Файл: 1. Предмет, основные методы исследования и периодизация игпзс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

№1.Предмет, основные методы исследования и периодизация ИГПЗС.

Предметом изучения явл-ся не общ-во в целом, а исторические процессы развития системы госу-ых и

юридических учреждений различных стран, а также правовые системы существующие в мире.

ИГПЗС не только исследует существующие органы гос.власти, но и рассматривает их историческое развитие

с момента возникновения хронологической последовательности в определённых конкретно-исторических

рамках. Право и гос-во взаимосвязаны друг с другом. Они возникают из необходимости регулирования

соц.отношений. Право явл-ся неотъемлемой частью цивилизации, так в юр.нормах отражаются общ-ые

отношения и конфликты….

Предметом ИГПЗС явл-ся:

1. вопросы возникновения эволюции и функционирования гос-ва и права стран, которые в опр.эпоху

воплотили наиболее характерные черты государственности данного исторического периода.

2. анализ, содержание государственно-правовых процессов происходящих в опр.времени и пространстве.

3.раскрытие присущих им причин, наследственных связей, а так же закономерностей государственно-

правовой истории и наиболее типичные особенности проявляющиеся в разных странах в различные года.

Материал данного курса располагается в хронологической последовательности:

1.Древний мир: 4в до н.э.–Египет, Вавилон, Китай, Индия – 5в н.э.-Др.Греция, Др.Рим, Спарта.

2.Средние века: 5в н.э. - 17-18в: Франское гос-во(Италия, Франция, Германия -5-9в), Англия, Франция(10в),

Германия, Арабский халифат, Япония.

3.Новое время: 17-18в – н.20в: Англия, Франция, США, Германия, Япония.

4.Новейшее время: н.20в – наши дни: США, Великобритания, Франция, Германия, Япония.

Методы:

1.обще-научные (анализ, синтез, умозаключения, дедукция, индукция).

2.специальные: 1)конкретно-исторический подход (предполагает рассмотрение государственно- правовых

явлений тех условий, в которых они сложились).

2)сравнительный: а)синхронное сравнение (выявление общих признаков в одно и тоже время, но в

разных странах. б)диахронное сравнение (выявление общих признаков в одно и тоже время, но в разные

исторические подходы).

3.системный анализ – вычисление из взаимосвязанных структур государственно-правовых отношений

отдельных ее элементов.


4.формально-юридический – предполагает изучение событий и фактов требующих объяснения с помощью

юр.терминов, логики и правовых конструкций).

№2. Возникновение 1ых гос-в в Древнем Востоке. Основные особенности государственного механизма

древневосточных госу-в.

Ранние гос-ва склад-ся на рубеже IV-III тыс.до.н.э.на Востоке. Восток-не географ.а цивилизац.понятие.

Восток:Египет,Месопотамия,Индия.Именно здесь в это время слож-сь оптимальная эколог.среда и созд-сь

благоприят.усл-я для произ-ва постоянного избыточ.продукта при примитивных орудиях труда.,что привело к

разложению первобытно-общин.строя и зарождению класс. об-ва=>образ-е гос-ва.Эти гос-ва возникали и

развивались примерно одинаково.В админ.-хоз.объединениях появ-сь сис-мы орган-ции суда,финансов

сложилась устойчиввая традиция монархий.Затем шли гос-ва-империи,которые были полиэтнические .Власть

и управление в них утратили связь с родовым строем=>создание гос-ва.

При всем своеобразии гос-вва Др.В харак-сь общими чертами:

-сохранение пережитков первобытно-общинного строя

-первобыт.формы рабства

-коллектив.рабовладение наряду с частным

-сохран-е земельной общины и слабое разв-е част.соб-ти на землю

-преобладание деспотии

№3.Причина установления и сущность восточной деспотии. 3 главных ведомства управления в гос-вах

Др.Востока.

Древне-восточная деспотия – характреизуется как теократическая монархия, при которой важные гос.дела

решаются с помощью религии. Во главе гос-ва находиться наследственный обожествляемый монарх

одновременно возглавляющий религиозный культ. Монарх выступал в ккач-ве посредника м\у людьми и

богом, был организатором религиозного культа, ему подчинялось жречество. Его личность признавалась

священной. Божественное происхождение власти древне-восточного монарха определяло ее неограниченный

характер. Гос.власть регулировала разнозненое общинное производство, организовывала общественные

работы.

Государь обладал правом верховной собственности на землю и мог перераспределять общегосударственный

фонд в пользу привилегированных или нуждающихся слоев.

Потребность в коллективных условиях по проведению ирригационных работ способствовало к становлению

сельской общины. Сама община явл-ся владельцем земли, которая выплачивала в казну гос-ва налоги(ренту).

Помимо всего деспот наделялся военными полномочиями. Под его руководством была регулярная армия,



находящаяся на гос.содержании. Однако, во многих гос-в Др.Востока власть верховных правителей

ограничивалась советом власти. В меньшей степени древне-восточные правители наделялись

законодательными правами. Со временем распоряжения деспота приобрели характер источника права.

Древне Восточная диспотия – централизованное гос-во с разветленным бюрократическим аппаратом, который

строился на безусловном подчинении низших высшим.

Ведомства:

1.военное – захват соседних терр-ий.

2.общественных работ.

3.финансов – наложение финансовых обязательств.

№4.Общая харак-ка и особенности права Древнего мира (древнего права). Источники права в

древневосточных госу-вах.

Основные типичные черты права Др.В.:

1)законы явл-сь письменным изложением обычаев родового строя и долгое время сохранялись

-принцип талиона

-возмездие,кровная месть(со временем ведет к замене композицией-возмещение матер.вреда)

-принцип коллект.ответ-ти всех членов семьи/общины за проступок одного

2)законы не были универсальными и всеобъемлющими,регулировали лишь новые правовые ситуации или

сферы особого интереса со стороны гос-ва

3)казуальность

4)недифференцированность-неразвитость осн.правовых понятий,институтов и самой прав.нормы

5)сис-ма правовых привелегий,жизнь и достоинство людей зависела от их правовой принадлежности

6)символизм и формализм

7)консерватизм

8)диспозитивность-судопро-во начиналось только в случае подачи заявления потерпевшей стороны

Нельзя не отметить специфич.черты прав.институтов,норм,принципов,связ.с культ,религией и сис-ой

ценностей.

Источники:религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким

исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение нормы

религии и морали.Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались

обычаи, которые, являясь

продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной

традиции и памяти соплеменников.


№5.Соц.структура и гос.строй Др.Египта.

Соц.структура:

-светская знать. В конце сущ-я Древ.царства добивается почти полной независимости.В период Среднего

царства она сохраняет и упрочивает привелегии.Во время Нового ее положение меняется к

худшему.Примирение с деспотическим господством фараона и его правительства


-жречество.Оказывало огромное влияние на об-во, вмешивалось в суд.дела и управление.Жрецы-соб-ки

огромных богатств.

-зависимые и подневольные люди составляли основную массу населения.Рабы-военнопленные,доведенные до

рабского состояния египтяне,слуги царя.Владели небольшим им-вом и получали скудное пропитание.

Гос.строй:-Особенность гос.строя Древнего царства заключается в централизации

управления.Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все

важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение

повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство -проводились под его

общим руководством.Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве -

верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.После

царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию

входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными

мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

-Начало эпохи Среднего царства хар-ся почти неогранич.властью номархов. Объединению государства и

укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена

независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя

были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

-Основной чертой гос.строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного

бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний

Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на

области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим

сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех

царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев

и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую -фараон оказывает покровительство

сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.



№6.Основные черты права Др.Египта.

Основным источником права был обычай, законы царей, распоряжения джати(первого помощника фараона).

Право собственности и обязательства: Вся земля в Египте-собственность фараона. он мог передавать ее во

владение храмам. Чиновники, жрецы и воины получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо

жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин.Ценились песцы.

Сущ. Несколько видов договоров: займ,найм, купля-продажи, аренда земли. Договор закл. При свидетелях.

Договор займа предусматривал начисление процентов, которые не могли превышать долг. За не уплату

должника отдавали в рабство.Договор хранеия являлся безвозмездной сделкой.

Семья и наследственное право: Распространены браки между родственниками.Женщина всегда занимала

высокое положение в семье. Права мужчины постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Брак

оформлялся закл.договора. После вступления в брак женщина сохраняла за собой свое имущество. Родители

должны были поддержать своих детей, а дети должны были кормить своих престарелых родителей. Дети

наследовали имущество поровну, дочери наравне с сыновьями. Египтяне(женщины могли составлять

завещания).Развод был свободен для обеих сторон.

Преступления и наказания: виды преступлений: гос-ные(измена, заговор), религиозные(убийство

священных животных), против личности, против собственности, против чести и достоинства. основной целью

наказания было устрашение. Применялась Смертная казнь, телесные наказания, заключение в тюрьму, отдача

в рабство и денежные штрафы.

Судопрпоизводство: Суд был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями.

Верховным судьей выступал фараон. Процесс был уголовным и гражданским, но различий между ними не

существовало. Суд решал дела без мотивации(только «да» или «нет»).

№7.Общ-ый и гос-ый строй Др.Вавилона.

Форма правления восточная деспотия. В руках царя сосредоточены три ветви власти + верховно-религиозная.

Существовало три основных ведомства: ФИНАНСОВОЕ, ВОЕННОЕ, ПУБЛИЧНЫХ РАБОТ. Среди высших

гос-во выделяло правитель дворца, дворецкий, начальник финансов, песцы. Назнач. Правитель дворца

Нубанда. Контролировал публичные службы, содействовал организации земледельческих работ, управлял

дворцовым хозяйством и т.д.Страна была разделена на области управленим которых занимались царские