ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все сказки можно разделить на три вида:
-
Сказки о животных (Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека. Так и животного. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи). -
Бытовые сказки (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.) -
Волшебные сказки. (Для них характерно наличие чудес, какой-либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба-Яга, падчерица, царевич, дурак).
Учитывая всё это я строю работу над сказкой по схеме:
-
Предварительная работа:
а) беседа, рассказ о предстоящей работе;
б) рассматривание рисунков, картин;
в) просмотр диафильмов
г) викторина по ранее изученным сказкам.
-
Рассказывание сказки учителем:
а) первичное прослушивание сказки;
б) беседа эмоционально-оценочного плана.
-
Чтение сказки учащимися. -
Словарная работа. Обращаю внимание детей на народные слова и обороты речи, синонимы, антонимы. -
Анализ сказки:
а) характеристика героев;
б) составление плана;
в) особенности композиции;
г) рассказывание сказки детьми;
д) словесное рисование;
е) чтение по ролям.
-
Заключительная беседа. Обращаю внимание детей на воспитательное значение сказки.
А теперь давайте посмотрим, как это происходит во время урока.
Тема урока: Нанайская народная сказка «Айога»
Сказка «Айога» очень глубока по внутреннему смыслу, подтексту. Необходимо приблизить ребёнка к пониманию подтекста сказки, её нравственного содержания, помочь почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать не только себя , но и других людей, думать не только о себе, но и о других. Человек по-настоящему красив лишь тогда, когда у него красивая душа, а не только внешность.
Сказка «Айога» ведь и об этом, и об этом говорить с младшими школьниками очень трудно.
Урок начинается с подготовительной работы к восприятию сказки, в процессе которой нужно ввести детей в атмосферу сказочных событий. Мы рассматриваем выставку иллюстраций Е. М. Рачёва к сказкам северных народов. Дети объясняют друг-другу, почему они считают изображённых животных сказочными персонажами. Они одеты, о чём-то говорят друг с другом, у них необычные для зверей позы. Здесь нет ярких летних красок, как в известных сказках, прочитанных ранее.
В ходе работы с картинками в лексикон учащихся были введены новые слова: нарты, чум, яранга, тундра, кочевники, малица, стойбище. Дети ощутили торжественную мелодию каждого слова, их северную многокрасочную палитру благодаря рисункам Е. Рачёва. Детям захотелось побольше узнать о жизни, обычаях северных народностей, услышать их сказки.
-
А сейчас мы с вами перенесёмся в удивительный мир сказок северных народов. Ещё не зная самих сказок, мы уже кое-что можем сказать и о сказочных персонажах, и о создателях этих сказок. Художник помог нам приблизиться к суровому и по-своему прекрасному миру, где живут северные народы. Постепенно мы узнаем много сказок жителей сурового северного края, а значит, и познакомимся с тем, что они любили, ненавидели, как жили, одевались, какие тайны хранили. Это ведь очень интересно.
Выходит ученик в рубашке, расписанной узорами нанайцев вверху, внизу, на рукавах, и исполняет стилизованную песню6
Солнце встаёт
Тайга шумит
Белка летит
-
Ай – о!
Соболь мелькнул
Охотник спешит
В сети попал
-
ай – о! -
Что это за народ нанайцы? Это горный и смелый народ, немного славный, добрый, гостеприимный. Живут нанайцы в суровом таёжном краю, охотятся на белку, соболя, в тайгу на широких и коротких охотничьих лыжах, а поклажу возят на собаках, запряжённых в нарды. Живут в чумах, близ могучей реки Амур. -
Вы обратили внимание на восклицание охотника. Оно по-разному звучит: в первом случае в нём содержится предупреждение, а во втором – радость, удовлетворение от удачной охоты. А теперь посмотрите на название сказки «Айога», с которой мы сейчас познакомимся. Вслушайтесь внимательно в содержание сказки, проследите за тем, как развиваются события, и найдите ключик к тайне, которая содержится во второй части этого слова.
Первую и третью часть рассказываю детям, а вторая часть разыгрывается как кукольный спектакль. Первоклассники не только услышали эту любопытную , очень непростую сказочную историю, но и на какой-то момент стали её очевидцами, словно вошли в сказку, приблизились к персонажам.
После первичного восприятия работа над текстом строится в форме постепенного погружения в многослойную ткань сказки. При этом широко использую такие приёмы, как работа над выбором верной интонации и пантомимических средств выразительности при произнесении отдельных слов и реплик; использую подвижные иллюстрации. Дети решили, что имя Айога, вынесенное в заголовок, сказочник произносит с осуждением: девочка ленивая, злая – хвалить её не за что.
С этих слов и начинается серьёзное раздумье над сказкой в процессе её перечитывания. Пропустить самое начало, где говорится о том, что Айога была девочкой красивой и все её любили, нельзя, так как может возникнуть опасность одностороннего подхода к образу Героини. Можно порадоваться тому, что Айога красивая девочка. Приятно, когда у человека красивая внешность. Но почему же. Слушая, совсем не хотелось восхищаться этой девочкой. Скорее, наоборот, приходилось невольно удивляться и даже возмущаться поведением Айоги, её отношением к окружающим. Словно стена выросла между героиней и теми, кто читает, слушает сказку, наблюдает за событиями со стороны. В какой момент это произошло? Ученики вчитываются в текст и находят те слова – характеристики поведения. Состояния Айоги, которые помогли им осознать своё негативное отношение к девочке. Получилась целая цепочка таких слов: загордилась, понравилась сама себе, глядит – не наглядится, совсем ленивая стала, любуется собой. Эта цепочка слов наполнилась для детей особым смыслом: становится понятным, как Айога меняется не в лучшую сторону, превращается в эгоистичную гордячку. Даже по разговору Айоги с матерью и отцом ясно, что они чувствуют и переживают перемену, происшедшую с дочерью.
Чтобы ученики почувствовали драматизм обращения Айоги в гуся я использую при медленном перечитывании соответствующих эпизодов дополнительный цветовой зрительный план. В качестве такового я предлагаю учащимся заранее подготовленный рисунок большого формата
, прикреплённый на доску.
На глазах у соседской девочки происходит обращение Айоги в гуся. Как она, добрый и душевный человек, может на это реагировать? Иными словами создаётся проблемная ситуация: посмотреть на сцену «обращения» глазами соседской девочки. Это будет особый, нравственный угол зрения. И вновь дети выстраивают цепочку слов из текста, характеризующих раздражённое состояние Айоги, её недобрые действия: разозлилась – зашипела – замахала руками – побелела вся от злости – руки в крылья превратились. Айога вся во власти злобы и раздражения и ведёт себя уже не по-человечески: шипит, как злая птица.
Кто же так жестоко подшутил над Айогой? Кто её наказал? Выстраивается целый ряд предположений: сама себя наказала; а может солнце или вода – словом природа; нет, наверное, сам Бог.
Главное в уроке то, что детей задела за живое судьба красивой девочки, которая в итоге оказалась не такой уж и красивой. Грустный конец, хотя Айога весело выкрикивает своё имя. А может быть и не совсем весело. Учащиеся размышляют. Так они становятся не только вдумчивыми читателями, но и обретают жизненный опыт.
Методика чтения лирических стихотворений.
Среди произведений всех литературных жанров помещенных в учебниках «Родная речь» особое место занимают лирические стихотворения. Как показывает практика работа с ними вызывает значительные трудности у учащихся. Это объясняется специфическими особенностями лирики как особого рода художественной литературы «в котором действительность отражается путем передачи глубоких задушевных переживаний мыслей и чувств автора» В центре лирического стихотворения находится описание внутреннего состояния лирического героя его отношения к каким либо событиям факторам явлениям: картинам природы торжественным событиям в истории нашей страны.
Для полноценного восприятия стихотворения дети должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя пережить то что его волнует удивляет радует. Главное направление работы при чтении лирических стихотворений состоит в том чтобы разбудить развить эмоции и чувства ребенка добиться искреннего отношения к изучаемому тексту.
Работу над лирическим стихотворением можно строить по следующему плану
1. Подготовка к восприятию стихотворения:
а) материал экскурсии;
б) жизненные наблюдения учащихся.
2. Чтение стихотворения учителем
3. Беседа эмоционально оценочного плана
-
Какое настроение вызвало у нас это стихотворение? -
Какие краски звуки живут в стихотворении?
-
Анализ живописного образа в стихотворении.
Чтение стихотворения учащимися про себя; рассказать какие картины они «видят», - словесное рисование; лирический герой в стихотворении; приемы поэтической речи; метафоры сравнения эпитеты олицетворения.
-
Разметка текста. Подготовка к выразительному чтению -
Выразительное чтение учащимися стихотворения -
Обобщение по поводу прочитанного
Примером анализа лирического произведения можно взять стихотворение А.С. Пушкина «Туча»
Задачи данного урока:
-
познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушки на как образом искусства слова; -
воспитывать любовь к природе к поэзии -
развивать мышление творческое воображение речь навык выразительного чтения
Ход урока.
-
Вступительная беседа
На доске портрет А.С. Пушкина
При взгляде на этот портрет нас поражают духовное богатство и сила этого человека. Лицо Пушкина полно жизни. Это вдохновенный образ поэта исполненного творческих сил. Кажется, что в эту минуту на него снизошла богиня поэзии - Муза и в голове его рождаются вдохновенные строки стихов. Взгляните на страницу рукописи. Она испещрена быстрыми стремительными строками. Некоторые фразы поэт зачеркивает, т.к. вместо них появляются другие более удачные выразительные. Между строк – рисунки. Вот он увидел в окно тучку его, летящее перо изображает ее на месте бумаги, а далее рождаются стихи
И мысли в голове волнуются в стволе,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу,
Перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
-
Первичное знакомство с произведением и проверка восприятия.
-
Прослушайте произведение А. С. Пушкина «Туча». Я прошу вас закрыть глаза и представить себе картины, описанные в нём. Я читаю стихотворение, после чего задаю вопросы: -
Что особенно затронуло вас в этом стихотворении? -
Как вы думаете. С каким настроением поэт писал его? Что вы себе представили? Какие картины? -
К какому жанру относится это произведение? Почему так думаете?
3. Словарная работа. Предлагаю детям прочитать стихотворение про себя и найти непонятные слова. Заранее готовлю картинки со словами и , если дети спросят их значение, вывешиваю их на доске, а затем объясняю.