Файл: Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования центросоюза российской федерации российский университет кооперации.doc
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. совершенствование финансово-кредитной политики обеспечения программ содействия самозанятости безработных в сфере малого предпринимательства;
4. стимулирование самозанятости безработных граждан путем снижения и дифференциации налоговых выплат в фонды социальной защиты работодателями, организующими собственное дело в сфере малого предпринимательства;
5. содействие в реализации международных проектов по развитию малого бизнеса.
Как показывает практика работы служб занятости, на рынке труда оказываются люди с высшим образованием, оставшиеся без работы в силу объективных причин (банкротство предприятия, спад производства и т. д.), и лица с низкой конкурентоспособностью. Такой состав граждан ставит перед службой занятости проблемы их переквалификации. В связи с этим важнейшей задачей является создание соответствующих условий обучения незанятого населения предпринимательской деятельности. Система обучения незанятого населения должна ориентироваться на местный рынок, на решение региональных проблем, на широкие слои незанятого населения. Необходимо учитывать его интересы, способности, стремление трудиться в сферах малого и среднего бизнеса, самозанятости. Нужно исходить из потребностей регионов и актуальных направлений развития предпринимательства.
Политика в области подготовки населения к предпринимательской деятельности предусматривает удовлетворение потребностей граждан в приобретении ими необходимых для организации такой деятельности экономических, правовых и других знаний, содействие полной продуктивной и свободно избираемой занятости, повышение их трудовой мобильности и уровня социальной защищенности.
Технология организации обучения предпринимательству предусматривает осуществление следующих мероприятий:
1. создание условий и возможностей для широкого привлечения незанятого населения к обучению основам малого бизнеса, самозанятости, повышению профессионализма и компетенции граждан в этой области;
2. создание эффективного нормативно-правового и организационно-финансового механизма поддержки самозанятости населения во взаимодействии с заинтересованными государственными и негосударственными структурами;
3. разработка нормативно-правовой базы, научно-методического и информационного обеспечения системы обучения малому предпринимательству;
4. создание консультативных центров для оказания услуг населению в профессиональной ориентации на самозанятость и малое предпринимательство;
5. применение эффективных педагогических технологий, методик для профессионального обучения будущих предпринимателей;
6. подготовка и переподготовка преподавательских кадров обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности;
7. формирование кадровой, учебно-методической и информационной базы;
8. развитие эффективного сотрудничества между центрами занятости и центрами подготовки предпринимателей и менеджеров.
Практическая работа по организации обучения безработных предпринимательской деятельности обеспечивается на местах на основе тесного взаимодействия и партнерства региональных органов занятости населения, управления образованием, работодателей и заинтересованных предпринимательских структур.
Первостепенное значение приобретает формирование рынка профессий и специальностей, учебных услуг в области малого бизнеса и самозанятости, разработка соответствующих профессионально-квалификационных требований.
Обучение незанятого населения предпринимательской деятельности осуществляется исходя из конкретных задач развития предпринимательства в регионах, создания на этой основе новых рабочих мест. Обучение лиц из числа зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу и прошедших профессиональный отбор проводится в установленном порядке за счет средств Государственного бюджета. Обучение не нашедших работу других категорий граждан, к которым относятся работники реорганизуемых, ликвидируемых предприятий, демобилизованные военнослужащие, выпускники профессиональных учебных заведений, может осуществляться за счет средств предприятий, организаций, учреждений, собственных средств граждан, различных фондов поддержки предпринимательства. Направлению на обучение предшествует профессиональное консультирование. Проводится диагностика и отбор граждан с последующим оказанием им помощи в выборе направлений деятельности в сфере малого предпринимательства, разработке бизнес-планов. Стажировка в предпринимательских структурах является одним из важных элементов в системе обучения.
Анализ работы региональных служб занятости показывает, что многие из них придают большое значение подготовке предпринимателей из числа безработных. Так, во Владимирской, Архангельской, Омской, Пермской, Орловской областях, республиках Марий Эл, Дагестан, Кабардино-Балкария, Хакасия в этих целях ежегодно направляются на обучение от 25 % до 45 % безработных граждан. Всего по РФ ежегодно обучается предпринимательству около 35 тыс. безработных.
Закончившие обучение востребованы коммерческими структурами, трудятся в области предпринимательства. Это снижает напряженность на территориальных рынках труда в условиях дефицита рабочих мест.
Закончившие обучение занимаются следующими видами деятельности: услуги по ремонту бытовой техники, пошив и ремонт одежды, патронаж над детьми, инвалидами и престарелыми гражданами, пассажирские и грузовые перевозки.
В ряде регионов РФ накоплен положительный опыт в области подготовки предпринимателей малого бизнеса из числа безработных. В Пермской, Самарской, Ульяновской, Нижегородской областях реализована программа формирования межрегиональной комплексной системы обучения безработных предпринимательской деятельности. Разработаны учебно-консультационные программы по направлениям развития малого бизнеса с учетом этнотерриториальных особенностей регионов, внедрена система информационного, методического и маркетингового взаимодействия центров консультационно-технологической поддержки и структур малого бизнеса.
Так, в Самарской области проводится работа по подготовке безработных граждан к предпринимательской деятельности. Администрацией области утверждена Программа государственной поддержки и развития малого бизнеса. Предусматривается создание условий для развития самозанятости, индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности.
Основное внимание уделяется организации обучения безработных граждан коммерческим профессиям и основам предпринимательства.
Успех развития самозанятости зависит от уровня развития частного сектора экономики, поскольку она сама является его составным элементом. Развитие самозанятости в настоящее время, безусловно, — положительное явление.
Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. Среди людей, занимающихся этим видом деятельности, можно встретить вчерашних научных работников, инженеров, служащих, школьников, пенсионеров, т. е. представителей практически всех социально-демографических групп населения. Необходимо подчеркнуть, что часть тех, кто сегодня занимается торговлей, нашли свое место в системе рыночных отношений. Наряду с торговлей, большое число людей занято оказанием транспортных услуг, широко распространены ремонтные работы: квартир, автомашин, бытовой техники и т. д. В сельской местности также успешно развивается самозанятость (личные подсобные хозяйства).
Оценивая ситуацию в целом, необходимо отметить, что рост занятости в России происходит за счет предпринимателей и лиц наемного труда. В меньшей мере проявляется инициатива по созданию малых предприятий, что лишний раз свидетельствует о еще недостаточной экономической активности граждан. Возможность создания малого предприятия открывает большие перспективы для специалистов, позволяет им реализовывать свои идеи.
При этом создаются новые рабочие места, которые снимут остроту безработицы, и уменьшат нагрузку социальных расходов на бюджет страны и увеличат налогооблагаемую базу. И самое главное, малое предпринимательство работает на развитие внутреннего рынка продукции и услуг.
Малый бизнес призван содействовать решению проблем трудоустройства демобилизованных военнослужащих, инвалидов, выпускников образовательных учреждений, женщин, безработных и других категорий населения.
В ближайшие годы поддержка малого предпринимательства определена как важнейшее условие проведения активной политики на рынке труда. В этих целях предусмотрено: • ежегодно оказывать поддержку примерно 200 тыс. чел., изъявившим желание организовать свое дело; • совершенствование работы по подготовке безработных граждан к предпринимательской деятельности; • сотрудничество с организациями, содействующими поддержке предпринимательства, для обучения безработных граждан организации собственного дела; • повышение координирующей роли органов службы занятости для реализации региональных программ занятости, деятельности социально-деловых центров, бизнес-инкубаторов, других структур по вопросам содействия безработным гражданам в организации собственного дела; • совершенствование проводимой работы по профессиональной диагностике и консультированию безработных граждан с целью определения возможности их деятельности в качестве предпринимателей, а также обучение основам предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, необходимо отметить, что система малого бизнеса требует совершенствования. Развитие малого предпринимательства встречает определенные трудности: неумение граждан России организовать предпринимательскую структуру, а также сложность процедуры оформления необходимой документации. Оценивая уровень развития малого бизнеса в стране, нельзя не отметить, что ему в значительной мере препятствует и недостаток денежных средств, т. к. банковский кредит для него практически недоступен.
Малые предприятия, как показывает опыт зарубежных стран, эффективно развиваются не вместо, а в дополнение к крупным и средним предприятиям, получая от них научно-технические разработки, передовые технологии, выполняя их заказы, предоставляя им разнообразные товары и услуги.
По нашему мнению, для развития малого предпринимательства необходима помощь государства. Возможно использование опыта стран Восточной Европы, где при службах занятости учреждены коммерческие центры по поддержке инициативных форм предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Эти центры осуществляют посреднические функции между гражданами, решившими начать собственное дело, и местной исполнительной властью в сферах: • аренда нежилых помещений, транспорта, средств связи; • консультации по вопросам образования малых предприятий, их лицензирования и регистрации, а также маркетингу, бухгалтерскому учету, менеджменту, юридическим и кадровым вопросам; • льготное кредитование начинающих предпринимателей под составленные бизнес-планы, прошедшие банковскую экспертизу. Формы льготного кредитования включают возвратные ссуды на погашение процентов по предоставленным ранее кредитам, гарантии под взятые кредиты, субсидии на уплату процентов по кредитам.
Таким образом, самозанятость представляет собой перспективное направление решения проблем занятости населения России. Кризисное состояние российского общества способствуют ее развитию. Кроме того, она является одной из важнейших форм реинтеграции незанятых людей в социум.
Проблеме развития самостоятельной занятости необходимо придать статус общественной как на государственном, так и на региональном уровнях. Необходимо разрабатывать специальные программы содействия самостоятельной занятости, осуществление адресной помощи и поддержки лиц, решивших открыть свое дело.
На региональном уровне происходит внедрение различных мер: от организации общественных работ до транспортного и производственного строительства. На местном уровне ведется вся практическая работа от обучения до выплаты пособий по безработице.