все боль­ ше подчинить действие общественных механизмов интересам человека. Благодаря социальному прогрессу, вызванному стро­ ительством социализма и коммунизма, во всех областях жизни общества сужается крут вопросов, которые могли бы дать по­ вод для возникновения потребности в религиозной, мистифици­ рованной интерпретации природных и социальных явлений.

Однако в условиях социализма еще не устранены полностью причины, которые могут привести к такой ситуации, когда соци­ альное настроение человека толкает его воспринять деформиро­ ванные, мистифицированные религиозные образы действитель­ ности.

Нельзя согласиться с теми авторами, которые быстро и легко «расправляются» с социальными причинами, детерминирующи­ ми существование религии, провозглашая, что «социальные кор­

95

Ян Гурановскнй,

Кризис религиозности,

«Вопросы

философии», 1967,

№ 7, с. 42.

и социализма», 1971, №

11, с. 50,

51.

96

«Проблемы мира

36