Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
но и внешняя влага, то прежде всего возникает слипа ние пыли в промежуточном бункере, из-за чего возрас тает неравномерность работы нылепитателей. При боль шой избыточной влажности затрудняется подогрев пы левоздушной смеси до температуры воспламенения, вследствие чего увеличивается пульсация пламени, пе риодически возникает его потемнение.
Чем больше подсушено топливо в пылеприготови тельном устройстве до его вступления в топку, тем лег че произвести его подогрев внутри топочной камеры. Особенно тщательно нужно следить за предварительной подсушкой топлив с большим содержанием влаги и трудновоспла меняемых.
Контроль за влажностью пыли производится химиче ской лабораторией электростанции. Содержание влаги не должно превышать значений, установленных для данного вида топлива.
Раздельная подача первичного и вторичного воздуха.
Воздух, совместно с которым вносится в топочную ка меру измельченное твердое топливо (первичный воздух), должен составлять только часть воздуха, необходимого для процесса горения. Остальной воздух (вторичный) вдувается в топку таким образом, чтобы он смешивался
с топливом после |
воспламенения |
основной массы |
его |
||
пылинок. |
|
|
воздуха, |
тем |
|
Чем |
меньше количество первичного |
||||
меньше |
тепла требуется для того, |
чтобы |
нагреть |
этот |
|
воздух |
и топливо |
до температуры |
воспламенения. |
По |
этому при сжигании трудновоспламеняемых углей стре мятся по возможности уменьшить количество первично го воздуха и тем довести подогрев его до более высокой температуры. При сжигании антрацита и тощих углей в качестве первичного вводится 15—20% всего воздуха, при сжигании бурых углей — до 45%•
Подогрев зоны воспламенения. Процесс подогрева топлива и первичного воздуха до высокой температуры обеспечивается, главным образом, благодаря тому, что часть горячих топочных газов возвращается к зоне вос пламенения. Это условие осуществляется по-разному
в топках различной конструкции. |
трудно |
Особые трудности возникают при сжигании |
|
воспламеняемых топлив — антрацита, тощих |
углей и |
фрезерного торфа высокой влажности. Даже возвраще ние в зону воспламенения большого количества топоч
00
ных газов может оказаться недостаточным для устойчи вого воспламенения угля, если эти газы интенсивно охлаждаются экранными трубами. Для повышения тем пературы факела приходится покрывать часть экранов з а ж и г а т е л ь н ы м п о я с о м .
К поверхности экранных труб, обращенной в сторону топки, приваривают стальные шипы диаметром 10— 12 мм и высотой 12—18 мм, а затем на покрытую шипами поверхность экрана на носят обмазку из огне упорного материала (рис. 7-2). Через шипы к трубам проходит примерно в 3 раза меньше тепла, чем по глощают экраны без зажигательного пояса.
При частичном вы горании зажигательно го пояса топочные газы более интенсивно охла ждаются экранными трубами, вследствие
чего ухудшаются |
усло |
|
|||
вия воспламенения топ |
Рис. 7-2. Устройство зажигательного |
||||
лива |
и возрастает по |
||||
пояса. Вид из топки. |
|||||
теря тепла от его недо |
/-—экранная труба; 2 — шипы до их по |
||||
жога. |
Для |
повышения |
крытия обмазкой; 3 — обмазка. |
||
экономичности |
элек |
|
|||
тростанций |
необходи |
|
мо, чтобы зажигательный пояс мог длительно работать без обгорания. Увеличение его долговечности до стигается применением коротких шипов из легированной стали, более густым расположением этих шипов (с целью лучшего охлаждения обмазки), а также путем выбора наиболее огнеупорного состава обмазки и плотной на бивки ее в пространство между шипами.
Длительное время лучшей обмазкой считалась хро митовая, состоящая в основном из окиси металла хро ма. Более долговечна карборундовая обмазка, но она менее пластична, вследствие чего при ее нанесении вручную не всегда обеспечивается плотное прилегание ее к поверхности экранных труб. Карборундовую обмаз ку целесообразно наносить механизмом.
101
Разрушение зажигательного пояса может ускоряться при нетщателыюи приварке шипов вручную (например, при недостаточной очистке поверхности труб перед при варкой во время ремонта котла новых шипов в проме жутках между уже обгоревшими). Еще быстрее разру шается зажигательный пояс при попеременной работе котда то на твердом, то на газообразном топливах. Это объясняется тем, что при сжигании угля происходит за мещение выгорающих частиц обмазки частицами раз мягченной золы топлива, вследствие чего толщина слоя обмазки уменьшается медленнее, чем в периоды сжига ния не имеющего золы природного газа.
Воспламенение топлива. Соблюдение перечисленных трех условий обеспечивает необходимый для воспламе нения начальный подогрев твердого топлива до высокой температуры. Однако нужно не только устойчиво зажи гать уголь, но и уменьшить по возможности его потерю от неполного сгорания. Для этого требуется соблюдение четвертого условия воспламенения топлива: совместно летящие пылинки должны загораться почти одновре менно.
Для воспламенения любой частицы топлива обяза тельно наличие вокруг этой частицы достаточного коли чества кислорода. Если в пылевоздушном потоке не обеспечивается одновремённое загорание рядом летящих пылинок, то кислород окружающего воздуха будет из расходован на горение тех пылинок, которые воспламе нятся раньше других. Без кислорода остальная часть угольной пыли не загорится даже при нагреве до очень высокой температуры.
Отсюда следует, что все частицы пылевидного топли ва должны загораться в сравнительно узкой зоне вос пламенения. Потеря от недожога тем выше, чем боль шая доля пылинок проходит через эту зону, не загорев шись. Некоторая часть незажженной угольной пыли вос пламеняется при последующем смешении со вторичным воздухом. Но на современных электростанциях большое значение имеет каждый процент сэкономленного угля.
Выше указывалось, что начальный подогрев твердо го топлива и его воспламенение происходят за счет теп ла раскаленных газов, которые возвращаются к пыле воздушной смеси из глубины топочной камеры. Для того чтобы могло загореться сразу как можно большее коли чество угля, необходимо, чтобы горячие топочные газы
102
соприкасались с возможно большей поверхностью пылевоздушного потока, иными словами, чтобы фронт вос пламенения топлива был по возможности больше. Следо вательно, пылевоздушную смесь желательно вдувать в топку в виде струй большой ширины, но малой глуби ны, обеспечивая при этом соприкосновение топочных га зов с широкой поверхностью пылевоздушного потока.
Это условие имеет наибольшее значение при сжига нии трудновоспламеняемых топлив. Оно выполняется поразному в различных конструкциях топливных горелок. В частности, пылевоздушные струи могут иметь не толь ко плоскую, но и иную форму (например, конусообраз ную) .
7-2. |
Горение угольной пыли |
|
ло |
Каждый килограмм угля или торфа имеет объем око |
|
1 л. Для |
его сгорания необходимо подать в топку от |
|
5 до 15 м3 |
горячего воздуха, т. е. объем, который во |
много раз превышает объем самого топлива. При этом должно быть обеспечено смывание достаточным количе ством воздуха каждой отдельной пылинки.
Такая задача решалась бы проще, если бы можно было смешивать с топливом весь воздух до поступления смеси в топочную камеру. Но топливо должно пода ваться в топку только с первичным воздухом. Перемеши вание уже загоревшихся пылинок с потоком вторичного воздуха обеспечивается прежде всего тем, что этот воз дух вдувается в топочную камеру с более высокой ско ростью, чем первичный.
При сгорании водорода, серы и углерода образуются соответственно водяной пар, окислы серы и углекислота. Эти химические преобразования совершаются не вполне одновременно.
Как указывалось, первыми загораются богатые водо родом летучие вещества. Их факел настолько яркий, что уголь с большим содержанием летучих называют длин нопламенным. В дальнейшем разогретая пламенем ле тучих веществ загорается более инертная часть топли в а — кокс, состоящий в основном из углерода. Но и его горение разделяется на две стадии. Сначала вокруг ча стицы топлива образуется продукт неполного сгорания — окись углерода. Затем этот газ соединяется с кислоро дом воздуха и образует продукт полного сгорания —
ЮЗ
углекислый газ. Горение кокса и догорание окиси угле рода продолжаются и после выгорания летучих веществ
(рис. 7-3).
В современном котле активное горение топлива про исходит в нижней части топки. Вверху топочной камеры угольная пыль медленно догорает, так как там в газах содержится очень небольшое (обычно менее 4%) коли чество кислорода. Кроме того, вверху топки отдельные струи газов медленно перемешиваются между собой.
Рис. 7-3. Схема сгорания отдельных видов пылевидного топлива.
а — горение подмосковного бурого угля в топке, сопряженной с молотковы,ми мельницами; б — горение антрацита в топке, сопряженной с шаровыми мель ницами; <7* — процент потери тепла от механического недожога; R$о— остаток при просеивании топлива на сите с отверстиями 90 мкм.
При догорании топлива выделяется сравнительно небольшое количество тепла, и при движении газов вверх их температура снижается (рис. 7-4).
При выходе продуктов сгорания из топочной камеры обычно оказывается, что окись углерода уже полностью превратилась в углекислоту, но что наиболее крупные пылинки топлива еще не успели догореть. Их горение прекращается при их интенсивном охлаждении ширма ми и конвективными поверхностями нагрева. Чем лучше размолото топливо, т. е. чем меньше остаток угольной пыли при ее просеивании через сито, тем меньше в этой пыли крупных частиц и соответственно меньше потеря тепла от их механического недожога.
На рис. 7-3 показаны значения потери тепла от меха нического недожога, имеющие место в случае, когда вся
104
угольная пыль загорается па выходе из горелок и когда недожог топлива обусловлен только неполным выгора нием наиболее крупных пылинок. На графике видно влияние на условия выгорания содержания летучих ве ществ в угле и тонкости его помола, а также зависи мость недожога топлива от нагрузки котла. С повыше нием нагрузки несколько возрастает температура факе ла и ускоряется горение, но в значительно большей мере увеличивается количество проходящих через топку газов и повышается их скорость, вследствие чего сокра щается время пребывания в топочной камере каждой из пылинок.
Действительная потеря тепла от механического не дожога может быть намного больше указанных на рис. 7-3 значений, поскольку недожог обусловлен не только неполным выгоранием наиболее крупных частиц топлива, но и тем, что часть пылинок не воспламеняет ся, пролетая через топочную камеру. Количество таких пылинок зависит как от конструкции горелок и тщатель ности их изготовления, так и от степени их обгорания, а также от соблюдения машинистом котла правильного режима подачи в топку воздуха.
Отклонение от наиболее целесообразного режима ра боты почти неизбежно в периоды эксплуатации котла с пониженной нагрузкой. Тогда возрастает процент незагоревшейся угольной пыли и практически недожог топлива может быть иногда не только не меньше, но даже больше, чем при полной нагрузке котельного агре гата. Если котлам приходится часто работать с пони женной нагрузкой, необходимо подробно изучить осо бенности топочного режима в этих условиях и добиться того, чтобы отклонения от наиболее целесообразного ре жима были наименьшими.
Уменьшение потери тепла от механического недожо га иногда достигается путем сжигания совместно с углем небольшого количества легковоспламеняющего ся мазута или природного газа. Но увеличение их до бавки может привести к ухудшению условий горения твердого топлива.
На электростанции, работающей на тощих углях Кузбасса, был растоплен после монтажа котел производительностью 420 т/ч. При подъеме нагрузки произошел аварийный разрыв одной из труб ширм. Поскольку разорвалась обращенная в сторону топки и наиболее обо греваемая труба, было решено, что при растопке происходило затяги вание факела вверх и чрезмерный обогрев этой трубы.
105
При следующей растопке систематически проверяли температуру выходившего из ширм пара. Чтобы ускорить процесс сжигания топ лива и избежать затягивания факела вверх, решили повысить, на сколько возможно, температуру газов в зоне зажигания и с этой целью включили все мазутные форсунки, а при переходе на твердое топливо — сразу один за другим четыре пылепитателя. Но вскоре после подачи в топку угольной пыли температура пара на выходе из отдельных ширм стала быстро повышаться и через несколько минут котел пришлось снова аварийно остановить из-за разрыва обращен ной в сторону топки трубы одной из ширм.
Ошибка работников котельного цеха заключалась в том, что они допустили одновременную подачу в топку как большого количества трудновоспламеняемой ныли тощего угля, так и большого количества мазута. Загораясь первым, мазут потреблял значительную часть со державшегося в воздухе кислорода, вследствие чего угольная пыль воспламенялась в обедненных кислородом газах и ее горение затяги валось в верхнюю часть топочного объема.
В дальнейшем котел был благополучно растоплен при поочеред ном включении в работу пылепитателей и значительном сокращении подачи в топку мазута сразу после зажигания угольной пыли.
7-3. Топки с прямоточными горелками
Конструкция горелок. Прямоточные горелки обычно состоят из параллельных длинных щелей или из распо ложенных в ряд круглых сопл, через которые в топку раздельно вдувается первичный и вторичный воздух
(рис. 7-5).
Как правило, прямоточные горелки устанавливают по всем четырем углам топки. Выходящий из них воздух создает в центральной части топочной камеры совмест ное движение газов, устойчивость которого практически не зависит от того, в каком количестве подается топли во через отдельные горелки. Но работа топки резко ухудшается если, например, воздух подается только из трех углов топочной камеры.
Различают три вида взаимного |
расположения |
горе |
лок (рис. 7-5). При а к с и а л ь н о м |
расположении |
воз |
душные потоки сталкиваются в центральной части топ ки, после чего большая часть горящей угольной пыли направляется вверх, а меньшая часть поворачивается вниз и затем проходит вверх в промежутках между вдуваемыми из горелок воздушными потоками. Т а н г е н ц и а л ь н о е расположение горелок характеризуется тем, что воздух направлен по касательным к воображае мому кругу в центральной части топки, в которой возни
кает вихревое движение газоЕ. |
При б л о ч н о м |
распо |
ложении происходит раздельное |
столкновение |
потоков |
106