Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р азд ел первы й

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Г л а в а I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

§ 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

В. И. Ленин, создатель первого в мировой истории со­ циалистического государства, обосновал необходимость планирования народного хозяйства в обществе, где по­ литическая власть и средства производства принадлежат народу. «...Только то строительство может заслужить название социалистического,— писал он,— которое будет производиться по крупному общему плану, стремясь рав­ номерно использовать экономические и хозяйственные ценности»1.

Такое планирование народного хозяйства возможно только при наличии объективных условий для планомер­ ной организации народного хозяйства — общественной собственности на средства производства и политической власти народа. С победой социалистической революции и возникновением общественной собственности на сред­ ства производства создаются политические и экономи­ ческие предпосылки планирования.

«Пролетариат берет общественную власть и обраща­ ет силой этой власти ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества. Этим он освобождает средства произ­ водства от всего того, что до сих пор было им свойствен­ но в качестве капитала, и дает полную свободу развитию

1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 37, с. 21—22.

9


их общественной природы. Отныне становится возмож­ ным общественное производство по заранее обдуманно­ му плану» *.

На базе этих экономических условий возникают но­ вые, свойственные социалистическому способу произ­ водства, объективные экономические законы. Как из­ вестно, каждому способу произвЬдства, уровню развития производительных сил соответствуют определенные про­ изводственные отношения. Характер производственных отношений определяется отношением людей к средствам производства. Капитализму свойственны производствен­ ные отношения, основанные на частной собственности на средства производства. При социализме собствен­ ность на средства производства становится обществен­ ной, и производственные отношения тем самым приво­ дятся в соответствие с общественным характером про­ изводства, а это разрушает основы стихийного экономи­ ческого регулирования производства. Создаются возмож­ ности для его планомерной организации и развития.

Социалистическое общество в силу господства обще­ ственной собственности на средства производства не­ посредственно охватывает хозяйственным управлением и планированием все народное хозяйство как единое це­ лое. Управление социалистическим производством в мас­ штабе всего народного хозяйства является согласован; ным, планомерным, научно обоснованным, позволяющим наиболее эффективно использовать в процессе производ­ ства его материально-вещественные элементы — машины, сырье, топливо, энергию и рабочую силу.

В этих целях социалистическое общество познает и сознательно использует действие экономических законов социализма. Планирование как важнейший рычаг уп­ равления народным хозяйством представляет собой ве­ дущую форму практического использования объективно действующих экономических законов. И прежде всего оно опирается на основной экономический закон со­ циализма, согласно которому развитие всего производ­ ства подчинено задаче наиболее полного удовлетворения потребностей народа. Вместе с тем в этой сфере хозяй­ ственной деятельности непосредственно проявляют себя закон планомерного, пропорционального развития народ-1

1 Э н г е л ь с Ф. Анти-Дюринг. М., Госполитиздат, 1952, с. 269.

10

ного хозяйства, закон стоимости и другие экономические законы социализма.

Сущность планирования состоит в сознательном при­ менении системы экономических законов социализма в процессе государственного руководства и управления развитием народного хозяйства.

Планирование народного хозяйства — это многослож­ ный процесс, охватывающий не только экономические, но и социальные стороны жизни общества. «Наша эко­ номика,— говорится в Директивах XXIV съезда КПСС,— развивается по единому плану, что обеспечивает высо­ кие темпы ее роста, пропорциональность и эффектив­ ность развития ее отраслей, неуклонное повышение жиз­ ненного уровня трудящихся, всестороннее развитие со­ циалистической культуры» *.

Планирование — это центральное звено, сердцевина руководства народным хозяйством в условиях социализ­ ма. Оно лежит в основе решений партии и социалисти­ ческого государства по управлению народным хозяй­ ством.

Процесс планирования состоит в выработке, обосно­ вании и обеспечении выполнения намечаемых производ­ ственных, экономических и социальных показателей, а также в организации проверки их выполнения.

Народнохозяйственное планирование находит свое выражение в разрабатываемых годовых (текущих) и перспективных планах развития социалистической эконо­ мики. Народнохозяйственные планы представляют собой задания государства предприятиям, хозяйственным орга­ низациям по материальному производству, услугам и культурному строительству на плановый период. Они от­ ражают планомерно организуемый процесс расширенно­ го социалистического воспроизводства общественного продукта, и прежде всего объемы, темпы и пропорции материального производства с учетом всего многообра­ зия реальных условий экономического развития страны.

Основной экономический закон социализма в народ­ нохозяйственных планах проявляется через план повы­ шения уровня благосостояния населения, что обеспечи­ вается всеми разделами народнохозяйственного плана, и прежде всего разделами, определяющими развитие

' Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1973, с. 299.

11


научно-технического прогресса, производственную и строительную программы. Таким образом, основной эко­ номический закон социализма определяет главную цель народнохозяйственного плана.

Закон планомерно-пропорционального развития на­ родного хозяйства обеспечивает при правильном его при­ менении сбалансированность и согласованность разделов плана, определяет возможность планирования темпов и пропорций развития всей экономики и культуры страны.

В. И. Ленин, оценивая первый народнохозяйственный план экономического развития молодой Советской Рос­ сии, подчеркивал, что «все планы отдельных отраслей производства должны быть строго координированы, свя­ заны и вместе составлять тот единый хозяйственный план, в котором мы так нуждаемся».

В социалистическом обществе пропорциональность в планировании устанавливается и поддерживается пла­ номерно, путем использования действия закона плано­ мерного, пропорционального развития. Этот закон обус­ ловливает конкретные пропорции и соответствия в рас­ пределении средств производства и рабочей силы между различными отраслями народного хозяйства, между раз­ личными видами труда. А это, в свою очередь, определя­ ет возможности развития отдельных сфер и отраслей на­ родного хозяйства.

Главнейшими пропорциями в развитии народного хо­ зяйства являются: соотношения между производством, потреблением и накоплением, между производством средств производства и производством предметов пот­ ребления, между развитием отдельных районов страны, между промышленностью и сельским хозяйством, между различными отраслями внутри промышленности и сель­ ского хозяйства, а также между этими отраслями и все­ ми другими видами производства. Кроме того, очень важны пропорции роста производительности труда и за­ работной платы, денежных доходов населения и массы товаров личного потребления, поступающих в рознич­ ную торговлю для продажи населению и т. д.

Черты и требования закона планомерного, пропор­ ционального развития можно сформулировать в следую­ щем виде:

В развитии народного хозяйства должно поддержи­ ваться необходимое соответствие между отдв’льными час­

12

тями и отраслями народного хозяйства, соответствие между потребностями, с одной стороны, и ресурсами с другой.

Итак, если при капитализме пропорциональность ус­ танавливается стихийно, через диспропорции, как момент в ряду диспропорций, то при социализме пропорциональ­ ность устанавливается и поддерживается сознательно. Эта постоянная, сознательно поддерживаемая пропор­ циональность и есть планомерность, как подчеркивая В. И. Ленин.

Планирование производительности труда, установле­ ние пропорций в распределении и рациональном исполь­ зовании трудовых ресурсов, планирование фондов опла­ ты по труду, общественных фондов потребления и фон­ дов экономического стимулирования достигается на основе реализации закона неуклонного роста производи­ тельности труда и закона распределения по труду. Одна­ ко все это находится в прямой зависимости от возмож­ ностей роста уровня благосостояния народа в данный плановый период.

При планировании народного хозяйства, особенно при разработке пропорций распределения национального до­ хода на фонд потребления и фонд накопления, при обосновании программы повышения жизненного уровня народа, заданий по росту реальных доходов, по разви­ тию сферы обслуживания и других разделов народнохо­ зяйственного плана, учитываются законы роста потреб­ ностей, непрерывного повышения жизненного уровня на­ рода, социалистического накопления.

В народнохозяйственном плане действие закона стоимости учитывается при организации хозяйственного расчета, в процессе планирования цен и тарифов, финан­ сов, кредита, денежного обращения, зарплаты и фонда поощрения, а также внутренней и внешней торговли и других сфер хозяйственной деятельности.

Однако не следует упускать из виду то важное об­ стоятельство, что товарно-денежные отношения при со­ циализме носят планомерный характер. Их базой явля­ ется производство, в основе которого лежит обществен­ ная собственность на средства производства. В. связи с этим область товарно-денежных отношений существенно ограниченна, ибо земля, а также шахты, фабрики, заво­ ды и другие предприятия, как и рабочая сила, изъяты из

13


товарного обращения. В свою очередь сфера реализации товаров (рынок) развивается под воздействием всей си­ стемы экономических законов социализма.

Наука о планировании изучает механизм использо­ вания экономических законов в руководстве и управле­ нии народным хозяйством. При этом необходимо подчер­ кнуть, что использование экономических законов в пла­ новой практике состоит не в пассивном следовании их требованиям, а в активном творческом применении. Поэтому наука о планировании изучает разнообразные конкретные формы проявления экономических законов,

атакже различные практические связи и соотношения,

вкоторых могут действовать и проявляться эти законы. Теоретической основой этой науки является политиче­ ская экономия. Изучение научных основ планирования народного хозяйства дает ключ к сознательному использованию экономических законов в практической деятельности социалистического государства, его хозяй­ ственных органов, а также общественных организаций трудящихся. Активное участие миллионов трудящихся в управлении производством позволяет наиболее полно выявить потенциальные возможности социалистического

хозяйства, учесть все многообразие потребностей, пере­ довой опыт, достижения науки и практики.

Народнохозяйственное планирование не только кон­ кретизирует и детализирует положения и выводы марк­ систско-ленинской политической экономии как теорети­ ческой основы, но и использует данные отраслевых эко­ номических и технических наук применительно к разви­ тию той или иной отрасли народного хозяйства, эконо­ мического района страны или выпуска отдельного, важ­ ного для народного хозяйства вида продукции.

Будучи воплощением экономической политики Ком­ мунистической партии и Советского государства, хозяй­ ственные планы глубоко научны. Они создаются на ос­ нове изучения и познания объективных законов■разви­ тия социалистического общества, на выводах и дости­ жениях современной науки и техники и ориентируются на самые прогрессивные направления их развития. В планах выдвигаются только те задачи, осуществимость и реальность которых научно доказаны; планы опирают­ ся на научные прогнозы, на реальные ресурсы и воз­ можности.

14

Государственное плановое задание обосновывается как экономически, так и технически, с учетом важней­ ших достижений научно-технического прогресса. Мето­ ды технико-экономического обоснования, применяемые в практике планирования, как раз и отражают органиче­ ское сочетание экономических и технических наук.

Основы теории и практики планирования народного хозяйства разработаны В. И. Лениным. Ему принадле­ жат идеи, на базе которых сформировалась методология народнохозяйственного планирования в СССР.

Методологической основой планирования является ди­ алектический материализм. Изучение объективных эко­ номических законов общественного развития, их форм проявления и использования в условиях планомерного развития общества может быть подлинно научным толь­ ко при условии, что все эти явления исследуются на основе материалистической теории познания и законов диалектики. Законы диалектики в науке о планировании выступают в форме общих и специфических методологи­ ческих принципов. Рассмотрим общие принципы плани­ рования народного хозяйства *.

Принцип единства политики и экономики. При прио­ ритете политического подхода в решении принципиаль­ ных вопросов в области планирования народного хозяй­ ства этот принцип означает, что основные идеи плана, темпы и пропорции, его показатели и уровни развития отраслей должны исходить из программных установок Коммунистической партии, отражать конкретные задачи данного этапа развития советского общества.

В соответствии с решениями XXIV съезда партии ЦК КПСС и Совет Министров СССР в 1972 году приняли постановление о разработке долгосрочного перспектив­ ного плана развития народного хозяйства Советского Союза на 1976—1990 годы. Основные направления и исторические контуры этого плана «определяются обще­ ственно-политическими и экономическими задачами, по­ ставленными в Программе партии и решениях ее послед­ него съезда, задачами создания материально-технической базы коммунизма и значительного подъема жизненного уровня советского народа» 2. Перспективный пятнадцати-1*

1 О специфических методологических принципах разработки на­ роднохозяйственных планов ом. в § 3 гл. I.

1 «Коммунист», 1972, № 18, с. 37,

15


летний план развития народного хозяйства СССР преду­ сматривает не только реализацию главных общественнополитических и экономических задач, но и главные на­ правления их осуществления. Это прежде всего дальней­ шее развитие науки и техники, значительное повышение на этой основе производительности общественного труда, наиболее рациональное размещение производительных сил страны и повышение эффективности народного хозяй­ ства, а также широкое развитие международного разде­ ления труда и экономической социалистической интегра­ ции стран — членов СЭВ.

Принцип научной обоснованности планов. Этот прин­ цип означает, что хозяйственные планы строятся на ос­ нове использования современных достижений отечествен­ ной и зарубежной науки. Планы должны разрабатывать­ ся с учетом передового производственного опыта, дости­ жений новаторов производства и передовых коллективов.

Научное обоснование планов обеспечивает их реаль­ ность и выполнимость. Оно предполагает широкое уча­ стие трудящихся в разработке планов. Коммунистиче­ ская партия и Советское правительство ведут борьбу как с тенденциями установления заниженных планов, так и нереальных — завышенных.

Народнохозяйственное планирование строится на на­ учно обоснованном нормировании затрат труда, матери­ альных и финансовых ресурсов, выявлении внутренних резервов народного хозяйства, на устранении всякого ро­ да излишеств и потерь.

Главной задачей улучшения общегосударственного планирования является повышение его научного уровня, разработка планов в наиболее полном соответствии с экономическими законами социализма. Этого можно до­ стичь путем обеспечения оптимальности планов, то есть учета в них последних достижений науки и техники, крупных прогрессивных сдвигов в структуре производ­ ства и повышения роли перспективных планов.

Перспективные планы позволяют определить основ­ ное направление развития экономики. В. И. Ленин под­ черкивал, что «нельзя работать, не имея плана, рассчи­ танного на длительный период и на серьезный успех» *. Впервые в истории перспективный план развития народ-1

1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 42, с. 153—154.

16

ного хозяйства в социалистическом обществе был разра­ ботан на научной основе под непосредственным руковод­ ством партии и В. И. Ленина — это был план ГОЭЛРО.

Подчеркивая значение научного планирования и за­ дач партии по совершенствованию планирования народ­ ного хозяйства, Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС говорил: «Оно должно опираться на более точное изуче­ ние общественных потребностей, на научные прогнозы наших экономических возможностей, на всесторонний анализ и оценку различных вариантов решений, их не­ посредственных и долговременных последствий» *.

Принцип демократического централизма в планирова­ нии. Планирование в СССР строится на принципе демо­ кратического централизма, который сочетает централи­ зованное (директивное) государственное руководство с широкой творческой инициативой местных органов и коллективов предприятий. На этой основе зиждется один из важнейших организационных принципов разработки планов — координация общегосударственных плановых заданий, охватывающих главные направления экономиче­ ского развития, с планами республик, областей, районов, предприятий, в которых всесторонне учитываются мест­ ные возможности и ресурсы дальнейшего роста произ­ водства и строительства для все более полного удовлет­ ворения потребностей общества. Этот принцип предпола­ гает, что местные органы при разработке проектов пла­ нов, исходя прежде всего из общегосударственных интересов, учитывают свои условия и возможности наибо­ лее эффективного выполнения конкретных заданий.

Государственные планы СССР имеют директивный характер. Они обязательны к исполнению. После того как план утвержден, он становится государственным за­ коном и должен выполняться всеми работниками госу­ дарственных органов, предприятий и строек. Директив­ ность социалистического планирования является одной из его существенных черт.

Другая его важнейшая черта — единство составле­ ния и организации выполнения планов. Преимущества социализма выражаются и в том, что социалистическое государство имеет возможность не только разрабатывать1

1 Б

р е ж н е в Л. И. Ленинским курсом, т. 3. М., Политиздат,

1973, с.

268.