Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
6 3 |
|
тическим управлением. Тормозной шкив монтируется на при водном валу 26 (рис. 15, б). В маховик.4 встроена пневматиче ская фрикционная дисковая муфта включения. Зубчатая пере дача 27 на коленчатый вал 1 выполнена с шевронным зубом.
Для облегчения монтажа приводной вал 26 смонтирован в разъемных опорах.
Смазка пресса-автомата — централизованная, циркуляци онная, жидкая от шестеренного насоса с индивидуальным
Рис. 16. Шарикоштамповочный пресс-автомат моде ли А-142А.
приводом. Масло подается через регулируемые маслораспределители. Реле давления в системе смазки электрически сбло кировано с системой включения пресса-автомата.
Управление прессом-автоматом электрокнопочное, с пульта, расположенного на рабочем месте машины. Режим работы: наладочный (толчковый) ход, автоматический ход, ручной по ворот маховика. Для облегчения вывода пресса-автомата из положения распора, т. е. в момент заклинивания штампуемой заготовки в штампе, когда коленчатый вал находится в так называемом «мертвом положении», в электрической схеме управления предусматривается реверс хода ползуна.
На рис. 16 и 17 изображен общий вид шарикоштамповоч ных прессов-автоматов моделей А-142А и ÂB-148, которые используются на многих отечественных подшипниковых за
водах.
В соответствии с общей тенденцией постоянного развития и усовершенствования прессов-автоматов для объемной штам-
64 |
ГЛ. 3. ШТАМПОВКА ШАРИКОВ |
повки их технический уровень может быть определен показа телями, характеризующими:
1) технические возможности прессов-автоматов, их сило вые и энергетические параметры;
2)производительность;
3)надежность и долговечность работы;
Рис. 17. Шарикоштамповочный пресс-автомат модели АБ-148.
4)уровень техники безопасности при их обслуживании;
5)эстетику прессов-автоматов, рациональное использова ние металла, возможность экономии производственных площа дей, удобств обслуживания, ремонта и т. п.;
6)экономическую эффективность от внедрения мероприя тий, повышающих технический уровень прессов-автоматов.
Все эти показатели, рассмотренные в совокупности, опре деляют не только технический уровень прессов-автоматов, но
иих конкурентоспособность на внешнем рынке, соответствие уровню лучших мировых стандартов, а также возможность применения их в отечественной промышленности.
Следует указать, что отечественные шарикоштамповочные прессы-автоматы, кинематические схемы которых рассмотрены выше, соответствуют современному мировому уровню и их можно отнести к числу лучших образцов по надежности в ра
боте, долговечности, силовым и технол'огическим |
парамет |
рам и т. п. |
|
При отправке изготовленного оборудования заводу-заказ- |
|
чику, где оно будет эксплуатироваться, к каждому |
образцу |
§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
65 |
прилагается паспорт, в котором указывается его техническая * характеристика (см. табл. 15), а также заводской номер, дата выпуска, руководство по распаковке, транспортировке и мон тажу, правила по уходу за оборудованием, технике безопас ности применительно к данному оборудованию, описание ра боты основных узлов, кинематическая и электрическая схемы, чертежи на основные узлы и быстроизнашивающиеся детали, схемы смазки, нормы точности изготовления пресса-авто мата и т. д.
При наладке необходимо пользоваться паспортом и выби рать режимы работы, соответствующие разработанной техно логии. В зависимости от конструкции, типа и модели оборудо вания в паспорте могут быть указаны следующие дополни тельные данные: типы муфты и тормоза, режим работы (наладочный, автоматический, ручной), система смазки, типы предохранителей от перегрузки, тип, мощность и число оборо тов в минуту электродвигателя.
В паспорте шарикоштамповочных прессов-автоматов обя зательно указывается допускаемое или номинальное усилие на ползуне.
Под номинальным усилием кривошипных прессов подра зумевается усилие, которое может воспринять пресс без опас ности поломки. Допускаемое усилие зависит от положения ползуна во время возникновения нагрузки.
Если к ползуну пресса-автомата будет приложено усилие, превышающее номинальное, то произойдет перегрузка узлов и деталей, что вызовет их повышенный износ и сокращение срока службы, а в некоторых случаях и поломку. Поэтому усилие, необходимое для штамповки шариков, предварительно рассчитывается при разработке технологического процесса или имеющиеся данные сравниваются со значениями, указанными в паспортах, при выборе для работы той или иной модели пресса-автомата.
Следует иметь в виду, что надежность и долговечность ра боты прессов-автоматов в первую очередь зависит от пра вильного использования их технологических возможностей, силовых и энергетических параметров.
Допускаемое усилие обычно указывается в паспорте в виде графика в зависимости от длины хода ползуна (рис. 18).
Указанная в паспорте длина хода ползуна представляет собой путь, проходимый им при повороте кривошипа от мерт вых точек на 180°. Число ходов ползуна в минуту равно чйслу оборотов коленчатого вала в минуту и, следовательно, зависит от передаточного отношения в приводе и числа оборотов электродвигателя. Число ходов в минуту и длина хода ползуна
5 Л. А. Олендер
66 ГЛ. 3. ШТАМПОВКА ШАРИКОВ
определяют скорость его движения, на основе которой рассчи
тывается производительность пресса. |
|
|
|
, |
|
|
|
|||||||||
Наиболее сложен |
механизм |
управления прессом-автома |
||||||||||||||
том, |
который |
по типу привода |
может |
быть |
механическим, |
|||||||||||
пневматическим, электрическим и.электропневматическим. |
||||||||||||||||
|
р |
|
|
|
|
|
|
В |
прессах-автоматах по- |
|||||||
11,0 |
|
|
|
|
|
|
следних |
выпусков |
механиче |
|||||||
8,85 |
\ |
к'S |
|
|
|
ское |
и пневматическое |
управ |
||||||||
|
|
|
ления не применяются, а элект |
|||||||||||||
7.5 |
\ |
|
|
|
рическая |
система |
применяется |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
только в случае использования |
||||||||||
6,0 |
|
\ |
Xх \ |
|
|
|
жесткой муфты включения, как |
|||||||||
|
|
|
чЛ |
|
|
это предусмотрено, например, |
||||||||||
5,0.5 |
|
|
\ |
V |
|
|
на прессах-автоматах моделей |
|||||||||
|
|
Ѵ\ |
|
|
А-142, А-142А и некоторых дру |
|||||||||||
2,25 |
|
|
|
V |
|
|
гих. |
|
|
|
|
|
|
|
||
1,75 |
|
|
|
|
1« |
|
На прессах-автоматах по |
|||||||||
|
|
|
|
следних выпусков, предназна |
||||||||||||
№ |
|
|
|
|
1 |
кOцммn |
ченных для |
штамповки шари |
||||||||
О |
20 |
40 |
60 |
80 |
ков диаметром |
свыше |
14 мм, |
|||||||||
Рис. 18. График изменения до |
устанавливаются |
электропнев- |
||||||||||||||
матические |
системы |
управле |
||||||||||||||
пускаемых |
усилий |
на |
ползуне |
|||||||||||||
шарикоштамповочного |
пресса- |
ния, позволяющие вести рабо |
||||||||||||||
автомата модели А-142А в за |
ту на трех режимах: наладоч |
|||||||||||||||
висимости от длины его хода. |
ный ход, |
одиночный |
ход и не |
прерывный ход.
Надежная работа пресса-автомата, так же как и любого станка, механизма или машины, зависит от правильного вы полнения предусмотренных соответствующей инструкцией пра вил смазки и ухода за ним. В частности, необходимо строго соблюдать установленную периодичность смазки всех узлов, механизмов и деталей пресса-автомата согласно имеющейся при нем карте смазки. На прессах-автоматах новых моделей применяется централизованная система смазки, которая зна чительно упрощает обслуживание узлов, снижает трудоем кость и обеспечивает надежность работы всех механизмов. Смазывать пресс-автомат необходимо так, чтобы смазка вы ступала с боков трущихся поверхностей (это позволяет контролировать ее достаточность).
§ 2. УСТРОЙСТВО о с н о в н ы х |
у з л о в и м е х а н и з м о в |
ШАРИКОШТАМПОВОЧНЫХ |
ПРЕССОВ-АВТОМАТОВ |
Правильный уход и периодически проводимые профилак тические ремонты позволяют сохранить прессы-автоматы от Преждевременного износа и обеспечить высокие показатели
§ 2. УСТРОПСТВО ОСНОВНЫХ |
УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ |
6 7 |
по производительности и качеству |
выпускаемой продукции. |
Для более полного использования прессов-автоматов, умень шения простоев от поломок и при наладке, а также снижения потерь от брака необходимо знание их конструкции, устрой ства и принципа работы основных узлов и механизмов.
При рассмотрении устройства основных узлов и механиз мов шарикоштамповочных прессов-автоматов за основу был взят пресс-автомат модели АБ-148 (А-148) — одна из послед них новейших конструкций машин этого типа, наиболее оправ давшая себя в производстве и с успехом применяющаяся на многих подшипниковых заводах страны (см. рис. 17) [14].
На стабильность работы высадочных прессов-автоматов (в том числе и шарикоштамповочных), а также на получение качественных изделий влияет в первую очередь конструктивное исполнение станины, ее жесткость и распределение материала по сечению.
Станины холодновысадочных прессов-автоматов относятся к закрытым цельным рамного типа без стяжных болтов. Преж де чем применить ту или иную конструкцию станины, а также в случае какой-либо намечаемой существенной модернизации или ремонта пресса-автомата производится ее расчет. После довательность расчета (в частности в приближении, как бру са) следующая [15].
На вычерченный эскиз станины наносятся действующие нагрузки. Из них за расчетную принимается сосредоточенная сила, приложенная к матричному блоку по оси штамповки (матрицы). В опасных точках сечения станины определяются изгибающий момент и напряжения. Вертикальная стенка мат ричного блока станины рассчитывается ,дак балка на двух опо рах, загруженная сосредоточенной силой.
На рис. 19 представлена цельная из чугунного литья ста нина шарикоштамповочного пресса-автомата модели АБ-148, которая соединяет в одно целое все узлы и мехайизмы. В пе редней части к ней крепится коробка подачи, а в боковой — корпус механизма реза. В станине устроена ниша, закрывае мая дверцей 1 и предназначенная для размещения пневмати ческой аппаратуры. Для регулировки и упора выталкивателя пуансона предусмотрен лаз, закрываемый дверцей 2. Требуе мая точность изделий обеспечивается расположенными в пе редней и задней части станины удлиненными направляющими. Передние боковые плиты 3 и 4 (см. разрез по Б—Б) выполне ны калеными. Плита 3 — регулируемая, а плита 4 — нерегу лируемая. Боковой зазор между центральным ползуном и на правляющими станины в передней части регулируется при помощи плиты 3 и клина 5 (см. разрез по Г—Г), а в задней —■
5*
6 8 |
ГЛ. 3. ШТАМПОВКА ШАРИКОВ |
с двух сторон — плитами 8 и клиньями 9 (см. разрез по В—В). Верхние зазоры между ползуном и направляющими станины 6 и 10 соответственно в передней и задней части по мере изно са бронзовых плит 7 и накладок ползуна устанавливаются
А
Рис. 19. Станина шарикоштамповочного пресса-автомата модели АБ-148.
в соответствии с нормами точности посредством подшабровки плит 6 и 10, которые выполняются из чугуна (см. разрез по
А—А).
Привод пресса-автомата (рис. 20) осуществляется от элек тродвигателя определенной мощности, устанавливаемого с целью регулировки на специальных салазках, зацементирован
§ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ |
69 |
|
ных в пол. Вращение от шкива 1, насаженного на вал электро двигателя и закрепленного с помощью шпонки, передается 6 клиновыми ремнями на маховик. Ремни натягиваются вин тами 2. При этом вращение шкива 1 электродвигателя и махо вика должно быть против часовой стрелки.
Рис. 20. Привод шарикоштамповочного пресса-автомата модели АБ-148.
70 |
ГЛ. 3. ШТАМПОВКА ШАРИКОВ |
Приводной вал 1 (рис. 21) с закрепленной на нем шестер ней 2 вращается в двухрядных роликовых подшипниках 3, по мещенных в стаканах 4. Благодаря наличию стаканов 4, один из которых крепится от смещения стопорным болтом 5, при водной вал 1 устанавливается на станину в собранном виде.
Рис. 21. Приводной вал |
шарикоштамповочного пресса-автомата моде |
|
ли АБ-148. |
Коленчатый вал 1 |
(рис. 22) покоится во втулках 5 букс 6, |
крепление которых в станине производится винтами (см. раз рез по В—В). Постоянный поджим букс 6 осуществляется на тяжением клина 8 винтом 9. В процессе эксплуатации машины следует обращать особое внимание на положение клиновых шпонок 3, крепящих зубчатое колесо 2 на коленчатом валу 1. Шпонки 3 предохраняются от выпадения крышкой 4, которую обычно не снимают в случае необходимости подбить шпонки 3. При демонтаже коленчатого вала 1 в первую очередь сни маются уплотнения 7, ставить которые на место следует
только после окончательной установки коленчатого вала 1 с буксами 6 на станину.
Центральный ползун и его направляющие требуют особого внимания к их конструированию и расчету, так как это в пер вую очередь взаимосвязано с высокой точностью штамповки