Файл: Цели и задачи курса литературного чтения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цели и задачи курса литературного чтения.
Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь Сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на двух ведущих принципах: художественно – эстетическом и литературоведческом.

Художественно – эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные и интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют у ребёнка собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно – художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Литературоведческий принцип противопоставляет лингвистическому анализу текста, имевшему место в начальном обучении, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению элементов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка
должен производиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит своё выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни. При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея. Художественная форма, композиция.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

Программа по чтению чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать, выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети учатся переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

При обучении чтению знания детей должны пополняться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительно-выразительных средствах языка (о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем больше наслаждения художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребёнка воссоздать словесные картины, соответствующие авторскому тексту.



Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушателя произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей. Создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по тематике и содержанию. Обогащать познавательный опыт ребёнка;

  • обеспечивать развитие речи ребёнка и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.

Основные этапы работы над произведением
Уроки чтения и развития речи должны, прежде всего, решать две задачи: нравственное воспитание и совершенствование навыков чтения и речи учащихся.

Учитель должен, прежде всего, определить идею произведения и в соответствии с нею наметить конкретную цель урока и его план. Ведь на самом уроке стержнем, его лейтмотивом будет выяснение идеи произведения.

Если тема произведения – это ответ на вопрос, о чём пишет автор, то идея – это главная мысль произведения, оценка жизни, событий, героев в свете миропонимания, взглядов самого автора. Она не преподносится как нечто готовое, требующее запоминания. Этот вывод, к которому писатель подводит нас всем развитием сюжета. Идея, основная мысль произведения, есть в каждом художественном произведении.

Н. Артюхова «Большая берёза»: мама помогает своему ребёнку лучше других.


К. Паустовский «Подарок» : природа и люди живут по своим законам.

Л. Толстой «Прыжок» : самообладание и находчивость – необходимые качества человека.

В. Одоевский «Городок в табакерке»: человек может разобраться во всём, нужно только учиться.

К. Чуковский «Федорино горе»: во всём всегда должен быть порядок.

Часто идейная сущность передаётся в заглавии («Волшебное слово») или в концовке произведения. Иногда достаточно подумать над вопросом: чему учит произведение? Что хотел сказать автор читателю?

Когда определяется тема и идея произведения, то становится ясной воспитательно-образовательная цель урока. Воспитательную цель чтения на уроке трудно определить как достижение законченного результата. Воспитание убеждений, нравственных качеств и норм поведения – длительный процесс. Нельзя путём чтения одного рассказа ( В. Осеева «Синие листья») «воспитать чувство дружбы и товарищества», но можно дать конкретное образное представление о том, как не поступают настоящие товарищи.

Чтение рассказов о природе имеет своей целью не только получить интересные сведения о животных и растениях, но и пробудить живую любознательность и вызвать желание вмешаться определённым образом в жизнь природы.

Большинство рассказов о современной жизни мы читаем, имея в виду цели такого характера: возбудить интерес, помочь разобраться, вызвать чувство уважения.

Тематическое расположение материала в книгах для чтения помогает определить направления воспитательной работы при чтении ряда произведений. А на каждом уроке, ставя конкретную цель соответственно материалу чтения. Для правильного выбора цели урока необходимо, во-первых, глубоко понять идейную направленность произведения, во-вторых, представить себе предполагаемую эмоциональную реакцию детей при чтении данного произведения.

Например , произведение Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» знакомит детей с красочным миром весенней природы, проникнуто глубоким уважением к крестьянству, будет вызывать яркие образные представления и добрую улыбку. Чтение его вызывает интерес к животным и одобрение поступка Мазая. Сообразно этому цель чтения – оживить интерес к родной природе, вызвать желание по – хозяйски, заботливо относится к ней. Для детей, читающих «Деда Мазая…», важным требованием является развитие самостоятельности в работе над текстом и укрепление навыка выразительного чтения. Данное произведение позволяет над этим работать. Его характер, таким образом, даёт возможность определить конкретные обучающие цели: совершенствование умения строить картинный план с подписями словами текста на основе самостоятельного чтения, самостоятельная подготовка к выразительному чтению отрывка.


Иначе строить урок по рассказу К. Паустовского «Прощание с летом» - это образец лирической прозы, в отрывке нет сюжетного действия, описание имеет эмоциональный характер, изобилует образами. Цель урока: дать детям понять особенности художественного описания природы и пробудить стремление чуткого отношения к его красоте. Цель в развитии навыков – дать литературоведческие сведения о средствах художественного описания (эпитеты, сравнения, образные описания природы). И план урока строится сообразно этим целям.

  1. Подготовка к воспитанию (экскурсия викторина беседа об авторе показ диафильма)

  2. Первичное чтение произведения учителем. Проверка качества восприятия.

  3. Вторичное чтение текста учащимися и анализ содержания

- выяснение конкретного содержания
выяснение мотивов поведения действующих лиц и их харак терных черт.выяснение идейной направленности
  1.   1   2   3   4   5