Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
ческнй идеолог считает явлением, которое оставляет свой отпеча ток на современности и которому суждено влиять на будущее. Чтобы борьба религии с атеизмом была успешной, Джирардн предлагает переосмыслить философскую и теологическую док трину христианства, пастырскую работу и другие методы деятель ности церкви, чтобы приспособить их к современному человеку.
Новый подход к атеизму отражен и в официальных церковных документах. В пасторальной конституции «О церкви в современ ном мире» сказано, что атеизм является одной из важнейших проблем современности, которую необходимо тщательно изучить. Среди причин, обусловливающих распространение атеизма, в конституции перечисляются такие, как страстный протест людей против существования в мире зла, недопустимая абсолютизация некоторых человеческих ценностей, которые заменяют бога, несо ответствие образа божьего, существующего в сознании людей, то му, который изображен в евангелии, беспредельное возвышение человека63. Кроме того, «значительным стимулом для распростра нения атеизма могут быть и верующие, которые, не считаясь с ре лигиозным воспитанием, или на основе ошибочного толкования веры, или ошибками своей религиозной, моральной и социальной жизни, скорее закрывают истинное лицо бога и религии, чем от крывают перед другими .. .»64.
Как лекарство против атеизма пасторальная конституция предлагает точно разъяснять доктрину и жизнь церкви и ее чле нов.
Идеологи католицизма все еще питают иллюзии, что науч ному марксистско-ленинскому атеизму можно преградить путь субъективными мерами — религиозным воспитанием, воздействи ем на познавательную деятельность людей с целью повернуть ее в угодное для религии русло, усиленным внедрением в сознание человека религиозных идей, не обращая внимания на то, нужда ется он в них или нет, компрометацией научного атеизма и т. д. Марксисты не отрицают значения субъективных факторов, кото рые могут способствовать формированию определенного миро воззрения или тормозить этот процесс. Но роль субъективных факторов особенно возрастает тогда, когда их действия совпа дают с основными тенденциями объективного развития общества. Современный социальный прогресс свидетельствует, что самые прогрессивные тенденции развития человечества, связанные со строительством социализма и коммунизма, революционной борь бой трудящихся, национальным освободительным движением, а
сз II Vatikano susirinkimo nutarimai, р. 133. 64 Там же, с. 134, 135.
22
также с бурным развитием науки и техники, объективно направ лены против религии. Поэтому и субъективное стремление цер ковных институтов укреплять религиозное сознание масс не мо жет принести желаемых плодов.
В научно-атеистической пропаганде необходимо учитывать все факторы, детерминирующие становление и развитие потреб ности в научно-атеистическом мировоззрении, оперативно откли каться на конкретные мировоззренческие нужды, повседневно возникающие у люден. Наряду с этим от пропагандистов атеизма требуется глубокое знание основных тенденций современного католицизма в борьбе с научным мировоззрением. Не потеряло своей актуальности разоблачение в прессе и в устной атеисти ческой пропаганде попыток католических авторов преподнести верующим людям фальсифицированные, доведенные до прими тивизма диалектико-материалистические идеи с целью их комп рометации, а также стремления некоторых религиозных идеоло гов придать своим выступлениям против современного атеизма наукообразный вид.
2. ОБЩЕСТВЕННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОГО АТЕИЗМА
Впроцессе строительства коммунизма, как уже говорилось, возрастает потребность трудящихся в научно-материалистиче ском, атеистическом мировоззрении. Ее удовлетворению и раз витию способствует система коммунистического воспитания.
Растущим интересом людей к мировоззренческим проблемам пытаются воспользоваться распространители религиозно-идеа листических идей и взглядов, чтобы навязывать извращенное представление о сущности, социальном назначении и функциях научного марксистско-ленинского атеизма и таким образом ослаблять его влияние на массы.
Видейной борьбе за сознание людей пресса Советской Лит вы старалась с научных позиций объяснить теоретические и практические проблемы атеизма65.
нюс, |
65 |
См. А. Гайдне, Диалектика идеи научного атеизма, «Коммунист», Вил |
|
1969, № 11; Я. Минкявичюс, Этика преодоления религии, «Коммунист», |
|||
В., |
1969, |
№ 6; |
Ю. Барздайтис, Атеистическая пропаганда — составная часть |
идеологической |
борьбы. «Коммунист», В., 1966, № 9: Э. Юшкнс, О современ |
ной атеистической пропаганде, «Коммунист», В., 1967, № 3; А. Бальспс. Со
циальное назначение и функции научного |
атеизма, «События и время». Жур |
|
нал отдела пропаганды и агитации ЦК КП |
Литвы, 1973, № 1; J. |
Minkevicius, |
Didziojo ginco tgsinys, „Jaunimo gretos", |
1973, Nr. 6; J. Repsys, |
Marksizmas, |
23
В газетных н журнальных статьях подчеркивается марксист ско-ленинское положение о том, что научный атеизм является закономерным прогрессивным социальным явлением, призван ным осуществлять подлинно гуманистические цели — способст вовать освобождению людей от духовного гнета, активизировать их духовно-практическую деятельность. К. Маркс писал, что атеизм в качестве снятия бога, снятия религии означает станов ление теоретического гуманизма66. Этот процесс он связывал с осуществлением практического гуманизма, который выражает коммунизм, путем снятия частной собственности и создания дей ствительно человеческой жизни как неотъемлемой собственности человека67.
К. Маркс подчеркивал два существенных момента на пути к освобождению человека: устранение орудий материальной власти эксплуататорских классов и ломка орудий духовного угнетения, «силы попов»68. Устранение духовного угнетения, од ним из видов которого является религия, возможно лишь в про цессе коренного революционного преобразования того превратно го мира69, где все общественные отношения, основывающиеся на частной собственности, эксплуатации и угнетении человека, по ставлены на голову, и который является основным источником «отчужденного человеческого самосознания»70, превратного ми ровоззрения.
В процессе революционного преобразования социальной сре ды ограничивается сфера действия главной — компенсаторной — функции религии, которая проявляется как иллюзорная, ми стифицированная компенсация человеку его бессилия по отно шению к природе и общественным отношениям, как иллюзорное восполнение отсутствующих в реальной жизни возможностей реализовать свою действительную человеческую сущность. Вме сте с этим теряют свое прежнее значение и другие, не специфи ческие социальные функции религии, такие, как познавательная,, регулятивная, интегрирующая (пли дезинтегрирующая), ком муникативная, педагогическая, утешительная, эстетическая, стра ховочная, таксономическая (религиозная классификация ценно
ateizmas, zmogus, „Problemos", 1968, Nr. 2; J. Ragauskas, Rupeslingai ir jautriai, ,,Tiesa“, 1969, IX.13; S. Nikisovas, V'. Lenino ateistinis mokymas, „Komjaunimo tiesa“, 1969.V.I3.
66 |
К. Маркс « Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М„ 1956, с. 637. |
67 |
Там же. |
68 |
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 17, с. 3+3. |
69К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 414.
70К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, с. 634.
24
стей) ii т. д., которые связаны с главной — компенсаторной — функцией н способствуют ее осуществлению71.
Однако отмирание потребности в главной и других социаль ных функциях религии зависит не только от изменения социаль ной среды. Необходимо и научно-теоретическое воздействие на сознание людей, способствующее адекватному отражению дейст вительности, формированию научных материалистических пред ставлений о ней, выработке научно обоснованной перспективы ее революционного преобразования, сплочению людей для прак тических действий, развития их социальной активности. В этом важная роль принадлежит научному марксистско-ленинскому атеизму, который путем идейного воздействия на человеческое сознание вооружает его методологией диалектического и истори ческого материализма, способствующей развитию объективно истинного познания явлений природы, социальной жизни, мыш ления, помогающей освободиться от извращенных, мистифици рованных религиозных представлений о природе, о социальноэкономической, политической, культурной, нравственной жизни, от религиозной таксономии ценностей, от ложного целеполагания п бесплодной мыслительной деятельности.
Марксистский атеизм стремится к тому, чтобы религия была « п р е о д о л е н а на учно , то есть о б ъ я с н е н а и с т о р и ч е - с к и»72, путем раскрытия ее гносеологических и социальных кор ней, тенденций исторической эволюции. В отличие от нигилисти ческого атеизма некоторых буржуазных философов, опроверга ющих религию, не опираясь на философски осмысленные науч ные знания, и не дающих позитивной мировоззренческой про граммы, марксистско-ленинский атеизм осуществляет миссию « п о л о ж и т е л ь н о г о упразднения религии»73. Научными аргу ментами опровергая идею бога, которую В. И. Ленин называл «всегда идеей рабства (худшего, безысходного рабства)»74, и весь комплекс с ней связанных мистифицированных, искаженных представлений о действительности, научный атеизм «утверждает бытие человека именно посредством этого отрицания»75.
71 См. А. Д. Сухов, Религия как общественный феномен, М., 1972, глава «Общественные функции религии»; Д. М. Угрииович, Структурно-функцио нальный анализ религии и ее социальные перспективы, М„ 1970; К. Жигульский, Пути развития массовой культуры, М.. 1969, Информационный бюлле тень ССА, 39, с. 64—65; Я. Гурановский, Кризис религиозности, «Вопросы философии», 1967, № 7; Аттила Аг, Общественные функции и будущее ре лигии, «Вопросы философии», 1969, № 2.
72 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 18, с. 578.
73К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 422.
74О религии и церкви, М„ 1965, с. 36.
75К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, с. 598.
25
Марксистско-ленинский атеизм выступает не «как голое от рицание религии»76, ссылающееся постоянно на религию, а как
учение, |
утверждающее, «что ч е л о в е к — в ы с ш е е с у щ е е т- |
во д л я |
ч е л о в е к а » 77, что все человеческие отношения имеют |
материальную, земную основу, являются «естественным, само со бой разумеющимся отношением родственного человеческого су щества к ... такому же человеческому существу»78. Научный ате изм снимает с человеческих отношений мистическую, сверхъесте ственную, сверхчеловеческую оболочку, раскрывает их естествен ную, человеческую сущность, ориентирует человека на создание духовных ценностей, воплощающих в себе научные истины, под линный социалистический гуманизм, принципы коммунистиче ской нравственности, облагораживающую человека эстетическую красоту.
Последовательно научный атеизм в первую очередь стремит ся к тому, чтобы каждый гражданин социалистического общест ва формировался как всесторонне развитая, активная личность, обладающая социалистическим сознанием, чтобы в психике че ловека, освободившегося от религии, не образовался духовный вакуум, чтобы, порвав с одной религией, он не испытал нужды в различных формах сектантства, чтобы не восторжествовали ни гилизм, мировоззренческая индифферентность, скептицизм, нрав ственный релятивизм, культ вещей, асоциальность, чтобы ему не понадобились такие виды «компенсации» жизни, как наркома ния, пьянство и т. и.79.
Путем формирования в сознании людей устойчивых диалекти ко-материалистических убеждений марксистский атеизм строит психические преграды, которые препятствуют проникновению в индивидуальное и массовое сознание религиозно-идеалистиче ских, мистифицированных, иллюзорных идей и воззрений.
Добиваясь своих позитивных, гуманистических целей, исхо дящих из прогрессивного развития общества, научный марксист ско-ленинский атеизм вынужден преодолеть в сознании людей религиозно-идеалистические взгляды, убеждения, которые суще ствуют как пережитки прошлого или как следствие искаженного
76 |
К. Маркс и Ф. Энгельс, |
Соч., т. 36, с. 161. |
|||||
77 |
К. Маркс и Ф. |
Энгельс, |
Соч., |
т. |
1, |
с. |
422. |
78 |
К. Маркс и Ф. |
Энгельс, |
Соч., |
т. |
2, |
с. |
190. |
79 |
На эти проблемы обращается внимание в статье Я. Мннкявичюса «Про |
должение великого спора», напечатанной в журнале ЦК ЛКСМ Литвы «Ря ды молодежи» („Jaunimo gretos", 1973, N 6), в статье А. Бальсиса «С уче том человеческого достоинства», опубликованной в газете «Тисса» («Tiesa», 1972,1.19), п др.
26