Файл: 1. Предмет, основные методы исследования и периодизация игпзс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№1.Предмет, основные методы исследования и периодизация ИГПЗС.
Предметом изучения явл-ся не общ-во в целом, а исторические процессы развития системы госу-ых и
юридических учреждений различных стран, а также правовые системы существующие в мире.
ИГПЗС не только исследует существующие органы гос.власти, но и рассматривает их историческое развитие
с момента возникновения хронологической последовательности в определённых конкретно-исторических
рамках. Право и гос-во взаимосвязаны друг с другом. Они возникают из необходимости регулирования
соц.отношений. Право явл-ся неотъемлемой частью цивилизации, так в юр.нормах отражаются общ-ые
отношения и конфликты….
Предметом ИГПЗС явл-ся:
1. вопросы возникновения эволюции и функционирования гос-ва и права стран, которые в опр.эпоху
воплотили наиболее характерные черты государственности данного исторического периода.
2. анализ, содержание государственно-правовых процессов происходящих в опр.времени и пространстве.
3.раскрытие присущих им причин, наследственных связей, а так же закономерностей государственно-
правовой истории и наиболее типичные особенности проявляющиеся в разных странах в различные года.
Материал данного курса располагается в хронологической последовательности:
1.Древний мир: 4в до н.э.–Египет, Вавилон, Китай, Индия – 5в н.э.-Др.Греция, Др.Рим, Спарта.
2.Средние века: 5в н.э. - 17-18в: Франское гос-во(Италия, Франция, Германия -5-9в), Англия, Франция(10в),
Германия, Арабский халифат, Япония.
3.Новое время: 17-18в – н.20в: Англия, Франция, США, Германия, Япония.
4.Новейшее время: н.20в – наши дни: США, Великобритания, Франция, Германия, Япония.
Методы:
1.обще-научные (анализ, синтез, умозаключения, дедукция, индукция).
2.специальные: 1)конкретно-исторический подход (предполагает рассмотрение государственно- правовых
явлений тех условий, в которых они сложились).
2)сравнительный: а)синхронное сравнение (выявление общих признаков в одно и тоже время, но в
разных странах. б)диахронное сравнение (выявление общих признаков в одно и тоже время, но в разные
исторические подходы).
3.системный анализ – вычисление из взаимосвязанных структур государственно-правовых отношений
отдельных ее элементов.
4.формально-юридический – предполагает изучение событий и фактов требующих объяснения с помощью
юр.терминов, логики и правовых конструкций).
№2. Возникновение 1ых гос-в в Древнем Востоке. Основные особенности государственного механизма
древневосточных госу-в.
Ранние гос-ва склад-ся на рубеже IV-III тыс.до.н.э.на Востоке. Восток-не географ.а цивилизац.понятие.
Восток:Египет,Месопотамия,Индия.Именно здесь в это время слож-сь оптимальная эколог.среда и созд-сь
благоприят.усл-я для произ-ва постоянного избыточ.продукта при примитивных орудиях труда.,что привело к
разложению первобытно-общин.строя и зарождению класс. об-ва=>образ-е гос-ва.Эти гос-ва возникали и
развивались примерно одинаково.В админ.-хоз.объединениях появ-сь сис-мы орган-ции суда,финансов
сложилась устойчиввая традиция монархий.Затем шли гос-ва-империи,которые были полиэтнические .Власть
и управление в них утратили связь с родовым строем=>создание гос-ва.
При всем своеобразии гос-вва Др.В харак-сь общими чертами:
-сохранение пережитков первобытно-общинного строя
-первобыт.формы рабства
-коллектив.рабовладение наряду с частным
-сохран-е земельной общины и слабое разв-е част.соб-ти на землю
-преобладание деспотии
№3.Причина установления и сущность восточной деспотии. 3 главных ведомства управления в гос-вах
Др.Востока.
Древне-восточная деспотия – характреизуется как теократическая монархия, при которой важные гос.дела
решаются с помощью религии. Во главе гос-ва находиться наследственный обожествляемый монарх
одновременно возглавляющий религиозный культ. Монарх выступал в ккач-ве посредника м\у людьми и
богом, был организатором религиозного культа, ему подчинялось жречество. Его личность признавалась
священной. Божественное происхождение власти древне-восточного монарха определяло ее неограниченный
характер. Гос.власть регулировала разнозненое общинное производство, организовывала общественные
работы.
Государь обладал правом верховной собственности на землю и мог перераспределять общегосударственный
фонд в пользу привилегированных или нуждающихся слоев.
Потребность в коллективных условиях по проведению ирригационных работ способствовало к становлению
сельской общины. Сама община явл-ся владельцем земли, которая выплачивала в казну гос-ва налоги(ренту).
Помимо всего деспот наделялся военными полномочиями. Под его руководством была регулярная армия,
находящаяся на гос.содержании. Однако, во многих гос-в Др.Востока власть верховных правителей
ограничивалась советом власти. В меньшей степени древне-восточные правители наделялись
законодательными правами. Со временем распоряжения деспота приобрели характер источника права.
Древне Восточная диспотия – централизованное гос-во с разветленным бюрократическим аппаратом, который
строился на безусловном подчинении низших высшим.
Ведомства:
1.военное – захват соседних терр-ий.
2.общественных работ.
3.финансов – наложение финансовых обязательств.
№4.Общая харак-ка и особенности права Древнего мира (древнего права). Источники права в
древневосточных госу-вах.
Основные типичные черты права Др.В.:
1)законы явл-сь письменным изложением обычаев родового строя и долгое время сохранялись
-принцип талиона
-возмездие,кровная месть(со временем ведет к замене композицией-возмещение матер.вреда)
-принцип коллект.ответ-ти всех членов семьи/общины за проступок одного
2)законы не были универсальными и всеобъемлющими,регулировали лишь новые правовые ситуации или
сферы особого интереса со стороны гос-ва
3)казуальность
4)недифференцированность-неразвитость осн.правовых понятий,институтов и самой прав.нормы
5)сис-ма правовых привелегий,жизнь и достоинство людей зависела от их правовой принадлежности
6)символизм и формализм
7)консерватизм
8)диспозитивность-судопро-во начиналось только в случае подачи заявления потерпевшей стороны
Нельзя не отметить специфич.черты прав.институтов,норм,принципов,связ.с культ,религией и сис-ой
ценностей.
Источники:религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким
исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение нормы
религии и морали.Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались
обычаи, которые, являясь
продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной
традиции и памяти соплеменников.
№5.Соц.структура и гос.строй Др.Египта.
Соц.структура:
-светская знать. В конце сущ-я Древ.царства добивается почти полной независимости.В период Среднего
царства она сохраняет и упрочивает привелегии.Во время Нового ее положение меняется к
худшему.Примирение с деспотическим господством фараона и его правительства
-жречество.Оказывало огромное влияние на об-во, вмешивалось в суд.дела и управление.Жрецы-соб-ки
огромных богатств.
-зависимые и подневольные люди составляли основную массу населения.Рабы-военнопленные,доведенные до
рабского состояния египтяне,слуги царя.Владели небольшим им-вом и получали скудное пропитание.
Гос.строй:-Особенность гос.строя Древнего царства заключается в централизации
управления.Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все
важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение
повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство -проводились под его
общим руководством.Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве -
верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.После
царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию
входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными
мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.
-Начало эпохи Среднего царства хар-ся почти неогранич.властью номархов. Объединению государства и
укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена
независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя
были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.
-Основной чертой гос.строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного
бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний
Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на
области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим
сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех
царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев
и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.
Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую -фараон оказывает покровительство
сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.
№6.Основные черты права Др.Египта.
Основным источником права был обычай, законы царей, распоряжения джати(первого помощника фараона).
Право собственности и обязательства: Вся земля в Египте-собственность фараона. он мог передавать ее во
владение храмам. Чиновники, жрецы и воины получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо
жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин.Ценились песцы.
Сущ. Несколько видов договоров: займ,найм, купля-продажи, аренда земли. Договор закл. При свидетелях.
Договор займа предусматривал начисление процентов, которые не могли превышать долг. За не уплату
должника отдавали в рабство.Договор хранеия являлся безвозмездной сделкой.
Семья и наследственное право: Распространены браки между родственниками.Женщина всегда занимала
высокое положение в семье. Права мужчины постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Брак
оформлялся закл.договора. После вступления в брак женщина сохраняла за собой свое имущество. Родители
должны были поддержать своих детей, а дети должны были кормить своих престарелых родителей. Дети
наследовали имущество поровну, дочери наравне с сыновьями. Египтяне(женщины могли составлять
завещания).Развод был свободен для обеих сторон.
Преступления и наказания: виды преступлений: гос-ные(измена, заговор), религиозные(убийство
священных животных), против личности, против собственности, против чести и достоинства. основной целью
наказания было устрашение. Применялась Смертная казнь, телесные наказания, заключение в тюрьму, отдача
в рабство и денежные штрафы.
Судопрпоизводство: Суд был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями.
Верховным судьей выступал фараон. Процесс был уголовным и гражданским, но различий между ними не
существовало. Суд решал дела без мотивации(только «да» или «нет»).
№7.Общ-ый и гос-ый строй Др.Вавилона.
Форма правления восточная деспотия. В руках царя сосредоточены три ветви власти + верховно-религиозная.
Существовало три основных ведомства: ФИНАНСОВОЕ, ВОЕННОЕ, ПУБЛИЧНЫХ РАБОТ. Среди высших
гос-во выделяло правитель дворца, дворецкий, начальник финансов, песцы. Назнач. Правитель дворца
Нубанда. Контролировал публичные службы, содействовал организации земледельческих работ, управлял
дворцовым хозяйством и т.д.Страна была разделена на области управленим которых занимались царские