ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания синтетического характера над произведением
- Творческий пересказ
- Словесное рисование эпизода
- Составление диафильма
5. Обобщение по прочитанному
Общеизвестно требование: каждый урок должен совершенствовать умение детей. Под умением читать, надо понимать не только овладение техникой чтения. Для характеристики полноценного читателя не достаточно только понимать прочитанное. Умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения, как к самому произведению так и к той действительности которая в нем изображена. А это – высшее умение обнаруживается уже в начальной стадии образовательного навыка чтения. Дети, читая рассказ В. Осеевой «Сыновья» переживают сложный комплекс чувств и мыслей: задумываются над словами старика: «Я только одного сына вижу», определяют свое отношение к действующим лицам рассказа, ставят вопрос о своем поведении в реальной действительности. Конечно, полноценное восприятие прочитанного возможно только на базе прочного навыка чтения позволяющего быстро и полно воспринимать содержание. Обязательно надо предупреждать ошибки в чтении. Это слоговое чтение трудного слова. Это проговаривание его в беседе до чтения. Это и конкретные технические задачи для подготовительного чтения типа: найди слова из пяти и более слогов, прочитай их шепотом и расставь ударение Громкое чтение в виде полноценного первичного знакомства со всем содержанием в виде выборочного чтения на всех этапах урока должно иметь место. Выделяют основные мысли – перечитывают предложение; готовятся к пересказу – выразительно читают слова и выражения, которые желательно в него включить, анализируют план, составленный самостоятельно – иллюстрируют один из заголовков соответствующим отрывком, отчитываются за самостоятельную работу по заданию – иллюстрируют ответ чтением. Чтение про себя обязательно сопровождается самостоятельной работой, всегда интересной и достаточно сложной. Именно на базе самостоятельной работы над текстом ведётся анализ произведения, строится беседа.Прежде всего, надо помнить, что бесе6да всегда диалог, в котором вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся. Цель беседы в отношении художественного произведения – добиться отчётливого, глубокого понимания детьми авторского замысла и помочь им выразить своё отношение к прочитанному. В центре беседы – выявление идейного содержания и формирование его главной мысли.
После чтения научно – познавательной статьи беседа объясняет все частные выводы, сделанные при разборе прочитанного по частям, и подсказывает детям пути применения к жизни знаний, полученных из статьи.
Часто во время беседы возникают новые проблемы для обсуждения, ставятся вопросы для установления причинных связей (психологических, социально-исторических), даются сопоставления с другими произведениями на ту же тему. Например, при обсуждении сказки к. Паустовского «стальное колечко» прежде всего надо выяснить, почему Варюша не уехала из родной деревни, составить рассказ о девочке. А на итоговом уроке по произведениям К. Паустовского предложить для обсуждения вопрос: в чём проявляется любовь к Родине у героев К. Паустовского.
Беседа – всегда диалог, в основе которого лежит система вопросов. Вопросы по их направленности можно разделить на следующие группы. Например, сказка К. Чуковского «Федорино горе»:
-
Выяснение, как поняли дети фактическое содержание (Когда горе случилось у Федоры?). -
Выяснение представлений детей о данном факте (Какая посуда убежала от Федоры?). -
Выяснение различных связей: причины и следствия, сходства и контраста, временных связей (Почему посуда убежала?). -
Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям (Кто виноват в горе Федоры?). -
Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся (Всегда ли бережно вы относитесь к своим вещам?).
6. Вопросы, привлекающие внимание детей к языку и художественным особенностям произведения (Выделите слова, показывающие движение посуды).
Беседы не должны быть длительными, многовопросными. Важно, чтобы дети ощущали плодотворность беседы, видели, что она помогла что-то выяснить, чему-то научила. Только тогда, на протяжении всего урока чтения, дети будут работать: и читать, и думать.
Далее идёт самый длительный этап – анализ произведения. Рассмотрим ещё один пример: очерк И. С. Тургенева «Осенний день в берёзовой роще».
Цели урока: раскрыть особенности художественного описания природы; воспитывать у детей желание наблюдать природу в разные времена года, учить чуткому отношению к природе; обучать пересказу, близкому к тексту.
-
Сообщения учащихся о наблюдениях за погодой в прошедший день. -
Чтение очерка про себя и подготовка ответов на вопросы: В чём особенность погоды, описанной Тургеневым? Какие картины вы увидели вместе с писателем? -
Чтение вслух с анализом художественных средств. Какое время года описано? В чём проявилось непостоянство погоды? Нарисуйте словами две картины неба. Что писатель говорит о шуме листвы в разные времена года? Почему? Перечитайте отрывок про себя и подготовьтесь пересказать его близко к тексту. Выделите глаголы, описывающие осенний дождь. Почему автор употребляет данные глаголы? Какие слова указывают на то, что дождь был мелким, кратковременным? Почему в Березовой роще не было слышно птиц? С чем сравнивается голосок синицы? -
Самостоятельная работа по вариантам. Перечитайте текст и приготовьте подробный пересказ на темы: «Картины осеннего дня во время тёплого солнечного сияния», «Картины осеннего дня во время дождя». -
Подробный пересказ текста. -
Обобщение учителя об авторе очерка. Как видите, согласно идее произведения и цели урока, анализ самого текста, его языка составил центральную часть урока. Анализ начат на основе самостоятельной работы, более детальный – в процессе чтения вслух под руководством учителя.
Обобщающая беседа стала синтезом всей аналитической работы. Беседу нельзя превращать в назидание, поучение. Она должна быть построена так, чтобы дети сами обсудили своё отношение к прочитанному и к той действительности, о которой оно нам напомнило. Все виды занятий должны вести читателя самым эффективным путём к выделению главной мысли, к определению своего отношения к прочитанному.
Анализ содержания художественного произведения
В начальной школе очень важно учить детей полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора. Выражать собственное отношение к этой позиции.
Анализ произведения должен строится на научных основах, исходя из природы литературы как искусства.
Основные принципы анализа сводятся к следующему:
Цель анализа художественного произведения – осознание его идеи, то есть отношение автора к тому, что он изображает, оценки изображаемого. Следовательно, анализу подлежат текст произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь. Опираясь на непосредственное восприятие произведения учащимися, анализ должен корректировать и углублять это восприятие. Обсуждению на уроке подлежат мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев. Описание внешности персонажей их переживаний, размышлений, особенности композиции. Все элементы произведения рассматриваются не сами по себе, а в их отношении к идее. Так как идея раскрывается в выборе изобразительных средств языка, построении предложений, образах героев. Очень важно не ограничиваться воссозданием портретов персонажей, констатацией мотивов поведения действующих лиц, составлением плана произведения. Нужно, чтобы школьники задумались, зачем дан портрет, как в нём выражается отношение автора к герою, как оценивает автор поступки персонажей, почему именно так построено произведение.
Рассмотрим например, как идея рассказа раскрывается через его композицию. Два рассказа: «Котёнок» Л.Толстого и «Плохо» В. Осеевой
В основу произведений положена одна та же ситуация: собака нападает на котёнка, но на этом сходство рассказов заканчивается. В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для неё не важно, чей котёнок, как он оказался рядом с разъярённой собакой. Рассказ начинается с описания события: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.
Произведение Л. Толстого построено иначе. Писатель рассказывает о том, как они играли с ним. Заботились о нём. Этому посвящена вся первая часть рассказа. И только во второй части описывается основное событие. Зачем нужно было такое длительное вступление7 для Л. Толстого принципиально важно, что дети взяли в поле любимое живое существо и забыли о нём. В том. что случилось с котёнком, их вина. Идею рассказа можно выразить словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Анализ художественного произведения должен учитывать жанровые особенности произведения, исходя из внутренних законов жанра. Например, основу рассказа как эпического произведения составляет изображение персонажей, действующих в определённых обстоятельствах. Автор выражает своё отношение к жизни не прямо, а опосредованно, через описание поступков, переживаний, размышлений героев.
Например, восприятию произведений, раскрывающих процесс становления характера героя ( Н. Носов «На горке», «Заплатка»), поможет анализ композиции. Можно использовать такой приём, как составление плана. Это позволит установить причинно-следственные связи между эпизодами, проследить развитие образа персонажа. При изучении рассказов, основу которых составляет одно событие, раскрывающие жизненные позиции героя, анализировать композицию нецелесообразно. Лучше использовать приём словесного рисования, позволяющий воссоздать в воображении картину жизни, проникнуть в эмоциональную тональность произведения, понять позицию каждого героя.
Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию ребёнка, формировать у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы.
Структурными элементами анализа художественного произведения являются:
-
Определение жанровой разновидности произведения (рассказ, стихотворение, басня, былина, сказка…). -
установление темы произведения. -
Восстановление сюжета:
а) пролог, экспозиция – вступительная часть литератур ного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются дальше;
б) завязка – начало, исходный пункт каких-либо событий, действий;
в) развитие действий (событий о которых идёт речь);
г) кульминация – точка высшего напряжения, подъёма, развития чего-либо;