Файл: Цели и задачи курса литературного чтения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


д) развязка – конец, завершение событий, ситуаций

е) эпилог (иногда) – заключительная часть литературного произведения.

4. Раскрытие композиционных особенностей текста. Существуют следующие виды композиций:

  • Последовательное повествование; развёрнутое повествование в хронологической последовательности включает в себя все компоненты сюжета, свёрнутый тип такой композиции содержит большинство компонентов;

  • Повествовательно-описательная композиция позволяет автору подробно развернуть отдельные. Наиболее существенные с его точки зрения компоненты сюжета, включить в него описания и объяснения явлений;

  • Диалоговая, драматургическая композиция. Даёт сюжеты как сценки из жизни героев, авторский текст при этом выступает как ремарка, поясняющая действия и характеры. Подсказывающая особенность реплик;

  • Непоследовательное повествование с разрозненной композицией, лирическими отступлениями, вставками.

Самым доступным типом композиции является последовательное повествование, так как, следуя за ходом развёртывания сюжета, ребёнок осваивает логику произведения в целом. Такую структуру имеют многие произведения: «Страшный рассказ» Е.Чарушина, «Знакомые следы» Е. Пермяка и другие. На этом типе композиции легче проводить обучение детей полноценному пересказу.

Повествовательно-описательный тип поддаётся как полному, так и частичному пересказу, словесному рисованию эпизодов: «Приспособился» В. Бианки, «Славка» Е. Пермяка, «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовского.

Творческих подходов к себе требуют диалоговая и сказовая композиции: чтения в лицах, драматизация, пересказ с изменением лица рассказчика, составление и разыгрывания сценариев, кадров фильма. Постановки живых картин.

5. Составление описания художественных образов произведения:

  • Портрет (изображение основных черт внешности и характера героя)

  • Речь

  • Поступки (мотивы их поведения, чувства и мысли)

  • Отношения (автора к герою и других действующих лиц

и героя к окружающим)

  • Образ – пейзаж

  • Событие – интерьер

6. Провести анализ языка (трудные слова для чтения или для понимания слова, образные выражения, ключевые слова и выражения)


  1. Формирование идейных выводов произведения.



Методика чтения рассказов



Одним из самых распространённых в детском чтении жанров литературы является рассказ. В книгах «Родная речь» он составляет примерно 30% учебного материала.

В основе рассказа для детей лежит повествование о каких-либо событиях действительности, то есть главным, устойчивым признаком жанра считается определённым образом организованный сюжет – осознанная и воплощённая писателем в произведении система событий, которой раскрываются конфликт и характеры в определённых условиях социальной среды. Повествование в рассказе представлено в небольшом объёме, обеспечивающем тематическую однородность произведения, ограниченное число действующих лиц, единство и замкнутость действия. Жизненный эпизод, избранный писателем для детского произведения, отличается, как правило, отчётливым идейным смыслом.

Таковы константные признаки жанра. Уже они дают понять, что рассказ полезен и удобен, как учебный материал по чтению. Жанр, обладающий большой художественной ёмкостью, позволяет писателю, высветив характерное явление действительности, познакомить с ним читателей. Этот жанр позволяет организовать целостное, полное, эмоциональное восприятие произведения. Жанровая специфика рассказа соответствует запросам юного читателя. Если учесть интерес младших школьников к разным сторонам жизни, то проблематика художественного рассказа удовлетворяет их любознательность. Детей увлекает подробное развитие действия, другие эмоционально – окрашенные компоненты сюжета. Несомненно, воспитательную пользу приносит анализ отношений участников событий, характеристика персонажей. Заинтересованные темой и непосредственно сюжетом, учащиеся стремятся обязательно прочитать произведение до конца. Работу над рассказом я строю по следующей схеме:

  1. Вводная беседа. Подготовка к восприятию текста.

  2. Первичное чтение произведения учителем. Проверка качества восприятия текста


- Какой момент рассказа вам показался наиболее интересным? Почему?



- Кто из героев вам особенно понравился? Что вас привлекло в нём?


- Когда вам было особенно радостно или грустно?

  1. Вторичное чтение текста учащимися и анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Виды анализа текста:

а) стилистический анализ;

б) проблемный анализ;

в) анализ развития действия;

г) анализ художественных образов.

Основные направления анализа текста: выяснение конкретного смысла (развития действия, сюжета), композиции произведения, мотивов поведения действующих лиц и их характерных черт, идейной направленности (основной мысли).

В процессе анализа использую следующие виды работ с текстом:

а) выборочное чтение;

б) ответ на вопросы своими словами;

в) постановка вопроса самими учащимися;

г) иллюстрирование текста;

д) составление плана произведения.

  1. Задания синтетического характера по произведению:

    1. Творческий пересказ;

    2. Частичный или выборочный пересказ;

    3. Словесное рисование;

    4. Составление диафильма;

    5. Экранизация;

    6. Драматизация;

    7. Музыкальное иллюстрирование произведения.

  2. Обобщение по поводу прочитанного.

  3. Задание на дом.

  4. Итог урока.

Для примера я взяла «Страшный рассказ» Е. Чарушина. В этом рассказе ярко выражены все элементы сюжета: завязка – начало (Петя и Шура остались одни на даче), развитие событий (стало темно, кто-то шуршит, ползает в коридоре), кульминация – наивысший момент в развитии действий (кто-то так отчётливо топает за дверью, что мальчики сильно напуганы, готовы заплакать), благополучная развязка – исход событий (пришли родители, отыскали ежа), эпилог (сообщается о дальнейшей судьбе ёжика).

Композиция сюжета – последовательное повествование, о событиях рассказывается в порядке их естественного хода. Такое построение удобно для полного свободного пересказа.

Сюжет занимателен: в основе его лежит тайна. Неизвестные звуки пугают детей, которые остались одни на даче. Такой сюжет держит внимание в напряжении. До времени не следует раскрывать тайну «страшного» рассказа, ведь развязка в последней части.

Герои произведения, очевидно, дошкольники, братья или друзья. На это указывает лексика в начале рассказа: сами разделись, умылись,
легли в постельки, а также речь детей. Один чуть старше, более выдержан. Повествование о том что с ним случилось, идет как будто от их лица автором применена несобственно прямая речь.

Язык автора и персонажей прост, трудных слов не содержит. «Словарными» могут быть бытовые слова: дача, чулан. Их значение нужно уточнить в ходе беседы по содержанию.

Идейный смысл произведения можно выразить пословицей: «У страха глаза велики» Страх – ведущее чувство в первых двух частях рассказа. Мальчики уговаривают себя: «тигров не боимся», «людоедов не боимся» но от таких мыслей еще больше боятся. От страха или по тому что малы они и разговаривать стали неправильно: «Не пыхчи», - говорит Шура Пете. –«Я не пыхтю» В этих эпизодах сочетается таинственное страшное и смешное.

Переданы эти чувства не только через лексику, но и через синтаксис. Фразы короткие отрывистые: «Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно».

В первой и во второй частях встречается более десятка многоточий. За этим знаком – неизвестность недоговоренность. Чтение такого текста требует психологических пауз и таинственного тона.

В третьей части ведущее чувство – радость удивления и открытия: «Смотрят – да это ежик! Он верно из леса забрался в дом».

В целом можно сказать, что это нравоучительный юмористический рассказ, так как он о поведении героев в комической ситуации.

Выводы по рассказу поучительны для маленьких читателей: боишься тогда, когда не знаешь, узнай, чтобы не бояться.

Методика чтения сказок.
Как хорошо, что сказка жива. Она полна сил, мудрости, вселенской доброты, крепко и серьёзно учит нас уму-разуму. Всех нас и взрослых и детей. Когда сказка приходит на урок, это всегда праздник. Особенный же праздник, если со сказкой к ребёнку приходит умный и талантливый, увлечённый человек.

Любая сказка – это «особый, замкнутый мир, в котором действуют законы, неприменимые в реальном мире. Законы «сказочного мира» аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. Особое внимание хочется обратить на следующие пять законов:

  1. Одушевление, очеловечивание предметов и явлений природы;

  2. Очеловечивание предметов, явлений, представлений в реальные или фантастические образы;

  3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделённые необыкновенными свойствами, как результат воображения, как выражение мечты, идеи;

  4. Чудесные превращения и обращения;

  5. Гиперболизация.