Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При внутригородских расчетах счета на суммы до 10 руб. оплачиваются наличными деньгами, а от 10 до 50 руб. — как наличными деньгами, так и в порядке безналичных расчетов. Сче­ та свыше 50 руб. оплачиваются только по безналичным расчетам. Безналичные расчеты, помимо выставления счетов на инкассо, можно оформлять путем платежных поручений, расчетных чеков из лимитированных и нелимитированных чековых книжек, плано­ вых платежей.

Платежное требование представляет собой расчетный доку­ мент, при помощи которого заказчик дает поручение банку спи­ сать с его расчетного счета указанную в документе сумму и пере­ числить поставщику. Платежное поручение применяется также при перечислении денежных средств вышестоящей организации или в бюджет.

Расчетный чек используется, как правило, для расчетов с транспортными организациями за перевозки грузов. Расчетный чек действителен в течение 10 дней после его выписки. При рас­ четах чеками из лимитированных книжек чеки выписываются в пределах установленного банком лимита с полной гарантией их немедленной оплаты. При установлении лимита Госбанк списыва­ ет с расчетного счета заказчика лимитируемую сумму и зачисля­ ет ее на отдельный счет, с которого производит оплату чеков. При расчетах чеками из нелимитированных книжек в случае отсутст­ вия денежных средств на расчетном счете заказчика Госбанк вы­ дает расчетный кредит.

Сущность расчетов плановыми платежами заключается в том, что предприятие-заказчик периодически и в заранее установлен­ ные сроки перечисляет обусловленные суммы поставщику. В соот­ ветствии с планом поставок суммы перечисляются равными доля­ ми. В конце месяца делается перерасчет исходя из фактических поступлений продукции или выполненных услуг. Система расчета плановыми платежами ускоряет оборот денежных средств.

Наиболее прогрессивной формой расчетов являются зачеты взаимных требований предприятий и организаций. В основе ука­ занных расчетов лежит взаимное погашение совпадающих во вре­ мени денежных обязательств предприятий и оплата лишь части разницы, остающейся после зачета. Такая форма расчета способ­ ствует уменьшению денежных средств в расчетах и сокращению различного рода неплатежей. Особенно она эффективна при высо­ ком коэффициенте зачета, т. е. отношении зачтенной суммы к об­ щей сумме денежного оборота. Зачеты взаимных требовании бы­ вают разовые, постоянно действующие, внутриотраслевые и меж­ отраслевые. Одной из форм зачетов взаимных требований является система децентрализованных зачетов по месту нахожде­ ния расчетных счетов предприятий. Для этих целей в Госбанке

-открывается так называемый децентрализованный счет и состав­ ляется расчетная ведомость на каждый квартал с подразделением по месяцам. В расчетной ведомости указываются платежи и по­ ступления, определяется сальдо платежей пароходству или по­

190


ступления от пароходства. Госбанкпроизводит расчеты равными частями по пятидневкам исходя из сальдо, указанного в ведомо­ сти. По истечении месяца расчеты уточняются на основе отчетных данных.

На речном транспорте существует множество различных рас­ четов, отражающих многогранную деятельность пароходств.

Так, между пароходствами Центрального и Северо-Западного бассейнов производятся расчеты по распределению провозных плат по грузовым перевозкам. Например, перевозка грузов в теп­ лоходе осуществляется из Ленинграда в Ростов-на-Дону. Маршрут теплохода проходит в пределах трех пароходств: Северо-Западно­ го, Волжского объединенного и Волго-Донского. Поскольку пла­ нирование и учет перевозок, а также и финансовых показателей, выполняются только в пределах одного пароходства, а провозная плата за перевозку взимается в порту отправления за весь путь' следования, то она распределяется между всеми пароходствами, в пределах которых следует теплоход. Провозная плата распреде­ ляется исходя из тонно-километров, выполненных в каждом паро­ ходстве, и установленных коэффициентов, учитывающих путевые условия плавания. Все расчеты ведет вычислительный центр ВОРПа. В этом случае, если перевозка осуществляется в грузовом теплоходе, приписанном к Северо-Западному речному пароходству, то Волжское объединенное и Волго-Донское пароходства платят арендную плату Северо-Западному пароходству за время нахож­ дения теплохода в их границах. Такая система расчетов стимули­ рует экономичное использование флота, его быструю обратную загрузку и возврат.

Пароходствами осуществляются расчеты за отправленные гру­ зы. Выручка, поступающая в определенные кассы портов, приста­ ней, агентств, эксплуатационных участков за перевозки транзит­ ных грузов, багажа, грузобагажа, ежедневно вносится портами, пристанями, участками на расчетные субсчета пароходства (в со­ став которого они входят), откуда денежные средства поступают на расчетный счет последнего.

Порты (пристани) получают доходы от погрузки и выгрузки грузов, причем расчеты ведутся с грузоотправителями и грузопо­ лучателями. За перевалку грузов, перевозимых в прямом смешан­ ном железнодорожно-водном сообщении, оплату портам производят управления пароходств. Услуги портов (пристаней) по обслужи­ ванию транзитного пассажиро(грузо)-оборота оплачиваются уп­ равлением пароходства исходя из плановой расчетной ставки за условную тонну и фактического пассажиро (грузо) -оборота или в определенном проценте от транзитной выручки.

Пароходства ведут расчеты и с ремонтно-эксплуатационными базами и заводами за техническое и хозяйственное обслуживание флота. Расчеты производятся в соответствии с установленной пла­ новой ставкой за сила-тоннаже-сутки в эксплуатации или на вре­ менном отстое и фактический выпуск флота в эксплуатацию, а также постановку на временный отстой (в сила-тоннаже-сутках).

19Í


Расчеты с заводами и РЭБами за выполненный аварийный ре­ монт флота осуществляются исходя из фактической стоимости ремонта.

Предприятия, на балансе которых находятся выплатные пунк­ ты, выполняют расчеты по выплате заработной платы плавсоставу и отчислениям на социальное страхование. По заявкам выплатных пунктов предприятия перечисляют необходимые суммы денежных средств на их текущие счета. После выплаты заработной платы выплатные пункты в трехдневный срок высылают предприятиям приписки судов и своему предприятияю перечни документов на выплаченные суммы. Выплатные пункты от имени своего пред­ приятия раз в декаду представляют счета-платежные требования предприятиям приписки флота (с приложением перечней и копий платежных ведомостей).

Управления пароходств производят расчеты с бассейновыми узлами связи и радионавигации за оказанные им и подведомст­ венным предприятиям услуги в порядке перечисления плановых платежей не реже двух раз в месяц.

Расчеты с предприятиями приписки флота за топливо, матери­ алы, малоценный инвентарь и другие предметы материально-тех­ нического снабжения, отпущенные судам со складов портов, при­ станей, отделов снабжений, осуществляются через Госбанк путем предъявления счетов-платежных требований.

На речном транспорте существуют расчеты по внешнеторговым сделкам.

При расчетах с социалистическими странами применяется кли­ ринговый порядок расчетов, основанный на равенстве товарных поставок между странами и их ежегодном балансировании. За­ долженность на начало следующего года должна быть, как пра­ вило, погашена товарными поставками, а в некоторых случаях — свободно конвертируемой валютой. Свободно конвертируемой ва­ лютой называется валюта, которую без ограничения можно обме­ нять на другую валюту и в любое время перевести в другую страну.

При клиринговой системе каждая страна назначает уполномо­ ченный банк. Таким банком в СССР является Внешнеторговый государственный банк (Внешторгбанк). Уполномоченные банки открывают друг другу специальные клиринговые счета. Расчеты между внешнеторговыми организациями социалистических стран выполняются через систему инкассовых расчетов: экспортер пере­ дает документы о выполнении разовой сделки своему уполномочен­ ному банку и получает деньги немедленно в национальной валюте,

абанк страны-импортера передает документы покупателю товара

ивзыскивает с него соответствующую сумму в своей националь­ ной валюте.

Для. расчетов между социалистическими странами в 1964 г. в Москве был создан Международный банк экономического сотруд­ ничества (МВЭС). МВЭС открывает на имя уполномоченного банка текущие счета, на которые поступают или с которых списы­

192


ваются деньги в переводных рублях. Переводной рубль — особая валюта — служит средством межгосударственных расчетов и обес­ печивает контроль за выполнением платежных обязательств чле­ нов МВЭС. Золотое содержание переводного рубля составляет 0,987412 г чистого золота. Это содержание установлено участника­ ми Международного соглашения от 22 октября 1963 г. и может быть изменено только путем взаимного их соглашения. Перевод­ ной рубль не является национальной валютой, его источник — экспорт товаров и услуг.

Расчеты между экспортерами и импортерами социалистических стран производятся через свои национальные банки. Уполномочен­ ный банк страны-экспортера направляет товарораспределительные и платежные документы уполномоченному банку страны-импорте­ ра. Национальные банки ежедневно сообщают МВЭС румму тре­ бований или платежей в пользу страны-экспортера, и междуна­ родный банк ведет учет взаимных требований. МВЭС выполняет также операции в любой иностранной валюте и может произво­ дить оплату сделок золотом.

Расчеты между странами СЭВ ведутся через инкассо с немед­ ленной оплатой. Инкассовая операция — это сделка, по которой банк принимает на себя обязательства предъявлять импортеру то­ варные документы и выдавать их при условии одновременной уп­ латы стоимости товара, а выручку перечислять экспортеру. В этом случае экспортер отгружает товар, оформляет товарные докумен­ ты и сдает их банку своей страны с поручением инкассировать (взыскать) причитающуюся сумму за товар. После этого банк пе­ ресылает документы банку-корреспонденту страны-импортера с соответствующим поручением о взыскании стоимости товара при выдаче документов импортеру. Если импортер после проверки то­ варных документов обнаружит нарушение договорных обяза­ тельств со стороны экспортера, он имеет право в течение 10-днев­ ного срока отказаться от подтверждения оплаченного банком сче­ та-фактуры и потребовать возврата денег.

Расчеты с несоциалистическими странами осуществляются на основании торговых и платежных соглашений самых разнообраз­ ных форм. Наряду с клиринговой системой расчета существуют платежи в свободно конвертируемой валюте через инкассо, по­ средством аккредитивов и других операций.

Советские экспортеры при товарных сделках вносят пункты об установлении цены товара в твердой валюте (для того чтобы исключить убытки из-за падения цены валюты вследствие эконо­ мического кризиса и связанной с этим девальвации) . Поэтому при обеспечении платежа валютой соответственно изменяется и сумма платежа (валютная оговорка). Иногда в контракт включают ус­ ловие, согласно которому цена и стоимость товара устанавливают­ ся в золотом исчислении (золотая оговорка). Золотая оговорка применяется к валюте, имеющей золотое содержание.

Передача товарных и транспортных документов для оплаты в порядке инкассо во взаимоотношениях с капиталистическими

13 Экономика речного транспорта

193