Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
126 ГЛ. 4. ОБДИРКА, ОПИЛИВАНИЕ И ОБКАТКА ШАРИКОВ
Среди ряда механических операций, проводимых при обра ботке шариков, данная операция сопровождается наиболее ин тенсивным процессом резания. В случае нарушения оптималь ных технологических режимов и применения некачественного инструмента опиливание способствует образованию в поверх ностном слое отдельных резов-царапин, микротрещин, вырывов металла и других дефектов, хотя заготовке придается более правильная сфера за счет полного съема облойных и полюс ных выступов и других погрешностей формы. Как показал мно голетний, производственный опыт, в процессе опиливания в большинстве случаев ухудшается шероховатость поверх ности шариков по сравнению с исходными штампованными за готовками.
Исследование выявило (рис. 43), что в процессе опиливания глубина дефектной зоны (h0), т. е. поверхностного слоя метал ла шарика, подвергнутого грубому механическому воздейст вию с образованием в нем дефектов типа трещин, глубоких ри сок, срезов, вырывов, вмятин от режущих кромок инструмента и т. п., в первые 3 ч работы (кривые 2—3) значительно возрас тает, что свидетельствует о периоде наиболее интенсивного ре зания. Далее кривые становятся пологими, т. е. происходит некоторое угасание интенсивности резания и установление ста бильного процесса. Некоторое исключение представляет кри вая 1, отображающая процесс резания наиболее острыми дис ками. Эксперименты подтвердили, что по мере притупления зубьев глубина дефектного слоя, замеренная на специально подготовленных шлифах с помощью микроскопа МИС-11, воз растает (кривая 3 в правой части графика рис. 43 идет выше, чем кривая 2).
Технологическая наследственность процесса опиливания, т. е. влияние этой операции на формирование конечных геомет рических и физико-механических характеристик обработанных шариков, заметно проявляется на последующей стадии обра ботки шариков—операции мягкого шлифования (рис. 44).
Из построенных графиков видно, что глубина дефектного слоя (hu), полученного при опиливании, наиболее быстро уда ляется в партии шариков, ранее обработанных острыми диска ми (кривая 1). Вторая партия, обработанная притупленными дисками, имеет большую глубину исходного дефектного слоя, который исправляется значительно медленнее (кривая 2). Уме стно заметить, что соответствующим образом изменяется и тру доемкость обработки.
В процессе операции опиливания применяется смазочно охлаждающая жидкость (СОЖ ), представляющая собой вод ный раствор кальцинированной соды (1—1,12%) и нитрита
§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
127 |
натрия (0,2—0,3%), централизованная подача которой обычно осуществляется со скоростью 25—30 л/мин.
Следует отметить, что в практике шарикового производства вместо указанной операции опиливания применялась операция электромеханической обработки шариков, которая в настоя щее время используется весьма редко.
АНмм
0,Н
0,06
0,03
Рис. 43. Изменение глубины дефект |
Рис. 44. Изменение глубины дефек |
||||
ного слоя шариков (h0) |
в |
процессе |
тного слоя |
опиленных |
шариков |
опиливания: |
|
|
в процессе операции мягкого шли |
||
1—3 — обработка 1—3-й партий |
шариков |
фования (/hi): |
|
||
соответственно. |
|
|
1—2 — обработка дисками с |
острыми и |
|
|
|
|
притупленными |
зубьями соответственно. |
Физическая сущность этого метода обработки сырых сталь ных шариков заключается в использовании теплового действия трехфазного переменного тока промышленной частоты с при менением небольших усилий для электрической эрозии и меха нического снятия размягченного слоя металла с поверхности обрабатываемых деталей.
На базе шарикоопиловочного станка модели МШ-32 путем установки специального электрооборудования и создания но вой конструкции узла рабочих дисков была создана новая конструкция станка для электроспиливания шариков модели МШ-32ЭМ. В качестве смазочно-охлаждающей жидкости при менялась обычная промышленная вода или 1%-ный содовой раствор.
Единственным преимуществом электромеханического метода обработки по сравнению со скоростным механическим опили ванием является увеличение съема со станка примерно в 3 ра за [19]. В то же время электромеханическая обработка сопро вождается чрезвычайно сильным труднопереносимым шумом (свыше 125 дб) и большой загазованностью. На поверхности
128 ГЛ. 4. ОБДИРКА, ОПИЛИВАНИЕ И ОБКАТКА ШАРИКОВ
шариков после этого метода обработки получаются вырывы глубиной до 0,07, а иногда и до 0,3 мм. Кроме того, на шариках образуется упрочненный слой (так называемая «пятнистая за калка»), В связи с этим после электромеханической обработки приходится производить дополнительную операцию высокого отпуска.
К недостаткам этого метода также относится очень высокая стоимость рабочих дисков и невозможность обработки мелких шариков.
Следовательно, учитывая вышеизложенное, операция элект роопиливания шариков малоэффективна, непрогрессивна и не перспективна. Хотя ввиду каких-то сложившихся обстоятельств эта операция используется отдельными заводами, она не най дет дальнейшего распространения.
Как указывалось ранее, в последнее время ВНИИПП [9] ре комендует к использованию новый технологический процесс предварительной обработки шариков—обкатку, которая может со временем заменить операцию опиливания. Представляя со бой процесс шлифования карбидными зернами, образовавши мися в чугуне во время термической обработки диска, она обеспечивает значительное увеличение производительности, а также улучшение качества обработки шариков по сравнению с операцией опиливания. Повышенная производительность про цесса обкатки шариков обусловлена применением специальных закаленных чугунных дисков, твердость которых намного пре вышает твердость шариков, а также использованием химиче ски активной смазочно-охлаждающей жидкости следующего состава: 1—2% олеиновой кислоты, 0,25—0,5% триэтанолами на и остальное — вода.
Способ приготовления ее следующий: олеиновая кислота, смешанная с триэтаноламином, разбавляется горячей водой, имеющей температуру 80—90°С, в пропорции 1:2 и заливается в бак с холодной водой. Данная жидкость применяется только для обкатки сырых незакаленных шариков и может подавать ся централизованно или индивидуально, но только непосредст венно в зону обработки. Важная роль в повышении производи тельности при обкатке принадлежит также применяемому в процессе обработки высокому давлению, которое при этом ме тоде достигает 25—30 т. В отличие от опиливания используе мые для обкатки диски не имеют нарезки (накатки) специаль ных зубьев, что позволяет значительно уменьшить глубину де фектного слоя у шариков, обработанных методом обкатки.
Следует отметить, что при проведении операции обкатки для обеспечения стабильного качества шариков необходимо обязательно выдерживать режимы выхаживания, т. е. сниже-
CN |
|
) |
|
сз |
РВМ -30 |
Румыния |
|
а |
|
||
S' |
|
|
00 |
S |
|
|
|
ч |
|
|
|
ѵо |
|
|
|
|
|
( |
|
|
РВМ-36 |
) |
|
|
Румыния |
h-. |
|
|
|
|
|
|
|
( |
|
шариков |
-RS482 |
талияИ( ) |
о |
обкаткидля |
SFM-72 |
ФРГ( ) |
ю |
|
|
|
|
оборудования |
ВШ-305 |
(СССР) |
Tf |
характеристики |
ВШО-33 |
(СССР) |
со |
Технические |
лиS3а |
|
|
|
За |
|
2
а
н
о
S
СО
О.
с
9 Л. А. Олендер
я
ь
СО
\о
со а. ѵо
о
Q.
н
0> S
я
я
t t
м м
ш
о
я
я
о.
я
3
4 |
26 |
- 6 |
62 |
р и з . |
|
|
4 |
7 |
о |
|
|
|
|
Г |
12 |
51 |
4 - 8 |
915 |
о р и з . |
|
|
|
|
Г |
|
|
,8 |
|
и з . |
12 |
51 |
8 |
915 |
Г о р |
8 |
28 |
1 3 ,7 4 |
720 |
В е р т и к . |
17 |
51 |
Т р е б у е т у т о ч н е н и я |
8 0 0 , 900 |
Г о р и з . |
6 |
45 |
Т р е б у е т то ч н е н и я |
800 |
Г о р и з . |
|
|
у |
|
|
|
|
о |
|
СП |
СО |
ю |
00 |
о |
я |
о. |
||||
|
|
|
о |
о |
|
|
|
00 |
U |
С со
5S |
гЯ |
5 |
° |
|
ffi |
|
|
Xо |
X |
|
|
|
|||
|
Я |
X |
|
о |
|
|
|
|
3 |
Ч |
а . |
|
я |
я |
|
Я |
а» |
с |
у |
о |
|
||
Л |
я |
я |
|
||||
1 |
4 |
н |
|
|
|
||
X |
я |
|
<и |
р< |
О) |
|
|
0> |
О |
|
* |
|
|||
г |
ѵо |
е=СвЯ. * |
|
|
|||
s |
5 |
о 95 |
- |
|
о |
|
|
ш |
|
|
ч |
|
|||
со |
со |
юР |
|
|
|||
X |
X |
со |
£ |
Я |
S |
о |
|
|
|
Я |
5 |
« |
с |
|
|
|
|
о |
* |
* |
я |
и |
к |
|
|
С |
|
? |
я |
я |
|
|
|
|
а! |
с * |
а |
ч |
|
|
|
|
>> н |
|
|
|
|
|
|
|
и |
о |
|
|
|
10 5— 6 - 1 4 7 |
30 |
0 ,3 7 |
|
8 4 — - 1 2 |
|
|
|
4 - 1 0 5 - 2 6 - 1 4 7 |
30 |
0 ,3 7 |
|
8 |
- 1 |
|
|
14 0— 0 - 1 8 0 |
|
,3 6 8 |
|
20— |
1 6 |
37 |
0 |
1 |
|
|
|
0 - 1 4 2 |
|
45 |
0 ,5 5 |
8 |
|
|
|
2 — 100— |
120— 146 |
40 |
1,1 |
8 |
— |
|
|
— 120— |
1 3 4 |
40 |
1,1 |
107 |
- |
|
|
ю |
|
|
|
см |
|
|
о |
1 |
|
|
|
|
00 |
1-м |
|
63 |
|
см |
|
|
|
|
о4) со
о. |
|
|
|
£ |
*■" |
|
о |
|
и |
оэ |
СО s |
|
|
ѵо |
|
и |
S |
|
||
о |
X |
Я |
Я |
я |
с |
|
CQ |
|
со |
|
|
||
|
3 |
RC - |
CJ Я |
|
||
|
|
О Я |
о |
£ |
|
|
|
|
Си С( |
а. |
СО |
|
|
I 'S“ |
н о |
н ? |
|
|||
: |
о |
я |
3 |
Я О |
|
|
а,) |
н |
|
||||
|
|
а> |
я |
Ч ~ |
|
|
|
|
Ч |
си |
|
||
|
|
сн |
я |
ст> |
|
|
|
О) |
я |
о |
Я |
со |
|
»Я |
(=с |
Н См |
|
*=(• |
|
|
о |
о |
|
§ S |
|||
я |
я |
о |
я |
|
||
|
я |
я |
m |
|
Я |
40 |
5 5 |
|
|
|
с |
|
|
ѵо 3 |
і| |
|
о ,« |
|||
со |
|
|
|
« |
||
Cl я |
S « |
|
К |
Я |
||
|
о |
|
||||
|
н |
|
Ч |
|
Ч Я |
Продолжение табл. 20
Примечание |
Станок на |
Станок |
Станок |
Станок |
Станок |
|
этой опера- |
проходит |
проходит |
закуплен |
закуплен |
|
ции при- |
испытание |
испытание |
для СССР |
для СССР |
|
меняется |
|
|
|
|
|
временно |
|
|
|
|
§ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ |
131 |
ния величины давления в конце обработки, так как в против ном случае имеет место значительное ухудшение шероховатос ти поверхности изделий, а также увеличение их геометриче ских параметров — гранности и овальности.
Опыт Минского подшипникового завода в части внедрения операции обкатки шариков показывает, что наиболее целесо образна полная замена операции механического опиливания и частично—мягкого шлифования, так как проведение перед термической обработкой операции шлифования улучшает ше роховатость поверхности и геометрические параметры шари ков. Как известно, величина шероховатости поверхности шари ков оказывает непосредственное влияние на качество терми ческой обработки.
В настоящее время процесс обкатки шариков в том или ином варианте [9] применяется на многих подшипниковых заво дах СССР.
Технические характеристики станков для обкатки шариков отечественного и иностранного производства приведены в табл. 20.
§ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ ШАРИКООПИЛОВОЧНЫХ И ШАРИКООБКАТНЫХ СТАНКОВ
Шарикоопиловочный станок модели ШОС-13. В настоящее время наибольшее применение в подшипниковой промышлен ности СССР для производства операции опиливания шариков диаметром до 13 мм получил станок модели ШОС-13, который выпускается цехами собственного станкостроения 1-го Москов ского и Харьковского подшипниковых заводов. Ввиду отсутст вия требуемого опиловочного оборудования некоторые подшип никовые заводы произвели соответствующую расточку левого и правого приемников (так называемых «карманов» или «ру кавов») станка, отрегулировали подачу и используют эти стан ки для опиливания шариков диаметром до 26 мм.
Двухпарный шарикоопиловочный станок модели ШОС-13, изготовленный на базе станков ДОГ, показан на рис. 45. Кине матическая схема взаимодействия узлов и механизмов этого станка изображена на рис. 46.
Привод станка осуществляется от основного электродви гателя (N = 28 кет, /г= 1460 об/мин) 1 через его шкив 2, клино ременную передачу 3, шкив станка 4, вал 5 и пару шестерен 6 и 7. Шестерня 7, установленная в шпиндельной бабке, в свою очередь приводит в движение шпиндель 8 с планшайбами 9, в которых закрепляются вращающиеся опиловочные диски 10. Напротив вращающихся в корпусах приемников для шаоиков
9*