Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

воздуха из двух сопряженных горелок на левой и на пра­ вой половинах топочной камеры.

Изображенная в упрощенном виде на рис. 4-4 пылеуюльная «перчаточная» горелка с горизонтальными или мало наклоненными узкими щелями для пылевоздуш­ ной смеси и вторичного воздуха была разработана

Рис. 7-4. Условия сжи­ гания антрацитовой пы­ ли в топочной камере (по ЦКТИ).

а — топка

котла; б

тем

пература

топочных

газов

при их движении от горелок к ширмам; 1 — пылеуголь­

ная

горелка;

2 — ширма;

3

барабан;

4 — под

для

жидкого

шлакоудале-

ния;

5 — шлакоудаляющее

устройство (цифры показы­ вают процент несгоревшего топлива в разных зонах топки).

Л. К- Рамзиным для прямоточных котлов с почти гори­ зонтальными трубами радиационной части. Такие горел­ ки размещают не по углам, а на одной или двух стенах топки и применяют для сжигания каменных и бурых углей, богатых летучими веществами.

Работа горелок. Воспламенение угольной пыли обу­ словлено прежде всего тем, что выходящий из горелки пылевоздушный поток, двигаясь с большой скоростью, непрерывно захватывает и увлекает с собой близлежа­ щие частицы топочных газов. Благодаря этому вокруг пылевоздушной струи создается разрежение, способст­

107

вующее движению к ней раскаленных газов из глубины топки. Угольная пыль загорается сначала по поверхнос­ ти струи, после чего горение переносится в глубину ее. При подаче пылевоздушной смеси через круглое сопло не загоревшийся объем этой смеси имеет конусообраз­ ную форму. Этот объем окружен горящей пылью и сна­ ружи не виден. Больше всего затягивается воспламене­ ние топлива при подаче его через горелки с круглыми соплами большого диаметра. На рис. 7-5,а объем незагоревшегося топлива условно показан в разрезе затем­ ненным.

Таким образом, воспламенению угля способствуют как завихренный характер газового потока внутри всей топочной камеры, так и движение раскаленных газов к каждой отдельной горелке вследствие создаваемого вблизи нее разрежения.

Отсюда следует, что непременным условием правиль­ ной работы прямоточных горелок любой конструкции является обеспечение высокой скорости выхода в топку первичного и вторичного воздуха. Считают, что наимень­ шее значение этой скорости должно быть около 27 м/с.

При первичном пуске котла ТК.П-3 производительностью 200 т/ч на буром угле скорость вторичного воздуха была около 20 м/с. Уголь­ ная пыль горела плохо, яркое пламя было только вблизи горелок, средняя часть топки была темной. Горение резко улучшилось после уменьшения сечения горелок по вторичному воздуху, когда возросла скорость его выхода в топку.

Устойчивое воспламенение топлива может быть обес­ печено при любой из трех схем подачи воздуха в топку. Нс у каждой из этих схем имеются свои особенности. Так, при сжигании углей с легкоплавкой золой целесо­ образно блочное расположение горелок. При нем пыле­ вые потоки наиболее удалены от стен топочной камеры, что способствует уменьшению шлакования стен топки. Для топок с жидким шлакоудалепием допустимо только тангенциальное расположение, поскольку при других схемах часть угольной пыли опускается вниз и, не сго­ рев, падает в жидкий шлак, увеличивая его вязкость.

Основными преимуществами прямоточных горелок считают простоту их конструкции и устойчивость рабо­

ты, мало изменяющуюся при неодинаковом

поступлении

топлива и воздуха из отдельных углов

топки. Кроме

того, при движении воздуха в прямоточных

горелках по­

теря его напора невелика.

 

108


Недостатком отдельных конструкций этих горелок является замедленное зажигание топлива (особенно при его подаче в топку через круглые сопла), из-за чего по­ теря тепла от механического недожога оказывается иногда несколько большей, чем у горелок других типов. Это является основной причиной сравнительно малого применения прямоточных горелок для котлов большей производительности, работающих на трудновоспламеняемых топливах — антраците и тощих углях.

7-4. Топки с вихревыми горелками

Конструкция горелок. В широко распространенной вихревой (турбулентной) горелке ТКЗ имеются два завихряющих короба-улитки (рис. 7-6,а). В меньшую улит­ ку вводится пылевоздушная смесь, в большую — вторич­ ный воздух. В улитках оба потока завихряются и за-

ч

Рис. 7-5. Упрощенные схемы работы отдельных конструкций прямо­ точных горелок для сжигания угольной пыли.

а — сопловая

пылегазовая горелка

Ворошиловградской

ГРЭС;

б — щелевая

горелка ВТИ;

в — аксиальное расположение горелок;

г — блочное

расположе*

ние;

д — тангенциальное

расположение; / — насадка

для

подачи

природного

газа;

2 — незагоревшееся

топливо в

центральной части пылевоздушного пото­

ка; 3 — пылевоздушная смесь; 4 — вторичный воздух. На

схемах в, г и д для

упрощения не показано раздельное введение в топку первичного и вторичного воздуха.

109


тем раздельно по концентрическим кольцевым патруб­ кам поступают в топку.

Во многих конструкциях горелок завихривание вто­ ричного воздуха можно изменять «языковым» шибером, который, поворачиваясь, прижимает воздушный поток к наружной поверхности улитки.

Мазутную форсунку, работающую в период растопки котла, а также при подсвечивании мазутом твердого топлива, устанавливают в центральной трубе.

Рис. 7-6. Схемы двухулиточнон вихревой горелки.

а — вид

сбоку пылеугольной горелки; б — продольный

разрез пылегазовой

го­

релки;

/ — улитка пылевоздушной

смеси;

2 — улитка

вторичного

воздуха;

3

кольцевой канал для выхода в

топку пылевоздушной смеси; 4 — кольцевой

канал вторичного воздуха;

5 — мазутная

форсунка; 6 — обмуровка;

7 — коль­

цевой коллектор природного газа;

8 — одна

из труб природного газа,

располо­

женных

вокруг канала

3\

9 — наконечник

газового электрозапальника; А г.

Б — соответственно зоны

начала и окончания воспламенения топлива

в топоч­

ной камере; В — направление движения

топочных газов.

 

 

 

Направление завихривания

 

пылевоздушной

смеси и

вторичного воздуха

выполняется одинаковым

внутри

каждой отдельной горелки. Правым называется враще­ ние по часовой стрелке, если смотреть в сторону топки. На рис. 7-6 изображена горелка правого вращения.

Работа горелок. Выходя из вихревой горелки, воздух расходится в топочном объеме в виде двух расположен­

ных концентрически усеченных

конусов. Внутри

распо­

ложен конусообразный

поток

пылевоздушной

смеси,

а снаружи — такой же

по форме поток вторичного воз­

духа. Двигаясь в глубину топки, оба воздушных потока захватывают и увлекают с собой часть топочных газов, вследствие чего вблизи конусообразного воздушного по­ тока возникает разрежение, тем большее, чем больше газов уносится вместе с воздухом. Это вызывает устой

ПО


ййвое и непрерывное движение газов из глубины топоч­ ной камеры к внутренней и наружной поверхностям ко­ нусообразных воздушных потоков.

Наибольшее практическое значение имеет возвратное движение раскаленных газов к внутренней поверхности потока пылевоздушной смеси. Благодаря этому движе­ нию обеспечивается непрерывный подвод тепла, необхо­ димого для загорания угольной пыли. Чем выше тем­ пература топочных газов и чем большее их количество подсасывается к зоне воспламенения топлива, тем быст­ рее и устойчивее происходит это воспламенение.

Большое значение имеют и условия взаимного пере­ мешивания первичного и вторичного воздуха. Раздели­ тельный патрубок между обоими воздушными потоками должен доходить до выходного сечения горелки. Укоро­ чение или обгорание этого патрубка ускоряет перемеши­ вание первичного воздуха со вторичным. Вследствие этого возрастает количество воздуха, который должен быть нагрет вместе с топливом для его начального вос­ пламенения. Иными словами, укорочение разделительно­ го патрубка одинаково по своему действию увеличению количества первичного воздуха.

Условия сжигания угольной пыли во многом зависят от скорости входа в топку первичного и вторичного воз­ духа. При недостаточной скорости первичного воздуха возможно выпадание частиц угольной пыли вниз (ее се­ парация). Кроме того, возникает опасность обгорания выходных патрубков горелки. Вдувание в топку первич­ ного воздуха со слишком высокой скоростью приводит к переносу зажигания угля в глубину топочной камеры, т. е. в зону, где первичный воздух уже интенсивно сме­ шивается со вторичным.

Если подачу в топку первичного воздуха не изме­ нять, а скорость вторичного увеличить, то возрастет раз­ режение вокруг изображенного па рис. 7-6 воздушного конуса. Воздух будет расходиться в топке под несколько

большим углом, вследствие

чего к

центральной

части

горелки

будет подводиться

большее

количество

газов.

То же

достигается

прикрытием

«языкового» шибера,

когда увеличивается

завихривание

вторичного воздуха.

При этом улучшаются условия воспламенения топлива. Уменьшение подачи вторичного воздуха при неизмен­ ной подаче первичного или полное открытие «языковых» шиберов у горелок увеличивает дальнобойность факела.

111


Пылевоздушная смесь воспламеняется на большем расстоянии от амбразур горелок.

Рекомендуется выбирать топочный режим при сжи­ гании антрацита таким, чтобы вторичный воздух входил в топку со скоростью на 30—40%, а при сжигании ка­ менных углей — со скоростью на 10—15% выше скорос­ ти первичного воздуха.

При переменной нагрузке котла скорость первичного воздуха можно изменять только в узких пределах. Ее уменьшение может привести к забиванию трубопрово­ дов угольной пылью, а увеличение ограничивается напо­ ром вентиляторов. Кроме того, при изображенной на рис. 6-1 схеме пылеприготовления увеличение количест­ ва первичного воздуха может привести к угрублению помола топлива и другим нежелательным последствиям.

Регулирование дутья при изменении нагрузки котла должно производиться главным образом за счет изме­ нения подачи вторичного воздуха.

Подача воздуха к горелкам проверяется по показа­ ниям тягомеров перед улитками. Работа машиниста кот­ ла затрудняется, если тягомеры установлены непра­ вильно, например, когда при одних и тех же показаниях тягомеров проходит различное количество воздуха через отдельные горелки.

При наладке работниками ЦК.ТИ котла ТП-230-2 производитель­ ностью 230 т/ч на 100 кгс/см2 было установлено, что только путем регулирования подачи к каждой отдельной горелке антрацитовой пыли и воздуха можно было уменьшать потерю тепла от механиче­ ского недожога с 6—7% до 3—4%, т. е. почти в 2 раза. В те дни, когда такое регулирование не производилось, коэффициент избытка воздуха по отдельным горелкам различался на 50—60%. После регу­ лирования это расхождение не превышало 20—30%. Впоследствии регулирование работы каждой горелки систематически осуществля­ лось машинистами котлов и средняя за год потеря тепла от механи­ ческого недожога антрацита не превышала 4%.

В топках, разделенных на две части двусветным экраном, потеря тепла от недожога угля может возрасти и вследствие неодинаковой подачи воздуха к обеим полутопкам. Это может произойти при неодинаковом отбо­ ре воздуха к левой и правой углеразмольным мельни­ цам, при повышенном присосе наружного воздуха в од­ ну из полутопок и т. п. Различие в подаче воздуха воз­ растает при работе котла с низкой нагрузкой.

В первый период работы на антраците двух котлов сверхкрити­ ческого давления ТПП-110 с вихревыми горелками потеря тепла от механического недожога была равна 6—8%. Для уменьшения этой

112