Файл: Отчет по учебной (педагогической) практике (вид и название практики) 08. 11. 2022г. 31. 12. 2022г.doc
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обобщение независимых характеристик, даваемых субъекту разными лицами, по разным поводам и в разных ситуациях.
Изучение личности допрашиваемого помогает следователю определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний и выработать нужную тактику допроса.
Изучение личности допрашиваемого в тех случаях, когда это необходимо, следует начать сразу, же, как только принимается решение о его допросе. И здесь следует остановиться на данных, полученных из оперативных источников.
13.11.2022 я изучал ознакомительную (анкетную) стадию допроса. Первой выделяемой нами стадией непосредственного проведения допроса является анкетная стадия. В криминалистических исследованиях данная стадия традиционно недооценивается либо сводится в своем содержании к процессуальной составляющей.
Казалось бы, при наличии факта подготовки к проведению допроса со стороны следователя маловероятно получение от допрашиваемого лица новой информации анкетного характера. Если следователь не уверен в основных анкетных данных допрашиваемого, значит он не готов к допросу. Если не готов, нет необходимости этот допрос проводить. Следовательно, проверка анкетных данных допрашиваемого сама по себе не является тактически значимой задачей.
Нормы уголовно-процессуального закона, о которых информирует следователь (право на адвоката, переводчика, ответственность за дачу ложных показаний и т.д.), благодаря средствам массовой информации хорошо известны обывателю. Понятно, что с процессуальной точки зрения это значимо. С тактической же не просто нецелесообразно, но порой и вредно. Так, несущее формально-ритуальную природу зачитывание прав и обязанностей повышает у лица психическое напряжение, нацеленное на взаимодействие со следователем, и усиливает негативный образ следователя у лица, ориентированного на противодействие ему. Таким образом, оглашение прав и обязанностей допрашиваемому лицу с тактической точки зрения достаточно спорна.
15.11.2022 я изучал СПС Консультант Плюс, Гарант и Кодекс.
16.11.2022 я изучал стадии формального знакомства. В соответствии с решаемыми задачами целесообразно выделять в рамках анкетной стадии допроса две подстадии: анкетно-формальную и анкетно-контактную.
В анкетно-формальной стадии решается процессуально-ознакомительная задача, которая, как было сказано выше, хотя и несёт спорную тактическую ценность, но обязательна с позиций уголовно-процессуального закона. Мы не можем манипулировать анкетно-формальной подстадией, располагая её по желанию в начале, середине или в конце допроса, что предельно снижает её тактическую ценность.
В анкетно-контактной стадии допроса решается удостоверительная (хотя уже говорилось о её невысокой тактической ценности) и ситуационно-ролевая задача.
Последнюю задачу рассмотрим более подробно, поскольку именно в ней содержится тактическая возможность воздействия на личность допрашиваемого.
Допрос является чрезвычайно сложным следственным действием вследствие фактического «неравноправия» участников. Допрашиваемый имеет возможность получить информацию о тактических приемах, ознакомившись со специальной литературой, поэтому как бы для уравнивания возможностей участников допроса следователю дано «право» психологического доминирования, вытекающего из его властных организационно-тактических полномочий. Одной из форм демонстрирования своего доминирования в сфере, которую в обычной жизни человек признает только за собой, выступают полномочия следователя на получение «идентифицирующей» допрашиваемого информации.
Задавая вопросы о фамилии, имени и отчестве, судимости, семейном положении и прочем, допрашивающий демонстрирует ярко выраженную подчиняющую позицию, что неосознанно «тяготит» допрашиваемого, так как каждый человек негативно воспринимает идею даже маловыраженного ролевого господства над ним. Подобное негативное отношение проистекает из наличия в шкале ценностей установки на самоуважение допрашиваемого, проявлением которой выступает осознание себя как независимого, самостоятельного субъекта.
Расхожая фраза допрашивающего: «Здесь вопросы задаю я!» - направлена именно на формирование у допрашиваемого неосознанной подчиненной позиции, хотя сторонними наблюдателями традиционно оценивается как проявление грубости следователя. Понятно, что затягивание сбора анкетных данных окажет то же воздействие на допрашиваемого без осознанной негативной оценки личности следователя.
Как уже было сказано, смысловая нагрузка анкетной стадии допроса выражается в уравнивании потенциалов участников допроса вследствие формирования у допрашиваемого непривычной ролевой позиции отчитывающегося, что приводит к усилению у него стресса и, как следствие, понижению волевого порога. Понижение волевого порога ведёт к уменьшению своеобразного «коэффициента полезного действия» интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы, что является целесообразным при допросе недобросовестного допрашиваемого, но, одновременно, может выступать негативным моментом при допросе добросовестного лица, так как понижает эффективность, в частности, таких психических механизмов, как память и ассоциативное мышление.
17.11.2022 я изучал специфику установление психологического контакта при формальном знакомстве. Психологический контакт является неотъемлемым атрибутом межличностного общения взаимодействующих сторон: в нашем случае - следователя и допрашиваемого, представляя собой результат установившегося осознания целесообразности дальнейшего взаимодействия в процессе следственного действия. Возникновение такого контакта способствует получению полных и объективных показаний, имеющих значение для установления истины по делу, предопределяя успешное проведение допроса.
Прежде всего необходимо отметить, что в отношении природы психологического контакта наблюдается несколько точек зрения, а именно то, что установление психологического контакта – это: 1) тактический приём, 2) условие, 3) стадия следственного действия, 4) состояние следователя и участника следственного действия.
Отдельные криминалисты рассматривают установление психологического контакта как тактический прием. Полагаю, что установление психологического контакта является не тактическим приемом, а для его установления используются системы наиболее целесообразных тактических приемов.
18.11.2022 я изучал тактику знакомства со свидетелями и потерпевшими.
При расследовании любого преступления возникает необходимость в допросе свидетелей, ибо предметом этого допроса служат любые обстоятельства, подлежащие установлению по делу, в том числе обстоятельства, относящиеся к личности потерпевшего и обвиняемого и взаимоотношениям свидетелей с ними.
Любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, которое вызвано для дачи показаний может быть свидетелем (ст. 56 УПК РФ).
Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст.42 УПК РФ).
Свидетель и потерпевшие могут быть допрошены о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по расследуемому событию, а также о взаимоотношениях их с подозреваемым (обвиняемым).8
Иногда при допросе свидетелей, других лиц следователем выявляются противоречия в их показаниях, или между показаниями допрашиваемого и ранее допрошенных лиц. В данной ситуации, следователь должен принять меры к устранению этих противоречий. Прежде всего, следователю необходимо выяснить причину противоречий. Причинами противоречий, как показывает практика могут быть: ошибки в восприятии фактов, плохая память, дача показаний со слов других лиц. Поэтому в ходе допроса следователю необходимо выяснить источник сведений, который использует допрашиваемый при даче показаний.
Значительную сложность представляет допрос свидетелей, дающих заведомо ложные показания. Лжесвидетельство - это умышленная дезинформация следователя в форме дачи заведомо ложных показаний. Может привести либо к осуждению невиновного, либо, наоборот, к оправданию лица, совершившего преступление. Оно может выражаться как в подтверждении обстоятельств, не имевших места в действительности, так и в умалчивании об известных обстоятельствах дела и, что чаще всего встречается, в искажении фактических обстоятельств. В этих случаях, следователем выбираются такие тактические приемы проведения допроса, которые помогли бы получить от допрашиваемого правдивые показания.
19.11.2022 я присутствовал на семинаре, который проводил действующий следователь, по проблематики формального знакомства.
20.11.2022 я продолжил изучать психологический контакт следователя с допрашиваемым. Важной проблемой, возникающей в ходе допроса является установление психологического контакта с допрашиваемым. В частности проблема связанная с различными типами характера у допрашиваемых. В некоторых случаях довольно сложно вывести допрашиванмого из состояния конфликта по причине того, что в силу своих внутренних убеждений у него может укрепиться некий нигилизм по отношению к правовой системе и действиям со стороны правоохранительных органов. В большей части это касается допрашиваемых подозреваемых и обвиняемых, ранее отбывавших уголовное наказание. У людей с таким типом характера и определенным мировозрением сложно вызвать какие-либо эмоции, разъяснив им правовые последствия дачи ложных показаний, а попытки указать на некие положительные стороны допрашиваемого сводятся на нет. В подобных случаях следователь должен попытаться избрать иную тактику, либо комбинировать в зависимости от складывающейся обстановки.
22.11.2022 я анализировал эмоциональное доверие при общении со следователем. Наличие эмоционального доверия является желаемым элементом психологического контакта, но иногда следователь объективно не имеет возможности вызвать к себе эмоциональное доверие человека потому, что последний вступает в общение, имея цели, противоречащие целям следователя, но рассчитывает в процессе контактного общения найти компромиссное решение поставленных им задач. Контактные отношения в таких случаях строятся на основе взаимопонимания и взаимоуважения следователя и участника допроса.
23.11.2022 я разрабатывал собственные рекомендации по тактике формального знакомства.
Данные рекомендации сводятся к:
1) проявлению искреннего интереса к собеседнику;
2) демонстрированию положительных эмоций;
3) обращению к человеку по имени, с целью неосознанного воздействия на его самооценку;
4) концентрации на внимательном восприятие сообщаемой информации;
5) обсуждение интересов актуальных для собеседника;
6) подчеркивание в беседе значимости собеседника.
Педагогическая часть
24.11.2022 я анализировал задачи, которые следует решать при помощи УМК:
Функции УМК:
• инструмент системно-методического обеспечения учебного процесса по дисциплине или модулю, его предварительного проектирования;
Изучение личности допрашиваемого помогает следователю определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний и выработать нужную тактику допроса.
Изучение личности допрашиваемого в тех случаях, когда это необходимо, следует начать сразу, же, как только принимается решение о его допросе. И здесь следует остановиться на данных, полученных из оперативных источников.
13.11.2022 я изучал ознакомительную (анкетную) стадию допроса. Первой выделяемой нами стадией непосредственного проведения допроса является анкетная стадия. В криминалистических исследованиях данная стадия традиционно недооценивается либо сводится в своем содержании к процессуальной составляющей.
Казалось бы, при наличии факта подготовки к проведению допроса со стороны следователя маловероятно получение от допрашиваемого лица новой информации анкетного характера. Если следователь не уверен в основных анкетных данных допрашиваемого, значит он не готов к допросу. Если не готов, нет необходимости этот допрос проводить. Следовательно, проверка анкетных данных допрашиваемого сама по себе не является тактически значимой задачей.
Нормы уголовно-процессуального закона, о которых информирует следователь (право на адвоката, переводчика, ответственность за дачу ложных показаний и т.д.), благодаря средствам массовой информации хорошо известны обывателю. Понятно, что с процессуальной точки зрения это значимо. С тактической же не просто нецелесообразно, но порой и вредно. Так, несущее формально-ритуальную природу зачитывание прав и обязанностей повышает у лица психическое напряжение, нацеленное на взаимодействие со следователем, и усиливает негативный образ следователя у лица, ориентированного на противодействие ему. Таким образом, оглашение прав и обязанностей допрашиваемому лицу с тактической точки зрения достаточно спорна.
Методическая часть
15.11.2022 я изучал СПС Консультант Плюс, Гарант и Кодекс.
16.11.2022 я изучал стадии формального знакомства. В соответствии с решаемыми задачами целесообразно выделять в рамках анкетной стадии допроса две подстадии: анкетно-формальную и анкетно-контактную.
В анкетно-формальной стадии решается процессуально-ознакомительная задача, которая, как было сказано выше, хотя и несёт спорную тактическую ценность, но обязательна с позиций уголовно-процессуального закона. Мы не можем манипулировать анкетно-формальной подстадией, располагая её по желанию в начале, середине или в конце допроса, что предельно снижает её тактическую ценность.
В анкетно-контактной стадии допроса решается удостоверительная (хотя уже говорилось о её невысокой тактической ценности) и ситуационно-ролевая задача.
Последнюю задачу рассмотрим более подробно, поскольку именно в ней содержится тактическая возможность воздействия на личность допрашиваемого.
Допрос является чрезвычайно сложным следственным действием вследствие фактического «неравноправия» участников. Допрашиваемый имеет возможность получить информацию о тактических приемах, ознакомившись со специальной литературой, поэтому как бы для уравнивания возможностей участников допроса следователю дано «право» психологического доминирования, вытекающего из его властных организационно-тактических полномочий. Одной из форм демонстрирования своего доминирования в сфере, которую в обычной жизни человек признает только за собой, выступают полномочия следователя на получение «идентифицирующей» допрашиваемого информации.
Задавая вопросы о фамилии, имени и отчестве, судимости, семейном положении и прочем, допрашивающий демонстрирует ярко выраженную подчиняющую позицию, что неосознанно «тяготит» допрашиваемого, так как каждый человек негативно воспринимает идею даже маловыраженного ролевого господства над ним. Подобное негативное отношение проистекает из наличия в шкале ценностей установки на самоуважение допрашиваемого, проявлением которой выступает осознание себя как независимого, самостоятельного субъекта.
Расхожая фраза допрашивающего: «Здесь вопросы задаю я!» - направлена именно на формирование у допрашиваемого неосознанной подчиненной позиции, хотя сторонними наблюдателями традиционно оценивается как проявление грубости следователя. Понятно, что затягивание сбора анкетных данных окажет то же воздействие на допрашиваемого без осознанной негативной оценки личности следователя.
Как уже было сказано, смысловая нагрузка анкетной стадии допроса выражается в уравнивании потенциалов участников допроса вследствие формирования у допрашиваемого непривычной ролевой позиции отчитывающегося, что приводит к усилению у него стресса и, как следствие, понижению волевого порога. Понижение волевого порога ведёт к уменьшению своеобразного «коэффициента полезного действия» интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы, что является целесообразным при допросе недобросовестного допрашиваемого, но, одновременно, может выступать негативным моментом при допросе добросовестного лица, так как понижает эффективность, в частности, таких психических механизмов, как память и ассоциативное мышление.
17.11.2022 я изучал специфику установление психологического контакта при формальном знакомстве. Психологический контакт является неотъемлемым атрибутом межличностного общения взаимодействующих сторон: в нашем случае - следователя и допрашиваемого, представляя собой результат установившегося осознания целесообразности дальнейшего взаимодействия в процессе следственного действия. Возникновение такого контакта способствует получению полных и объективных показаний, имеющих значение для установления истины по делу, предопределяя успешное проведение допроса.
Прежде всего необходимо отметить, что в отношении природы психологического контакта наблюдается несколько точек зрения, а именно то, что установление психологического контакта – это: 1) тактический приём, 2) условие, 3) стадия следственного действия, 4) состояние следователя и участника следственного действия.
Отдельные криминалисты рассматривают установление психологического контакта как тактический прием. Полагаю, что установление психологического контакта является не тактическим приемом, а для его установления используются системы наиболее целесообразных тактических приемов.
18.11.2022 я изучал тактику знакомства со свидетелями и потерпевшими.
При расследовании любого преступления возникает необходимость в допросе свидетелей, ибо предметом этого допроса служат любые обстоятельства, подлежащие установлению по делу, в том числе обстоятельства, относящиеся к личности потерпевшего и обвиняемого и взаимоотношениям свидетелей с ними.
Любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, которое вызвано для дачи показаний может быть свидетелем (ст. 56 УПК РФ).
Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст.42 УПК РФ).
Свидетель и потерпевшие могут быть допрошены о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по расследуемому событию, а также о взаимоотношениях их с подозреваемым (обвиняемым).8
Иногда при допросе свидетелей, других лиц следователем выявляются противоречия в их показаниях, или между показаниями допрашиваемого и ранее допрошенных лиц. В данной ситуации, следователь должен принять меры к устранению этих противоречий. Прежде всего, следователю необходимо выяснить причину противоречий. Причинами противоречий, как показывает практика могут быть: ошибки в восприятии фактов, плохая память, дача показаний со слов других лиц. Поэтому в ходе допроса следователю необходимо выяснить источник сведений, который использует допрашиваемый при даче показаний.
Значительную сложность представляет допрос свидетелей, дающих заведомо ложные показания. Лжесвидетельство - это умышленная дезинформация следователя в форме дачи заведомо ложных показаний. Может привести либо к осуждению невиновного, либо, наоборот, к оправданию лица, совершившего преступление. Оно может выражаться как в подтверждении обстоятельств, не имевших места в действительности, так и в умалчивании об известных обстоятельствах дела и, что чаще всего встречается, в искажении фактических обстоятельств. В этих случаях, следователем выбираются такие тактические приемы проведения допроса, которые помогли бы получить от допрашиваемого правдивые показания.
19.11.2022 я присутствовал на семинаре, который проводил действующий следователь, по проблематики формального знакомства.
20.11.2022 я продолжил изучать психологический контакт следователя с допрашиваемым. Важной проблемой, возникающей в ходе допроса является установление психологического контакта с допрашиваемым. В частности проблема связанная с различными типами характера у допрашиваемых. В некоторых случаях довольно сложно вывести допрашиванмого из состояния конфликта по причине того, что в силу своих внутренних убеждений у него может укрепиться некий нигилизм по отношению к правовой системе и действиям со стороны правоохранительных органов. В большей части это касается допрашиваемых подозреваемых и обвиняемых, ранее отбывавших уголовное наказание. У людей с таким типом характера и определенным мировозрением сложно вызвать какие-либо эмоции, разъяснив им правовые последствия дачи ложных показаний, а попытки указать на некие положительные стороны допрашиваемого сводятся на нет. В подобных случаях следователь должен попытаться избрать иную тактику, либо комбинировать в зависимости от складывающейся обстановки.
22.11.2022 я анализировал эмоциональное доверие при общении со следователем. Наличие эмоционального доверия является желаемым элементом психологического контакта, но иногда следователь объективно не имеет возможности вызвать к себе эмоциональное доверие человека потому, что последний вступает в общение, имея цели, противоречащие целям следователя, но рассчитывает в процессе контактного общения найти компромиссное решение поставленных им задач. Контактные отношения в таких случаях строятся на основе взаимопонимания и взаимоуважения следователя и участника допроса.
23.11.2022 я разрабатывал собственные рекомендации по тактике формального знакомства.
Данные рекомендации сводятся к:
1) проявлению искреннего интереса к собеседнику;
2) демонстрированию положительных эмоций;
3) обращению к человеку по имени, с целью неосознанного воздействия на его самооценку;
4) концентрации на внимательном восприятие сообщаемой информации;
5) обсуждение интересов актуальных для собеседника;
6) подчеркивание в беседе значимости собеседника.
Педагогическая часть
24.11.2022 я анализировал задачи, которые следует решать при помощи УМК:
-
четкое определение места и роли учебной дисциплины, проф модуля в образовательной программе; -
фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач; -
отражение в содержании учебной дисциплины, модуля современных достижений науки, культуры и других сфер общественно-профессиональной практики; -
последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами ОПОП; -
рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий; -
распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов (СРС); -
планирование и организация СРС с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу; -
определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины или модуля; -
разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.
Функции УМК:
• инструмент системно-методического обеспечения учебного процесса по дисциплине или модулю, его предварительного проектирования;