Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

6 3

 

тическим управлением. Тормозной шкив монтируется на при­ водном валу 26 (рис. 15, б). В маховик.4 встроена пневматиче­ ская фрикционная дисковая муфта включения. Зубчатая пере­ дача 27 на коленчатый вал 1 выполнена с шевронным зубом.

Для облегчения монтажа приводной вал 26 смонтирован в разъемных опорах.

Смазка пресса-автомата — централизованная, циркуляци­ онная, жидкая от шестеренного насоса с индивидуальным

Рис. 16. Шарикоштамповочный пресс-автомат моде­ ли А-142А.

приводом. Масло подается через регулируемые маслораспределители. Реле давления в системе смазки электрически сбло­ кировано с системой включения пресса-автомата.

Управление прессом-автоматом электрокнопочное, с пульта, расположенного на рабочем месте машины. Режим работы: наладочный (толчковый) ход, автоматический ход, ручной по­ ворот маховика. Для облегчения вывода пресса-автомата из положения распора, т. е. в момент заклинивания штампуемой заготовки в штампе, когда коленчатый вал находится в так называемом «мертвом положении», в электрической схеме управления предусматривается реверс хода ползуна.

На рис. 16 и 17 изображен общий вид шарикоштамповоч­ ных прессов-автоматов моделей А-142А и ÂB-148, которые используются на многих отечественных подшипниковых за­

водах.

В соответствии с общей тенденцией постоянного развития и усовершенствования прессов-автоматов для объемной штам-

64

ГЛ. 3. ШТАМПОВКА ШАРИКОВ

повки их технический уровень может быть определен показа­ телями, характеризующими:

1) технические возможности прессов-автоматов, их сило­ вые и энергетические параметры;

2)производительность;

3)надежность и долговечность работы;

Рис. 17. Шарикоштамповочный пресс-автомат модели АБ-148.

4)уровень техники безопасности при их обслуживании;

5)эстетику прессов-автоматов, рациональное использова­ ние металла, возможность экономии производственных площа­ дей, удобств обслуживания, ремонта и т. п.;

6)экономическую эффективность от внедрения мероприя­ тий, повышающих технический уровень прессов-автоматов.

Все эти показатели, рассмотренные в совокупности, опре­ деляют не только технический уровень прессов-автоматов, но

иих конкурентоспособность на внешнем рынке, соответствие уровню лучших мировых стандартов, а также возможность применения их в отечественной промышленности.

Следует указать, что отечественные шарикоштамповочные прессы-автоматы, кинематические схемы которых рассмотрены выше, соответствуют современному мировому уровню и их можно отнести к числу лучших образцов по надежности в ра­

боте, долговечности, силовым и технол'огическим

парамет­

рам и т. п.

 

При отправке изготовленного оборудования заводу-заказ-

чику, где оно будет эксплуатироваться, к каждому

образцу


§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

65

прилагается паспорт, в котором указывается его техническая * характеристика (см. табл. 15), а также заводской номер, дата выпуска, руководство по распаковке, транспортировке и мон­ тажу, правила по уходу за оборудованием, технике безопас­ ности применительно к данному оборудованию, описание ра­ боты основных узлов, кинематическая и электрическая схемы, чертежи на основные узлы и быстроизнашивающиеся детали, схемы смазки, нормы точности изготовления пресса-авто­ мата и т. д.

При наладке необходимо пользоваться паспортом и выби­ рать режимы работы, соответствующие разработанной техно­ логии. В зависимости от конструкции, типа и модели оборудо­ вания в паспорте могут быть указаны следующие дополни­ тельные данные: типы муфты и тормоза, режим работы (наладочный, автоматический, ручной), система смазки, типы предохранителей от перегрузки, тип, мощность и число оборо­ тов в минуту электродвигателя.

В паспорте шарикоштамповочных прессов-автоматов обя­ зательно указывается допускаемое или номинальное усилие на ползуне.

Под номинальным усилием кривошипных прессов подра­ зумевается усилие, которое может воспринять пресс без опас­ ности поломки. Допускаемое усилие зависит от положения ползуна во время возникновения нагрузки.

Если к ползуну пресса-автомата будет приложено усилие, превышающее номинальное, то произойдет перегрузка узлов и деталей, что вызовет их повышенный износ и сокращение срока службы, а в некоторых случаях и поломку. Поэтому усилие, необходимое для штамповки шариков, предварительно рассчитывается при разработке технологического процесса или имеющиеся данные сравниваются со значениями, указанными в паспортах, при выборе для работы той или иной модели пресса-автомата.

Следует иметь в виду, что надежность и долговечность ра­ боты прессов-автоматов в первую очередь зависит от пра­ вильного использования их технологических возможностей, силовых и энергетических параметров.

Допускаемое усилие обычно указывается в паспорте в виде графика в зависимости от длины хода ползуна (рис. 18).

Указанная в паспорте длина хода ползуна представляет собой путь, проходимый им при повороте кривошипа от мерт­ вых точек на 180°. Число ходов ползуна в минуту равно чйслу оборотов коленчатого вала в минуту и, следовательно, зависит от передаточного отношения в приводе и числа оборотов электродвигателя. Число ходов в минуту и длина хода ползуна

5 Л. А. Олендер


66 ГЛ. 3. ШТАМПОВКА ШАРИКОВ

определяют скорость его движения, на основе которой рассчи­

тывается производительность пресса.

 

 

 

,

 

 

 

Наиболее сложен

механизм

управления прессом-автома­

том,

который

по типу привода

может

быть

механическим,

пневматическим, электрическим и.электропневматическим.

 

р

 

 

 

 

 

 

В

прессах-автоматах по-

11,0

 

 

 

 

 

 

следних

выпусков

механиче­

8,85

\

к'S

 

 

 

ское

и пневматическое

управ­

 

 

 

ления не применяются, а элект­

7.5

\

 

 

 

рическая

система

применяется

 

 

 

 

 

 

только в случае использования

6,0

 

\

Xх \

 

 

 

жесткой муфты включения, как

 

 

 

чЛ

 

 

это предусмотрено, например,

5,0.5

 

 

\

V

 

 

на прессах-автоматах моделей

 

 

Ѵ\

 

 

А-142, А-142А и некоторых дру­

2,25

 

 

 

V

 

 

гих.

 

 

 

 

 

 

 

1,75

 

 

 

 

 

На прессах-автоматах по­

 

 

 

 

следних выпусков, предназна­

 

 

 

 

1

кOцммn

ченных для

штамповки шари­

О

20

40

60

80

ков диаметром

свыше

14 мм,

Рис. 18. График изменения до­

устанавливаются

электропнев-

матические

системы

управле­

пускаемых

усилий

на

ползуне

шарикоштамповочного

пресса-

ния, позволяющие вести рабо­

автомата модели А-142А в за­

ту на трех режимах: наладоч­

висимости от длины его хода.

ный ход,

одиночный

ход и не­

прерывный ход.

Надежная работа пресса-автомата, так же как и любого станка, механизма или машины, зависит от правильного вы­ полнения предусмотренных соответствующей инструкцией пра­ вил смазки и ухода за ним. В частности, необходимо строго соблюдать установленную периодичность смазки всех узлов, механизмов и деталей пресса-автомата согласно имеющейся при нем карте смазки. На прессах-автоматах новых моделей применяется централизованная система смазки, которая зна­ чительно упрощает обслуживание узлов, снижает трудоем­ кость и обеспечивает надежность работы всех механизмов. Смазывать пресс-автомат необходимо так, чтобы смазка вы­ ступала с боков трущихся поверхностей (это позволяет контролировать ее достаточность).

§ 2. УСТРОЙСТВО о с н о в н ы х

у з л о в и м е х а н и з м о в

ШАРИКОШТАМПОВОЧНЫХ

ПРЕССОВ-АВТОМАТОВ

Правильный уход и периодически проводимые профилак­ тические ремонты позволяют сохранить прессы-автоматы от Преждевременного износа и обеспечить высокие показатели


§ 2. УСТРОПСТВО ОСНОВНЫХ

УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ

6 7

по производительности и качеству

выпускаемой продукции.

Для более полного использования прессов-автоматов, умень­ шения простоев от поломок и при наладке, а также снижения потерь от брака необходимо знание их конструкции, устрой­ ства и принципа работы основных узлов и механизмов.

При рассмотрении устройства основных узлов и механиз­ мов шарикоштамповочных прессов-автоматов за основу был взят пресс-автомат модели АБ-148 (А-148) — одна из послед­ них новейших конструкций машин этого типа, наиболее оправ­ давшая себя в производстве и с успехом применяющаяся на многих подшипниковых заводах страны (см. рис. 17) [14].

На стабильность работы высадочных прессов-автоматов (в том числе и шарикоштамповочных), а также на получение качественных изделий влияет в первую очередь конструктивное исполнение станины, ее жесткость и распределение материала по сечению.

Станины холодновысадочных прессов-автоматов относятся к закрытым цельным рамного типа без стяжных болтов. Преж­ де чем применить ту или иную конструкцию станины, а также в случае какой-либо намечаемой существенной модернизации или ремонта пресса-автомата производится ее расчет. После­ довательность расчета (в частности в приближении, как бру­ са) следующая [15].

На вычерченный эскиз станины наносятся действующие нагрузки. Из них за расчетную принимается сосредоточенная сила, приложенная к матричному блоку по оси штамповки (матрицы). В опасных точках сечения станины определяются изгибающий момент и напряжения. Вертикальная стенка мат­ ричного блока станины рассчитывается ,дак балка на двух опо­ рах, загруженная сосредоточенной силой.

На рис. 19 представлена цельная из чугунного литья ста­ нина шарикоштамповочного пресса-автомата модели АБ-148, которая соединяет в одно целое все узлы и мехайизмы. В пе­ редней части к ней крепится коробка подачи, а в боковой — корпус механизма реза. В станине устроена ниша, закрывае­ мая дверцей 1 и предназначенная для размещения пневмати­ ческой аппаратуры. Для регулировки и упора выталкивателя пуансона предусмотрен лаз, закрываемый дверцей 2. Требуе­ мая точность изделий обеспечивается расположенными в пе­ редней и задней части станины удлиненными направляющими. Передние боковые плиты 3 и 4 (см. разрез по ББ) выполне­ ны калеными. Плита 3 — регулируемая, а плита 4 — нерегу­ лируемая. Боковой зазор между центральным ползуном и на­ правляющими станины в передней части регулируется при помощи плиты 3 и клина 5 (см. разрез по ГГ), а в задней —■

5*


6 8

ГЛ. 3. ШТАМПОВКА ШАРИКОВ

с двух сторон — плитами 8 и клиньями 9 (см. разрез по ВВ). Верхние зазоры между ползуном и направляющими станины 6 и 10 соответственно в передней и задней части по мере изно­ са бронзовых плит 7 и накладок ползуна устанавливаются

А

Рис. 19. Станина шарикоштамповочного пресса-автомата модели АБ-148.

в соответствии с нормами точности посредством подшабровки плит 6 и 10, которые выполняются из чугуна (см. разрез по

А—А).

Привод пресса-автомата (рис. 20) осуществляется от элек­ тродвигателя определенной мощности, устанавливаемого с целью регулировки на специальных салазках, зацементирован­

§ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ

69

 

ных в пол. Вращение от шкива 1, насаженного на вал электро­ двигателя и закрепленного с помощью шпонки, передается 6 клиновыми ремнями на маховик. Ремни натягиваются вин­ тами 2. При этом вращение шкива 1 электродвигателя и махо­ вика должно быть против часовой стрелки.

Рис. 20. Привод шарикоштамповочного пресса-автомата модели АБ-148.

70

ГЛ. 3. ШТАМПОВКА ШАРИКОВ

Приводной вал 1 (рис. 21) с закрепленной на нем шестер­ ней 2 вращается в двухрядных роликовых подшипниках 3, по­ мещенных в стаканах 4. Благодаря наличию стаканов 4, один из которых крепится от смещения стопорным болтом 5, при­ водной вал 1 устанавливается на станину в собранном виде.

Рис. 21. Приводной вал

шарикоштамповочного пресса-автомата моде­

 

ли АБ-148.

Коленчатый вал 1

(рис. 22) покоится во втулках 5 букс 6,

крепление которых в станине производится винтами (см. раз­ рез по ВВ). Постоянный поджим букс 6 осуществляется на­ тяжением клина 8 винтом 9. В процессе эксплуатации машины следует обращать особое внимание на положение клиновых шпонок 3, крепящих зубчатое колесо 2 на коленчатом валу 1. Шпонки 3 предохраняются от выпадения крышкой 4, которую обычно не снимают в случае необходимости подбить шпонки 3. При демонтаже коленчатого вала 1 в первую очередь сни­ маются уплотнения 7, ставить которые на место следует

только после окончательной установки коленчатого вала 1 с буксами 6 на станину.

Центральный ползун и его направляющие требуют особого внимания к их конструированию и расчету, так как это в пер­ вую очередь взаимосвязано с высокой точностью штамповки