Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

198

ГЛ. 5. ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ

ном месте. Особенно важно изолировать ее от огня, так как она огнеопасна.

Из испытанных заводом типов клея наиболее выгодно при­ менение пластмассы АСТ-Т, которая более дешевая и обеспе­ чивает быстрое отверждение. Однако из-за трудностей снабже­ ния приходится пользоваться всеми тремя типами клея по ме­ ре их приобретения.

Внедрение приклеивания шарикошлифовальных кругов к планшайбам взамен механического крепления позволило Мин­ скому подшипниковому заводу получить только за 1968 г. эко­ номический эффект в сумме 5,7 тыс. руб. Если при механиче­ ском креплении шлифкруги в среднем не дорабатывались на 35—40 мм, то при приклеивании они не дорабатываются толь­ ко на 20—25 мм. Случаев отрыва приклеенных шлифовальных кругов от планшайб в процессе их работы в цехе не наблюда­ лось. Приклеивание выполняет рабочий, специально выделен­ ный цеху для этой цели, что позволяет облегчить труд налад- чика-шлифовщика при его многостаночном обслуживании стан­ ков. Этот же рабочий отклеивает и очищает планшайбы от от­ работанных шлифкругов. Отклеивание производится ударом молотка по периферии отработанного круга. В настоящее вре­ мя ведутся работы по механизации процессов приклеивания и отклеивания шлифкругов. При этом отклеивание намечено осу­ ществлять путем подогрева планшайб на специальной электро­ печи, оснащенной специальными лампами или электроспи­ ралями.

§ 5. ПРАВКА ШАРИКОШЛИФОВАЛЬНЫХ КРУГОВ

Известно, что в процессе шлифования круг постепенно из­ нашивается, в результате чего он теряет необходимую геомет­ рическую форму и свои режущие свойства из-за затупления абразивных зерен и засорения пор отходами шлифования С целью восстановления режущих способностей шлифовальных кругов производится их периодическая правка, методы осуще­ ствления которой различны в зависимости от формы и характе­ ристики круга, от требований к качеству шлифуемой поверхно­ сти и некоторых других факторов. Однако общим для всех при­ меняемых методов правки шлифовальных кругов является обе­ спечение минимальной величины съема слоя абразивного ма­ териала круга и наименьшая продолжительность процесса правки. Известно, что для восстановления режущей способно­ сти любого круга с него достаточно снять изношенный рабо­ чий слой величиной 0,05—0,08 мм.

Чем выше стойкость шлифовального круга; тем больше


§ 5. ПРАВКА ШЛИФКРУГОВ

199

продолжительность рабочего периода между отдельными прав­ ками и тем выше коэффициент полезного использования круга и правящего инструмента. В связи с этим весьма важное зна* чение имеет установление оптимальных периодов правки шли- ' фовальных кругов, которое взаимосвязано с производительно­ стью процесса обработки и качеством выпускаемой продукции. В зависимости от вида правящего инструмента правку под­

разделяют на алмазную и безалмазную.

Алмазная правка осуществляется за счет использования в . качестве правящего инструмента цельных алмазов в оправах и алмазно-металлических карандашей. Ввиду большой стоимр-' сти и дефицитности алмазов их применяют для правки только в случае повышенных требований к качеству, сложных профи­ лей обрабатываемой поверхности и некоторых других. Сущест­ вует специальный перечень операций шлифования, который разработан ВНИИ алмазов.

Безалмазная правка осуществляется способами шлифова­ ния и обкатки.

Правка способом шлифования производится более тверды­ ми карборундовыми шлифовальными кругами, для чего на станках должен быть предусмотрен отдельный привод. Правя­ щий карборундовый круг подводится к периферии изношенно­ го шлифовального кр'уга и между ними создаются относитель­ ные скорости, как в процессе обычного шлифования. Этим спо­ собом иногда осуществляется правка вручную путем исполь­ зования абразивных брусков или кусков карборунда.

Правка способом обкатки осуществляется с помощью вра­ щающихся металлических правящих инструментов, имеющих вид шарошек, дисков, роликов и т. п. Процесс правки произво­ дится в результате некоторого давления правящего инструмен­ та на шлифовальный круг.

Следует отметить, что между методами алмазной и безал­ мазной правки существуют некоторые различия в части тече­ ния процесса восстановления режущих способностей шлифо­ вального круга. Так, при алмазной правке разрушаются верх­ ние абразивные зерна круга, при безалмазной — полностью выкрашивается верхний слой затупившихся зерен и обнажа­ ются новые зерна. Расход шлифовальных кругов при безал­ мазной правке значительно больше, чем при алмазной [30].

Процесс правки шарикошлифовальных кругов имеет неко­ торые особенности, обусловленные тем, что круг работает сво­ ей торцовой частью, а не периферией.

На отечественных подшипниковых заводах для правки ша­ рикошлифовальных кругов в настоящее время применяются оба метода—алмазный и безалмазный.


200

ГЛ. 5. ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ

Наиболее стар и распространен метод безалмазной правки посредством обкатки набором металлических шарошек (роли­ ков), изготовленных из закаленной стали ШХ-15 (HRC 60-62) и установленных в специальное приспособление для правки.

На рис. 73 показан общий вид одного из первых вариантов конструкции такого приспособления в сборе, которое до сих

Рис. 73. Вариант конструкции приспособления для безалмазной правки шарикошлифовальных кругов методом обкатки.

пор применяется на некоторых подшипниковых заводах. Как видно, это приспособление состоит из корпуса, двух съемных валиков и 14 шарошек, надеваемых на эти валики. Оно пред­ назначено для установки на неподвижный чугунный диск и од­ новременного охвата процессом правки всего диаметра шари­ кошлифовального круга.

Рис. 74. Старая (а) и новая (б) конструкция шарошек, при­ меняемых в приспособлении для безалмазной правки шарико­ шлифовальных кругов методом обкатки.

Установив приспособление на станок, лезвия шарошек под некоторым давлением вручную приводятся в контакт со шли­ фовальным кругом. После включения вращения шлифкруга начинают вращаться также и шарошки, скалывая с плоскости круга все имеющиеся неровности от приработки желобов.

§ 5. ПРАВКА ШЛИФКРУГОВ

201

Общий вид используемых в этих приспособлениях шарошек показан на рис. 74, а. Они представляют собой цилиндр с на­ резанной поперечно наружной резьбой, пересеченной несколь­ кими продольными канавками. Размеры шарошки следующие: резьба М64Х6, внутренний диаметр 25 мм, высота 38 мм, глу­ бина 8 продольных канавок, нарезанных под углом 45°, равна глубине резьбы.

Рис. 75. Приспособление облегченной конструкции, предназначенное для правки шарикошлифовальных кругов.

На Минском подшипниковом и некоторых других заводах применяется аналогичная, но облегченная конструкция приспо­ собления для правки шарикошлифовальных кругов. По разме­ рам оно составляет примерно половину вышеуказанного при­ способления и изображено в сборе на рис. 75. Это приспособле­ ние состоит из корпуса 1, валика 2, который вращается в двух расположенных по концам подшипниках 3, восьми шарошек 4, двух фланцев 5, четырех крепежных болтов 6 и ручки 7, пред­ назначенной для удобства переноса приспособления. В качест­ ве правящего инструмента к этой конструкции приспособления до недавнего времени использовалась та же шарошка, что по­ казана на рис. 74, а.

Проведенные эксперименты и многолетний опыт работы по­ казали, что данная конструкция шарошки имеет сравнительно низкую стойкость (2—4 правки) и обеспечивает продолжи­ тельность одной правки в пределах 1—1,5 мин. Исследование процесса правки шарикошлифовальных кругов с помощью ука­ занного правящего инструмента показало, что, располагая малым углом подъема винтовой линии лезвия, шарошки во время совместной обкатки с кругом работают только по прин­ ципу сглаживания (истирания) выступающих кромок желобов круга, которое происходит за счет их некоторого проскальзы­ вания’ (торможения). Поэтому наладчику, проводящему про­



202 ГЛ. 5. ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ

цесс правки, приходится для его ускорения прилагать опре­ деленное давление за счет ручного прижима неподвижного чугунного диска, на котором обычно устанавливается приспо­ собление для правки. При этом на шарошки действует боль­ шое усилие, из-за чего они сильно нагреваются, по-видимому, отпускаются и быстро выходят из строя.

Как показывает опыт, наиболее трудны для работы правя­ щего инструмента зоны возле периферии и внутреннего отвер­ стия круга (центра), так как в этих местах обычно находятся нерабочие концентрические зоны. Однако особенно быстро из­ нашиваются шарошки, расположенные во время правки возле периферии круга, где действуют наибольшие окружные скоро­ сти. Износ этих шарошек всегда на 8—10% больше износа ша­ рошек, работающих в центре круга (возле внутреннего отвер­ стия). С целью равномерного выхода шарошек из строя необ­ ходимо менять их местами при повторной установке на валик приспособления.

Особенность процесса шарикошлифования в отличие от других видов шлифования обусловливает большую глубину приработки рабочих желобов, которая увеличивается с увели­ чением диаметра обрабатываемых шариков. Поэтому величи­ на съема абразива в процессе правки шарикошлифовальных кругов значительно превосходит съем изношенной части круга при других видах шлифования. Так, установлено, что оптималь­ ная величина снимаемого изношенного слоя абразива при прав­ ке шарикошлифовальных кругов должна составлять Vs часть диаметра обрабатываемых шариков при их размере до ‘/г" (12,7 мм) и lU часть—при их размере до I" (25,4 мм). Все это требует применения такого правящего инструмента, который бы обеспечивал интенсивное скалывание изношенной части круга и имел бы более высокую стойкость.

В результате проведенных исследований на Минском под­ шипниковом заводе в настоящее время разработана новая кон­ струкция шарошки, изображенная на рис. 74, б. Эта шарошка имеет следующие размеры: резьба 3-заходная М74Х6, внут­ ренний диаметр 30 мм, высота 38 мм, глубина 8 продольных канавок, нарезанных под углом 45°, равна половине глубины резьбы. В отличие от шарошек старой конструкции (см. рис. 74, а) продолжительность процесса правки шарикошлифоваль­ ных кругов шарошками новой конструкции с 3-заходной резь­ бой составляет 30—45 сек. Число правок шлифкругов, которые обеспечивают новые шарошки, составляет 15—20.

Своевременное определение потребности в правке шарико­ шлифовальных кругов весьма важно с точки зрения как выпу­ ска качественной продукции, так и производительности про­