Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
При внутригородских расчетах счета на суммы до 10 руб. оплачиваются наличными деньгами, а от 10 до 50 руб. — как наличными деньгами, так и в порядке безналичных расчетов. Сче та свыше 50 руб. оплачиваются только по безналичным расчетам. Безналичные расчеты, помимо выставления счетов на инкассо, можно оформлять путем платежных поручений, расчетных чеков из лимитированных и нелимитированных чековых книжек, плано вых платежей.
Платежное требование представляет собой расчетный доку мент, при помощи которого заказчик дает поручение банку спи сать с его расчетного счета указанную в документе сумму и пере числить поставщику. Платежное поручение применяется также при перечислении денежных средств вышестоящей организации или в бюджет.
Расчетный чек используется, как правило, для расчетов с транспортными организациями за перевозки грузов. Расчетный чек действителен в течение 10 дней после его выписки. При рас четах чеками из лимитированных книжек чеки выписываются в пределах установленного банком лимита с полной гарантией их немедленной оплаты. При установлении лимита Госбанк списыва ет с расчетного счета заказчика лимитируемую сумму и зачисля ет ее на отдельный счет, с которого производит оплату чеков. При расчетах чеками из нелимитированных книжек в случае отсутст вия денежных средств на расчетном счете заказчика Госбанк вы дает расчетный кредит.
Сущность расчетов плановыми платежами заключается в том, что предприятие-заказчик периодически и в заранее установлен ные сроки перечисляет обусловленные суммы поставщику. В соот ветствии с планом поставок суммы перечисляются равными доля ми. В конце месяца делается перерасчет исходя из фактических поступлений продукции или выполненных услуг. Система расчета плановыми платежами ускоряет оборот денежных средств.
Наиболее прогрессивной формой расчетов являются зачеты взаимных требований предприятий и организаций. В основе ука занных расчетов лежит взаимное погашение совпадающих во вре мени денежных обязательств предприятий и оплата лишь части разницы, остающейся после зачета. Такая форма расчета способ ствует уменьшению денежных средств в расчетах и сокращению различного рода неплатежей. Особенно она эффективна при высо ком коэффициенте зачета, т. е. отношении зачтенной суммы к об щей сумме денежного оборота. Зачеты взаимных требовании бы вают разовые, постоянно действующие, внутриотраслевые и меж отраслевые. Одной из форм зачетов взаимных требований является система децентрализованных зачетов по месту нахожде ния расчетных счетов предприятий. Для этих целей в Госбанке
-открывается так называемый децентрализованный счет и состав ляется расчетная ведомость на каждый квартал с подразделением по месяцам. В расчетной ведомости указываются платежи и по ступления, определяется сальдо платежей пароходству или по
190
ступления от пароходства. Госбанкпроизводит расчеты равными частями по пятидневкам исходя из сальдо, указанного в ведомо сти. По истечении месяца расчеты уточняются на основе отчетных данных.
На речном транспорте существует множество различных рас четов, отражающих многогранную деятельность пароходств.
Так, между пароходствами Центрального и Северо-Западного бассейнов производятся расчеты по распределению провозных плат по грузовым перевозкам. Например, перевозка грузов в теп лоходе осуществляется из Ленинграда в Ростов-на-Дону. Маршрут теплохода проходит в пределах трех пароходств: Северо-Западно го, Волжского объединенного и Волго-Донского. Поскольку пла нирование и учет перевозок, а также и финансовых показателей, выполняются только в пределах одного пароходства, а провозная плата за перевозку взимается в порту отправления за весь путь' следования, то она распределяется между всеми пароходствами, в пределах которых следует теплоход. Провозная плата распреде ляется исходя из тонно-километров, выполненных в каждом паро ходстве, и установленных коэффициентов, учитывающих путевые условия плавания. Все расчеты ведет вычислительный центр ВОРПа. В этом случае, если перевозка осуществляется в грузовом теплоходе, приписанном к Северо-Западному речному пароходству, то Волжское объединенное и Волго-Донское пароходства платят арендную плату Северо-Западному пароходству за время нахож дения теплохода в их границах. Такая система расчетов стимули рует экономичное использование флота, его быструю обратную загрузку и возврат.
Пароходствами осуществляются расчеты за отправленные гру зы. Выручка, поступающая в определенные кассы портов, приста ней, агентств, эксплуатационных участков за перевозки транзит ных грузов, багажа, грузобагажа, ежедневно вносится портами, пристанями, участками на расчетные субсчета пароходства (в со став которого они входят), откуда денежные средства поступают на расчетный счет последнего.
Порты (пристани) получают доходы от погрузки и выгрузки грузов, причем расчеты ведутся с грузоотправителями и грузопо лучателями. За перевалку грузов, перевозимых в прямом смешан ном железнодорожно-водном сообщении, оплату портам производят управления пароходств. Услуги портов (пристаней) по обслужи ванию транзитного пассажиро(грузо)-оборота оплачиваются уп равлением пароходства исходя из плановой расчетной ставки за условную тонну и фактического пассажиро (грузо) -оборота или в определенном проценте от транзитной выручки.
Пароходства ведут расчеты и с ремонтно-эксплуатационными базами и заводами за техническое и хозяйственное обслуживание флота. Расчеты производятся в соответствии с установленной пла новой ставкой за сила-тоннаже-сутки в эксплуатации или на вре менном отстое и фактический выпуск флота в эксплуатацию, а также постановку на временный отстой (в сила-тоннаже-сутках).
19Í
Расчеты с заводами и РЭБами за выполненный аварийный ре монт флота осуществляются исходя из фактической стоимости ремонта.
Предприятия, на балансе которых находятся выплатные пунк ты, выполняют расчеты по выплате заработной платы плавсоставу и отчислениям на социальное страхование. По заявкам выплатных пунктов предприятия перечисляют необходимые суммы денежных средств на их текущие счета. После выплаты заработной платы выплатные пункты в трехдневный срок высылают предприятиям приписки судов и своему предприятияю перечни документов на выплаченные суммы. Выплатные пункты от имени своего пред приятия раз в декаду представляют счета-платежные требования предприятиям приписки флота (с приложением перечней и копий платежных ведомостей).
Управления пароходств производят расчеты с бассейновыми узлами связи и радионавигации за оказанные им и подведомст венным предприятиям услуги в порядке перечисления плановых платежей не реже двух раз в месяц.
Расчеты с предприятиями приписки флота за топливо, матери алы, малоценный инвентарь и другие предметы материально-тех нического снабжения, отпущенные судам со складов портов, при станей, отделов снабжений, осуществляются через Госбанк путем предъявления счетов-платежных требований.
На речном транспорте существуют расчеты по внешнеторговым сделкам.
При расчетах с социалистическими странами применяется кли ринговый порядок расчетов, основанный на равенстве товарных поставок между странами и их ежегодном балансировании. За долженность на начало следующего года должна быть, как пра вило, погашена товарными поставками, а в некоторых случаях — свободно конвертируемой валютой. Свободно конвертируемой ва лютой называется валюта, которую без ограничения можно обме нять на другую валюту и в любое время перевести в другую страну.
При клиринговой системе каждая страна назначает уполномо ченный банк. Таким банком в СССР является Внешнеторговый государственный банк (Внешторгбанк). Уполномоченные банки открывают друг другу специальные клиринговые счета. Расчеты между внешнеторговыми организациями социалистических стран выполняются через систему инкассовых расчетов: экспортер пере дает документы о выполнении разовой сделки своему уполномочен ному банку и получает деньги немедленно в национальной валюте,
абанк страны-импортера передает документы покупателю товара
ивзыскивает с него соответствующую сумму в своей националь ной валюте.
Для. расчетов между социалистическими странами в 1964 г. в Москве был создан Международный банк экономического сотруд ничества (МВЭС). МВЭС открывает на имя уполномоченного банка текущие счета, на которые поступают или с которых списы
192
ваются деньги в переводных рублях. Переводной рубль — особая валюта — служит средством межгосударственных расчетов и обес печивает контроль за выполнением платежных обязательств чле нов МВЭС. Золотое содержание переводного рубля составляет 0,987412 г чистого золота. Это содержание установлено участника ми Международного соглашения от 22 октября 1963 г. и может быть изменено только путем взаимного их соглашения. Перевод ной рубль не является национальной валютой, его источник — экспорт товаров и услуг.
Расчеты между экспортерами и импортерами социалистических стран производятся через свои национальные банки. Уполномочен ный банк страны-экспортера направляет товарораспределительные и платежные документы уполномоченному банку страны-импорте ра. Национальные банки ежедневно сообщают МВЭС румму тре бований или платежей в пользу страны-экспортера, и междуна родный банк ведет учет взаимных требований. МВЭС выполняет также операции в любой иностранной валюте и может произво дить оплату сделок золотом.
Расчеты между странами СЭВ ведутся через инкассо с немед ленной оплатой. Инкассовая операция — это сделка, по которой банк принимает на себя обязательства предъявлять импортеру то варные документы и выдавать их при условии одновременной уп латы стоимости товара, а выручку перечислять экспортеру. В этом случае экспортер отгружает товар, оформляет товарные докумен ты и сдает их банку своей страны с поручением инкассировать (взыскать) причитающуюся сумму за товар. После этого банк пе ресылает документы банку-корреспонденту страны-импортера с соответствующим поручением о взыскании стоимости товара при выдаче документов импортеру. Если импортер после проверки то варных документов обнаружит нарушение договорных обяза тельств со стороны экспортера, он имеет право в течение 10-днев ного срока отказаться от подтверждения оплаченного банком сче та-фактуры и потребовать возврата денег.
Расчеты с несоциалистическими странами осуществляются на основании торговых и платежных соглашений самых разнообраз ных форм. Наряду с клиринговой системой расчета существуют платежи в свободно конвертируемой валюте через инкассо, по средством аккредитивов и других операций.
Советские экспортеры при товарных сделках вносят пункты об установлении цены товара в твердой валюте (для того чтобы исключить убытки из-за падения цены валюты вследствие эконо мического кризиса и связанной с этим девальвации) . Поэтому при обеспечении платежа валютой соответственно изменяется и сумма платежа (валютная оговорка). Иногда в контракт включают ус ловие, согласно которому цена и стоимость товара устанавливают ся в золотом исчислении (золотая оговорка). Золотая оговорка применяется к валюте, имеющей золотое содержание.
Передача товарных и транспортных документов для оплаты в порядке инкассо во взаимоотношениях с капиталистическими
13 Экономика речного транспорта |
193 |