Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

126 ГЛ. 4. ОБДИРКА, ОПИЛИВАНИЕ И ОБКАТКА ШАРИКОВ

Среди ряда механических операций, проводимых при обра­ ботке шариков, данная операция сопровождается наиболее ин­ тенсивным процессом резания. В случае нарушения оптималь­ ных технологических режимов и применения некачественного инструмента опиливание способствует образованию в поверх­ ностном слое отдельных резов-царапин, микротрещин, вырывов металла и других дефектов, хотя заготовке придается более правильная сфера за счет полного съема облойных и полюс­ ных выступов и других погрешностей формы. Как показал мно­ голетний, производственный опыт, в процессе опиливания в большинстве случаев ухудшается шероховатость поверх­ ности шариков по сравнению с исходными штампованными за­ готовками.

Исследование выявило (рис. 43), что в процессе опиливания глубина дефектной зоны (h0), т. е. поверхностного слоя метал­ ла шарика, подвергнутого грубому механическому воздейст­ вию с образованием в нем дефектов типа трещин, глубоких ри­ сок, срезов, вырывов, вмятин от режущих кромок инструмента и т. п., в первые 3 ч работы (кривые 2—3) значительно возрас­ тает, что свидетельствует о периоде наиболее интенсивного ре­ зания. Далее кривые становятся пологими, т. е. происходит некоторое угасание интенсивности резания и установление ста­ бильного процесса. Некоторое исключение представляет кри­ вая 1, отображающая процесс резания наиболее острыми дис­ ками. Эксперименты подтвердили, что по мере притупления зубьев глубина дефектного слоя, замеренная на специально подготовленных шлифах с помощью микроскопа МИС-11, воз­ растает (кривая 3 в правой части графика рис. 43 идет выше, чем кривая 2).

Технологическая наследственность процесса опиливания, т. е. влияние этой операции на формирование конечных геомет­ рических и физико-механических характеристик обработанных шариков, заметно проявляется на последующей стадии обра­ ботки шариков—операции мягкого шлифования (рис. 44).

Из построенных графиков видно, что глубина дефектного слоя (hu), полученного при опиливании, наиболее быстро уда­ ляется в партии шариков, ранее обработанных острыми диска­ ми (кривая 1). Вторая партия, обработанная притупленными дисками, имеет большую глубину исходного дефектного слоя, который исправляется значительно медленнее (кривая 2). Уме­ стно заметить, что соответствующим образом изменяется и тру­ доемкость обработки.

В процессе операции опиливания применяется смазочно­ охлаждающая жидкость (СОЖ ), представляющая собой вод­ ный раствор кальцинированной соды (1—1,12%) и нитрита


§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

127

натрия (0,2—0,3%), централизованная подача которой обычно осуществляется со скоростью 25—30 л/мин.

Следует отметить, что в практике шарикового производства вместо указанной операции опиливания применялась операция электромеханической обработки шариков, которая в настоя­ щее время используется весьма редко.

АНмм

0,Н

0,06

0,03

Рис. 43. Изменение глубины дефект­

Рис. 44. Изменение глубины дефек­

ного слоя шариков (h0)

в

процессе

тного слоя

опиленных

шариков

опиливания:

 

 

в процессе операции мягкого шли­

1—3 — обработка 1—3-й партий

шариков

фования (/hi):

 

соответственно.

 

 

1—2 — обработка дисками с

острыми и

 

 

 

притупленными

зубьями соответственно.

Физическая сущность этого метода обработки сырых сталь­ ных шариков заключается в использовании теплового действия трехфазного переменного тока промышленной частоты с при­ менением небольших усилий для электрической эрозии и меха­ нического снятия размягченного слоя металла с поверхности обрабатываемых деталей.

На базе шарикоопиловочного станка модели МШ-32 путем установки специального электрооборудования и создания но­ вой конструкции узла рабочих дисков была создана новая конструкция станка для электроспиливания шариков модели МШ-32ЭМ. В качестве смазочно-охлаждающей жидкости при­ менялась обычная промышленная вода или 1%-ный содовой раствор.

Единственным преимуществом электромеханического метода обработки по сравнению со скоростным механическим опили­ ванием является увеличение съема со станка примерно в 3 ра­ за [19]. В то же время электромеханическая обработка сопро­ вождается чрезвычайно сильным труднопереносимым шумом (свыше 125 дб) и большой загазованностью. На поверхности


128 ГЛ. 4. ОБДИРКА, ОПИЛИВАНИЕ И ОБКАТКА ШАРИКОВ

шариков после этого метода обработки получаются вырывы глубиной до 0,07, а иногда и до 0,3 мм. Кроме того, на шариках образуется упрочненный слой (так называемая «пятнистая за­ калка»), В связи с этим после электромеханической обработки приходится производить дополнительную операцию высокого отпуска.

К недостаткам этого метода также относится очень высокая стоимость рабочих дисков и невозможность обработки мелких шариков.

Следовательно, учитывая вышеизложенное, операция элект­ роопиливания шариков малоэффективна, непрогрессивна и не­ перспективна. Хотя ввиду каких-то сложившихся обстоятельств эта операция используется отдельными заводами, она не най­ дет дальнейшего распространения.

Как указывалось ранее, в последнее время ВНИИПП [9] ре­ комендует к использованию новый технологический процесс предварительной обработки шариков—обкатку, которая может со временем заменить операцию опиливания. Представляя со­ бой процесс шлифования карбидными зернами, образовавши­ мися в чугуне во время термической обработки диска, она обеспечивает значительное увеличение производительности, а также улучшение качества обработки шариков по сравнению с операцией опиливания. Повышенная производительность про­ цесса обкатки шариков обусловлена применением специальных закаленных чугунных дисков, твердость которых намного пре­ вышает твердость шариков, а также использованием химиче­ ски активной смазочно-охлаждающей жидкости следующего состава: 1—2% олеиновой кислоты, 0,25—0,5% триэтанолами­ на и остальное — вода.

Способ приготовления ее следующий: олеиновая кислота, смешанная с триэтаноламином, разбавляется горячей водой, имеющей температуру 80—90°С, в пропорции 1:2 и заливается в бак с холодной водой. Данная жидкость применяется только для обкатки сырых незакаленных шариков и может подавать­ ся централизованно или индивидуально, но только непосредст­ венно в зону обработки. Важная роль в повышении производи­ тельности при обкатке принадлежит также применяемому в процессе обработки высокому давлению, которое при этом ме­ тоде достигает 25—30 т. В отличие от опиливания используе­ мые для обкатки диски не имеют нарезки (накатки) специаль­ ных зубьев, что позволяет значительно уменьшить глубину де­ фектного слоя у шариков, обработанных методом обкатки.

Следует отметить, что при проведении операции обкатки для обеспечения стабильного качества шариков необходимо обязательно выдерживать режимы выхаживания, т. е. сниже-


CN

 

)

 

сз

РВМ -30

Румыния

 

а

 

S'

 

 

00

S

 

 

ч

 

 

 

ѵо

 

 

 

 

 

(

 

 

РВМ-36

)

 

 

Румыния

h-.

 

 

 

 

 

(

 

шариков

-RS482

талияИ( )

о

обкаткидля

SFM-72

ФРГ( )

ю

 

 

 

оборудования

ВШ-305

(СССР)

Tf

характеристики

ВШО-33

(СССР)

со

Технические

лиS3а

 

 

За

 

2

а

н

о

S

СО

О.

с

9 Л. А. Олендер

я

ь

СО

со а. ѵо

о

Q.

н

0> S

я

я

t t

м м

ш

о

я

я

о.

я

3

4

26

- 6

62

р и з .

 

 

4

7

о

 

 

 

 

Г

12

51

4 - 8

915

о р и з .

 

 

 

 

Г

 

 

,8

 

и з .

12

51

8

915

Г о р

8

28

1 3 ,7 4

720

В е р т и к .

17

51

Т р е б у е т у т о ч н е н и я

8 0 0 , 900

Г о р и з .

6

45

Т р е б у е т то ч н е н и я

800

Г о р и з .

 

 

у

 

 

 

 

о

 

СП

СО

ю

00

о

я

о.

 

 

 

о

о

 

 

 

00

U

С со

5S

гЯ

5

°

 

ffi

 

 

Xо

X

 

 

 

 

Я

X

 

о

 

 

 

3

Ч

а .

 

я

я

 

Я

а»

с

у

о

 

Л

я

я

 

1

4

н

 

 

 

X

я

 

р<

О)

 

0>

О

 

*

 

г

ѵо

е=СвЯ. *

 

 

s

5

о 95

-

 

о

 

ш

 

 

ч

 

со

со

юР

 

 

X

X

со

£

Я

S

о

 

 

 

Я

5

«

с

 

 

 

о

*

*

я

и

к

 

 

С

 

?

я

я

 

 

 

а!

с *

а

ч

 

 

 

>> н

 

 

 

 

 

 

и

о

 

 

 

10 5— 6 - 1 4 7

30

0 ,3 7

8 4 — - 1 2

 

 

4 - 1 0 5 - 2 6 - 1 4 7

30

0 ,3 7

8

- 1

 

 

14 0— 0 - 1 8 0

 

,3 6 8

20—

1 6

37

0

1

 

 

 

0 - 1 4 2

 

45

0 ,5 5

8

 

 

 

2 — 100—

120— 146

40

1,1

8

 

 

— 120—

1 3 4

40

1,1

107

-

 

 

ю

 

 

 

см

 

 

о

1

 

 

 

00

1-м

63

 

см

 

 

 

 

о4) со

о.

 

 

 

£

*■"

 

о

 

и

оэ

СО s

 

ѵо

 

и

S

 

о

X

Я

Я

я

с

 

CQ

 

со

 

 

 

3

RC -

CJ Я

 

 

 

О Я

о

£

 

 

 

Си С(

а.

СО

 

I 'S“

н о

н ?

 

:

о

я

3

Я О

 

а,)

н

 

 

 

а>

я

Ч ~

 

 

 

Ч

си

 

 

 

сн

я

ст>

 

 

 

О)

я

о

Я

со

 

»Я

(=с

Н См

 

*=(•

 

о

о

 

§ S

я

я

о

я

 

 

я

я

m

 

Я

40

5 5

 

 

 

с

 

ѵо 3

і|

 

о ,«

со

 

 

 

«

Cl я

S «

 

К

Я

 

о

 

 

н

 

Ч

 

Ч Я


Продолжение табл. 20

Примечание

Станок на

Станок

Станок

Станок

Станок

 

этой опера-

проходит

проходит

закуплен

закуплен

 

ции при-

испытание

испытание

для СССР

для СССР

 

меняется

 

 

 

 

 

временно

 

 

 

 

§ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ

131

ния величины давления в конце обработки, так как в против­ ном случае имеет место значительное ухудшение шероховатос­ ти поверхности изделий, а также увеличение их геометриче­ ских параметров — гранности и овальности.

Опыт Минского подшипникового завода в части внедрения операции обкатки шариков показывает, что наиболее целесо­ образна полная замена операции механического опиливания и частично—мягкого шлифования, так как проведение перед термической обработкой операции шлифования улучшает ше­ роховатость поверхности и геометрические параметры шари­ ков. Как известно, величина шероховатости поверхности шари­ ков оказывает непосредственное влияние на качество терми­ ческой обработки.

В настоящее время процесс обкатки шариков в том или ином варианте [9] применяется на многих подшипниковых заво­ дах СССР.

Технические характеристики станков для обкатки шариков отечественного и иностранного производства приведены в табл. 20.

§ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ ШАРИКООПИЛОВОЧНЫХ И ШАРИКООБКАТНЫХ СТАНКОВ

Шарикоопиловочный станок модели ШОС-13. В настоящее время наибольшее применение в подшипниковой промышлен­ ности СССР для производства операции опиливания шариков диаметром до 13 мм получил станок модели ШОС-13, который выпускается цехами собственного станкостроения 1-го Москов­ ского и Харьковского подшипниковых заводов. Ввиду отсутст­ вия требуемого опиловочного оборудования некоторые подшип­ никовые заводы произвели соответствующую расточку левого и правого приемников (так называемых «карманов» или «ру­ кавов») станка, отрегулировали подачу и используют эти стан­ ки для опиливания шариков диаметром до 26 мм.

Двухпарный шарикоопиловочный станок модели ШОС-13, изготовленный на базе станков ДОГ, показан на рис. 45. Кине­ матическая схема взаимодействия узлов и механизмов этого станка изображена на рис. 46.

Привод станка осуществляется от основного электродви­ гателя (N = 28 кет, /г= 1460 об/мин) 1 через его шкив 2, клино­ ременную передачу 3, шкив станка 4, вал 5 и пару шестерен 6 и 7. Шестерня 7, установленная в шпиндельной бабке, в свою очередь приводит в движение шпиндель 8 с планшайбами 9, в которых закрепляются вращающиеся опиловочные диски 10. Напротив вращающихся в корпусах приемников для шаоиков

9*