Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Р азд ел первы й
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Г л а в а I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
§ 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
В. И. Ленин, создатель первого в мировой истории со циалистического государства, обосновал необходимость планирования народного хозяйства в обществе, где по литическая власть и средства производства принадлежат народу. «...Только то строительство может заслужить название социалистического,— писал он,— которое будет производиться по крупному общему плану, стремясь рав номерно использовать экономические и хозяйственные ценности»1.
Такое планирование народного хозяйства возможно только при наличии объективных условий для планомер ной организации народного хозяйства — общественной собственности на средства производства и политической власти народа. С победой социалистической революции и возникновением общественной собственности на сред ства производства создаются политические и экономи ческие предпосылки планирования.
«Пролетариат берет общественную власть и обраща ет силой этой власти ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества. Этим он освобождает средства произ водства от всего того, что до сих пор было им свойствен но в качестве капитала, и дает полную свободу развитию
1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 37, с. 21—22.
9
их общественной природы. Отныне становится возмож ным общественное производство по заранее обдуманно му плану» *.
На базе этих экономических условий возникают но вые, свойственные социалистическому способу произ водства, объективные экономические законы. Как из вестно, каждому способу произвЬдства, уровню развития производительных сил соответствуют определенные про изводственные отношения. Характер производственных отношений определяется отношением людей к средствам производства. Капитализму свойственны производствен ные отношения, основанные на частной собственности на средства производства. При социализме собствен ность на средства производства становится обществен ной, и производственные отношения тем самым приво дятся в соответствие с общественным характером про изводства, а это разрушает основы стихийного экономи ческого регулирования производства. Создаются возмож ности для его планомерной организации и развития.
Социалистическое общество в силу господства обще ственной собственности на средства производства не посредственно охватывает хозяйственным управлением и планированием все народное хозяйство как единое це лое. Управление социалистическим производством в мас штабе всего народного хозяйства является согласован; ным, планомерным, научно обоснованным, позволяющим наиболее эффективно использовать в процессе производ ства его материально-вещественные элементы — машины, сырье, топливо, энергию и рабочую силу.
В этих целях социалистическое общество познает и сознательно использует действие экономических законов социализма. Планирование как важнейший рычаг уп равления народным хозяйством представляет собой ве дущую форму практического использования объективно действующих экономических законов. И прежде всего оно опирается на основной экономический закон со циализма, согласно которому развитие всего производ ства подчинено задаче наиболее полного удовлетворения потребностей народа. Вместе с тем в этой сфере хозяй ственной деятельности непосредственно проявляют себя закон планомерного, пропорционального развития народ-1
1 Э н г е л ь с Ф. Анти-Дюринг. М., Госполитиздат, 1952, с. 269.
10
ного хозяйства, закон стоимости и другие экономические законы социализма.
Сущность планирования состоит в сознательном при менении системы экономических законов социализма в процессе государственного руководства и управления развитием народного хозяйства.
Планирование народного хозяйства — это многослож ный процесс, охватывающий не только экономические, но и социальные стороны жизни общества. «Наша эко номика,— говорится в Директивах XXIV съезда КПСС,— развивается по единому плану, что обеспечивает высо кие темпы ее роста, пропорциональность и эффектив ность развития ее отраслей, неуклонное повышение жиз ненного уровня трудящихся, всестороннее развитие со циалистической культуры» *.
Планирование — это центральное звено, сердцевина руководства народным хозяйством в условиях социализ ма. Оно лежит в основе решений партии и социалисти ческого государства по управлению народным хозяй ством.
Процесс планирования состоит в выработке, обосно вании и обеспечении выполнения намечаемых производ ственных, экономических и социальных показателей, а также в организации проверки их выполнения.
Народнохозяйственное планирование находит свое выражение в разрабатываемых годовых (текущих) и перспективных планах развития социалистической эконо мики. Народнохозяйственные планы представляют собой задания государства предприятиям, хозяйственным орга низациям по материальному производству, услугам и культурному строительству на плановый период. Они от ражают планомерно организуемый процесс расширенно го социалистического воспроизводства общественного продукта, и прежде всего объемы, темпы и пропорции материального производства с учетом всего многообра зия реальных условий экономического развития страны.
Основной экономический закон социализма в народ нохозяйственных планах проявляется через план повы шения уровня благосостояния населения, что обеспечи вается всеми разделами народнохозяйственного плана, и прежде всего разделами, определяющими развитие
' Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1973, с. 299.
11
научно-технического прогресса, производственную и строительную программы. Таким образом, основной эко номический закон социализма определяет главную цель народнохозяйственного плана.
Закон планомерно-пропорционального развития на родного хозяйства обеспечивает при правильном его при менении сбалансированность и согласованность разделов плана, определяет возможность планирования темпов и пропорций развития всей экономики и культуры страны.
В. И. Ленин, оценивая первый народнохозяйственный план экономического развития молодой Советской Рос сии, подчеркивал, что «все планы отдельных отраслей производства должны быть строго координированы, свя заны и вместе составлять тот единый хозяйственный план, в котором мы так нуждаемся».
В социалистическом обществе пропорциональность в планировании устанавливается и поддерживается пла номерно, путем использования действия закона плано мерного, пропорционального развития. Этот закон обус ловливает конкретные пропорции и соответствия в рас пределении средств производства и рабочей силы между различными отраслями народного хозяйства, между раз личными видами труда. А это, в свою очередь, определя ет возможности развития отдельных сфер и отраслей на родного хозяйства.
Главнейшими пропорциями в развитии народного хо зяйства являются: соотношения между производством, потреблением и накоплением, между производством средств производства и производством предметов пот ребления, между развитием отдельных районов страны, между промышленностью и сельским хозяйством, между различными отраслями внутри промышленности и сель ского хозяйства, а также между этими отраслями и все ми другими видами производства. Кроме того, очень важны пропорции роста производительности труда и за работной платы, денежных доходов населения и массы товаров личного потребления, поступающих в рознич ную торговлю для продажи населению и т. д.
Черты и требования закона планомерного, пропор ционального развития можно сформулировать в следую щем виде:
В развитии народного хозяйства должно поддержи ваться необходимое соответствие между отдв’льными час
12
тями и отраслями народного хозяйства, соответствие между потребностями, с одной стороны, и ресурсами — с другой.
Итак, если при капитализме пропорциональность ус танавливается стихийно, через диспропорции, как момент в ряду диспропорций, то при социализме пропорциональ ность устанавливается и поддерживается сознательно. Эта постоянная, сознательно поддерживаемая пропор циональность и есть планомерность, как подчеркивая В. И. Ленин.
Планирование производительности труда, установле ние пропорций в распределении и рациональном исполь зовании трудовых ресурсов, планирование фондов опла ты по труду, общественных фондов потребления и фон дов экономического стимулирования достигается на основе реализации закона неуклонного роста производи тельности труда и закона распределения по труду. Одна ко все это находится в прямой зависимости от возмож ностей роста уровня благосостояния народа в данный плановый период.
При планировании народного хозяйства, особенно при разработке пропорций распределения национального до хода на фонд потребления и фонд накопления, при обосновании программы повышения жизненного уровня народа, заданий по росту реальных доходов, по разви тию сферы обслуживания и других разделов народнохо зяйственного плана, учитываются законы роста потреб ностей, непрерывного повышения жизненного уровня на рода, социалистического накопления.
В народнохозяйственном плане действие закона стоимости учитывается при организации хозяйственного расчета, в процессе планирования цен и тарифов, финан сов, кредита, денежного обращения, зарплаты и фонда поощрения, а также внутренней и внешней торговли и других сфер хозяйственной деятельности.
Однако не следует упускать из виду то важное об стоятельство, что товарно-денежные отношения при со циализме носят планомерный характер. Их базой явля ется производство, в основе которого лежит обществен ная собственность на средства производства. В. связи с этим область товарно-денежных отношений существенно ограниченна, ибо земля, а также шахты, фабрики, заво ды и другие предприятия, как и рабочая сила, изъяты из
13
товарного обращения. В свою очередь сфера реализации товаров (рынок) развивается под воздействием всей си стемы экономических законов социализма.
Наука о планировании изучает механизм использо вания экономических законов в руководстве и управле нии народным хозяйством. При этом необходимо подчер кнуть, что использование экономических законов в пла новой практике состоит не в пассивном следовании их требованиям, а в активном творческом применении. Поэтому наука о планировании изучает разнообразные конкретные формы проявления экономических законов,
атакже различные практические связи и соотношения,
вкоторых могут действовать и проявляться эти законы. Теоретической основой этой науки является политиче ская экономия. Изучение научных основ планирования народного хозяйства дает ключ к сознательному использованию экономических законов в практической деятельности социалистического государства, его хозяй ственных органов, а также общественных организаций трудящихся. Активное участие миллионов трудящихся в управлении производством позволяет наиболее полно выявить потенциальные возможности социалистического
хозяйства, учесть все многообразие потребностей, пере довой опыт, достижения науки и практики.
Народнохозяйственное планирование не только кон кретизирует и детализирует положения и выводы марк систско-ленинской политической экономии как теорети ческой основы, но и использует данные отраслевых эко номических и технических наук применительно к разви тию той или иной отрасли народного хозяйства, эконо мического района страны или выпуска отдельного, важ ного для народного хозяйства вида продукции.
Будучи воплощением экономической политики Ком мунистической партии и Советского государства, хозяй ственные планы глубоко научны. Они создаются на ос нове изучения и познания объективных законов■разви тия социалистического общества, на выводах и дости жениях современной науки и техники и ориентируются на самые прогрессивные направления их развития. В планах выдвигаются только те задачи, осуществимость и реальность которых научно доказаны; планы опирают ся на научные прогнозы, на реальные ресурсы и воз можности.
14
Государственное плановое задание обосновывается как экономически, так и технически, с учетом важней ших достижений научно-технического прогресса. Мето ды технико-экономического обоснования, применяемые в практике планирования, как раз и отражают органиче ское сочетание экономических и технических наук.
Основы теории и практики планирования народного хозяйства разработаны В. И. Лениным. Ему принадле жат идеи, на базе которых сформировалась методология народнохозяйственного планирования в СССР.
Методологической основой планирования является ди алектический материализм. Изучение объективных эко номических законов общественного развития, их форм проявления и использования в условиях планомерного развития общества может быть подлинно научным толь ко при условии, что все эти явления исследуются на основе материалистической теории познания и законов диалектики. Законы диалектики в науке о планировании выступают в форме общих и специфических методологи ческих принципов. Рассмотрим общие принципы плани рования народного хозяйства *.
Принцип единства политики и экономики. При прио ритете политического подхода в решении принципиаль ных вопросов в области планирования народного хозяй ства этот принцип означает, что основные идеи плана, темпы и пропорции, его показатели и уровни развития отраслей должны исходить из программных установок Коммунистической партии, отражать конкретные задачи данного этапа развития советского общества.
В соответствии с решениями XXIV съезда партии ЦК КПСС и Совет Министров СССР в 1972 году приняли постановление о разработке долгосрочного перспектив ного плана развития народного хозяйства Советского Союза на 1976—1990 годы. Основные направления и исторические контуры этого плана «определяются обще ственно-политическими и экономическими задачами, по ставленными в Программе партии и решениях ее послед него съезда, задачами создания материально-технической базы коммунизма и значительного подъема жизненного уровня советского народа» 2. Перспективный пятнадцати-1*
1 О специфических методологических принципах разработки на роднохозяйственных планов ом. в § 3 гл. I.
1 «Коммунист», 1972, № 18, с. 37,
15
летний план развития народного хозяйства СССР преду сматривает не только реализацию главных общественнополитических и экономических задач, но и главные на правления их осуществления. Это прежде всего дальней шее развитие науки и техники, значительное повышение на этой основе производительности общественного труда, наиболее рациональное размещение производительных сил страны и повышение эффективности народного хозяй ства, а также широкое развитие международного разде ления труда и экономической социалистической интегра ции стран — членов СЭВ.
Принцип научной обоснованности планов. Этот прин цип означает, что хозяйственные планы строятся на ос нове использования современных достижений отечествен ной и зарубежной науки. Планы должны разрабатывать ся с учетом передового производственного опыта, дости жений новаторов производства и передовых коллективов.
Научное обоснование планов обеспечивает их реаль ность и выполнимость. Оно предполагает широкое уча стие трудящихся в разработке планов. Коммунистиче ская партия и Советское правительство ведут борьбу как с тенденциями установления заниженных планов, так и нереальных — завышенных.
Народнохозяйственное планирование строится на на учно обоснованном нормировании затрат труда, матери альных и финансовых ресурсов, выявлении внутренних резервов народного хозяйства, на устранении всякого ро да излишеств и потерь.
Главной задачей улучшения общегосударственного планирования является повышение его научного уровня, разработка планов в наиболее полном соответствии с экономическими законами социализма. Этого можно до стичь путем обеспечения оптимальности планов, то есть учета в них последних достижений науки и техники, крупных прогрессивных сдвигов в структуре производ ства и повышения роли перспективных планов.
Перспективные планы позволяют определить основ ное направление развития экономики. В. И. Ленин под черкивал, что «нельзя работать, не имея плана, рассчи танного на длительный период и на серьезный успех» *. Впервые в истории перспективный план развития народ-1
1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 42, с. 153—154.
16
ного хозяйства в социалистическом обществе был разра ботан на научной основе под непосредственным руковод ством партии и В. И. Ленина — это был план ГОЭЛРО.
Подчеркивая значение научного планирования и за дач партии по совершенствованию планирования народ ного хозяйства, Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС говорил: «Оно должно опираться на более точное изуче ние общественных потребностей, на научные прогнозы наших экономических возможностей, на всесторонний анализ и оценку различных вариантов решений, их не посредственных и долговременных последствий» *.
Принцип демократического централизма в планирова нии. Планирование в СССР строится на принципе демо кратического централизма, который сочетает централи зованное (директивное) государственное руководство с широкой творческой инициативой местных органов и коллективов предприятий. На этой основе зиждется один из важнейших организационных принципов разработки планов — координация общегосударственных плановых заданий, охватывающих главные направления экономиче ского развития, с планами республик, областей, районов, предприятий, в которых всесторонне учитываются мест ные возможности и ресурсы дальнейшего роста произ водства и строительства для все более полного удовлет ворения потребностей общества. Этот принцип предпола гает, что местные органы при разработке проектов пла нов, исходя прежде всего из общегосударственных интересов, учитывают свои условия и возможности наибо лее эффективного выполнения конкретных заданий.
Государственные планы СССР имеют директивный характер. Они обязательны к исполнению. После того как план утвержден, он становится государственным за коном и должен выполняться всеми работниками госу дарственных органов, предприятий и строек. Директив ность социалистического планирования является одной из его существенных черт.
Другая его важнейшая черта — единство составле ния и организации выполнения планов. Преимущества социализма выражаются и в том, что социалистическое государство имеет возможность не только разрабатывать1
1 Б |
р е ж н е в Л. И. Ленинским курсом, т. 3. М., Политиздат, |
1973, с. |
268. |