ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
д) развязка – конец, завершение событий, ситуаций
е) эпилог (иногда) – заключительная часть литературного произведения.
4. Раскрытие композиционных особенностей текста. Существуют следующие виды композиций:
-
Последовательное повествование; развёрнутое повествование в хронологической последовательности включает в себя все компоненты сюжета, свёрнутый тип такой композиции содержит большинство компонентов; -
Повествовательно-описательная композиция позволяет автору подробно развернуть отдельные. Наиболее существенные с его точки зрения компоненты сюжета, включить в него описания и объяснения явлений; -
Диалоговая, драматургическая композиция. Даёт сюжеты как сценки из жизни героев, авторский текст при этом выступает как ремарка, поясняющая действия и характеры. Подсказывающая особенность реплик; -
Непоследовательное повествование с разрозненной композицией, лирическими отступлениями, вставками.
Самым доступным типом композиции является последовательное повествование, так как, следуя за ходом развёртывания сюжета, ребёнок осваивает логику произведения в целом. Такую структуру имеют многие произведения: «Страшный рассказ» Е.Чарушина, «Знакомые следы» Е. Пермяка и другие. На этом типе композиции легче проводить обучение детей полноценному пересказу.
Повествовательно-описательный тип поддаётся как полному, так и частичному пересказу, словесному рисованию эпизодов: «Приспособился» В. Бианки, «Славка» Е. Пермяка, «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовского.
Творческих подходов к себе требуют диалоговая и сказовая композиции: чтения в лицах, драматизация, пересказ с изменением лица рассказчика, составление и разыгрывания сценариев, кадров фильма. Постановки живых картин.
5. Составление описания художественных образов произведения:
-
Портрет (изображение основных черт внешности и характера героя) -
Речь -
Поступки (мотивы их поведения, чувства и мысли) -
Отношения (автора к герою и других действующих лиц
и героя к окружающим)
-
Образ – пейзаж -
Событие – интерьер
6. Провести анализ языка (трудные слова для чтения или для понимания слова, образные выражения, ключевые слова и выражения)
-
Формирование идейных выводов произведения.
Методика чтения рассказов
Одним из самых распространённых в детском чтении жанров литературы является рассказ. В книгах «Родная речь» он составляет примерно 30% учебного материала.
В основе рассказа для детей лежит повествование о каких-либо событиях действительности, то есть главным, устойчивым признаком жанра считается определённым образом организованный сюжет – осознанная и воплощённая писателем в произведении система событий, которой раскрываются конфликт и характеры в определённых условиях социальной среды. Повествование в рассказе представлено в небольшом объёме, обеспечивающем тематическую однородность произведения, ограниченное число действующих лиц, единство и замкнутость действия. Жизненный эпизод, избранный писателем для детского произведения, отличается, как правило, отчётливым идейным смыслом.
Таковы константные признаки жанра. Уже они дают понять, что рассказ полезен и удобен, как учебный материал по чтению. Жанр, обладающий большой художественной ёмкостью, позволяет писателю, высветив характерное явление действительности, познакомить с ним читателей. Этот жанр позволяет организовать целостное, полное, эмоциональное восприятие произведения. Жанровая специфика рассказа соответствует запросам юного читателя. Если учесть интерес младших школьников к разным сторонам жизни, то проблематика художественного рассказа удовлетворяет их любознательность. Детей увлекает подробное развитие действия, другие эмоционально – окрашенные компоненты сюжета. Несомненно, воспитательную пользу приносит анализ отношений участников событий, характеристика персонажей. Заинтересованные темой и непосредственно сюжетом, учащиеся стремятся обязательно прочитать произведение до конца. Работу над рассказом я строю по следующей схеме:
-
Вводная беседа. Подготовка к восприятию текста. -
Первичное чтение произведения учителем. Проверка качества восприятия текста
- Какой момент рассказа вам показался наиболее интересным? Почему?
- Кто из героев вам особенно понравился? Что вас привлекло в нём?
- Когда вам было особенно радостно или грустно?
-
Вторичное чтение текста учащимися и анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Виды анализа текста:
а) стилистический анализ;
б) проблемный анализ;
в) анализ развития действия;
г) анализ художественных образов.
Основные направления анализа текста: выяснение конкретного смысла (развития действия, сюжета), композиции произведения, мотивов поведения действующих лиц и их характерных черт, идейной направленности (основной мысли).
В процессе анализа использую следующие виды работ с текстом:
а) выборочное чтение;
б) ответ на вопросы своими словами;
в) постановка вопроса самими учащимися;
г) иллюстрирование текста;
д) составление плана произведения.
-
Задания синтетического характера по произведению:-
Творческий пересказ; -
Частичный или выборочный пересказ; -
Словесное рисование; -
Составление диафильма; -
Экранизация; -
Драматизация; -
Музыкальное иллюстрирование произведения.
-
-
Обобщение по поводу прочитанного. -
Задание на дом. -
Итог урока.
Для примера я взяла «Страшный рассказ» Е. Чарушина. В этом рассказе ярко выражены все элементы сюжета: завязка – начало (Петя и Шура остались одни на даче), развитие событий (стало темно, кто-то шуршит, ползает в коридоре), кульминация – наивысший момент в развитии действий (кто-то так отчётливо топает за дверью, что мальчики сильно напуганы, готовы заплакать), благополучная развязка – исход событий (пришли родители, отыскали ежа), эпилог (сообщается о дальнейшей судьбе ёжика).
Композиция сюжета – последовательное повествование, о событиях рассказывается в порядке их естественного хода. Такое построение удобно для полного свободного пересказа.
Сюжет занимателен: в основе его лежит тайна. Неизвестные звуки пугают детей, которые остались одни на даче. Такой сюжет держит внимание в напряжении. До времени не следует раскрывать тайну «страшного» рассказа, ведь развязка в последней части.
Герои произведения, очевидно, дошкольники, братья или друзья. На это указывает лексика в начале рассказа: сами разделись, умылись,
легли в постельки, а также речь детей. Один чуть старше, более выдержан. Повествование о том что с ним случилось, идет как будто от их лица автором применена несобственно прямая речь.
Язык автора и персонажей прост, трудных слов не содержит. «Словарными» могут быть бытовые слова: дача, чулан. Их значение нужно уточнить в ходе беседы по содержанию.
Идейный смысл произведения можно выразить пословицей: «У страха глаза велики» Страх – ведущее чувство в первых двух частях рассказа. Мальчики уговаривают себя: «тигров не боимся», «людоедов не боимся» но от таких мыслей еще больше боятся. От страха или по тому что малы они и разговаривать стали неправильно: «Не пыхчи», - говорит Шура Пете. –«Я не пыхтю» В этих эпизодах сочетается таинственное страшное и смешное.
Переданы эти чувства не только через лексику, но и через синтаксис. Фразы короткие отрывистые: «Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно».
В первой и во второй частях встречается более десятка многоточий. За этим знаком – неизвестность недоговоренность. Чтение такого текста требует психологических пауз и таинственного тона.
В третьей части ведущее чувство – радость удивления и открытия: «Смотрят – да это ежик! Он верно из леса забрался в дом».
В целом можно сказать, что это нравоучительный юмористический рассказ, так как он о поведении героев в комической ситуации.
Выводы по рассказу поучительны для маленьких читателей: боишься тогда, когда не знаешь, узнай, чтобы не бояться.
Методика чтения сказок.
Как хорошо, что сказка жива. Она полна сил, мудрости, вселенской доброты, крепко и серьёзно учит нас уму-разуму. Всех нас и взрослых и детей. Когда сказка приходит на урок, это всегда праздник. Особенный же праздник, если со сказкой к ребёнку приходит умный и талантливый, увлечённый человек.
Любая сказка – это «особый, замкнутый мир, в котором действуют законы, неприменимые в реальном мире. Законы «сказочного мира» аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. Особое внимание хочется обратить на следующие пять законов:
-
Одушевление, очеловечивание предметов и явлений природы; -
Очеловечивание предметов, явлений, представлений в реальные или фантастические образы; -
Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделённые необыкновенными свойствами, как результат воображения, как выражение мечты, идеи; -
Чудесные превращения и обращения; -
Гиперболизация.