Файл: 1. Предмет, основные методы исследования и периодизация игпзс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


чиновники .Во главе больших городов стояли наместники царя, кот. Отвечали за сбор налогов. Судебные

функции выполняли чиновники, назначенные царем, наместники и правители областей.

Общественный строй.

Население делилось на свободных и рабов. Авелум- свободный, полноправный составляли основную массу

населения. Мушкенумы- падающие ницы, считалось, что это вольноотпущенники, они могли иметь им-во

рабов, заключать сделки. Различие между этими группами проявлялось в нормах права, касающихся охраны

жизни, здоровья и имущества. Полноправные граждане не были однородным населением. Наряду с ними

появлялись обедневшие, попадающие в долговую кабалу. Срок отработки долга состовлял три года. Также

должник объявлялся правомочным владельцем своего им-ва. Без его решения, или решения суда кредитор не

имел права отчуждать его им-во, это объясняется тем что, царская власть пыталась сохранить могущество

войска. С этой целью воин и его семья обеспечивались из царской казны необходимым им-вом. Им-во илку.

Егь нельзя было продавать, передавать по наследству, обменивать. Однако если воин сам бросил надел и

отсутствовал более 3 лет, то он не мог претендовать на возврат им-ва.

Высокое положение занимало чиновничество. Власть наделяла их землей, которая переходила по наследству.

В самом низу соц.лестницы были рабы назывались Вардум.

№8.Законы царя Хаммурапи – важнейших памятник древневавилонского права(общая хара-ка).

Всего правовой памятник насчитывает 282 статьи, но сохранились 247. источникос судебника выступает

обычай, судебная практика, религия. Законы Хаммурапи в отличии от других кодификаций этого времени

характерно полное отсутствие религиозных мотивировок преступлений, религиозных санкций. Источниками

кодеуса были старое обычное право, новое законодательство.для законов характерны формализм,

символический характер норм. В них нет четкой, обоснованной системы изложения правовых норм. Тексты

составлены без системности в изложении. Законник пытался закрепить рабовладельческий строй гос-ва.

№9.Правовое регулирование имущественных и обязательственных отношений в Др.Вавилоне. Формы

права собственности. Правовой режим имущества илкум.

В Месопотамии право частной собственности не сложился. В ДР.Вавилоне преобладала обинная


собственность на землю. Собственником земли была община, но верховным собственником был царь.

Различнык виды земельной соб-ти: ЦАРСКИЕ, ХРАМОВЫЕ, ОБЩИННЫЕ, ЧАСТНЫЕ. Царские и храмовые

обрабатывались зависимым населением.

Общинная земля находилась или в коллективном владении или частноземельном. Свободный общинник имел

большие возможности на свой участок, мог продавать, передавать по наследству.Значительное внимание

уделялось им-ву воина илкум, оно исключалось из торгового оборота. Его льзя было продавать, передавать по

наследству, обменивать. Однако если воин сам бросил надел и отсутствовал более 3 лет, то он не мог

претендовать на возврат им-ва.

Основаниями возникновения обязательств ЗХ были договоры из деликтов. В СХ имеется ряд статей

регулирующие аренду земли, которая играла знач.роль. Плата за аренду была 1/3 урожая. Аренда земли была

краткосрочной, то сада 4-5 лет. Если арендатор не обрабатывал сад, то должен был заплатить хозяину, исходя

их объема урожая выращенного соседями. Также в СХ упоминается договор личного найма, имущественного

найма(помещений, дом.животных), договор займа( характерная черта- стремление законодателя ограничить

должника от кредитора.), также хранение, товарищество, поручение, купля-продажа(ценные вещи-

письменный вид.)

№10.Уголовное право в древневосточных государствах. Система преступлений и наказаний по

Судебнику Хаммурапи. Талион.

К уголовной ответственности по СХ подвергался любой, но мера наказания зависела от социального

положения.Законы не дают понятия преступления. Отсутствует религиозные и гос. Преступления. Выделяют

преступления против: личности, имущественные преступления, против семейных устроев,

должностные(судья изменивший решение после вынесения приговора.)Виды наказаний: смертная казнь,

членовредительство, штрафы, изгнание из общины. Принцип талиона — принцип назначения наказания за

преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением

(«око за око, зуб за зуб)

№11.Особенности судоустройства и процессуального права в Др.Вавилоне. Обвинительный процесс.

Ордалии.

Судебная власть, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от административной

власти. Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.

Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего



направлял их в нижестоящие судебные органы. Царь пользовался правом помилования

преступников.Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума", которые

председательствовали в судебных коллегиях. В первом случае коллегия состояла из чиновников,

подчиненных "наместнику", а во втором -либо из членов общинного совета, либо из общинного совета в

полном составе в небольших общинах. В больших городах судебные функции осуществляли специальные

"царские судьи", подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие в соответствии с его инструкциями.

Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили

стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в

которых являлись жрецы.

В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства:

"Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали:

политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного

законодательства Вавилона:

1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности "равным" преступлению: око

за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей

одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны

деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным

вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: "Если строитель построит человеку дом и сделает свою

работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину - должно этого строителя убить. Если же

он причинит смерть сыну хозяина дома - должно убить сына строителя". В данном случае была применена

смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело. Статьи

2) Принцип "устрашения" проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более

чем в 30 случаях. Статьи

3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или

иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за

совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.


4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родо-племенного строя (доклассовый обычай;

коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной

местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные

преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих

вину обстоятельств.

Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не

существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту

поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами

на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др. Если данных доказательств не

хватало, то для установления истины прибегали к ордалию ("суду божьему").Суть ордалия заключалась в

испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого

подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п. И по

заживаемости руки за определенное время судья определял "истину". Строго каралось лжесвидетельство,

клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был

царь.

№12.Система варн в Др.Индии.

С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства

связано появление варн. В Древней Индии складывается система варн(особых сословных групп):

-брахманы(жрецы)

-кшатрии(воины, политики)

-вайшьи(земледельцы, ремесленники)

-шудры(слуги)

Первые три врны- «дважды рожденные». Обряд 2го рождения связан с началом изучения священных книг. За

каждой варной закреплялся наслед. круг занятий. Брахманам и кшатриям запрещ. заним-ся торговлей и

земледелием. Брахманам следовало изучать веды, осуществлять жертвоприношения, раздавать милостыню.

Кшатрии-военная аристократия,управлен.функции.Вайшьи-торговля,земледелие,растовщичество.Шудры

должны были смиренно служить.

Принадлежность в карне опред.рождением.Первым из источников дополн. Варн были дети от неправильных

браков.Особо предосудит.были браки женщин из высших варн с мужчинами из нихших.Порицалось

смешение рода занятий разных варн,кот-е преписывались религией.Богатство не давало возможностей

перейти из одной варны в другую.


За рамками сис-мы варн оказались «неприкасаемые»:чамары (кожевники), дхобии (прачки),

парии.Неприкасаемые не входят в систему четырех варн. Они считаются способными осквернять членов

более высоких каст, особенно брахманов. По ЗМ неприкасаемым преписывалась работа могильщиков и

палачей.

№13.Гос.строй Др.Индии.(империя Маурьев).

Маурийский царь( раджа) стоял во главе гос-ва, имел законодат. Власть. В эту эпоху сформир-сь концепция

богоугодного правителя, власть кот.распределялась на огромную тер-ю.Все норм.-прав.акты издавались по

велению царя.Он назначал крупных чиновников, возглавлял фискальную администрацию,был верховным

судьей,считался главнокомандующим армии.

Помимо царя сущ-ал совет црских сановников(паришад).Занимался сис-ой управления, выполнял приказы

царя. Состоял из знати, кот стремилась сохранить свою и ограничить власть правителя.Со временем фун-и

паришада сокращаются до совещат.органа.Также сущ-ла сабха-собрание знати и представителей город.и

сельск.населения,выполнявший полит.фун-и.

Территория делилась на провинции.Во главе 4х главных стояли царевичи.Эти провинции обладали особой

автономией. Для проверки дей-ий местных чиновников царевичи посылала инспекторов.Также сущ-ло

деление на обычные провинции,области и округа.Низшей единицей террит.упр-я была деревня.

№14.Специфический характер и место Законов Ману в правовой системе Др.Индии. Общая

характеристика этого документа.

Появление ЗМ связывают с приспособлением древнеиндийского права к светским нуждам.Если в древнейших

источниках рассм-ся деликтные прест-я(против личности),то теперь внимание уделяется договорным и имущ
отн-ям.ЗМ состояли из 2685 статей,написаны в форме двустиший, правовые нормы в 8 и 9 главах,всего 12

глав.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы

эксплуатации. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные

правонарушения и преступления.На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление

общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).Указывается наследственно-

профессиональный характер варн.В законах Ману нет еще выделения отдельных отраслей права