ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Повторение пройденного материала
- Как называется профессия, специалисты которой занимаются проектированием разных направлений по художественному украшению предметов и улиц? - Какие задачи решают художники-дизайнеры в городах?
(Оформляют дома, улицы, витрины, зеленые зоны, афиши.)
Вот, оказывается, какая широкая сфера деятельности у художников-дизайнеров.
В каких областях художественного дизайна вы уже пробовали свои силы? (Оформление скверов, ажурных оград.) - Вспомните и назовите виды работ, которые вы выполняли на уроках изобразительного искусства. (Ответы школьников.) Сегодня вы также продолжите свою деятельность в роли художников-дизайнеров.
III. Вводное слово
— За чем необходимо следить, чтобы не испортить себе зрения? (За правильным освещением.)
Для того чтобы проводить занятия в школе в ранние утренние часы или вечером, необходимо зажигать свет. Посмотрите, какие осветительные приборы есть у нас в классе.
— Какие осветительные приборы есть у вас дома? Опишите их внешний вид. (Ответы школьников.)
Почти все электрические светильники устроены одинаково: на одном конце шнура находится патрон, в который ввертывается электрическая лампочка. Другим концом шнур включается в электрическую сеть. А отличаются фонари друг от друга оформлением, размерами, расцветкой, дизайном.
— Обращали ли вы внимание, как освещаются улицы города вечерами?
— Как меняется освещение в праздники?
Давайте подумаем, в каких видах профессий требуется специальное освещение. Например, если человек работает шахтером или строит метро, то под землей, где он работает, устанавливаются специальные фонари. Большие — те, которые можно вывешивать в подземных туннелях, маленькие — те, которые прикрепляются прямо к каскам шахтеров и освещают им дорогу во время работы.
IV. Работа в тетради
Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Волшебные фонари».
Фонари неоднократно вдохновляли поэтов на создание стихотворений.
Никогда не забуду — он был или не был
Этот вечер — пожаром зари
Сожжено и расцвечено бледное небо,
И на белой заре — фонари.
А. Блок
Где-то вдали догорает закат,
И фонари ярче горят,
Окна больших домов погасили огни.
Лишь неустанно горят фонари.
Город ночной отразился в реке,
Арки мостов в сказочном сне,
И не дают они людям сбиться с пути,
Ночные спутники вы — фонари.
Ж. Татлян
V. Беседа по теме урока
Фонари делают нашу жизнь удобнее, украшают ее. Трудно представить себе ночную улицу без освещения или новогоднюю елочку без огоньков-фонариков.
Они могут быть гигантскими, очень большими, например, как те, что освещают башни Кремля и часы-куранты на Спасской башне.
— Каким словом можно назвать очень большие, крупные фонари? (Огромные, гигантские.)
А еще есть такое слово для обозначения большого объема — «колоссальные». Повторите это слово. Оно произошло от греческого слова «колосс» — «великан», «громадина», «гигант».
— Подумайте, где необходимы фонари колоссальных размеров. (На кораблях, которые находятся в пограничных дозорах и ловят нарушителей границы; на стройках, где работы ведутся круглые сутки: на киносъемке, где необходимо ярко освещать съемочную площадку.)
А бывают фонари совсем крошечные, например, те, которые подсвечивают ручные часы, или те, которыми врачи иногда освещают горло при медицинском осмотре.
— Каким словом можно назвать маленькие фонарики? (Малюсенькие, крошечные.)
А есть еще такое слово — миниатюрные, повторите его.
— Где еще могут понадобиться миниатюрные фонарики? Запишите в тетради два новых слова и их пояснения. Колоссальный - огромный, гигантский, громадный. Миниатюрный — крохотный, мелкий, очень маленький.
— Какие фонари нужны на космических кораблях? (И колоссальные, и миниатюрные.)
VI. Работа с учебником
Откройте учебники на с. 60—61, рассмотрите приведенные там варианты фонарей, прочитайте текст.
— Какой из фонарей вам понравился больше остальных и почему? (Ответы школьников.)
VII. Постановка задания для самостоятельной работы
На сегодняшнем уроке вы снова примерите на себя роль дизайнеров — оформителей улиц. Вашей задачей будет создание проекта фонаря, уличного светильника. Рассмотрите образцы выполненных из бумаги фонарей на с. 62—63 учебника.
— В какой технике изготовлены эти проекты? {Рисование, аппликация, объемное конструирование из бумаги.)
Важно, чтобы ваш фонарь был предназначен для уличного освещения, т. е. у него помимо светящейся части должна быть ножка, на которой он стоит. И еще я надеюсь, что вы проявите фантазию, придадите ему оригинальный вид.
VIII. Знакомство с бумажным конструированием
Пока вы выбираете технику для изготовления вашего волшебного фонаря, вспомним, как можно сделать буквально за 2—3 минуты простейший бумажный фонарик. Скоро новогодний праздник, и такой фонарик вы можете сделать в качестве елочной игрушки.
Возьмите лист бумаги прямоугольной формы и сложите его пополам вдоль. Если бумага цветная, то сделайте сгиб по лицевой стороне, чтобы изнанка получилась спрятанной внутри.
(Школьники выполняют вместе с педагогом нужные действия.)
У полученного узкого прямоугольника надо отогнуть один край — тот, на котором встретились две стороны бумажного листочка. Сгиб сделайте, отступив примерно 1 см от края. Этот сгиб будет границей при разрезании листочка ножницами.
Возьмите ножницы и надрежьте листочек с противоположной стороны, там, где бумага согнута. Надрезы делайте поперек листка до линии отгибания края - границы. Расстояние между надрезами тоже около 1 см. На с. 62 учебника показано, как надо правильно надрезать листок.
Расправьте листочек и соедините его короткие края, наложите их друг на друга и склейте. У вас получилась заготовка для фонарика. Из полоски бумаги приклейте сверху ручку. Сравните ваш фонарик с тем, который нарисован в учебнике. Видите, они похожи, потому что их делали по одной основе, просто у того, который изображен в книжке, добавлены декоративные украшения. Ваш елочный фонарик вы можете украсить дома самостоятельно.
Эта работа познакомила вас со свойствами бумаги - ее можно сгибать, разрезать, скручивать, складывать, рвать на отдельные кусочки. Ведь и аппликацию можно выполнить из кусочков рваной бумаги.
— Какую работу с бумагой вы выполняли при изготовлении бумажного фонарика?
— Какие еще рабочие операции можно производить с бумагой?
- Приходилось ли вам самостоятельно мастерить из бумаги объемные поделки?
IX. Самостоятельная работа
Теперь подумайте над тем, каким должен быть ваш уличный фонарь, и смастерите его или нарисуйте. Можете за основу взять примеры, приведенные в учебнике на с. 61.
(Школьники приступают к выполнению задания.)
X. Физкультминутка
Сделайте маленькую паузу в работе, выполните физкультминутку.
(Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)
Вот проворный лягушонок (Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены.)
Вылез из болота. (Ходьба с высоким подниманием коленей.)
На дорожке он обсох,
Ему домой охота.
Плюх! (Выполняется легкий прыжок.)
XI. Завершение самостоятельной работы
(Школьники завершают самостоятельную работу.)
XII. Рефлексия
- Над какими дизайнерскими объектами вы сегодня работали?
- Для чего предназначены фонари, осветительные приборы?
- Каких размеров бывают фонари?
- Какие фонари понадобятся для праздничного освещения улиц и зданий?
- В какой технике вы выполнили ваши фонари?
- Что вам показалось интересным при их изготовлении?
- Какова роль братьев-Мастеров при создании фонарей?
- Можете ли вы вспомнить произведения, в которых упоминаются фонари?
А теперь сочиним синквейн под названием «Фонари». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)
XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Приведите в порядок свое рабочее место — если вы использовали аппликацию и конструирование, вырезая изображения из бумаги, то соберите и выбросите обрезки. Если вы рисовали красками, то вылейте воду. Уберите принадлежности для рисования, клей и ножницы.
На следующий урок принесите принадлежности для рисования, а для бумажной аппликации - ножницы и клей. Я раскрою вам секрет - на следующем уроке вы будете знакомиться с тем, как можно смастерить проект витрины для магазина. Поэтому вы можете принести картонную коробку, чтобы ваша витрина получилась почти как настоящая — объемная.
Урок 13. Витрины магазинов.
Цели: познакомить с назначением витрин; повторить их сочетание с профилем магазина; научить подбору составных частей для витрин; изготовить проект витрины любой тематики; познакомить с понятиями «эклектика», «коллаж».
Вид деятельности: работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги, создание объемной модели.
Планируемые результаты: школьники научатся пониманию роли витрин; приобретут навык их создания; получат знания о композиционном и тематическом решении.
Оборудование: фотографии или слайды образцов витрин разных магазинов и размеров, бумага для аппликации, картонная коробка, ножницы, клей.
Ключевые слова и понятия: вывески, коллаж, эклектика, создание витрины.
Примечание. Для пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводное слово
— Над какими дизайнерскими объектами вы работали на прошлых уроках?
— Для чего предназначены фонари, осветительные приборы?
— Каких размеров бывают фонари?
Если вы идете по улице, на которой находятся разные магазины, то многие из них можно угадать по запаху. Закройте глаза и представьте, что вы идете по такой улице. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов носом.
- Как можно догадаться, что вы подошли к магазину, в котором продаются духи? Чем пахнет у такого магазина? (Духами.)
- А вот вы остановились у магазина, возле которого запахло рыбой. Значит, что в нем продается? (Рыба.)
Но самый вкусный запах стоит возле магазина, где продается хлеб. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте, как благоухает свежий хлеб.
Откройте глаза и ответьте на вопрос.
- Как, только глядя на магазин, но, не читая его вывеску, угадать, что в нем продается? Что нам даст подсказку? (Ответы школьников.)
Конечно, витрина магазина. Это специально оформленные окна, в которых выставлены товары, которые продаются в данном магазине.
III. Беседа по теме урока, работа с учебником
Откройте учебники на с. 64, прочитайте текст.
- Каково назначение витрин?
- Как сочетается оформление витрины с тем, какие в этом магазине продаются товары, т. е. с его профилем?
Запишите определение нового слова.
Коллаж — это прием в изобразительном искусстве, при котором на основу наклеиваются самые разные материалы (бумага, i кань, пластмасса, бусинки, природный материал).
- Может ли при оформлении витрины магазина использоваться коллаж?