Файл: Малиновский, Е. Ю. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой (колебания и устойчивость движения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ми системами рулевого управления; за одношарнирные 1Ш — си­ стемы, соответствующие шарнирно-сочлененному погрузчику, машинам на базе одноосного тягача с полуприцепом или авто­ мобилю с одноосным или седельным прицепом; за двухшарнирные 2Ш — системы, соответствующие расчетным схемам авто­ мобиля с двухосным прицепом, двухковшовым скреперным поездам и другим подобным типам машин.

Схема типа ЗШ, 4LLI м т. д. отвечают автопоезду с любым числом прицепных звеньев. При такой классификации не на­ кладывается ограничений на число и схему расположения колес на каждой из секций (их может не быть на некоторых секциях), а также на геометрические соотношения секций и жесткость сцепных устройств.

Отличительной особенностью системы может служить толь­ ко факт наличия или отсутствия шарниров.

Такой подход к исследованию устойчивости движения, повидимому, позволяет с единых позиций рассматривать задачи, связанные с автомобилем [14], автопоездом [1, 33] и шарнирносочлененной машиной, а также устанавливать связь схем и пути для синтезирования новых схем.

Вывод уравнений движения

Прежде чем приступить к выводу уравнений, примем, ”то:

1)рассматривается линейная задача (скорость постоянна, углы малы, вертикальные колебания колес отсутствуют);

2)расчетная схема плоская, колеса одной оси машины мо­ гут быть сведены к одному серединному эквивалентному колесу-,

3)боковые взаимодействия колеса и дороги отвечают гипо­ тезе увода;

4)вертикальная ось каждого шарнира перпендикулярна плоскости дороги, специальные меры, принимаемые для стаби­ лизации движения (например, поперечные и продольные на­ клоны шкворней управляемых колес), не учитываются.

Обратимся к расчетной схеме, изображенной на рис. 56, а. Пусть mj и 1г = тф\ (где р* — радиус инерции) — масса и мо­

мент инерции секции; индекс соответствует номеру секции. При­ веденная круговая жесткость в каждом из связывающих шар­ ниров Cj, i+1. Первоначально система ориентирована вдоль оси хх и движется в направлении скорости v. В качестве обобщенных координат приняты поперечные смещения у{, причем оси у про­ ведены через каждый из п шарниров. Для фиксирования необ­ ходимого числа степеней свободы системы введены дополнитель­ ные оси уо на первой и уп на последней секции. Примеры зада­ ния таким способом сообщенных координат для одно-, двух- и

трехшарнирных систем показаны на рис. 56, б.

Расчетная длина

каждой секции U— расстояние

между двумя

соседними

ося­

ми, cii — расстояние от центра

тяжести секции до

оси.

133


Уравнение движения системы будем искать в форме уравнений

Лагранжа второго рода, наличие неголономных

связей учтем

с использованием принципа освобождения.

для

кинетической и

Запишем последовательно зависимости

потенциальной энергий и выражение для

работы на возмож­

ных перемещениях для неконсервативных сил Ri, определяемых

неголономными

связями, а

затем выполним преобразования

в соответствии с формулой

(72).

 

Боковые смещения центров тяжести секций:

 

точка Оо1

 

 

 

 

Уо1 =Уо+

*1

а±;

 

точка Оп

 

 

 

 

 

 

 

Уп = y i+

У2^ -— а2;

 

точка 023

 

12

(191)

 

 

 

 

 

 

 

 

Уж— Уг Н

У±__У_

 

 

в общем случае

 

 

У1-, £+1 = У1

Ui+1 — УС

«Ж-

 

 

 

I i ~f1

 

Обозначив

-7L= £<; !—&= £<, перепишем выражение (191)

 

н

 

 

 

в виде

134


 

 

 

 

Уox — Sil/o “Ь SiУъ

 

 

 

 

 

 

 

 

У12 = ^>ъУх

^2^2>

 

 

 

(192)

 

 

 

 

</£; £+1 — S i + l i / l + S i + l I / i + l - .

 

 

 

Угловые повороты секций:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*01

.

( й .

Уо)>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

‘1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ai2 — ~:£■2 2 Уд!

 

 

 

(193)

 

 

 

 

а 23

 

,

(//з

£/?)>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

‘3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а £; £+1 =

 

• («/£+! — уд-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4+1

 

 

 

 

 

 

Выражения (192) и (193) дают возможность определить ки­

нетическую энергию систем:

 

 

 

 

 

 

 

Т =

( Si£/o +

2 ^х^хУоУх +

S1£/1) Н-----—

(S2I/1 +

^'д&чУхУг +

ёг^/а) +

+

^ - ( Й Й +

2 С , ^

+ Й Й )+

. .

.4

1 /*2 '2 .

2

{Ziyi—1

+

 

+

2£^,-£//£/i_ i +

£(-yi) -|-------— (г/i — 2 y xy Q +

Уо)

 

 

 

 

 

 

 

 

2/?

 

 

 

 

 

 

 

+

$

-

2 ^ 1

4 -

у ? )

+ Л

-

{yl -

2у3уг + yl) +

 

 

 

2Ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h

 

2г/,£/£_1 + t/Li)

 

(194)

 

 

 

■ ■ -Л----!г (yi —

 

Щ

и соответствующие производные в форме

 

 

d

(

дТ

 

 

dt

\

dyi

координата у0

 

 

 

 

_d_ { дТ

=

(т хй +

-y - j у0+ |W iS i -----^ Уъ (195)

 

dt

д у 0

135


координата у i

 

 

 

 

 

 

d

/

дТ

( OT1S1S1 —

ур ^ у° Ч- ^ iS l + щ sl + 4 -

 

dt

\

Ъ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I---- г- ^ У \ +

(

m 2^2=2------гЛ Уа!

(196)

 

 

 

/2

 

 

 

 

г

 

 

 

 

£2

 

 

 

 

 

координата у2

 

 

 

 

 

 

d / дТ

= f m2£2£2- - ^

 

й +т &2( Щ %з+

+

dt

 

ду-г

 

 

/2

 

 

 

 

 

 

 

£2

 

 

 

 

 

 

“I--- у- '') У 2 Ш(

т з £ з ь з ----- ----

] Уз'>

(197)

 

 

 

з )

 

\

 

‘з

 

 

координата yt для общего случая

 

 

 

 

 

 

Ji

 

yt—1+ (m&t -f Wi+ilt+i H

Jif- +

 

 

 

 

l2,

 

 

 

 

 

 

 

+ ~2~^j У1”**

 

 

-----j r 1- ) */£+!•

(198)

 

 

 

 

 

Формулу (198) удобно представить в

компактной

форме:

 

 

d

( дТ \

mi—1 yi—i + M tyt +

mi+ 1yi+1,

(199)

 

 

dt

ду.7 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где приведенные к соответствующим шарнирам массы опреде­ ляются формулами

 

 

 

Pi

 

 

3

 

Mi =

mi

h>i

+ ffli+1

Ci+l

Pi+1

 

fi

 

 

 

 

 

 

 

9 + 1

 

mi-1 =

rrii

lih

Pi

 

 

|

(200)

/2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Wi+1 =

ffli+l I Si+lCi+1

Pj+i

 

 

 

z2

 

)

 

 

 

 

 

h+i

 

 

Рассмотрим потенциальную энергию системы. Из расчетной схемы видно, что угловые деформации пружин определяются разностью углов поворотов каждых двух соседних секций си­ стемы.

136


П р и п р и н я т ы х о б о з н а ч е н и я х п о т е н ц и а л ь н а я э н е р г и я

Я =

 

Уз У\

 

 

У\ -г/о у

 

,

Сгз (

 

Уз

Уз

У 2

У 1

\

 

 

 

 

12

 

 

 

<,

)

+

2

('

h

 

~

 

)

 

 

 

 

 

1

С34

/

J/4 -- Уз

 

Уз Уз

\

+ . .

 

 

 

 

 

 

 

 

'

2

V

 

к

 

 

 

^3

 

)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СЬ\ t-f-1 f г/£+1 — y i

Vi -- У с - Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'

 

2

 

\

k + i

 

 

 

 

к

J '

 

 

 

 

ГЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

выкладки,

 

производную

д П

за-

Упуская промежуточные

 

----

пишем в общем виде:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dyi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д П

=

 

2уг—2 +

C l \ t j i — \

С [ У г \ -

c i + i y

i + i

+ C i+ 2 y i +

2 ,

(201)

 

 

dyi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Ci-2, ci-1; Ci\

ci+1; Ci+2 — приведенные жесткости.

 

 

 

Приведенную жесткость в общем виде можно определить из

рассмотрения

выражений,

записанных

в табличной

форме на

стр.

139 для пяти первых координат системы:

 

 

 

 

 

Ci-

2 =

S—1; £

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h -

J i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C i - l

 

Li — 1 ; £

 

L i — 1; i

^ ^£■, £-j- 1

I

 

^ : £4-1 \ .

 

 

 

 

 

 

 

 

k - i k

 

'

 

 

 

 

 

h h J ’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c t =

ct—1; t

,

l£; £+1

,

zt£; £+1

,

c,-.

 

 

 

Cf+I; £+2

 

(202)

0i

; £-{-I

 

[

 

 

 

 

f,

 

+

'

kk+i

 

/2

 

 

/1£+ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k

+ 1

 

 

 

 

Ci+l =

/ c£; £+1 |

 

: £+1

, ci+l; £+2

 

 

c £ + i: £+ 2

 

 

 

 

 

 

 

'

kk+i

 

'

l2

 

 

 

^£+l^£+2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

li-1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cl+2

c£+l; £+2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где t = 0, 1,2,

3,

..., n-r 1.

 

 

 

силы.

 

Расчетная схема

изо­

Рассмотрим

неконсервативные

 

бражена на рис. 57, где показана одна

(например, первая) сек­

ция машины. Положим, что секция имеет несколько осей.

Реак­

ции

на

них

обозначим

Rij,

где

индекс

 

i

соответствует

номеру

координаты, j — номер

расчетной

оси секции. Аналогичным об­

разом место установки оси на секции

зададим

размером

Ьц.

Если для краткости записей ввести коэффициенты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь ц

- Pi;>

 

 

 

 

 

 

 

(203)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р,-/ =

VЧ'

 

 

 

 

 

 

 

 

137