ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Административное право как учебная дисциплина – система обучения, которая строится исходя из учета отрасли и науки административного права.
В дисциплине курса изучаются:
Административное право как наука – система теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права, предмете и методе его регулирования.
Предмет науки административного права – исследование законов, закономерностей и особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, их должностных лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах, эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление свойств с целью их совершенствования.
Объект науки административного права: управленческие отношения, которые исследуются наукой с целью их совершенствования.
9.
По юридической силе: законы, подзаконные нормативные правовые акты.
Способы систематизации источников административного права:
- Кодификация (это форма систематизации административного права, которое осуществляется путем объединения в один комплексный акт административных норм);
- Инкорпорация (такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках.);
- Хронологическая систематизация (происходит посредством публикации норм в официальных изданиях (Собрании законодательства РФ др.). Эта форма позволяет следить за динамикой, развитием административного законодательства, отслеживать изменения и дополнения, вносимые в действующие нормативно-правовые акты).
10.
Административно-правовой статус гражданина – совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности гражданина как участника общественных отношений в сфере организации и осуществления государственного управления. (Общий; специальный; особенный).
Принципы административно-правового статуса граждан: социальное равенство, законность, народовластие, презумпция невиновности.
*Деликтоспособность – способность нести ответственность.
Права граждан в сфере административного права:
1. Участвовать в управлении государством
2. Объединяться, создавать профессиональные союзы
3. Проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования
4. Обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
5. Право на свободу и личную неприкосновенность
6. Право на неприкосновенность частной жизни
7. Неприкосновенность жилища
8. Право на передвижение
9. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию
10. Право граждан на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием)
Обязанности граждан в сфере административного права:
-
Соблюдать Конституцию РФ и законы -
Платить законно установленные налоги и сборы -
Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам -
Заботится о детях, их воспитание -
Заботиться о нетрудоспособных родителях -
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры -
Защищать Отечество
Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей:
Правомерные: приобретение, использование, защита;
Неправомерные: административные правонарушения.
Виды:
Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами.
Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя
, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д.
Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д.
11.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Конституцией РФ, международно-правовыми актами, законами о правовом положении иностранных граждан, о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию и другими нормативными актами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовой статус лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранных граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Закон о правовом положении иностранных граждан регулирует отношения иностранных граждан в Российской Федерации с органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранцев в Российской Федерации и осуществлением ими на ее территории трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Но есть и некоторые отличия. Так, иностранные граждане не могут состоять на государственной (кроме случаев, установленных федеральными законами) и муниципальной службе в России. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. Но постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Иностранные граждане не допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну. На них не распространяется воинская обязанность, но они могут находиться на военной службе по контракту. Иностранцы не могут быть членами политических партий. Вместе с тем только к иностранным гражданам применяется в соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ такая специфическая мера административного наказания, как выдворение за пределы РФ. Некоторые категории иностранных
граждан — дипломаты, послы, консулы и т. д. — не подведомственны российской юрисдикции и пользуются правом экстерриториальности. За нарушение российских законов они несут ответственность по законам того государства, которое они представляют.
Законно находящийся в России иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Данный срок пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено законодательством. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.
Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль(надзор) в сфере миграции, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно теле-коммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.