Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
Условия работы шахты могут ухудшиться при размо ле в мельнице топлива, отличающегося от проектного. Так, при размоле угля повышенной влажности необхо димо подавать в мельницу большее количество воздуха для подсушки топлива. При этом возрастает скорость воздуха в шахте, из-за чего угрубляется помол вводи мой в топку котла угольной пыли, и возрастает потеря тепла от механического недожога топлива.
В верхней части шахты пылевоздушная смесь пово рачивается и, двигаясь почти горизонтально, входит в топочную камеру через горелку.
Для подсушки топлива и его движения в вертикаль ной шахте используется только часть необходимого для гсрения воздуха (первичный воздух). Остальной воздух (вторичный) вводится в топку отдельно от топлива.
Подсушка топлива топочными газами. Чем больше влажность топлива, тем больше требуется первичного воздуха и тем меньше количество вторичного. Но пода ча в качестве первичного более 45% всего вводимого в топку воздуха считается нежелательной. Поэтому для подсушки наиболее влажных топлив (например, торфа, подмосковного и других бурых углей) иногда исполь зуются не только горячий воздух из воздухоподогрева теля, но и высоконагретые газы, отбираемые из топоч ной камеры или из газоходов котла.
Одна из схем подачи топочных газов в молотковую мельницу приведена на рис. 6-11. Газы отбираются че рез окно в нижней части боковой стены топки. В смеси тельной камере происходит перемешивание газов с го рячим воздухом, отводимым из воздухоподогревателя.
Движение газов из топки в мельницу и затем через шахтный сепаратор снова в топку возможно благодаря тому, что била мельницы, вращаясь, создают небольшое разрежение.
При уменьшении влажности топлива добавка топоч ных газов становится ненужной. Тогда смесительную камеру отключают шиберами.
Мельницы с центробежным сепаратором. Молотко вые углеразмольные мельницы могут обеспечивать бо лее тонкий размол топлива, если вместо простой сепарационной шахты установить над ними центробежный сепаратор, близкий по конструкции изображенному на рис. 6-4. Такой сепаратор обычно расположен непосред ственно над мельницей (рис. 6-12). Из сепаратора вся
93
пылевоздушная смесь проходит через мельничный вен тилятор и затем разветвляется по двум или трем пылепроводам, подающим ее к горелкам.
При снижении влажности топлива приходится умень шать подачу в мельницу горячего воздуха. Чтобы не
Рис. 6-12. Упрощенная схе |
|||||||||
ма |
|
пылеприготовительной |
|||||||
установки |
|
с |
молотковой |
||||||
мельницей |
и центробежным |
||||||||
сепаратором угольной пыли. |
|||||||||
I —‘ бункер |
сырого |
угля; |
2 — |
||||||
питатель |
сырого |
угля, |
3 — мо |
||||||
лотковая |
тангенциальная |
мель |
|||||||
ница; |
4 — сепаратор |
угольной |
|||||||
пыли; |
5 — мельничный |
вентиля |
|||||||
тор; |
|
6 — распределительный ко |
|||||||
роб; |
7 — пылепроводы |
к горел |
|||||||
кам; 8 — воздухопровод горяче |
|||||||||
го |
воздуха; |
|
9 — измерительный |
||||||
участок; |
10 — клапан на линии |
||||||||
рециркуляции |
в о з д у х а ; |
/ / |
— со |
||||||
единительная |
линия |
м еж ду |
дву |
||||||
мя |
м е л ь н и ч н ы м и |
|
вентилятора |
||||||
ми |
(второй |
из них не показан); |
|||||||
12 — автоматический |
|
клапан |
|||||||
(м игалка). |
|
|
|
|
|
|
уменьшить вентиляции мельницы, |
открывают клапан |
на линии рециркуляции воздуха. |
режима эксплуата |
Эксплуатация мельниц. Выбор |
ции молотковых мельниц определяется следующими об стоятельствами.
1. Тонкость помола назначается из условий горения угля в топке. Чем больше выход летучих в топливе и меньше его зольность, тем грубее может быть помол. Слишком грубый помол увеличивает недожог топлива. Недопустим и слишком тонкий помол, при котором уве личивается загрузка электродвигателей мельниц.
2. С повышением производительности мельницы рас ход электроэнергии на размол резко возрастает. В боль шинстве случаев наиболее целесообразно вводить в ра боту все молотковые мельницы котла и работать с малой загрузкой топливом и меньшим расходом электроэнергии на размол, останавливая мельницы только для смены бил.
94
3.Для большинства мельниц наиболее благоприят ным считается зазор между билами и броней порядка 30 мм. При износе бил этот зазор возрастает и произво дительность мельниц снижается. Слишком частая смена бил увеличивает стоимость помола угля. Допустимый износ устанавливается опытным путем.
4.Скорость воздуха в мельничной шахте (сепара торе) регулируется в основном по условиям подсушки
топлива. С увеличением скорости воздуха производи тельность мельницы возрастает.
6-3. Сравнение различных пылеприготовительных устройств
Приготовление угольной пыли в молотковых мельни цах имеет ряд преимуществ по сравнению с приготовле нием пыли в установках с шаровыми мельницами. При молотковых мельницах снижается стоимость изготовле ния оборудования и почти вдвое уменьшается расход электроэнергии на помол топлива. Молотковые мельни цы не применяют в следующих случаях.
1.При сжигании антрацита и углей с малым выхо дом летучих, для которых требуется более тонкий по мол, чем тот, который можно получить в молотковых мельницах. В шаровых мельницах такой помол вполне достижим.
2.При сжигании очень твердых топлив (т. е. трудно
размалываемых), при размоле которых чрезмерно уве личивается износ бил. Увеличение износа шаров в ша ровых мельницах менее ощутимо.
Донецкий антрацит плохо воспламеняется и трудно размалывается. Следовательно, его размол в молотко вых мельницах был бы неприемлем по обоим показате лям. Но шаровые барабанные мельницы приходится применять и для размола некоторых легковоспламеняю щихся топлив. Таков, например, кизеловский каменный уголь, имеющий свыше 40% летучих, но относящийся
кнаиболее твердым топливам в СССР.
Вто же время, например, фрезерный торф можно из мельчать перед сжиганием только в молотковых мельни
цах с шахтными сепараторами. Подача этого топлива в шаровую мельницу привела бы к ее быстрому «зама-
95
зыванию» и выходу из строя. Молотковые мельницы практически незаменимы и для богатых летучими мно гозольных топлив (например, сланцев), размол которых требует большого расхода электроэнергии.
Котлы ПК-14 производительностью 220 т/ч на 100 кгс/см2, снаб женные молотковыми мельницами с шахтными сепараторами, были предназначены для сжигания челябинского бурого угля, содержащего около 43% летучих веществ. Но вместо проектного топлива электро станция стала получать более дешевый экиб істузский каменный уголь, добываемый открытым способом. Этот уголь сжигали на су ществующих установках вполне устойчиво, но недостаточно экономич но. При содержании летучих порядка 32% была целесообразна тон кость помола угля, характеризуемая остатком 18—20% на сите с раз мерами отверстий 90 мкм, а мельничные установки были рассчитаны на помол с 55% остатка на этом сите. Утонение помола приводило к уменьшению скорости воздуха в шахтном сепараторе и резкому снижению производительности мельниц. Из-за этого приходилось ра ботать при чрезмерно грубом помоле топлива, вследствие чего потеря тепла от механического недожога превышала 5%.
Установка шаровых барабанных мельниц была бы сопряжена с большими затратами и длительным выводом котлов из строя. Было решено сохранить имевшиеся молотковые мельницы, но над каждой из них вместо обычной прямоугольной сепарационной шахты устано вить центробежный сепаратор и по две вихревые горелки.
Переделка дала возможность работать при желательной тонкости помола угольной пыли, благодаря чему потеря тепла от механическо го недожога экибастузского угля снизилась примерно до 2%. Расход электроэнергии на пылеприготовление оказался ниже, чем при приме нении шаровых барабанных мельниц.
6-4. Взрывоопасность угольной пыли
Взрывоопасной считается пыль всех топлив, кроме антрацита и полуантрацита, но наибольшую опасность представляют торфяная пыль и пыль углей, у которых количество летучих на горючую массу топлива больше
25%.
Взрыв угольной пыли может произойти, если имеется очаг воспламенения, которым обычно является отложе ние пыли на каком-либо уступе или горизонтальном уча стке трубопровода. При продолжительном лежании пыль самовозгорается. Опасность взрыва наиболее вели ка при пуске и при остановке пылеприготовительного оборудования.
Наиболее взрывоопасной является пылевоздушная смесь, в которой на каждый килограмм воздуха прихо дится 0,3—0,6 кг топлива. При работе мельничной си стемы в обычных условиях количество топлива на каж-
96
цый килограмм воздуха либо лежит в этих пределах, либо несколько превышает их.
Пылеприготовительная установка не должна иметь горизонтальных участков, где мог бы образоваться очаг тлеющей угольной пыли. Температура воздуха за шаро вой мельницей при размоле взрывоопасного угля не должна быть выше предельной, поскольку при более вы
сокой температуре |
взрыв |
становится более |
вероятным. |
Запрещается оставлять в работе мельницу |
после пре |
||
кращения подачи |
в нее |
топлива, так как |
возрастает |
температура воздуха за мельницей и угольная пыль пересушивается. Взрыв в это время может возникнуть даже от искры, получающейся при ударе друг о друга мельничных шаров.
Для надежной работы пылеприготовительных устано вок без взрывов угольной пыли необходимо соблюдение действующих правил взрывобезопасности.
На всех пылеприготовительных установках, кроме работающих на антраците и полуантраците, устанавли вают взрывные предохранительные клапаны. При взры ве угольной пыли предохранительные клапаны разры ваются.
Известны случаи, когда из-за отсутствия предохрани тельных клапанов или, если клапаны были, но по какойлибо причине не могли разорваться, происходил раз рыв пылепроводов, пылевых сепараторов и циклонов с выходом из строя всей пылеприготовительной установ ки на длительное время. Поэтому, хотя предохрани тельные клапаны действуют очень редко, они должны находиться в полной готовности во все время работы установки.
Плотность предохранительных клапанов нужно про верять ежесменно, так как через неплотные клапаны засасывается наружный воздух, резко ухудшаю щий условия работы всей пылеприготовительной уста новки.
Совершенно недопустима подача пыли в топку после обрыва факела и прекращения горения. Это может при нести к взрыву пыли в топочном объеме, а иногда еще к более тяжелому по своим последствиям взрыву в по мещении котельного цеха.
Во время работы двух котлов остановилось вспомогательное обо рудование из-за неисправности электрической проводки электродвига телей. Машинист одного из этих котлов не отключил питателей пыли и мельничный вентилятор. Когда снова был подан ток, неотключен
7— 281 |
97 |
ный вентилятор начал нагнетать угольную пыль в неработавшую топ ку при остановленных дымососах. Через короткое время пылевоздуш ная смесь стала выходить из топки через лючки и гляделки. При вспышке в топочной камере произошел взрыв в помещении котельной.
Глава 7 топки
ДЛЯ ФАКЕЛЬНОГО СЖИГАНИЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА
7-1. Воспламенение угольной пыли
При поступлении в топочную камеру работающего котла твердого топлива и воздуха происходит прежде всего их быстрое нагревание раскаленными топочными газами. Сначала испаряется оставшаяся в топливе вла га. При дальнейшем нагревании из топлива выделяются летучие вещества и происходит их воспламенение. Если летучих в топливе много, то горение их обеспечивает дальнейший разогрев топлива л, воздуха и воспламене ние остальной, более инертной части топлива (кокса). Такое течение процесса показано на рис. 7-1. В антраци те и тощих углях содержание летучих веществ невелико,
поэтому при сжигании |
тощего угля горение летучих |
дает лишь небольшую |
часть тепла, необходимого для |
воспламенения кокса. Еще больше тепла требуется от раскаленных топочных газотз для зажигания антрацита.
Таким образом, первым и непременным условием устойчивою воспламенения топлива является быстрый разогрев до высокой температуры вступающей в топку пылевоздушной смеси.
Необходимая для зажигания температура различна для отдельных видов топлив. Она должна быть тем вы ше, чем меньше в топливе летучих веществ. Но высокий начальный разогрев обязателен при сжигании всех ви дов твердого топлива.
Для быстрого устойчивого подогрева твердого топли ва до высокой температуры необходимо обеспечить три условия: предварительную подсушку топлива, раздель ную подачу в топочную камеру первичного и вторичного
т
воздуха и возвращение горячих топочных газов в зону воспламенения топлива.
Подсушка топлива. Содержащаяся в твердом топли ве влага разделяется на две части — на внешнюю вла гу, испаряющуюся в пылеприготовительной установке,
Рис. 7-1. Упрощенная схема отдельных этапов подготовки к сжига нию и сжигания угля в топке, сопряженной с шаровой углеразмоль ной мельницей.
1— шаровая барабанная мельница; 2 — сепаратор угольной пыли; 3 — вихре вая пшіеугольная горелка; 4 — нижняя часть топочной камеры.
и на г и г р о с к о п и ч е с к у ю или внутреннюю влагу, ко торая может быть отделена от топлива при более высо ком или длительном нагреве. Поэтому даже в тщательно высушенной угольной пыли всегда содержится влага, количество которой зависит от сорта топлива. Если в угольной пыли имеется не только гигроскопическая,
7* |
99 |