Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческнй идеолог считает явлением, которое оставляет свой отпеча­ ток на современности и которому суждено влиять на будущее. Чтобы борьба религии с атеизмом была успешной, Джирардн предлагает переосмыслить философскую и теологическую док­ трину христианства, пастырскую работу и другие методы деятель­ ности церкви, чтобы приспособить их к современному человеку.

Новый подход к атеизму отражен и в официальных церковных документах. В пасторальной конституции «О церкви в современ­ ном мире» сказано, что атеизм является одной из важнейших проблем современности, которую необходимо тщательно изучить. Среди причин, обусловливающих распространение атеизма, в конституции перечисляются такие, как страстный протест людей против существования в мире зла, недопустимая абсолютизация некоторых человеческих ценностей, которые заменяют бога, несо­ ответствие образа божьего, существующего в сознании людей, то­ му, который изображен в евангелии, беспредельное возвышение человека63. Кроме того, «значительным стимулом для распростра­ нения атеизма могут быть и верующие, которые, не считаясь с ре­ лигиозным воспитанием, или на основе ошибочного толкования веры, или ошибками своей религиозной, моральной и социальной жизни, скорее закрывают истинное лицо бога и религии, чем от­ крывают перед другими .. .»64.

Как лекарство против атеизма пасторальная конституция предлагает точно разъяснять доктрину и жизнь церкви и ее чле­ нов.

Идеологи католицизма все еще питают иллюзии, что науч­ ному марксистско-ленинскому атеизму можно преградить путь субъективными мерами — религиозным воспитанием, воздействи­ ем на познавательную деятельность людей с целью повернуть ее в угодное для религии русло, усиленным внедрением в сознание человека религиозных идей, не обращая внимания на то, нужда­ ется он в них или нет, компрометацией научного атеизма и т. д. Марксисты не отрицают значения субъективных факторов, кото­ рые могут способствовать формированию определенного миро­ воззрения или тормозить этот процесс. Но роль субъективных факторов особенно возрастает тогда, когда их действия совпа­ дают с основными тенденциями объективного развития общества. Современный социальный прогресс свидетельствует, что самые прогрессивные тенденции развития человечества, связанные со строительством социализма и коммунизма, революционной борь­ бой трудящихся, национальным освободительным движением, а

сз II Vatikano susirinkimo nutarimai, р. 133. 64 Там же, с. 134, 135.

22


также с бурным развитием науки и техники, объективно направ­ лены против религии. Поэтому и субъективное стремление цер­ ковных институтов укреплять религиозное сознание масс не мо­ жет принести желаемых плодов.

В научно-атеистической пропаганде необходимо учитывать все факторы, детерминирующие становление и развитие потреб­ ности в научно-атеистическом мировоззрении, оперативно откли­ каться на конкретные мировоззренческие нужды, повседневно возникающие у люден. Наряду с этим от пропагандистов атеизма требуется глубокое знание основных тенденций современного католицизма в борьбе с научным мировоззрением. Не потеряло своей актуальности разоблачение в прессе и в устной атеисти­ ческой пропаганде попыток католических авторов преподнести верующим людям фальсифицированные, доведенные до прими­ тивизма диалектико-материалистические идеи с целью их комп­ рометации, а также стремления некоторых религиозных идеоло­ гов придать своим выступлениям против современного атеизма наукообразный вид.

2. ОБЩЕСТВЕННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОГО АТЕИЗМА

Впроцессе строительства коммунизма, как уже говорилось, возрастает потребность трудящихся в научно-материалистиче­ ском, атеистическом мировоззрении. Ее удовлетворению и раз­ витию способствует система коммунистического воспитания.

Растущим интересом людей к мировоззренческим проблемам пытаются воспользоваться распространители религиозно-идеа­ листических идей и взглядов, чтобы навязывать извращенное представление о сущности, социальном назначении и функциях научного марксистско-ленинского атеизма и таким образом ослаблять его влияние на массы.

Видейной борьбе за сознание людей пресса Советской Лит­ вы старалась с научных позиций объяснить теоретические и практические проблемы атеизма65.

нюс,

65

См. А. Гайдне, Диалектика идеи научного атеизма, «Коммунист», Вил

1969, № 11; Я. Минкявичюс, Этика преодоления религии, «Коммунист»,

В.,

1969,

№ 6;

Ю. Барздайтис, Атеистическая пропаганда — составная часть

идеологической

борьбы. «Коммунист», В., 1966, № 9: Э. Юшкнс, О современ­

ной атеистической пропаганде, «Коммунист», В., 1967, № 3; А. Бальспс. Со­

циальное назначение и функции научного

атеизма, «События и время». Жур­

нал отдела пропаганды и агитации ЦК КП

Литвы, 1973, № 1; J.

Minkevicius,

Didziojo ginco tgsinys, „Jaunimo gretos",

1973, Nr. 6; J. Repsys,

Marksizmas,

23


В газетных н журнальных статьях подчеркивается марксист­ ско-ленинское положение о том, что научный атеизм является закономерным прогрессивным социальным явлением, призван­ ным осуществлять подлинно гуманистические цели — способст­ вовать освобождению людей от духовного гнета, активизировать их духовно-практическую деятельность. К. Маркс писал, что атеизм в качестве снятия бога, снятия религии означает станов­ ление теоретического гуманизма66. Этот процесс он связывал с осуществлением практического гуманизма, который выражает коммунизм, путем снятия частной собственности и создания дей­ ствительно человеческой жизни как неотъемлемой собственности человека67.

К. Маркс подчеркивал два существенных момента на пути к освобождению человека: устранение орудий материальной власти эксплуататорских классов и ломка орудий духовного угнетения, «силы попов»68. Устранение духовного угнетения, од­ ним из видов которого является религия, возможно лишь в про­ цессе коренного революционного преобразования того превратно­ го мира69, где все общественные отношения, основывающиеся на частной собственности, эксплуатации и угнетении человека, по­ ставлены на голову, и который является основным источником «отчужденного человеческого самосознания»70, превратного ми­ ровоззрения.

В процессе революционного преобразования социальной сре­ ды ограничивается сфера действия главной — компенсаторной — функции религии, которая проявляется как иллюзорная, ми­ стифицированная компенсация человеку его бессилия по отно­ шению к природе и общественным отношениям, как иллюзорное восполнение отсутствующих в реальной жизни возможностей реализовать свою действительную человеческую сущность. Вме­ сте с этим теряют свое прежнее значение и другие, не специфи­ ческие социальные функции религии, такие, как познавательная,, регулятивная, интегрирующая (пли дезинтегрирующая), ком­ муникативная, педагогическая, утешительная, эстетическая, стра­ ховочная, таксономическая (религиозная классификация ценно­

ateizmas, zmogus, „Problemos", 1968, Nr. 2; J. Ragauskas, Rupeslingai ir jautriai, ,,Tiesa“, 1969, IX.13; S. Nikisovas, V'. Lenino ateistinis mokymas, „Komjaunimo tiesa“, 1969.V.I3.

66

К. Маркс « Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М„ 1956, с. 637.

67

Там же.

68

К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 17, с. 3+3.

69К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 414.

70К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, с. 634.

24


стей) ii т. д., которые связаны с главной — компенсаторной — функцией н способствуют ее осуществлению71.

Однако отмирание потребности в главной и других социаль­ ных функциях религии зависит не только от изменения социаль­ ной среды. Необходимо и научно-теоретическое воздействие на сознание людей, способствующее адекватному отражению дейст­ вительности, формированию научных материалистических пред­ ставлений о ней, выработке научно обоснованной перспективы ее революционного преобразования, сплочению людей для прак­ тических действий, развития их социальной активности. В этом важная роль принадлежит научному марксистско-ленинскому атеизму, который путем идейного воздействия на человеческое сознание вооружает его методологией диалектического и истори­ ческого материализма, способствующей развитию объективно истинного познания явлений природы, социальной жизни, мыш­ ления, помогающей освободиться от извращенных, мистифици­ рованных религиозных представлений о природе, о социальноэкономической, политической, культурной, нравственной жизни, от религиозной таксономии ценностей, от ложного целеполагания п бесплодной мыслительной деятельности.

Марксистский атеизм стремится к тому, чтобы религия была « п р е о д о л е н а на учно , то есть о б ъ я с н е н а и с т о р и ч е - с к и»72, путем раскрытия ее гносеологических и социальных кор­ ней, тенденций исторической эволюции. В отличие от нигилисти­ ческого атеизма некоторых буржуазных философов, опроверга­ ющих религию, не опираясь на философски осмысленные науч­ ные знания, и не дающих позитивной мировоззренческой про­ граммы, марксистско-ленинский атеизм осуществляет миссию « п о л о ж и т е л ь н о г о упразднения религии»73. Научными аргу­ ментами опровергая идею бога, которую В. И. Ленин называл «всегда идеей рабства (худшего, безысходного рабства)»74, и весь комплекс с ней связанных мистифицированных, искаженных представлений о действительности, научный атеизм «утверждает бытие человека именно посредством этого отрицания»75.

71 См. А. Д. Сухов, Религия как общественный феномен, М., 1972, глава «Общественные функции религии»; Д. М. Угрииович, Структурно-функцио­ нальный анализ религии и ее социальные перспективы, М„ 1970; К. Жигульский, Пути развития массовой культуры, М.. 1969, Информационный бюлле­ тень ССА, 39, с. 64—65; Я. Гурановский, Кризис религиозности, «Вопросы философии», 1967, № 7; Аттила Аг, Общественные функции и будущее ре­ лигии, «Вопросы философии», 1969, № 2.

72 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 18, с. 578.

73К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 422.

74О религии и церкви, М„ 1965, с. 36.

75К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, с. 598.

25


Марксистско-ленинский атеизм выступает не «как голое от­ рицание религии»76, ссылающееся постоянно на религию, а как

учение,

утверждающее, «что ч е л о в е к — в ы с ш е е с у щ е е т-

во д л я

ч е л о в е к а » 77, что все человеческие отношения имеют

материальную, земную основу, являются «естественным, само со­ бой разумеющимся отношением родственного человеческого су­ щества к ... такому же человеческому существу»78. Научный ате­ изм снимает с человеческих отношений мистическую, сверхъесте­ ственную, сверхчеловеческую оболочку, раскрывает их естествен­ ную, человеческую сущность, ориентирует человека на создание духовных ценностей, воплощающих в себе научные истины, под­ линный социалистический гуманизм, принципы коммунистиче­ ской нравственности, облагораживающую человека эстетическую красоту.

Последовательно научный атеизм в первую очередь стремит­ ся к тому, чтобы каждый гражданин социалистического общест­ ва формировался как всесторонне развитая, активная личность, обладающая социалистическим сознанием, чтобы в психике че­ ловека, освободившегося от религии, не образовался духовный вакуум, чтобы, порвав с одной религией, он не испытал нужды в различных формах сектантства, чтобы не восторжествовали ни­ гилизм, мировоззренческая индифферентность, скептицизм, нрав­ ственный релятивизм, культ вещей, асоциальность, чтобы ему не понадобились такие виды «компенсации» жизни, как наркома­ ния, пьянство и т. и.79.

Путем формирования в сознании людей устойчивых диалекти­ ко-материалистических убеждений марксистский атеизм строит психические преграды, которые препятствуют проникновению в индивидуальное и массовое сознание религиозно-идеалистиче­ ских, мистифицированных, иллюзорных идей и воззрений.

Добиваясь своих позитивных, гуманистических целей, исхо­ дящих из прогрессивного развития общества, научный марксист­ ско-ленинский атеизм вынужден преодолеть в сознании людей религиозно-идеалистические взгляды, убеждения, которые суще­ ствуют как пережитки прошлого или как следствие искаженного

76

К. Маркс и Ф. Энгельс,

Соч., т. 36, с. 161.

77

К. Маркс и Ф.

Энгельс,

Соч.,

т.

1,

с.

422.

78

К. Маркс и Ф.

Энгельс,

Соч.,

т.

2,

с.

190.

79

На эти проблемы обращается внимание в статье Я. Мннкявичюса «Про­

должение великого спора», напечатанной в журнале ЦК ЛКСМ Литвы «Ря­ ды молодежи» („Jaunimo gretos", 1973, N 6), в статье А. Бальсиса «С уче­ том человеческого достоинства», опубликованной в газете «Тисса» («Tiesa», 1972,1.19), п др.

26