Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 Л. А. Олендер


82 ГЛ. 3. ШТАМПОВКА ШАРИКОВ

гой стороны установлен ролик 2, обкатывающийся по кулаку 1. Шток 7, направляемый подшипником 6, посредством кониче­ ского штифта соединен с тягой 10, которая в свою очередь коническим штифтом соединена с вилкой 11 и далее с толка­ телем 13, направляемым подшипником 14 через предохрани­ тельный палец 12. В случае заклинивания выталкивателя пре­ дохранительный палец 12 срезается, в результате чего

Рис. 29. Выталкиватель механизма .выталкивания изделий шарикоштампо­ вочного пресса-автомата модели АБ-148.

срабатывает микровыключатель 17, останавливающий прессавтомат. Пружина 8, упирающаяся в вилку 9, установленную в станине, служит для прижима ролика 2 к кулаку 1. Ход выталкивателя регулируется посредством гайки 15 и болта 16.

Дальнейшее воздействие выталкивателя (рис. 29) произво­ дится на рычаг 1, который в результате этого поворачивается на оси 2, расположенной в коробке механизма подачи металла. При этом другой конец рычага 1 находится между упором 5 и толкателем 6, который отжимается пружиной 7. Заднее поло­ жение рычага 1 регулируется посредством упора 5, винта 3 с контргайкой 4.

Механизм регулировки упора металла (рис. 30) представ­ ляет собой рычаг 1, закрепленный на стержне 2 и регулируе­ мый при помощи червячной передачи 3. За один оборот махо­ вика 4 рычаг 1 получает перемещение на величину 0,28 мм. В рычаг 1 вставляется сменный палец 5, который ввиду непо­ средственного постоянного соприкосновения его рабочей плос-

6*

84

ГЛ. 3. ШТАМПОВКА ШАРИКОВ

кости с металлом при упоре и отрезке заготовок вырабатывает­ ся (изнашивается) и требует замены или восстановления. Кронштейн 6 предназначен для направления стержня 2 со сто­ роны рычага 1. Фиксирование стержня 2 в требуемом положе­ нии осуществляется прижимной планкой 7, зажимаемой с по­ мощью рукоятки стопора 8.

А-А

Рис. 31. Матричный блок шарикоштамповочного пресса-автомата моде­ ли АБ-148.

Матричный блок (рис. 31) для облегчения смены инстру­ мента выполнен разъемным. Правая 25 и левая 26 обоймы бло­ ка поджимаются к станине пресса-автомата клином 8, который крепится шпилькой 9 и гайкой 10 через упорную втулку 11. Упорная плита 24 поджимается к станине клином 18, который также крепится шпилькой 20 с гайкой 19. Кроме того, левая обойма 26 и упорная плита 24 крепятся к станине двумя шпильками 1 с гайками 2. Заднее положение толкателя 22 ре­ гулируется клином 21, который крепится упорным винтом 4 с гайкой 3 и шпилькой 5 с гайкой 6. При этом его регулировку следует производить таким образом, чтобы усилие штамповки передавалось через толкатель 22 на клин 21. Во избежание


§ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ

85

передачи усилия штамповки на коробку механизма подачи ме­ талла в случае регулировки необходимо обеспечить опреде­ ленные зазоры в системе выталкивателя (см. рис. 29).

Положение отрезной втулки регулируется сухарем 13 и клином 14, который крепится шпилькой 16 с гайкой 17 через упорную втулку 15 к упорной плите 24. Регулировка штампо­ вочной матрицы по высоте производится за счет подкладки 23. Штамповочная матрица и отрезная втулка крепятся в матрич­ ном блоке соответственно винтами 7 и 12.

Муфта шарикоштамповочного пресса-автомата, как и тор­ моз, обычно рассчитывается по материалам ЦБКМ [15], кото­ рые составлены на основании общепринятых методов, причем удельная работа включения (торможения) не определяется.

Муфта нужного типоразмера выбирается из таблиц соот­ ветствующего стандарта или каталогов по расчетному крутя­ щему моменту, учитывающему наиболее тяжелые условия на­ гружения, возможные в различные периоды производственной эксплуатации.

Муфты служат для соединения валов или других вращаю­ щихся деталей. Они предназначены уменьшить пусковой мо­ мент электродвигателя, обеспечить плавный или мгновенный пуск (остановку) машины, а также выполняют роль предохра­ нителя от перегрузки, «разноса» или обратного вращения и т. п. В зависимости от назначения муфты могут иметь раз­ личное конструктивное исполнение.

Муфты жесткого включения имеют существенные недостат­ ки, основным из которых является невозможность выключения движения ползуна пресса в любой точке его хода, что необхо­ димо для гарантии безопасной работы. Кроме того, они не по­ зволяют применять на прессах-автоматах толчковый режим работы, необходимый при наладке, когда требуется небольшое перемещение ползуна. Наладчик затрачивает значительные физические усилия, прокручивая коленчатый вал вручную. Муфты этого типа несут ударную нагрузку, от которой детали сцепления часто разрушаются. Это может привести к несчаст­ ному случаю, так как ползун пресса в нужный момент не оста­ новится.

В последние годы в связи со значительным развитием тех­ ники и ростом культуры производства наибольшее распрост­ ранение получили пневмофрикционные муфты, которые обес­ печивают плавное включение вала. Ведущая часть такой муф­ ты обычно связана с маховиком, а ведомая — с валом. Работа пневмофрикционных муфт осуществляется за счет трения при сжатии между собой ведущих и ведомых дисков. В зависимо­ сти от конструкции пресса пневмофрикционная муфта может


§ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ

87

быть установлена на приводном, промежуточном или главном валах.

Рассмотрим конструктивное исполнение одного из типов пневмофрикционной муфты, применяемой на шарикоштампо­ вочном прессе-автомате модели АБ-148, которая показана на рис. 32.

Фрикционная муфта с пневматическим включением вмон­ тирована в маховик 1, который совместно с диском 8 насажен на приводной вал 10 и вращается на сферических роликовых подшипниках. Диафрагменное устройство 4 и 5, кольцо 3 и зубчатый венец 2 крепятся к маховику 1 двенадцатью стяж­ ными болтами 12. Ведущий диск 6 вмонтирован в венец 2, соединяется с ним посредством зубьев. Ведомый диск 9 соеди­ нен посредством шпонки с приводным валом 10.

Во время включения муфты сжатый воздух от воздухорас­ пределителя поступает через воздухоподводящую головку в пространство между крышкой 4 и диафрагмой 5. Под действи­ ем диафрагмы ведущий диск 6 двигается в сторону маховика 1 и зажимает колодки 7, вмонтированные в ведомый диск 9, между собой и диском 8. Этим создаются необходимые силы трения для совместного вращения приводного вала 10 и муф­ ты. После выключения муфты, т. е. при отсутствии подачи сжа­ того воздуха, ведущий диск 6 под действием пружин 11 воз­ вращается в исходное положение. В этом случае маховик вра­ щается вхолостую, а приводной вал не вращается.

Тормоз устанавливается на шарикоштамповочных прессахавтоматах для остановки привода. Тормоза изготовляются двух типов: постоянного и периодического (прерывного) дейст­ вия, по конструкции бывают ленточные, колодочные и дисково­ фрикционные.

Более совершенны тормоза периодического (прерывного) действия, которые растормаживают привод во время рабочето хода пресса (при включенной муфте) и затормаживают его после выключения муфты.

На применяемых в настоящее время в производстве шари­ коштамповочных прессах-автоматах используются тормоза периодического действия, которые 'для разных моделей имеют различное конструктивное исполнение. Так, у прессов-автома­ тов моделей А-142 и А-142А применяется ножной колодочный тормоз, у модели А-145 — дисково-фрикционный тормоз с пнев­ матическим выключением, у моделей А-148 и АБ-148 — лен­ точный тормоз с пневматическим выключением.

На рис. 33 в качестве примера показано одно из конструк­ тивных исполнений колодочного тормоза. Тормозные колод­ ки 2 скреплены со станиной пресса болтами 1, которыми можно


88

ГЛ. 3. ШТАМПОВКА ШАРИКОВ

регулировать прилегание ленты феродо 6 к тормозному шки­ ву 5. В результате эксцентричной посадки тормозного шкива на коленчатый вал во время рабочего хода тормозные колодки выключаются. Пружина 3 и гайка 4 предназначены для обес­ печения регулировки тормоза.

Рис. 33. Колодочный тормоз. Рис. 34. Тормоз шарикоштамповочного пресса-автомата модели АБ-148.

На рис. 34 изображен ленточный тормоз с пневматическим выключением, который работает совместно с муфтой.

Во время включения муфты тормоз растормаживается пу­ тем ввода сжатого воздуха через штуцер под поршень, кото­ рый, двигаясь вверх, сжимает тормозную пружину 1 и ослаб­ ляет натяжение стальной ленты. Натяжение тормозной пру­ жины 1 регулируется стаканом 4. Если требуется ослабить или подтянуть тормозную ленту, то следует вращать гайку 5, которая соединена со шпилькой 2 левой резьбой, а с тягой 7— правой. После регулировки необходимо зафиксировать на­ стройку гайкой 6 и винтом 3. При удалении сжатого воздуха тормозная пружина 1 растягивается и производит тормо­ жение.

Следует отметить, что на шарикоштамповочном прессе-ав­ томате модели АБ-148 имеется еще и пневматический тормоз маховика, предназначенный для его экстренного торможения.

§ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ

89

Для остановки маховика достаточно нажать кнопку клапана. При этом торможение продолжается столько времени, сколько кнопка находится в нажатом состоянии.

Воздухораспределитель (рис. 35) предназначен для управ­ ления муфтой и тормозом. Распределение воздуха осуществ­ ляется передвижением ступенчатого поршня 1 с приводом от

Рис. 35. Воздухораспределитель шарикоштамповочного пресса-автомата модели АБ-148.

электромагнита, при включении которого поршень идет вниз и обеспечивает подачу сжатого воздуха в муфту и тормоз. При выключении электромагнита поршень под действием пру­ жины 2 перемещается вверх, соединяя полость муфты и тор­ моза с атмосферой, т. е. выключает муфту и включает тормоз.

Для смазки трущихся частей муфты и тормоза воздухорас­ пределитель имеет масленку 3, масло из которой поступает в муфту и тормоз в распыленном состоянии вместе с воздухом.

Следует отметить, что вначале от сети сжатый воздух по­ ступает в регуляторы, которые предназначены для изменения его давления. Для обеспечения нормальной работы муфты и тормоза регуляторы должны быть установлены на давление в 4 атм и зафиксированы. Работать при давлении, превышаю­ щем 4 атм, во избежание аварий категорически воспрещается.